Административно-Правовая Деятельность

Административно-публичная деятельность как вид государственно-публичной деятельности, регулируемой административным правом

1. По сфере распространения. Исполнительная власть в соответствии с установленными действующим законодательством пределами осуществляется только в рамках государственно-публичных отношений. Иными словами, в ее содержание не включается муниципальное публичное управление. Но, по нашему мнению, административно-публичная деятельность включает в себя как государственное, так и муниципальное управление.

Любой административный орган в своей деятельности должен руководствоваться принципом: «Разрешено совершать только те действия, которые прямо указаны в законе и входят в соответствии с этим законом в компетенцию данного органа». Недопустимо совершение административным органом действий, не отнесенных законом к его компетенции. В практической деятельности административных органов данный принцип нередко нарушается. Приведем пример из судебно-арбитражной практики.

МВД РОССИИ

2. Законность ‒ статья 15 Конституции Российской Федерации. Данный принцип означает, что сотрудники полиции, во-первых, должны соблюдать Конституцию Российской Федерации, другие законы и нормативные правовые акты, не противоречащие Конституции; во-вторых, решения, принимаемые руководителями и сотрудниками полиции при осуществлении правоохранительной и правоприменительной деятельности, должны соответствовать духу и букве закона; в-третьих, государством предусмотрена ответственность за незаконные действия должностных лиц.

Соглашаясь в целом с указанным определением организации охраны общественного порядка, заметим, что сложно в современный период говорить об управленческих функциях общественных объединений. Представляется, что в настоящее время их деятельность связана главным образом с непосредственной охраной общественного порядка.

  1. Общие положения и общие принципы административного права (предмет АП, метод АП, система административного права, административные правоотношения, источники, нормы АП, субъекты АП-отношений);
  2. Основные вопросы организации деятельности органов исполнительной власти (вопросы системы федеральных ОИВ и ОИВ субъектов федерации; правовое положение отдельных федеральных ОИВ и ОИВ субъектов);
  3. Подотрасль – служебное право (институт государственных должностей, институт правового статуса государственных служащих, институт прохождения государственной службы);
  4. Институт специальных административно-правовых статусов (беженцев, безработных, индивидуальных предпринимателей и т.д.);
  5. Институт административных процедур (регулирует порядок исполнения государственных функций);
  6. Институт административно-правового принуждения;
  7. Административно-деликтное право;
  8. Административное судопроизводство.

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей — публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

  • Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта. Подвиды регулятивной функции:
    • 1) Организационный вид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.
    • 2) Исполнительный вид этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений их правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.
    • 3) Разрешительный вид этой функции административного права реализуется в установлении им разрешительных административно-правовых режимов, т. е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществлять в должном объеме такую функцию государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.
    • 4) Нормотворческий вид этой функции административного права произволен от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе, поэтому оно является правомерным, т. е. соответствующим принципу законности.
    • 5) Контрольно-надзорный вид этой функции административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.
  • Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.
  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.
Вам может понравиться =>  Является Ли Залог Гарантией

Административное право, уголовное, а также уголовно-исполнительное право используют одинаковый метод правового регулирования — запрет, за нарушение которого наступает соответственно административная или уголовная ответственность. В уголовном праве установлена ответственность за преступления против интересов государственной и муниципальной службы, а также за нарушения правил, устанавливаемых нормами административного права (например, в области осуществления предпринимательской деятельности, против военной службы, против общественной безопасности и общественного порядка). Правоохранительная служба осуществляет свои задачи и функции в сфере действия как уголовного, так и административно-деликтного права. Управление в области исполнения уголовных наказаний основывается на традиционных характеристиках государственного управления, обеспечивающего выполнение конкретных задач уголовно-исполнительного права.

Предмет публичного права (как минимум его важнейших частей — государственного и административного права) — государство как носитель верховной и суверенной власти, а также государственная власть в ее различных проявлениях. Административное право как отрасль публичного права является выражением публичного (общественного) интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной деятельности, функционировании исполнительной власти.

Административно-правовая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность в Ресрублике Беларусь — Для современного периода развития мировой экономики характерно расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, цель которого экономия общественного труда в… … Википедия

Prokopenya Viktor/Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь — Участник:Prokopenya Viktor/Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь Для современного периода развития мировой экономики характерно расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется… … Википедия

Административная правоприменительная деятельность: история научного осмысления, сущностная характеристика Текст научной статьи по специальности; Право

The paper examines the approaches developed in the domestic administrative law to the understanding of the essence and forms of law enforcement activity performed by the executive branch of power and other bodies of public administration. The author suggests his own definition of the mentioned activity and reveals its main features. The doctrine of administrative law is considered as one of the constituent components necessary for formation of the phenomenon under study, and within this component its structural elements, subjects of application and limits of implementation must be identified. It is noted that the creation of necessary theoretical prerequisites of administrative law activity is extremely important for improving its practical component, which determines the relevance of the studies conducted in this area.

Вам может понравиться =>  Воспитателю Есть Льгота На Посещение Ребенком Детского Сада

Л. В. Веркиенко под применением права органами исполнительной власти понимает «процесс осуществления властной деятельности органами государства и должностными лицами по претворению в жизнь норм права, результатом которой является акт применения права» [14, с. 19].

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Административная жалоба — это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган. Административная жалоба — не исковое обращение. Она направляется не в судебный орган. Кроме того, само притязание в административной жалобе выступает в смягченной форме, скорее в форме просьбы.

Существуют органы общественной самодеятельности-это не имею­щее членства общественное объединение, целью которого являет­ся совместное решение различных социальных проблем. Орган общественной самодеятельности формируется по ини­циативе граждан, заинтересованных в решении про­блем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответ­ствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Важная роль в охране общественного порядка, в обеспе­чении общественной безопасности и борьбе с преступностью, а также иными правонарушениями принадлежит специальным об­щественным формированиям: добровольным народным дружинам по охране общественного порядка; товарищеским судам; общест­венным пунктам охраны правопорядка; внештатным сотрудникам полиции и тд. Добровольные народные дружины по охране общественного по­рядка создаются в районах, городах и других населенных пунктах. Порядок образования и деятельности добровольных народных дружин, их задачи, обязанности и права, материально-техническое обеспечение, а также руководство определяются со­ответствующими положениями. Противодействие законной деятельности народных дружин­ников, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство народ­ных дружинников в связи с их деятельностью по охране общест­венного порядка влекут за собой ответственность согласно закону. Основными формами и методами работы народных дружин являются: патрулирование и выставление постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах; проведение рейдов по вы­явлению правонарушений и лиц, их совершивших; проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения и тд. Товарищеские суды-это выборные органы общественной са­модеятельности, призванные активно содействовать воспитанию граждан в духе добросовестного отношения к труду, бережного отношения к имуществу, соблюдения правил общежития, разви­тия у них чувства товарищеской взаимопомощи, уважения, досто­инства и чести людей. Товарищеский суд может рассматривать дела о нарушениях трудовой дисциплины и о других правонарушениях. В качестве внештатных со­трудников милиции могут быть граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, способные по своим личным и деловым качест­вам оказывать милиции содействие в охране общественного по­рядка и обеспечении общественной безопасности, предупрежде­нии и пресечении преступлений и административных правонару­шений, раскрытии преступлений. Внештатные сотрудники подбираются на добровольных нача­лах и в индивидуальном порядке, как правило, из числа народных дружинников, пенсионеров — бывших работников органов внут­ренних дел, федеральной службы безопасности, юстиции, прокуратуры и военнослужащих. Внештатные сотрудники работают, под руководством работ­ников милиции, выполняя их поручения.

Вам может понравиться =>  Восстановление Отцовства

Возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, состав которой определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке типовыми штатными расписаниями дежурных частей. Начальник дежурной смены, а в органах внутренних дел, где в штатном расписании эта должность не предусмотрена, помощник начальника дежурной части — оперативный дежурный (помощник начальника отдела (отделения) — опе­ративный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный), является старшим дежурной смены и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на дежурную часть задач. Кроме дежурной смены в суточный наряд по органу внутренних дел вклю­чаются: следственно-оперативная группа, группа немедлен­ного реагирования, группа задержания пульта централизованной ох­раны отдела вневедомственной охраны, водители служебного автотранспорта дежурных частей. По решению начальника органа внутренних дел суточный наряд может усиливаться дополнительными силами и средствами, за исключением участко­вых уполномоченных милиции. Сотрудники дежурных частей органов внутренних дел среднего и стар­шего начальствующего состава назначаются на должность, перемещаются и ос­вобождаются от должности в установленном порядке, после согласования их кандидатур и прохождения собеседования в штабном либо организационно-инспекторском подразделении вышестоящего органа внутренних дел, по пред­ставлению руководителя органа внутренних дел. Должности помощника оперативного дежурного комплектуются наиболее подготовленными и положительно характеризующимися лицами младшего на­чальствующего состава, имеющими среднее образование и стаж работы в орга­нах внутренних дел не менее 3 лет. Помощники оперативного дежурного назначаются на должность, переме­щаются и освобождаются от должности начальником органа внутренних дел по представлению начальника дежурной части (начальника штаба).

Шпаргалка по административному праву

7) административный арест на срок до 15 суток. Порядок производства по делу об административном правонарушении регламентирован Кодексом РФ об административных правонарушениях. Круг органов, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, является достаточно широким. В него входят суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, органы милиции, разного рода государственные инспекции и другие государственные органы. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.

Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Adblock
detector