Административное И Конституционное Право

Без анализа вопросов административно-правового регулирования большинство проблем финансового, земельного, экологического, таможенного и других отраслей права не могут быть всесторонне изучены, и усвоены. Трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право связаны с наукой административного права по отдельным вопросам. Наука административного права как система построена на основе внутренней взаимосвязи и взаимозависимости административно-правовых институтов, образующих целостное единство научной отрасли права. Система науки административного права по объему шире системы отрасли административного права, т. к. наука исследует не только совокупность административно-правовых норм, но и другие теоретические проблемы, связанные с теорией и практикой административно-правового регулирования.

Между административным и конституционным правом наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Отграничение административного права от смежных отраслей права

Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно-распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.

Административное и конституционное право

Административное право тесно взаимодействует практически со всеми отраслями белорусского права, охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Оно «проникает» в сферу регулятивного функционирования иных отраслей права в силу фактического наличия управленческих отношений в сферах, подпадающих под регулятивное воздействие иных отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.). Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно–распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно–распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально–культурным и административно–политическим строительством.

Рассмотрим полное определение источников административного права в РФ. Источники административного права — это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, т.е. имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права. Выделяют следующие специальные субъекты административного права: члены административных коллективов; субъекты административной опеки; субъекты разрешительной системы; жители территорий с особым административно-правовым режимом; субъектов административного надзора и др.

Тем не менее, размножение отраслей права, скорее всего, будет происходить и в дальнейшем. Так что не удивляйтесь и не пугайтесь, если вдруг увидите учебник по неизвестной вам отрасли права – возможно, дело лишь в том, что какой-то юрист хочет стать заведующим кафедрой в своём университете.

Вам может понравиться =>  Ветерану Труда С Августа Месяца Неполностью Выплачена Компенсация За Покупку Угля

Административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. Оно устанавливает права и обязанности госорганов и должностных лиц, а также определяет список административных правонарушений и наказаний за них. Можно сказать, что административное право определяет всю деятельность чиновников. А поскольку чиновники занимаются почти всеми сферами жизни общества, то и сфера действия административного права получается очень широкой. Оборона, государственная безопасность, иностранные дела, миграция, промышленность, торговля, строительство, сельское хозяйство, занятость населения, здравоохранение, образование, транспорт, связь, наука, культура, спорт, туризм – всё это входит в предмет административного права в той мере, в какой там участвуют представители государства. Самые важные источники – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Освобождение от должности Председателя и членов Правительства РФ также осуществляется Президентом РФ — по личному заявлению об отставке, в случае выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой или отказа в доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ, в случае невозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по собственному усмотрению главы государства). Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ, при этом по поручению Президента РФ Правительство РФ продолжает функционировать до формирования нового Правительства, а исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе поручить одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев.

В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ , однако ключевую фигуру в Правительстве — Председателя Правительства РФ — Президент назначает с согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ — в течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения — конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан).

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

При этом граждане, имея права, должны осуществлять и обязанности, предусмотренные Конституцией и другими законами. Среди обязанностей, которые имеют особое значение для организации государственного управления и которые являются конституционными, следует указать такие как: соблюдать Конституцию РФ и законы РФ (статья 15), уважать права и свободы других лиц (статья 17), платить налоги и сборы (статья 57), защищать Отечество (статья 59).

  • уровень экономического развития общества (в частности, состояние и развитие промышленности, аграрного сектора);
  • признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
  • обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;
  • поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в течение 30 дней (исключение составляют военнослужащие).

С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

Между административным и конституционным правом наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Вам может понравиться =>  Транспортная Карта Сбербанка Для Пенсионеров

Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоре­тические положения, их изучение предшествует изучению административного права.

Административное И Конституционное Право

4) государство и государственные образования — Российская Федерация; субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; административно-территориальные единицы — районы, города, городские районы, префектуры, поселки, села; муниципальные образования;

Государственное (конституционное) право России представляет собой систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти в стране, отношения между человеком и государством. Это ведущая, базовая отрасль российской правовой системы.

КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Именно к публичному праву относятся конституционное и административное право. Таким образом, в центре нашего внимания оказываются вопросы правового упорядочения власти. Ф. Ницше в своей философии жизни утверждал, что жизнь есть наивысшая ценность, а ее проявление есть воля к власти[3]. В действительности, конечно, стремление властвовать распространено далеко на у всех форм жизни: властно-иерархические отношения характерны только для организмов, ведущих общественный образ жизни (приматы, многие хищные, китообразные, копытные и др.), и то не всех (например, косяки рыб, стаи птиц, колонии полипов, термитов и оболочников), служащие упорядочению конкуренции особей; организмы же, ведущие одиночный образ жизни (пресмыкающиеся, большинство сумчатых и др.), не нуждаются в выстраивании такого рода отношений. Человек из разряда первых и не придумал, а унаследовал властные взаимоотношения, что показывает значимость регулирующего их публичного права. В рамках публичного права конституционное и административное право отличаются друг от друга и от иных отраслей публичного права предметом регулирования, т.е. видом общественных отношений, которым они посвящены.

Конституционное (государственное) право – это отрасль публичного права, совокупность правовых норм, регулирующих властные отношения в области основ государственного строя и правового положения высших органов власти, человека и гражданина. Это, например, такие вопросы, как форма правления, федеративное устройство, деятельность законодательного органа, основные права человека. Заметим, основные права человека могут быть установлены конституционным правом, как в современной России и большинстве иных стран, но могут и отсутствовать, как было в прежние эпохи. Когда же они предусматриваются конституционным правом, то речь идет о них не как о предмете частного права, но именно как о признании государством взаимных прав и обязанностей, границ невмешательства в отношениях между властью и отдельным человеком. Стало быть, и в области прав человека конституционное право сохраняет свою публичную природу.

Государственная служба в зарубежных странах: сб. обзоров законодательства / Н. М. Касаткина и др. М., 1996. Депутат парламента в зарубежных государствах / Д. А. Ковачев и др.; отв. ред. Д. А. Ковачев. М., 1995. Децентрализация управления в зарубежных государствах / Г. Н. Андреева и др.; под ред. А. Н. Пилипенко. М., 2009. Институты конституционного права иностранных государств / отв ред. Д. А. Ковачев. М., 2002. Касаткина Н. М. Охрана окружающей среды от загрязнения в ведущих зарубежных странах. М., 1984. Касаткина Н. М. и др. Бюджетный процесс в зарубежных государствах / отв. ред. И. Г. Тимошенко. М., 1996. Ковачев Д. А. Законодательный процесс в европейских социалистических странах. М., 1966. Ковачев Д. А. Механизм правотворчества социалистического государства. М., 1977. Конституции государств Азии: в 3 т. М., 2010.

Вам может понравиться =>  Стройматериалы Для Дома Многодетным

Конституции иностранных государств. Важное место в деятельности отдела занимал анализ конституций иностранных государств и проблемы теории конституции. Исследовались, например, следующие проблемы: предмет, способы и формы конституционного регулирования; функция, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа; понятие «конституционный принцип» — реальность и фиктивность конституционных принципов; принцип разделения властей в конституциях государств Восточной Европы; конституция и регламент парламента; конституционное разграничение закона и исполнительного акта; понятие «конституционные иллюзии», их виды и назначение; конституционный порядок разрешения во Франции конфликтов между законодательной и исполнительной властями.

ЛЕКЦИЯ 2

Основные обязанности – это конституционно за­крепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, кото­рые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Конституционное право – ведущая отрасль права России, пред­ставляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регули­рующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституци­онного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной вла­сти и систему местного самоуправления.

  1. Общие положения и общие принципы административного права (предмет АП, метод АП, система административного права, административные правоотношения, источники, нормы АП, субъекты АП-отношений);
  2. Основные вопросы организации деятельности органов исполнительной власти (вопросы системы федеральных ОИВ и ОИВ субъектов федерации; правовое положение отдельных федеральных ОИВ и ОИВ субъектов);
  3. Подотрасль – служебное право (институт государственных должностей, институт правового статуса государственных служащих, институт прохождения государственной службы);
  4. Институт специальных административно-правовых статусов (беженцев, безработных, индивидуальных предпринимателей и т.д.);
  5. Институт административных процедур (регулирует порядок исполнения государственных функций);
  6. Институт административно-правового принуждения;
  7. Административно-деликтное право;
  8. Административное судопроизводство.
  1. Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления;
  2. Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

Административное И Конституционное Право

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Adblock
detector