Федеральный Закон №89 «Об отходах производства и потребления»: основные понятия, нововведения 2022 года

Закон об отходах производства и потребления (ФЗ 89): понятия, правила обработки и вывоза мусора, изменения

К разработке и строгому выполнению документации по обращению с отходами следует подойти с особым вниманием. Нарушения законодательства и санитарных норм влечёт за собой штрафные санкции, возмещение убытка и даже приостановление деятельности предприятия.

К ликвидации аварий допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку по обращению с особо опасными веществами. Все остальные люди должны покинуть аварийный участок. Обязательно использование средств индивидуальной защиты (респиратор, перчатки, специальная одежда и обувь). Основные правила по локализации и устранению последствий аварий, указываемые в инструкции по обращению с отходами:

В этом пункте инструкции по обращению с отходами описываются основные требования к транспортным средствам и порядку перевозки. Погрузочно-разгрузочные работы должны быть механизированы в целях повышения безопасности и облегчения труда работников. Возможность разгерметизации контейнеров, потери и утечки утильсырья должны быть полностью исключены.

Раздел инструкции по обращению с отходами регламентирует вид и форму хранения отработанных материалов и оборудования, допустимый лимит накопления отходов. Если предприятие вырабатывает нескольких видов мусора, необходимо учитывать их совместимость при выборе места размещения.

Очень важным элементом в сфере уничтожения отходов производства является их обезвреживание. В соответствие с федеральным законодательством под ним подразумевается такое изменение отходов производства, благодаря которому они теряют свои химически опасные свойства, уменьшаются в размерах и иным образом перестают представлять опасность для населения.

объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

установление ставок сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее — экологический сбор);

твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;»;

2. До 1 января 2022 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не распространяется на объекты размещения отходов, созданные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также допускается эксплуатация указанных объектов в границах населенных пунктов на территории Республики Крым и в границах города федерального значения Севастополя.

объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

2. Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

2. Инвестиционная программа разрабатывается и утверждается Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности. Инвестиционная программа вместе с анализом влияния мероприятий предлагаемой инвестиционной программы на предельные (максимальные) тарифы федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности представляется Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» на согласование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности.

ФЗ-89 об отходах в актуальной редакции 2022 г

  • комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
  • использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
  • доступ к информации в области обращения с отходами;
  • участие в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.

Федеральный закон от г

объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2022 № 225-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ)

3. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 261-ФЗ; в редакции Федерального закона от 02.08.2022 № 272-ФЗ)

Также установлены требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к объектам размещения отходов; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к обращению с опасными отходами. Запрещен ввоз отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания. Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами объявлены: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяет Правительство РФ.

Вам может понравиться =>  Стоимость Развода Через Суд В Беларуси В 2022

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 4.1)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
    • Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами
    • Статья 4. Отходы как объект права собственности
    • Статья 4.1. Классы опасности отходов
  • Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами (ст.ст. 5 — 8.1)
    • Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 7 (утратила силу)
    • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 8.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава III. Общие требования к обращению с отходами (ст.ст. 9 — 17)
    • Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов
    • Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами
    • Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
    • Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
    • Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
    • Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 13.3. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами
    • Статья 13.4. Требования к местам (площадкам) накопления отходов
    • Статья 13.5. Федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов
    • Статья 14. Требования к обращению с отходами I — V классов опасности
    • Статья 14.1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.2. Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.3. Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.4. Особенности обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.5. Инвестиционная программа федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности
    • Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 16. Требования к транспортированию отходов
    • Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
  • Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами (ст.ст. 18 — 20)
    • Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
    • Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Статья 20. Государственный кадастр отходов
  • Глава V. Экономическое регулирование в области обращения с отходами (ст.ст. 21 — 24.5)
    • Статья 21. Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами
    • Статья 22 (утратила силу)
    • Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
    • Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
    • Статья 24.1. Утилизационный сбор
    • Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
    • Статья 24.3. Единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.4. Предоставление информации для включения в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.5. Экологический сбор
  • Глава V.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ст.ст. 24.6 — 24.14)
    • Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию
    • Статья 24.9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
    • Статья 24.11. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.12. Государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.13. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.14. Российский экологический оператор
  • Глава VI. Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами (ст.ст. 25 — 27)
    • Статья 25. Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами
    • Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
    • Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами
  • Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (ст.ст. 28 — 29)
    • Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 29. Исковые требования о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
  • Глава VIII. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 29.1 — 31)
    • Статья 29.1. Переходные положения
    • Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Законом устанавливается лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, т. е. отходами, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержат возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября 2007 г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008 г., 18, 19 июля, 7, 21 ноября 2011 г., 25, 29 июня, 28 июля 2012 г., 23 июля, 21 октября, 25 ноября 2013 г., 21 июля, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 5, 31 декабря 2017 г., 29 июля, 25 декабря 2022 г., 26 июля, 2 августа, 16, 27 декабря 2022 г., 7 апреля 2022 г., 11 июня, 1, 2 июля 2022 г.

При этом, в случае если юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство упаковки товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт упаковки товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза, осуществили инвестиции в строительство объектов обработки и объектов утилизации отходов от использования товаров, приобретение оборудования, предназначенного для сбора и транспортирования отходов от использования товаров до вступления в силу настоящего Федерального закона, таким лицам предоставляется право уменьшить величину уплачиваемого экологического сбора в 2022 год на величину указанных инвестиций, но не более чем на величину экологического сбора, уплачиваемого за 2022 год.

Проектом постановления устанавливается, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС России).

Также обязанность по выполнению нормативов утилизации ОИТ в отношении импортеров товаров предлагается установить с момента ввоза товаров или упаковки на территорию Российской Федерации. При этом для производителей товаров и упаковки на территории Российской Федерации обязанность по выполнению нормативов утилизации сохраняется с момента первичной реализации.

Законопроектом предлагается механизм реализации РОП обеспечивать только уплатой экологического сбора, средства которого в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора будут предоставляться российскому экологическому оператору для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также для финансирования инвестиционных проектов в области обращения с отходами от использования товаров (включая разработку проектно-сметной документации), а также работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами от использования товаров.

Вам может понравиться =>  Входит Ли Стипендия В Доход Семьи

Выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров планируется осуществлять российским экологическим оператором путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), в том числе в целях сбора, транспортирования и обработки отходов от использования товаров.

  1. Определение мусора и его градация.
  2. Определение степени опасности.
  3. Требования, выдвигаемые при работе с мусором:
  • при транспортировке;
  • при сборе;
  • при хранении;
  • при уничтожении и пр.
  1. Учёт со стороны государства.
  2. Вопросы, относящиеся к утилизации:
  • порядок заключения договоров;
  • расчёт объёмов;
  • определение тарифов и пр.
  1. Вопросы, касающиеся оплаты при воздействии на окружающую среду.
  2. Контроль за названной сферой жизнедеятельности со стороны государства.
  3. Ответственность за нарушение требований закона.

Указанные нововведения коснулись прежде всего обычных жителей, а также правил обращения с мусором в целом. То есть, обращение с отходами и все операции с ними переданы на ведение определённым региональным операторам, которые, в свою очередь, должны заключить договора как с гражданами, так и с предприятиями.

На территории РФ действует закон, определяющий основные правила по обращению с разными отходами предприятий, граждан, возникающими в процессе их деятельности. Далее, в статье пойдёт речь о законе РФ об отходах производства и потребления, что регулирует этот акт, какие вопросы рассматривает, а также какая ответственность может наступить за его неисполнение.

Также изменения коснулись некоторых понятий. Например, ранее понятие «сбор» означало принятие мусора для дальнейшего его уничтожения, теперь же это понятие полностью изживает себя, поскольку сбором, перевозкой, хранением и утилизацией должно будет заниматься одно и тоже предприятие. Соответственно, если у компании получена лицензия только на сбор и перевозку, её деятельность будет признана незаконной.

Поскольку вопросы обращения с отходами, возникающими в процессе жизнедеятельности и работы предприятий, напрямую связаны с влиянием на окружающую среду, регулирование действий в этой сфере подлежит обязательному законодательному закреплению. Поэтому, разрешение вопросов по перевозке, хранению, утилизации мусора регулируются несколькими нормативными актами.

Федеральный Закон №89 «Об отходах производства и потребления»: основные понятия, нововведения 2022 года

Приоритетами государства в рассматриваемой сфере считаются: защита человека, видового разнообразия, защита окружающей среды, грамотная утилизация отходов, экономичный подход к утилизации, максимальная переработка отходов, финансовые вопросы данной деятельности, открытость сведений о переработке, международные отношения России в данной области.

В 1998 году был принят федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В течение 2004-2008 годов в Закон вносились изменения, связанные, главным образом, с уточнением полномочий субъектов РФ и муниципальных образований в области обращения с отходами.

Кроме комплексного и дифференцированного учета объектов природопользования, в отечественной практике накоплен опыт предметного учета загрязнений. Наиболее характерен и актуален опыт обращения с отходами производства и потребления. Отходами производства и потребления называют остатки сырья, материалов,…

Отходы возникают как в результате производственной деятельности, так и при потреблении. В соответствии с принятой в РФ классификацией (ГОСТ 25916-83) твердые отходы делят на отходы производства и потребления. Отходы производства и потребления подразделяют на: промышленные, твердые бытовые (ТБО), медицинские,…

Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами включает в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами и относящуюся к обращению с твердыми коммунальными отходами, и иную информацию, определенную Правительством Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.

Новый закон о мусоре в России: в чем его суть, и что он регулирует

Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки. Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране. Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.


Еще в 2022 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.
Кроме того, еще в 2022 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

В том случае, если жильцы пользуются мусоропроводом, то ответственность за его содержание остается за управляющей организацией. Также она ответственна и за санитарное содержание мусоропровода, поддержание его в порядке и своевременной очистке, дезинсекции и дезинфекции, согласно установленному графику или по возникшей необходимости.

Положения федерального закона 89 об отходах производства и потребления

  • В первой главе даны определения основных понятий.
  • Во второй указаны полномочия российских органов власти по контролю над работой по сбору и утилизации мусора.
  • В третьей главе рассматриваются действия по хранению и утилизации мусора с учётом особенностей различных классов опасности. Здесь сформулированы общие требования по обращению с отходами.
  • В четвертой рассмотрены вопросы нормирования и отчётности, связанной с рассматриваемой сферой деятельности.
  • В пятой главе подробно освещены вопросы экономического регулирования и налогообложения.
  • В шестой представлены общие положения по государственному надзору при обращении с отходами.
  • В седьмой главе федерального закона рассмотрена ответственность за нарушения положений этого закона.
  • В восьмой приведены заключительные положения документа.
  • Они обеспечивают гражданам возможность получать информацию о деятельности, которая проводится в рассматриваемой сфере в городе или другом населённом пункте.
  • Исполнительные власти контролируют влияние предприятий на окружающую обстановку, выявляют нарушителей и принимают соответствующие меры.
  • Осуществляют поиск мест, где возникли несанкционированные мусорные свалки, и способствуют их ликвидации.
  • Местные власти обязаны оказывать финансовую помощь в построении различных объектов, необходимых для сбора и обработки мусора.
  • Нужно содействовать в построении объектов, на которых проводится утилизация отходов, опасных для окружающей среды.

Региональные операторы действуют на определённой территории в соответствии с имеющейся лицензией и договором с исполнительными органами местной власти. Все, находящиеся здесь, нуждающиеся в уборке мусора, должны заключить договор о вывозе с оплатой в соответствии с установленными нормативами.

Фирмы и ИП, участвующие в деятельности по перевозке, хранению и переработке отходов, обязаны в установленные сроки сдавать отчётность о своей деятельности. Порядок и сроки предоставления отдельных её видов определяется органами государственной и муниципальной власти.

В первой главе устанавливаются основные определения. Здесь точно сформулировано, что считать отходами. В этом качестве рассматриваются предметы и материалы, которые возникают вследствие процессов, относящихся к производству или потреблению и подлежащие удалению и утилизации.

Вам может понравиться =>  В Каком Округе Разрешено Заключать Брак До 14 Лет

В данной статье описываются требования, которые предъявляются к специальным местам складирования отходов. Сюда относятся различного рода полигоны, амбары и другие объекты. Они должны располагаться вдали от населенных пунктов. Складирование отходов должны происходить в порядке и по правилам, предусмотренным федеральным законодательством.

  • к управлению автомобилю по перевозке утильсырья допускаются лица с водительским стажем не менее 3 лет;
  • при транспортировке в кабине не должно быть никого, кроме водителя;
  • спецмашины оснащаются опознавательными знаками, огнетушителем, специальной тарой;
  • обязательно наличие сопроводительной документации с указанием вида и количества утильсырья, цели и конечного пункта транспортировки;
  • легковоспламеняющиеся и горючие отходы производства перевозятся в небьющейся таре;
  • для транспортировки жидких отработок спецмашина должна быть оснащена сливным устройством.

Опасные отходы могут быть утилизированы двумя видами: с помощью термической и плазменной переработки. На опасные отходы оформляются соответствующие паспорта. Уничтожение отходов без предварительного уведомления Роспотребнадзора невозможно. Переработка такого рода отходов осуществляется только специально уполномоченными организациями, имеющими на такую переработку лицензию.

  1. Все действия, производимые с разного рода отходами, должны быть направлены на защиту человеческой жизни и здоровья, на сохранение биоразнообразия и нормального состояния экологической обстановки.
  2. Общественные интересы в области экологии и экономики должны быть строго взаимосвязаны для более стабильного развития общества.
  3. Внедрение и применение современных хороших, но недорогих технологических решений в деятельности, связанной с манипуляциями с отходами.
  4. Для сокращения массы отходов обязательной является максимально возможная переработка сырьевых запасов.
  5. Экономическое регулирование совершаемых действий и осуществляемых процессов в данной сфере так же с целью сокращения числа образующихся отходов и включение их в хозяйственную деятельность.
  6. Обеспечение доступа к информации в соответствии с законами РФ.
  7. Международное сотрудничество РФ, касающееся вопросов в данной области.

Строительный мусор относится к отходам с повышенным классом опасности. К общим бытовым отходам его отнести нельзя. Складирование его вместе с бытовыми отходами невозможно. Поэтому при строительстве граждане обязаны вызывать специальную бригаду по вывозу строительного мусора, который и доставит его в места соответствующего хранения и последующей утилизации.

Отчетным периодом, согласно законопроекту, предлагается считать первое и второе полугодие календарного года. Отчетность о выполнении самостоятельной утилизации будет представляться за первое полугодие до 1 октября, за второе полугодие до 1 апреля. Экологический сбор предлагается уплачивать также до 1 октября и 1 апреля, следующих за отчетным периодом. Это позволить исключить необходимость предоставления отчетности в случае полной уплаты экологического сбора.

  • реестр производителей товаров, импортеров товаров;
  • реестр товаров, упаковки товаров;
  • реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров;
  • реестр недобросовестных лиц, осуществляющих обращение с отходами от использования товаров.

Проект Федерального закона Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон ‎ «Об отходах производства и потребления» и статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — законопроект), разработан в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2022 г., Указа Президента Российской Федерации от 21 июля ‎ 2022 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации», а также Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 28 декабря 2022 г. № 12 888П-п11 (далее — Концепция).

Предлагаемое совершенствование порядка администрирования и контроля механизма расширенной ответственности производителей позволит обеспечить прозрачность отрасли обращения с отходами от использования товаров и исключение недобросовестных участников рынка.

Законопроектом реализуются положения Концепции о способах исполнения производителями товаров, импортерами товаров обязанности по утилизации. Так, самостоятельное исполнение обязанности возможно только путем создания собственной инфраструктуры по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по утилизации отходов от использования товаров (далее — утилизатор).

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 27 декабря 2022 года N 450-ФЗ.

Ниже Вы можете ознакомиться с с редакцией Закона с изменениями по состоянию на 14 июня 2022 года или сразу Скачать в PDF Федеральный Закон 89-ФЗ Об отходах производства и потребления от 24.06.1988 (с изменениями на 7 апреля 2022 года) (редакция, действующая с 14 июня 2022 года) Скачать .pdf

установление порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ)

установление порядка транспортирования отходов I-IV классов опасности;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ)

утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ)

1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», согласованному с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.

Однако по мнению бизнес-ассоциаций, перенос ответственности на производителей упаковки приведет к удорожанию продукции в упаковке в связи с тем, что экосбор будет взиматься за всю произведенную упаковку, (включая упаковку в виде отходов производства, нереализованную, возвращенную и т.п.), тогда как сейчас ответственность распространяется только на упаковку, реализованную с товаром.

  • Новая редакция п. 19 ст. 24.2 уточняет состав сведений, направляемых уполномоченным органом в области таможенного дела, Росприроднадзору: помимо сведений, о количестве ввезенных товаров и упаковки, необходимо направлять также информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях – импортерах.
  • В п. 2 ст. 24.5 предлагается изменение состава лиц, обязанных уплатить экологический сбор при невыполнении нормативов утилизации, аналогичное изменениям в п. 1 ст. 24.2: в отношении упаковки экосбор обязаны заплатить производители такой упаковки, а также импортеры товаров в упаковке, и упаковки.
  • В п. 6 ст. 24.5 вносится уточнение, касающееся расчета суммы экосбора в отношении упаковки, с учетом 100%-го норматива утилизации: он равен произведению ставки экосбора на массу упаковки товара.
  • Предлагаемая редакция п. 1.1. ст. 24.2 отменяет обязанность российских производителей товаров по утилизации упаковки производимых ими товаров, реализуемых на территории РФ.
  • Новая редакция п. 1.2. ст. 24.2 возлагает на импортеров товаров обязанность по утилизации импортированной/ввезенной упаковки товаров, вместо утилизации упаковки импортированных/ввезенных товаров.

Согласно Пояснительной записке к Законопроекту № 869136-7, предложенное изменение позволит повысить собираемость отходов упаковки и их последующую утилизацию, а также качество контроля за исполнением обязанностей по утилизации, т.к. количество производителей товара в упаковке (включая организации, осуществляющие фасовку товаров) исчисляется десятками тысяч, а производителей упаковки всего 4 147.

Как указано в Пояснительной записке к Законопроекту № 869136-7, предлагаемое повышение норматива утилизации до 100% и, соответственно, суммы экологического сбора, станет стимулом к выстраиванию инфраструктуры раздельного накопления отходов упаковки, налаживанию системы обработки и утилизации и позволит достичь показателей, закрепленных в Национальном проекте «Экология» без привлечения бюджетных средств. Таким образом, предлагается переложить решение задач государства на бизнес, который, в свою очередь, будет вынужден разделить бремя расходов на утилизацию отходов потребления с потребителями.

Adblock
detector