Фз 294 с изменениями на 2022

Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов. В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Такой подход будет применяться значительно шире, чем сегодня. Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

В Законе № 248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений. Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2022 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.

Принципы госконтроля – 2022: фундамент новой системы контрольно-надзорной деятельности

Информация, составляющая коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну и полученная должностными лицами контрольного (надзорного) органа при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами

Одним из ключевых положений указанного закона является систематизация и закрепление на законодательном уровне единой системы принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Речь идет об основополагающих началах, правилах, которыми должны руководствоваться все субъекты системы госконтроля. Они имеют универсальный, общий и обязательный характер и распространяются на контрольно-надзорную работу, включая организацию ее проведения.

Не нашли отражения в новой системе принципов и принципы: преимущественно уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; недопустимости взимания органами госконтроля (надзора), органами муниципального контроля с юрлиц и ИП платы за проведение мероприятий по контролю; финансирования за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами госконтроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, включая мероприятия по контролю; ответственности органов госконтроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении контроля или надзора (в контексте принципов в Законе № 248-ФЗ говорится только об их ответственности за разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну). Также нет упоминания о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального госконтроля (надзора), органов госвласти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального госконтроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

В списке потенциально возможных для закрепления в законе принципов упоминались и принципы: недопустимости возбуждения и рассмотрения контролирующими органами дел об административных правонарушениях в отношении неподнадзорных им лиц; стратегической направленности; ответственности органов госконтроля (надзора) за недостижение показателей общественно значимых результатов, ненадлежащее исполнение своих полномочий, необоснованное воспрепятствование законной экономической деятельности граждан и организаций; межведомственной ответственности; независимости; компетентности; превентивной направленности.

Выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению или устранению нарушений обязательных требований должны быть соразмерны характеру нарушений, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям.

Как будут проверять бизнес по новым правилам: все про Положение о виде контроля

Контрольно-надзорные проверки бизнеса с 2022 года проводятся по новым правилам. У проверяющих появилась возможность контролировать компании и ИП дистанционно, а также применять новые формы надзорных мероприятий: инспекционный визит, мониторинговую закупку, выборочный контроль и т. д. Об этих новшествах и о том, что нужно знать про Положение о виде контроля с 2022 года, расскажем в материале.

Положение о виде контроля может устанавливать запрет на проведение проверки инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов контроля. Кроме того, Положение о виде контроля может расширить общий перечень действий, которые вправе совершать инспектор (ч. 3 ст. 27, ч. 2 ст. 29 Закона № 248-ФЗ).

Освободиться от плановых проверок можно и другим способом: заключить с контрольным органом соглашение о мониторинге безопасности и передавать ему необходимую информацию дистанционно в автоматическом режиме при помощи технических средств (фото- и киносъемки, видеозаписи и др.). Бизнесмен, находящийся под таким мониторингом и соблюдающий все требования, освобождается от плановых проверок их соблюдения.

Теперь чиновники не смогут придумывать новые виды контрольных мероприятий, так как в Законе № 248-ФЗ установлен закрытый перечень контрольных мероприятий (ст. 56 Закона № 248-ФЗ). А выезжать непосредственно на территорию проверяемых лиц контролеры смогут только в исключительных случаях: если они не могут удостовериться в полноте и достоверности полученных от предприятия документов или оценить, насколько работа компании отвечает всем требованиям.

  • госконтроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов;
  • объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск;
  • периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрена в зависимости от присвоенной категории риска;
  • определены виды профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;
  • срок проведения выездной проверки установлен в пределах 10 рабочих дней.

Федеральный закон от N 294-ФЗ (ред

13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

7. Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.

7.1) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

6. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

21. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

21) государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

18) контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях;

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года N 246-ФЗ) в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 1 января 2022 года. Правительство Российской Федерации вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2022 года — пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 246-ФЗ.

Вам может понравиться =>  В Течении Какого Времени В Налоговые Органы Поступает Платеж Через Госуслугин

8) к мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях;

5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

Анализ основных положений №248-ФЗ от г

В соответствии со статьей 15 Закона предметом государственного надзора являются оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, а также оценка исполнения предусмотренных федеральными законами решений надзорных органов, принимаемых по результатам контрольно-надзорных мероприятий (далее — надзорные мероприятия). При этом предмет надзора определяется федеральным законом о виде надзора, законом субъекта Российской Федерации о виде надзора.

— здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.

Статьей 17 Закона установлено, что в целях информационного обеспечения государственного надзора, в том числе создаетсяединый реестр надзорных мероприятий. В данном реестре согласно статье 19 настоящего закона, наряду с информацией о проводимых надзорными органами плановых и внеплановых проверках, также будут учитываться сведения о профилактических мероприятиях, принятых решениях и действиях должностных лиц при проведении указанных мероприятий.

Закон разработан в целях устранения недостатков нынешнего правового регулирования государственного и муниципального контроля (далее – государственный надзор), заключающихся в недостаточности регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданном акценте на проведении проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для надзорных органов мероприятием.

Таким образом, согласно положениям Закона к 2024 году документооборот между надзорными органами и контролируемыми лицами планируется перевести на электронную платформу с возможностью подписания электронного документа со стороны контролируемого лица простой электронной подписью.

Фз 294 с изменениями на 2022

При этом важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия.

При этом важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия.

Положения о видах регионального и муниципального контролей на основе этого закона должны быть приняты до 01.01.2022. До их утверждения будут применяться положения, принятые по правилам, утвержденным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

Также в законе указан исчерпывающий перечень видов деятельности, (например, такие как оперативно-розыскная деятельность, дознание, предварительное следствие, деятельность органов прокуратуры) которые к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся.

6. Внеплановая контрольная закупка, внеплановая мониторинговая закупка, внеплановый выборочный контроль, внеплановый инспекционный визит, рейдовый осмотр, внеплановая выездная проверка могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения в соответствии с пунктами 3 — 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.

3) при установлении фактов незаконного проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий и привлечения юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, к ответственности давать принципиальную оценку действиям сотрудников контролирующих органов и принимать необходимые меры реагирования для их привлечения к ответственности и отмены результатов контрольного (надзорного) мероприятия, иных негативных последствий незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность, обеспечивать восстановление нарушенных прав;

1.2. Органы контроля, формирующие ежегодные планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее — ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), определяются с учетом положений статей 1, 4 — 6 Федерального закона N 248-ФЗ и особенностей, предусмотренных частью 9 статьи 25, частью 3 статьи 54, частью 2 статьи 61, части 16 статьи 96 названного Федерального закона.

начальники Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам или их заместители направляют требования о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в федеральные органы контроля (надзора) и их территориальные органы в федеральных округах в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения;

3. Начальникам Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур», прокурорам городов, районов, другим территориальным и приравненным к ним специализированным прокурорам обеспечить надлежащее рассмотрение проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и согласование внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий с использованием информационной системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ЕРКНМ).

Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является п. 6 ч. 1 ст. 57 Федерального закона и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

1) учет проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и специальных режимов государственного контроля (надзора), принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений;
2) учет решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер;
3) обеспечение взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Под мониторингом понимается режим дистанционного государственного контроля (надзора), заключающийся в целенаправленном, постоянном (систематическом, регулярном, непрерывном), опосредованном получении и анализе информации о деятельности граждан и организаций, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, должностными лицами контрольного (надзорного) органа в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольные (надзорные) органы используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.

Вам может понравиться =>  Срок Действия Билета Тверь Москва Туда И Обратно На Электропоезде Ласточка

Муниципальный контроль в новом Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: новшества и особенности регулирования

В этой связи, частью 9 статьи 1 Закона установлено, что вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля. Порядок реализации данного механизма не приводится. Вероятно, в целях отказа от осуществления того или иного вида муниципального контроля на территории соответствующего муниципального образования, необходимо принятие соответствующего мотивированного решения уполномоченного органа местного самоуправления.

Завершая обзор особенностей осуществления муниципального контроля в новом Федеральном законе № 248-ФЗ следует отметить, что даже реализация предусмотренных новым Законом сокращенных механизмов муниципального контроля потребует значительных усилий от органов местного самоуправления по освоению нового понятийного аппарата, работе в единых информационных системах, предусмотренных Законом, налаживанию процессуального документооборота.

Через органы местного самоуправления осуществляется специфическая деятельность публичной власти — принуждение. Органы местного самоуправления, так же, как и органы государственной власти, для того чтобы выполнять свои функции должны обладать рычагами принуждения к порядку, что и позволяет осуществить механизм муниципального контроля.

В первую очередь частью 6 статьи 1 Закона установлено, что муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Это важное законодательное положение, отграничивающее муниципальный контроль от иных видов контроля (надзора) указанием исключительно на рамки вопросов местного значения.

Вместе с тем, Закон содержит общие основания установления видов контроля (надзора). Так, в соответствии с частью 8 статьи 1 Закона, виды контроля (надзора) разного уровня устанавливаются федеральным законом о виде контроля, которым должны быть определены наименование вида контроля (надзора) с отнесением к федеральному, региональному контролю (надзору) или муниципальному контролю (часть 10 статьи 1 Закона). Законом определены и иные положения, относящиеся к видам контроля (надзора), которые должны быть определены федеральным законом о виде контроля.

На что распространяется Закон № 248-ФЗ о государственном (муниципальном) контроле и надзоре

  • налоговый контроль;
  • валютный контроль;
  • таможенный контроль;
  • контроль противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий;
  • федеральный госконтроль (надзор) за оборотом оружия (кроме соблюдения лицензионных требований при разработке, производстве, испытании, установке, монтаже, техобслуживании, ремонте, утилизации и реализации вооружения и военной техники; разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов; разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия; разработки, производства, испытания, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов);
  • федеральный госконтроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной деятельности;
  • федеральный госконтроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области частной охранной деятельности;
  • федеральный госконтроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юрлиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
  • федеральный госконтроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
  • федеральный госконтроль (надзор) в сфере миграции;
  • федеральный госнадзор за деятельностью НКО;
  • надзор и контроль за исполнением законодательства РФ о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях;
  • федеральный госнадзор за деятельностью саморегулируемых организаций;
  • госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • контроль за соблюдением страхователем законодательства РФ об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профезаболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;
  • федеральный госнадзор использования атомной энергии; федеральный госнадзор ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; федеральный госнадзор в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, подведомственных Минобороны РФ, а также на ядерных объектах выполнения заказов в интересах обеспечения обороны РФ; госконтроль за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, кроме ядерных материалов, переданных в составе изделий Минобороны;
  • лицензионный контроль деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при работах по использованию атомной энергии в оборонных целях, вкл. разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
  • контроль при ввозе в РФ из стран, не входящих в ЕАЭС, и вывозе из РФ в государства, не входящие в ЕАЭС, драгметаллов, драгкамней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
  • госконтроль за соблюдением законодательства РФ о СМИ без взаимодействия с контролируемым лицом;
  • госконтроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и/или развитию без взаимодействия с контролируемым лицом;
  • госконтроль и надзор за обработкой персональных данных без взаимодействия с контролируемым лицом;
  • госконтроль в области связи без взаимодействия с контролируемым лицом;
  • контроль за излучениями радиоэлектронных средств и/или высокочастотных устройств (радиоконтроль).

Защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственном контроле (надзора) и муниципального контроля в России регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Но скоро – с 1 января 2025 года – он утратит силу. Об этом говорит ст. 85 Закона-спутника от 11.06.2022 № 170-ФЗ (к Закону № 248-ФЗ).

  • федерального государственного пожарного надзора;
  • федерального государственного энергетического надзора;
  • федерального государственного строительного надзора;
  • федерального государственного метрологического контроля (надзора);
  • федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
  • федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
  • федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) и др.
  • 15 видов контроля и надзора из числа не включенных в предмет регулирования Закона № 248-ФЗ (это некоторые виды лицензионного контроля, антимонопольный, за СРО, миграционный, гособоронзаказ, наркоконтроль и др.);
  • уведомления о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.
  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях ОВД и иными органами дознания;
  • оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
  • рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
  • проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для административного приостановления деятельности;
  • деятельность судов, обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
  • деятельность органов прокуратуры по прокурорскому надзору;
  • расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профзаболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
  • деятельность органов внешней разведки РФ (СВР);
  • деятельность органов государственной охраны;
  • деятельность органов ФСБ;
  • деятельность федерального органа исполнительной власти по мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ.

Главой 11 №248-ФЗ предусмотрено использование контролируемыми лицами на добровольной основе негосударственных форм надзора и независимой оценки соблюдения обязательных требований, которые исключают проведение плановых и внеплановых надзорных мероприятий по соответствующему предмету надзора.

С 1 июля 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2022 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» акцент в котором сделан на профилактические мероприятия. Данный Закон с 01.07.2022 года сменит действующий №294-ФЗ.

Все виды надзорных мероприятий отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий, перечень которых установлен ст.65 №248-ФЗ (осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент).

В отличие от существующей контрольной закупки, мониторинговая будет проводиться с целью последующего направления продукции, товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству.

Статьей 21 Закона предусмотрено, что оформление документов при осуществлении государственного надзора надзорными органами, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению надзорных мероприятий,будет составляться в форме электронного документа и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью.

Что с 1 июля 2022 года изменится в сфере надзора за работой УК и ТСЖ

Согласно ст. 67 № 170-ФЗ, с 1 июля 2022 года мероприятия госжилнадзора и муниципального контроля проводятся согласно нормам Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ. В силу ч. 7 ст. 67 № 170-ФЗ, в рамках таких действий не проводятся плановые проверки в отношении жилых помещений. Органы ГЖН следят за соблюдением обязательных требований региональными операторами в порядке, установленном Правительством РФ. Работу органов власти региона и местного самоуправления они проверяют в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ч. ч. 15, 16 ст. 67 № 170-ФЗ). Органы надзора могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений даже в том случае, если такие нарушения были выявлены в ходе мониторинга безопасности – наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 8 ст. 67 № 170-ФЗ). При проведении надзорных мероприятий органы ГЖН, муниципалитеты вправе использовать размещённую в ГИС ЖКХ информацию. Надзорные ведомства разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных мероприятий в случаях, если им поступили обращения граждан и организаций о возможных нарушениях обязательных требований. Такие индикаторы нужны для определения необходимости проведения внеплановой проверки. Их применение в конкретной ситуации, по отдельному обращению помогает надзорным органам определить вероятность нарушения обязательных требований. Список типовых индикаторов должен утвердить Минстрой России.

Вам может понравиться =>  Что Дают За 3 Ребенка В 2022 В Башкортостан

Не все положения № 170-ФЗ начнут действовать с 1 июля 2022 года: ряд из них отложены. Так, новая редакция ст. 196 ЖК РФ вступит в силу только 1 марта 2022 года (ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ). Она получит новое название: «Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вместо «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля». В новой редакции прописан предмет такого вида контроля: «соблюдение лицензиатами лицензионных требований» (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). И уполномоченный орган вправе проверить в работе УО только выполнение лицензионных требований, предъявляемых к компании. Проводят такие мероприятия в соответствии с положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, утверждённым Правительством РФ, и № 248-ФЗ (ч. ч. 1, 3 ст. 196 ЖК РФ). До 1 марта 2022 года, когда эти требования вступят в силу, лицензионный контроль за работой УО проводится в прежнем порядке, согласно нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ указано, что предмет муниципального жилищного контроля – соблюдение гражданами, юрлицами и ИП тех же обязательных требований, что проверяет госжилнадзор, но только в отношении муниципального жилищного фонда. Проводят такие проверки органы муниципального жилищного контроля в соответствии с положением, которое утверждает орган местного самоуправления. В городах федерального значения такое положение утверждают органы региональной власти. Таким образом, с 1 июня 2022 года в ЖК РФ будет закреплено, что муниципалитет может провести проверку только в отношении своего муниципального жилья. Иные обращения граждан должны обрабатывать органы, которые согласно положению и требованиям Правительства РФ проводят государственный жилищный надзор. Органы ГЖН в свою очередь не вправе проводить свои проверки в отношении муниципального жилья.

1 июля 2022 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В этот же день начнёт действовать ещё один Федеральный закон в этой сфере – от 11.06.2022 № 170-ФЗ. Он вносит изменения в многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие работу контрольно-надзорных органов в различных сферах. В документе есть статьи, которые относятся к тем видам надзора, с которым сталкиваются в своей работе управляющие домами, в том числе в области защиты прав потребителей, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический, в сфере обращения с отходами и защиты персональных данных. Напрямую каждую УО коснутся нормы ст. 67 № 170-ФЗ. В ней приведена новая редакция ст. 20 ЖК РФ и другие изменения, которые корректируют работу трёх видов надзора: государственного жилищного, муниципального жилищного и лицензионного. В ст. ст. 137, 138 № 170-ФЗ приведены те положения, которые начнут действовать не 1 июля 2022 года, а в иные сроки. В том числе это коснётся изменений в статьях ЖК РФ по лицензионному контролю за деятельностью УО.

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах; к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки; к формированию фондов капремонта; к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД; к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это; к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта; к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ; к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; к предоставлению жилых помещений по соцнайму. При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

4. Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

28) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 414-ФЗ; в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 236-ФЗ)

5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

44) государственный контроль (надзор) за деятельностью специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств. (Пункт введен — Федеральный закон от 30.07.2022 № 256-ФЗ)

37) государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 231-ФЗ)

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2022 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2022 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2022 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2022 г. № 438 и от 30 ноября 2022 г. № 1969. В частности, в 2022 и 2022 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2022 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2022 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2022 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2022 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2022 г. № 76/2-573-2022 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2022 г. № 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство. Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Adblock
detector