Хозяйственный Суд Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, экономическим делам, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции, реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях;
  • рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке;
  • вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;
  • разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства;
  • осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь возглавляет систему хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы, совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь осуществляет проверки хозяйственных судов в части их кадрового обеспечения;

Высший Хозяйственный Суд РБ, состав и полномочия

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь возглавляет систему хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Вместо хозяйственных судов — экономические суды

I. Образуется система судов общей юрисдикции
Как было:
Существовало две системы судов — общие суды и хозяйственные суды, компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным судом Республики Беларусь, система хозяйственных судов — Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.
Как стало:
С 1 января 2014 года будет существовать единая система судов общей юрисдикции, которая объединит общие и хозяйственные суды, последние будут переименованы в экономические суды областей и г. Минска. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее — ВХС) присоединяется к Верховному Суду Республики Беларусь.
Вся система судов общей юрисдикции возглавляется Верховным судом. В состав Верховного суда входит судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда.
За экономическими судами сохраняется компетенция хозяйственных судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции, согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хозяйственный (экономический) характер (ст. 39 ХПК). Экономические суды продолжают руководствоваться ХПК при рассмотрении подсудных им споров.

Вам может понравиться =>  Количетво Молодых Семей В Рф 2022

III. Унификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений.
Как было:
Принудительное исполнение до 01 января 2014 года осуществляется службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда. Заявление о возбуждении исполнительного производства подавалось в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника.
Действия (бездействие) судебного исполнителя обжалуются в суд, при котором состоит судебный исполнитель.
При принудительном исполнении исполнительного документа с должника взыскиваются (удерживаются) пять процентов от суммы, взысканной в пользу взыскателя.
Как стало:
С 01 января 2014 года создается единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой войдут исполнители общих и хозяйственных судов. Возглавит всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции. Исполнение будет осуществляться соответствующими управлениями принудительного исполнения управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.
Исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством (ХПК, инструкцией по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утв. постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21 и др.)
Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, будет осуществляться в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) — Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, а в случае несогласия с его решением — в суд по месту исполнения исполнительного документа.
С 01 января 2014 г. расширяются права судебных исполнителей. Так, например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10% от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества.
При принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер, согласно постановлению судебного исполнителя взыскивается (удерживается) с должника — физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин по каждому исполнительному документу, а с должника — юридического лица — в размере 10 базовых величин по каждому исполнительному документу.

В Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь создаются судебные коллегии, которые рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они также обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, а также осуществляют иные полномочия.

Систему хозяйственных судов составляют Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости.

Суд осуществляет защиту участников хозяйственного процесса всеми способами, предусмотренными действующим законодательством. Споры в экономических судах первой инстанции рассматриваются судьей единолично, а споры, которые подлежат рассмотрению в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции рассматриваются коллегиально. Рассматривая дела коллегиально, решение принимается большинством голосов, председательствующий голосует последним. Судья, который не согласен с большинством голосов вправе написать особое мнение, которое прилагается к делу, однако основное судебное постановление в обязательном порядке им подписывается.

Экономический суд в Беларуси рассматривает дела в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В Республике Беларусь действуют экономические суды в каждой области и г. Минске. Для защиты своих законных прав и интересов в экономические суды вправе обращаться: юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане в случаях предусмотренных законодательством, организации не являющимися юридическими лицами. В целях защиты общественных и государственных интересов в экономический суд имеет право обратиться прокурор. В экономический суд можно обратиться с исковым заявлением, заявлением о возбуждении приказного производства, заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве), жалобой (апелляционной, кассационной, в порядке надзора), протеста, ходатайства. Заявителю при обращении в экономический суд следует правильно определить подсудность и подведомственность дела экономическому суду.

Вам может понравиться =>  Ргуп После Окончания Кем Можно Работать

Верховный Суд Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, экономическим делам, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции, реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях;
  • рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке;
  • вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;
  • разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства;
  • осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ) СПОРЫ — в соответствии со ст. 1 ХПК хозяйственными (экономическими) спорами признаются споры, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. См. также Хозяйственные суды Республики Беларусь … Юридический словарь современного гражданского права

Беларусь, Республика Беларусь — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в Восточной Европе. Территория 207,6 тыс. кв. км. Столица г.Минск.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Хозяйственный суд Беларуси ( Белорусский : Вышэйшы гаспадарчы суд Рэспублікі Беларусь ) является одним из трех топ-уровня судебной системы в Республике Беларусь . Основная юрисдикция суда — рассмотрение экономических, предпринимательских и денежных споров между национальным правительством и местными органами власти или гражданами. Дела, связанные с государственной тайной, также рассматриваются в суде, который находится в столице страны Минске .

Хозяйственные суды в РБ

Полномочия хозяйственного суда определены в ст. 29 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». В хозяйственном суде области могут создаваться судебные коллегии, в том числе специализированные, для рассмотрения отдельных категорий дел и для проверки законности не вступивших в законную силу судебных актов, а также могут образовываться из числа судей этого суда судебные составы для рассмотрения отдельных дел. Судебные коллегии и судебные составы формируются председателем хозяйственного суда области.

В соответствии со ст. 26 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и разработки предложений по его совершенствованию, при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь создан научно-консультативный совет. Состав научно-консультативного совета и положение о нем утверждает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (п. 6 списка литературы). Пленум ВХС решает важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов.

Вам может понравиться =>  Условия Труда Профессии Сварщик

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (в его отсутствие – первым заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) по мере необходимости.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь или первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный Суд Беларусь

Таким образом, в Республике Беларусь хозяйственные суды образуют двухзвенную систему, действующую на основе принци­па инстанционности. Под вышестоящей судебной инстанцией в системе хозяйственных судов понимается суд, полномочный пере­сматривать в пределах своей компетенции судебные акты, приня­тые судом нижестоящей судебной инстанции.

3) созывает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республи­ки Беларусь, организует работу Президиума Высшего Хозяйствен­ного Суда Республики Беларусь и председательствует на их засе­даниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вопросы, от­несенные к их ведению;

Система хозяйственных судов Республики Беларусь

Пленум Высшего Хозяйственного Судаявляется высшим коллегиальным органом судебной власти в системе хозяйственных судов и решает важнейшие вопросы их де­ятельности. Пленум Высшего Хозяйственного Суда действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя, всех других судей Высшего Хозяйственного Суда, а также председателей хозяйственных судов областей и города Минска.

Председатель Высшего Хозяйственного Суданазначается Главой государства из числа судей Высшего Хозяйственного Суда с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Он наделен определенными полномочиями по осуществлению организационных, процессуальных и иных функций.

Цели, задачи и функции хозяйственных судов Беларуси

  • правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;
  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  • исполнение установленных ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах судебных постановлений и актов иных органов;
  • содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота;
  • укрепление авторитета судебной власти (ст. 4 ХПК).

Высший Хозяйственный Суд выполняет и такие функции, как внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства, а также правовой экспертизы по поступающим проектам нормативных правовых актов, осуществление международных связей, и многие другие.

Законы Беларуси

5. Каждый гражданин Республики Беларусь, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего хозяйственного суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей хозяйственных судов с заявлением о рекомендации на эту должность.

11) вносит Президенту Республики Беларусь, в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы предложения по совершенствованию действующего законодательства, о необходимости его толкования, а также об устранении нарушений законодательства;

Adblock
detector