Автотранспорт Как Орудий Преступления

Транспортное средство как орудие преступления

Юридически обоснованное решение об отнесении транспортного средства к категории орудия совершения правонарушения может повлечь за собой не только законное решение суда о его конфискации, но и позволяет должностным лицам таможенных органов, осуществляющим административное производство, изымать или налагать арест на транспортное средство в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.ст. 27.10 и 27.14 КОАП РФ. При этом, мнение о том, что транспортное средство, в случае нарушения таможенных правил при перемещении товара через границу, не является орудием совершения правонарушения, исключает возможность принимать должностным лицам таможенного органа решения об изъятии или наложении ареста на транспортное средство, так как такие действия не будут соответствовать административному законодательству.

Указанные в Постановлении Пленума ВС РФ условия отнесения транспортных средств к орудию совершения административного правонарушения, в полной мере распространяются и на контейнеры или рефрижераторы, которые нередко должностные лица таможенных органов незаконно удерживают, необоснованно относя их к орудиям совершения правонарушения.

В каких случаях могут конфисковать автомобиль

  • Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

Согласно действующему законодательству с целью обеспечения сохранности имущества, подлежащего конфискации, следственные органы, прокуратура вправе на стадии расследования обратиться с ходатайством в суд с просьбой наложить арест на имущество. В том числе и на транспортные средства, которые были приобретены на деньги, добытые преступным путем, или в случае если транспортное средство использовалось для совершения преступления.

Автотранспорт Как Орудий Преступления

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в пункте «а» настоящей части, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

Конфискация имущества в уголовном праве в качестве наказания отменена в 2003 году, однако одноименная мера уголовно-правового характера действует до сих пор. Конфискация имущества в уголовном праве: что отличает ее от наказания, когда и в связи с чем она применяется и можно ли ее избежать — ответы на эти и другие вопросы есть в настоящей статье.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено какого-либо снисхождения к человеку, управляющему автомобилем в состоянии опьянении и подвергающему не только себя, но и первую очередь других людей реальной опасности. Совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения признается отягчающим ответственность обстоятельством. Поэтому, водителю транспортного средства, употребившему спиртное, необходимо думать не о том, как избежать встречи с сотрудником ГИБДД, а о возможных, более тяжких последствиях, связанных с управлением источником повышенной опасности. Самонадеянность в данном случае может иметь роковые последствия как для лица, управляющего транспортным средством, так и для иных участником дорожного движения.

Судите сами. По данным ОГИБДД ОМВД России по Юрьев-Польскому району: 19 января инспекторами ДПС был остановлен автомобиль Shkoda Fabia под управлением 35-летнего местного жителя. Полицейские заподозрили у водителя признаки алкогольного опьянения, в результате чего предложили мужчине пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Также полицейскими было установлено, что ранее мужчина уже был привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

Дело такое: брат, в нетрезвом виде, толкал заглушеный автомобиль. По закону он нарушил ПДД управляя ТС в состоянии алкогольного опьянения. Это второе нарушение в течении года. ТС забрали на штрафстоянку, на брата завели УД. На третий день брат попал в больницу, где провел две недели. Все это время ТС находилось на штрафстоянке и счетчик крутился. Спустя еще неделю дело передали следователь (насколько мне известно, в данном случае счетчик уже не фиксирует время простоя ТС на штрафстоянке) и ТС считается вещественным доказательством. До этого момента счетчик накрутил около 45.000 рублей. Собственником ТС является мама. ТС не стоит этих денег. Возможно ли забрать ТС с минимальными затратами? И как это можно осуществить?

Вам может понравиться =>  Решить Задачу По Административному Праву О Дтп Онлайн Бесплатно

Единственное, что могло бы Вам помочь — это полное оправдание Вашего брата (например, путем доказательства того, что толкание автомобиля не приравнивается к управлению им), с последующим признанием его задержания незаконным. Тогда, естественно, можно было бы говорить, что и транспортное средство задержали незаконно и, как следствие — платить было бы не за что. Но с учетом обстоятельств этот вариант, как мне кажется, отпадает.

Общесоциальные меры профилактики связаны с реализацией планов социального и экономического развития в области автомобилестроения, дорожного строительства, правовоспитательной работы среди участников транспортного движения. Созданные фонды безопасности дорожного движения способствуют материально-техническому обеспечению системы безопасности движения, особенно благодаря внедрению электронно-вычислительной техники, созданию информационно-поисковых систем.

Особенности профилактики автотранспортных преступлений связаны с необходимостью комплексного воздействия на все элементы системы «человек — дорога — автомобиль». Поэтому во взаимосвязи с мерами, обеспечивающими соблюдение водителями норм безопасности (подбор, учеба, воспитание, контроль), необходимы и меры, обеспечивающие безопасное движение других участников движения, в частности пешеходов, а также меры, предупреждающие и устраняющие условия возникновения аварийных ситуаций, из-за неудовлетворительного состояния дорог и транспортных средств.

Сторона защиты помимо прочего обжаловала конфискацию машины. Они аргументировали это тем, что куплена она была на законные средства задолго до того, как ее хозяин начал заниматься торговлей наркотиками. Однако Верховный суд с доводами адвокатов не согласился, разъяснив, что они просто перепутали два вида конфискации.

Группа из трех человек занималась производством и распространением синтетических наркотиков. На транспортном средстве они развозили товар, различные реактивы и материалы для изготовления своего зелья, а также оборудование, нужное для работы их лаборатории, устроенной в гараже. Сотрудникам органов правоохранения удалось задержать преступников с поличным: в ходе обыска они обнаружили около двух килограммов наркотиков. Во время следствия один из участников группы пошел на сделку со следователями и сдал своих подельников, и, в итоге, его дело рассматривалось на отдельном процессе. Оставшиеся же два наркоторговца были наказаны по всей строгости закона, получив 19 и 20 лет лишения свободы соответственно. Они не согласились с решением суда и подали апелляцию, и, в конце концов, дело дошло до ВС РФ.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления)

Транспортные средства – воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (п. 11 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

  • транспортные преступления, непосредственно связанные с движением и эксплуатацией транспортных средств (ст. 263, 263.1, 264, 264.1 УК РФ);
  • иные преступления в сфере обеспечения безопасного функционирования транспорта (ст. 266–268 УК РФ);
  • конвенционные транспортные преступления (ст. 270, 271 УК РФ).

При проверке версий в рассматриваемой информационно неопределенной ситуации акцент делают на оперативно-розыскные и иные организационные мероприятия, а также следственные действия, направленные на изучение материальной обстановки места происшествия, установление примет подозреваемых и индивидуальных особенностей украденного транспортного средства. В числе первоначальных следственных действий проводят: осмотр места происшествия; допрос потерпевшего; освидетельствование (при необходимости); допрос свидетелей из числа граждан, работающих и проживающих вблизи места угона, родственников, знакомых потерпевшего; выемку документов на угнанное транспортное средство; осмотр документов и обнаруженных предметов; предъявление для опознания предметов и документов; получение образцов для сравнительного исследования; назначение судебно-медицинских и криминалистических экспертиз с целью выяснения вероятных признаков подозреваемых, орудий преступления и способов его совершения, отобразившихся в окружающей обстановке (следов рук, обуви, крови и т. д.).[47]

По мере накопления фактических данных общие версии детализируются, на их основе строятся более частные версии (как правило, розыскного характера). Они должны быть направлены на установление: вероятного пути следования преступников; адресов (мест), где они находятся или могут находиться; связей разыскиваемых; демографических данных, с помощью которых они могут легализоваться; их предполагаемых действий и планов, связанных с получением средств существования, документов, а также возможностью продолжения преступной деятельности; попыток наладить связь с родственниками, знакомыми и другими лицами; попыток оказать влияние на участников процесса, воспрепятствовать установлению истины по делу и т. п.

Вам может понравиться =>  Что Нужно Предоставить В Пенсионный Фонд Для Выплаты Внуку Чернобыльца

Возникает резонный вопрос о таком последствии правонарушения, как ДТП. ДТП совершается неумышленно. И даже если в результате ДТП причинены тяжкие телесные повреждения или смерть, то все равно: «Транспортное средство не может быть признано орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления, предусмотренного статьей 264 либо 264.1 УК РФ», – п.30 Постановление Пленума ВС № 25 от 09.12.2008. Если транспортное средство оборудовано для совершения ДТП, то оно становится орудием преступления, но наказание за данное деяние предусмотрено иными статьями УК в зависимости от последствий ДТП.

Более понятный отличительный признак орудий правонарушения от средств «будет их непосредственное воздействие на объекты материального мира и наступление в связи с этим общественно опасных последствий», – «Российский следователь», 2006, № 3. То есть при нарушении водителем Правил дорожного движения автомобиль однозначно выступает в качестве средства правонарушения. Но, поскольку непосредственного воздействия на объекты материального мира в момент совершения правонарушения нет, то орудием он не является.
Рассмотрим этот вопрос на отвлеченном примере. В п.18 Постановления Пленума ВС №12 от 27.04.2017 сказано: «Если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации». Проводя аналогию, если автомобиль не был переоборудован для совершения правонарушения, то он – средство правонарушения.

Транспортное средство как предмет преступлений против собственности

Объективная сторона преступления выражается в активных действиях, образующих тайное или открытое завладение транспортным средством, но без наличия или угрозы применения насилия. Эти действия нарушают права владения и пользования, принадлежащих собственнику или другому законному владельцу транспортного средства.

В соответствии со ст. 264 УК РФ под транспортным средством в качестве предмета преступления понимаются все виды автомобилей, тракторов и иных самоходных машин. В примечании к данной статье названы дополнительно троллейбусы, трактора и мотоциклы. Кроме этого, транспортным средством признаются и другие самоходные машины и механические транспортные средства. К ним относятся специальные машины, выполняющие не только транспортные, но и иные функции. Ими признаются машины сельскохозяйственного назначения, дорожные, погрузочные, строительные и т.п. Но это не единственное определение понятия «транспортного средства». В ст. 264 УК РФ перечисляются скорее виды транспортных средств. Более точное определение, на мой взгляд, содержится в Положении о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 года № 1227. В соответствии с этим положением, «транспортное средство это устройство, предназначенное для перевозки людей грузов или установленного на нем оборудования (автомобили, автобусы, мотоциклы и иные автомототранспортные средства, самоходные машины для сельскохозяйственных дорожных мелиоративных, строительных иных работ, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ). Эти определения во многом схожи, но есть и существенное различие. Понятие «транспортное средство», которое является предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ не включает в себя в качестве такового прицеп. Понятие «транспортное средство» предусмотренное вышеназванной статьей, логически ограничивается понятием «механическое транспортное средство». Механическое транспортное средство передвигается самостоятельно, т. е. имеет автономный двигатель. К двигателю также предъявляются определенные условия. Его рабочий объем должен быть более 50 куб. см. и максимальная конструктивная скорость транспортного средства должна быть более 50 км. В час. Исходя из этого транспортные средства не имеющие двигателя предметом преступления предусмотренного ст. 166 УК РФ не является. В зависимости от используемой энергии двигатели могут быть внутреннего сгорания, электрические (электрокар), газогенераторными и иными. Транспортное средство не оборудованное двигателем (велосипеды, самокаты и т. п.), предметом исследуемого преступления не будут. Суда воздушного и водного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ также не будут. В случае их угона, они представляют предмет самостоятельно преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ. Угон этих видов транспорта представляет собой повышенную общественную опасность, поэтому деяние выделено в отдельный состав преступления.

Вам может понравиться =>  Уход За Пенсионерами После 80 Лет Могут Ли Оформить Дети

Автомобильный транспорт как предмет совершения преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта Текст научной статьи по специальности; Право

Далее приведем мнение А. И. Коробеева, который предлагает классифицировать отмеченные преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта в зависимости от видов транспорта, то есть фактически в зависимости от особенностей предмета преступления (в авторскую классификацию не вошли составы ст. ст. 263.1, 264.1, 271.1, как принятые позже проведенного исследования, и виды транспорта в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №2 195-ФЗ [11]). По его мнению, транспортные преступления подразделяются на преступления в сфере безопасного функционирования:

In article on the basis of the analysis of legal sources and scientific publications carried out the study of criminological aspects of crimes against traffic safety and transport operation. Road transport is considered in the context of the subject of crimes in this category. Formulated proposals for amendments to article 264 of the criminal code, clarifying and generalizing the terminology.

20. О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 22 // СПС «КонсультантПлюс».

Для того чтобы выявить полный перечень «механических транспортных средств», обратимся к смежным правовым нормам, а именно — к законодательству РФ о безопасности дорожного движения. Полагаем, что законодатель прежде всего под таковым подразумевал Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ст. 25 которого устанавливает категории и подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право [13]. Помимо отмеченных в ст. 264 УК РФ транспортных средств в соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения» к механическим транспортным средствам можно отнести мотоциклы, троллейбусы, мопеды и легкие квадрициклы, трициклы и квадрициклы.

Орудия и средства совершения преступления, их отличие от предмета преступления

Предмет преступления всегда является одним из обязательных признаков, входящих в состав преступления. Он также обязательно входит и в основание уголовной ответственности. Если он был изначально установлен, значит, виновное лицо может быть осуждено по уголовному законодательству. Помимо этого, предмет преступления невероятно важен для правильной квалификации преступления, особенно в тех делах, что имеют большое количество похожих черт.

Для того чтобы понять принцип соотношения предмета преступления с орудием и средством, требуется использовать методологическую основу. Обязательно следует понимать, что в ряде случаев один и тот же материальный предмет может выступать в одном составе преступления в роли предмета, а в другом внезапно проявиться в виде орудия и средства. Именно поэтому их различия и соотношение следует рассматривать исключительно из обстоятельств конкретного преступления.

» Большинство преступлений исследуемой категории совершают­ся группой лиц, причем нередко состоящей более чем из двух чело­век. В одиночку совершаются, в основном, лишь мелкие кражи. Можно выделить следующую закономерность: обычно водитель привлекается в преступную группу уже во время ее формирования под предлогом второстепенности его роли (подвезти, отвезти и т. п.) и при значительной оплате его услуг. Таким образом, инициатива ча­ще принадлежит лицам с антисоциальными установками, не имею­щим автотранспорта. Разумеется, это не относится к случаям, когда преступный умысел возникает у лица, обладающего авто­транспортом.

С точки зрения принадлежности транспортных средств, значи­тельным будет являться вопрос об отношении к данному транс­портному средству преступников. Автотранспорт может являться собственностью преступника (одного из преступников); находиться в его служебном пользовании; быть переданным преступнику по доверенности; добровольно переданным владельцем без оформ­ления доверенности; угнанным или добытым другим преступным путем.

Adblock
detector