Отдельные категории граждан это гражданское право

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»).

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение. Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан. Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства. Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

По мнению Антона Алексеева, Верховный Суд применил в соответствующем деле гуманистический подход в отношении ответчика, учитывая его семейное положение, нахождение у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и отсутствие дохода. «Эти обстоятельства дают основание снизить сумму ежемесячных удержаний в рамках взыскания переплаты», – отметил он.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев полагает, что в Обзоре довольно сложно выделить наиболее значимые правовые позиции, поскольку он весь посвящен важной категории правовых отношений, связанных с защитой прав и законных интересов наиболее незащищенных категорий граждан. «Анализируя позиции ВС, изложенные в каждом пункте Обзора, можно хорошо проследить основную идею, заложенную в них, а именно то, что как государство, так и суды при рассмотрении дел граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, должны исходить из принципа максимальной защиты последних, и какие-либо формальные причины не могут служить основанием для препятствия реализации их прав», – подчеркнул он.

Исходя из п. 3 Обзора, несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном лекарстве по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не могут лишать гражданина права на получение бесплатного медикамента.

В п. 18 разъяснено, что отказ инвалида от получения набора социальных услуг, предусмотренного ч. 1 ст. 62 Закона о государственной социальной помощи, не лишает его права на обеспечение техническими средствами реабилитации на основании Закона о соцзащите инвалидов за счет средств федерального бюджета.

«Нельзя отказывать в трудоустройстве по причинам, не связанным с деловыми качествами работника, а также ссылаться на то, что на квотируемом рабочем месте нет специальных условий труда и рабочего места. В этом случае работодатель должен их создать», – полагает Елизавета Бернштейн.

Опека прекращается также по достижении малолетним подопечным 14 лет. В этом случае гражданин, выполняющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. По достижении несовершеннолетним 18 лет прекращается и попечительство над ним, причем без особого решения, в силу самого факта достижения совершеннолетия. Если несовершеннолетний приобрел полную дееспособность до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК), то попечительство над ним также прекращается.

Законом допускается ограничение полной дееспособности совершеннолетних граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК). Эта норма распространяется и на несовершеннолетних, которые до достижения 18 лет приобрели полную дееспособность в связи с вступлением в брак или в порядке эмансипации. Ограничение дееспособности совершеннолетнего гражданина является весьма существенным вторжением в его гражданскоправовой статус и поэтому допускается законом при наличии серьезных оснований, которые должны быть установлены судом.

Согласно ст. 204 Закона о банкротстве к заявлению гражданинадолжника может быть приложен план погашения его долгов, который должен включать в себя: срок его осуществления, размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности, а также размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов.

При назначении опекуна и попечителя учитываются отношения между ним и лицом, нуждающимся в опеке и попечительстве, а если это возможно, то и желание подопечного. Опекунами и попечителями назначаются, как правило, лица, близкие подопечному, главным образом родственники. При их отсутствии опекун (попечитель) назначается по выбору органов опеки и попечительства (п. 5 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве).

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, т.е. независимо от согласия родителей (усыновителей, попечителя), распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Указанное право – наиболее существенное из входящих в объем частичной дееспособности лиц в возрасте от 14 до 18 лет. По смыслу закона несовершеннолетний вправе распорядиться и накопленным им заработком (независимо от суммы), а также вещами, приобретенными на заработок. Путем толкования закона (подп. 1 п. 2 ст. 26 ГК) можно сделать вывод, что несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может распоряжаться не только полученным заработком, стипендией или иными доходами, но и теми, на получение которых он имеет право, т.е. совершать сделки в кредит.

В настоящее время в целях оказания предусмотренных законодательством мер государственной социальной поддержки преимущественно учитывается указанный выше социальный статус граждан и уровень их имущественной обеспеченности, а не просто отнесение их к категории социально незащищенных граждан.

В отдельных нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в международных актах, участником которых является РФ) и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям. Традиционно это лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите. Для отнесения к данной категории уровень дохода (среднедушевого дохода) гражданина, как правило, не имеет значения, важен определенный социальный статус лица — пенсионер, инвалид, сирота и т.д. Для сравнения отметим, что оценка дохода (среднедушевого дохода) требуется, например, для признания одиноко проживающего гражданина малоимущим в целях получения государственной социальной помощи (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. 1, ч. 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

2.Ветераны, инвалиды, несовершеннолетние, многодетные семьи и малоимущие граждане — при рассмотрении в их отношении обращений в органах прокуратуры. Таким обращениям должно уделяться повышенное внимание (п. 1.2 Указания Генпрокуратуры России от 06.03.2022 N 137/9; п. 3.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).

Вам может понравиться =>  Сколько Нужно Отработать После Декрета Чтоб Встать На Биржу Труда

Законодательство РФ не содержит единого определения категории «социально незащищенные граждане (группы населения)». Часто при упоминании данной категории в нормативных актах не определяется и круг относящихся к ней лиц (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ; п. 5 ст. 5 Закона от 30.12.2022 N 489-ФЗ; п. 3 Положения, утв. Приказом Минтруда России от 23.12.2022 N 938; ч. 2 ст. 27 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).

4.Дети из многодетных семей, сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, пожилые люди — в целях приоритетного развития среди них физической культуры и спорта (п. п. 2.3, 3.1, 3.2.3 Стратегии развития сотрудничества на 2022 — 2030 гг., принятой Решением Совета глав правительств СНГ 29.05.2022).

Категории граждан

Категории граждан, которым в соответствии с областным законом от 24 сентября 2012 года № 536-33-ОЗ «О бесплатной юридической помощи, правовом информировании и правовом просвещении в Архангельской области» оказывается бесплатная юридическая помощь государственным юридическим бюро Архангельской области:

  1. Граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Архангельской области, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума.
  2. Инвалиды I и II группы.
  3. Ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации.
  4. Дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.
  5. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью.
  6. Усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей.
  7. Многодетные семьи, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов своих несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных), предоставлением мер социальной поддержки таким семьям, при условии, что размер среднедушевого дохода многодетной семьи не превышает полуторную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную постановлением Правительства Архангельской области;
  8. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме.
  9. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве).
  10. Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерацииот 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
  11. Граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан.
  12. Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации.
  13. Граждане, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации.
  14. Граждане, желающие подать или подавшие сообщение о фактах коррупции, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с составлением и подачей таких сообщений.
  15. Граждане, законные права и интересы которых нарушены в связи с тем, что они подали или желают подать сообщение о факте коррупции, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой от таких нарушений.
  16. Граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, включенные в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с областным законом от 02 июля 2012 года № 522-32-ОЗ «Об организации деятельности в сфере защиты прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на территории Архангельской области»;
  17. Граждане предпенсионного возраста, под которым понимается предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации возрастной период продолжительностью до пяти лет, признанные в установленном порядке безработными;
  18. Иные категории граждан, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом. В настоящее время исчерпывающий перечень таких категорий граждан не определен.

Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан

Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания лиц, которые в соответствии с федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ названы в числе нуждающихся в специальной социальной защите. К ним могут быть отнесены лица без определенного места жительства и занятий, оказавшиеся в экстремальных условиях, нуждающиеся в социальной поддержке, несовершеннолетние, оставшиеся без попечения и надзора родителей и др.

2. Лицам, указанным в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, выплачивается ежемесячное пожизненное содержание в размере, установленном в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года. При этом общий размер ежемесячного пожизненного содержания не может быть ниже размера ежемесячного пожизненного денежного содержания, а также иных гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим лицам по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

1. Лица, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, по их выбору имеют право на назначение пенсии на общих основаниях или на ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с нормами пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

2) ежемесячное пожизненное содержание и выходное пособие исчисляются из размера ежемесячного денежного вознаграждения, которое могло быть начислено работающему на соответствующей должности судье. При этом должности лиц, указанных в пункте 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, считаются соответствующими должностям судей судов Российской Федерации в соответствии с приложением к настоящему Федеральному закону.

2) судей в отставке, постоянно проживавших на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и имевших право на 18 марта 2014 года на назначение ежемесячного пожизненного денежного содержания в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года;

5. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, размеры ежемесячного пожизненного содержания увеличиваются (индексируются) в размерах и сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей в Российской Федерации, а также в случае увеличения (индексации) любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

Перечень льготных категорий граждан, имеющих право на внеочередное оказание медицинской помощи, согласно действующему законодательству Российской Федерации

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 03.08.2022) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022), ст.154,п.8

Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ (ред. от 07.03.2022) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (ст.2-7)

При наличии медицинских (клинических) показаний для проведения дополнительного медицинского обследования и (или) лабораторных исследований при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях лечащим врачом организуется внеочередной прием гражданина необходимыми врачами-специалистами и проведение необходимых лабораторных исследований.

В рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2022 N 919-П медицинская помощь гражданам с различными заболеваниями оказывается в амбулаторных условиях, при состояниях, требующих по медицинским показаниям проведения круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, медицинская помощь оказывается в условиях круглосуточного стационара.

Основанием для оказания медицинской помощи вне очереди является документ, подтверждающий принадлежность гражданина к одной из категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на внеочередное оказание медицинской помощи.

Отдельные категории граждан это гражданское право

Вопросы социальной защиты граждан, имеющих право на различные льготы, меры социальной помощи и поддержки, в том числе: граждан, получающих государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами по рецептам врача, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; семей, имеющих детей-инвалидов; граждан, которым предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно; граждан, получающих субвенцию на оплату жилищно-коммунальных услуг; родственников военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей; Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров некоторых орденов и членов их семей; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненных к ним лиц; граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и выезжающих из них. Вопросы помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Вам может понравиться =>  Минимальный размер оплаты труда в Санкт-Петербурге на 2022 год

Отдельные категории граждан это гражданское право

  • Инвалиды войны;
  • Участники Великой Отечественной войны;
  • Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 02.01. 2000 г. № 40-ФЗ);
  • Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, па прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • Инвалиды;
  • Дети-инвалиды;
  • Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан по заявительному принципу;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеров ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена трудовой Славы (далее — Герои) — при отказе от ежемесячной денежной выплаты Героям.
  • Аддисонова болезнь;
  • Болезнь Паркинсона;
  • Бронхиальная астма;
  • Гипофизарный нанизм;
  • Глаукома, катаракта;
  • Детские церебральные параличи;
  • Диабет сахарный;
  • Диабет несахарный;
  • Инфаркт миокарда (первые шесть месяцев);
  • Лепра;
  • Лучевая болезнь;
  • Миастения Миопатия;
  • Мозжечковая атаксия Мари;
  • Муковисцидоз;
  • Онкологические заболевания;
  • Острая перемежающаяся порфирия;
  • Отдельные группы населения, страдающие гельминтозами;
  • Пересадка органов и тканей;
  • Преждевременное половое созревание;
  • Психические заболевания (больным, работающим в лечебно-производственных государственных предприятиях, для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях);
  • Рассеянный склероз;
  • Системные хронические тяжелые заболевания кожи;
  • Сифилис;
  • Состояние после операций по протезированию клапанов сердца;
  • Туберкулез;
  • Тяжелая форма бруцеллеза;
  • Хронические урологические заболевания, требующие наложения эпицистостомы;
  • Шизофрения и эпилепсия СПИД. ВИЧ-инфицированные;
  • Гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии;
  • Гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия;
  • Ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева.
  • Участники Гражданской и Великой Отечественной войн;
  • Ветераны боевых действий на территориях других государств;
  • Дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет;
  • Инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
  • Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • Лица, страдающие жизнеугрожающими и хроническим прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности;
  • Лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • Малочисленные народы Севера, проживающие в сельской местности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территориях;
  • Отдельные группы населения, страдающие гельминтозами;
  • Беременные женщины с самопроизвольным выкидышем (абортом); с привычным невынашиванием беременности;
  • Ветераны тыла из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, при условии отказа от ежемесячной денежной выплаты.

1.2. Граждане, страдающие злокачественными новообразованиями лимфоидиой. кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (далее – программа 7 «нозологий»).

2.1. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.07. 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.10.2017 г. № 342 «Об обеспечении необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно:

Отдельные категории граждан это гражданское право

Начнем с лиц физических. Правоспособность – это только возможность этих лиц иметь гражданские права и обязанности. Такая возможность есть абсолютно у всех людей независимо от пола, возраста, состояния здоровья. Появляется, т.е. возникает, правоспособность в полном объеме с момента рождения человека и прекращается в момент смерти. Правоспособный, т.е. живой, человек может иметь имущество на праве собственности, может быть стороной договора, быть кредитором или должником.

Юридическое лицо – это организация, имеющая право участвовать в гражданском обороте, т.е. иметь гражданские права и обязанности. Юридическое лицо нельзя рассматривать как совокупность физических лиц, которые за ним стоят. Юридическое лицо имеет свое имя, под которым участвует в гражданском обороте; свое имущество, которым владеет, пользуется и распоряжается; собственную волю и собственные способы выражения воли.

– покупать некоторые крупные вещи, на которые им были даны деньги родителями (за исключением недвижимости), например большого плюшевого медведя. На юридическом языке это означает «совершать сделки, направленные на распоряжение средствами, специально предоставленными для определенной цели».

1) Какие субъекты имеют право участвовать в гражданских правоотношениях? 2) Что такое дееспособность и правоспособность физических лиц? 3) Что такое полная, частичная, ограниченная дееспособность? 4) Имеет ли право несовершеннолетний и в каком возрасте самостоятельно заключать договоры купли-продажи принадлежащего ему имущества? 5) Что представляет собой юридическое лицо? 6) Чем отличаются коммерческие юридические лица от некоммерческих? 7) Какие подразделения имеют юридические лица? 8) Для чего в гражданских правоотношениях участвуют публично-правовые образования?

2. Петя Елкин, 15 лет, заработал на уборке картофеля в подшефном колхозе 10 тыс. руб., которые потратил на покупку гитары. Однако через неделю он решил поменять гитару на фотоаппарат. Имеет ли право Петя Елкин осуществить такой обмен? Свой ответ аргументируйте.

Совершеннолетние и приравненные к ним граждане (т. е. полностью дееспособные) могут быть ограничены в дееспособности судом при наличии фактического состава из двух последовательно связанных юридических фактов: злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, пристрастие к азартным играм; постановка семьи в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). Закон не ставит возможность ограничения дееспособности в зависимость от признания гражданина хроническим алкоголиком или наркоманом. Под злоупотреблением гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами понимается такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое противоречит интересам семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, что, в свою очередь, вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение. Примечательно и то, что если семья не получает от злоупотребляющего гражданина необходимой материальной поддержки либо вынуждена содержать его полностью или частично, то наличие заработка или иных доходов у других членов семьи само по себе не является основанием для отказа в ограничении дееспособности злоупотребляющего гражданина.

Принимая во внимание нерешенность в п. 4 ст. 26 ГК РФ и в гл. 31 ГПК РФ ряда конкретных вопросов, а также тот факт, что ограничение дееспособности несовершеннолетних касается только граждан в возрасте от 14 до 18 лет, можно предположить, что мера, о которой идет речь в п. 4 ст. 26, действует:

С эмансипацией несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объеме, кроме тех прав и обязанностей, в отношении которых существует возрастной ценз. Так, несмотря на приобретение полной дееспособности, несовершеннолетний гражданин (как эмансипированный, так и вступивший в брак до наступления совершеннолетия) не может быть усыновителем: закон требует от последнего именно совершеннолетия.

Вам может понравиться =>  Статья Уголовного Кодекса 228 Часть 5

— до тех пор пока гражданин жив, он не может быть лишен правоспособности в целом, поэтому допустимые случаи ограничения правоспособности означают не что иное, как поражение в определенных видах прав. Такие случаи нельзя смешивать с ограничением субъективных прав, когда ограничивается конкретное (единичное) право, например, при установлении сервитута, добровольной покупке гражданином вещи, обремененной правом третьего лица. Сделка может ограничивать правоспособность гражданина, если ее допускает закон (п. 3 ст. 22 ГК РФ). Так, принудительное прекращение права собственности на конкретное имущество не исключает возможности приобретения аналогичного имущества (если, конечно, речь не идет об ограниченных в обороте вещах), что невозможно при ограничении правоспособности. В приведенных примерах не ограничивается какая-то группа (категория) прав, как это должно быть при ограничении правоспособности (например, права на приобретение определенных товаров), а лишь конкретное право в конкретной обстановке;

Хотя ст. 10 ГК РФ, устанавливающая общий запрет на злоупотребление правом, не корреспондирует ст. 30 ГК РФ, едва ли есть сомнения в том, что последняя посвящена частному случаю злоупотребления правом — злоупотреблению гражданином правом на распоряжение собственными доходами в ущерб интересам своей семьи. Поскольку закон, ограничивая дееспособность гражданина, не ставит перед собой цель борьбы с пьянством, наркоманией, игроманией (равно как и наказание пьяницы, наркомана, игромана), а лишь защищает имущественные интересы семьи гражданина, то ограничение дееспособности возможно только при наличии указанных фактов, связанных между собой как причина (злоупотребление) и следствие (тяжелое материальное положение). Отсутствие одного из них (в частности, пьянство одинокого гражданина или тяжелое материальное положение семьи, не обусловленное злоупотреблением гражданином алкоголем или наркотиками, азартными играми, а вызванное другими причинами, например, необходимостью уплаты крупного долга, выплаты алиментов и т. п.) исключает возможность ограничения дееспособности гражданина. Исключают такую возможность и иные обстоятельства, прямо не предусмотренные законом (например, рискованная предпринимательская деятельность, ночные клубы, противоположный пол, различные хобби — вполне безобидные по существу, но при этом весьма затратные и т. п.). И хотя такие «увлечения» и «пристрастия» могут быть для семьи ничуть не менее накладными, чем злоупотребления, упомянутые в ст. 30 ГК РФ, гражданин, тем не менее, во всех этих и других случаях не может быть ограничен в дееспособности.

Граждане как субъекты гражданского права

Первыми эти проблемы попытались разрешить древние римляне, сообразив, что некоторой совокупности имущества можно даровать самостоятельную активную жизнь, представив Je в виде отдельного лица, участника имущественного оборота. Сама же конструкция самостоятельного лица позволяет сконцентрировать значительный капитал в одних руках, сделать бо­лее простым и удобным деловой оборот, а также уменьшить ответственность тех лиц, которые реально стоят за спиной юридического лица, т. е. тех, кто участвует в нем своим иму­ществом.

Общество с ограниченной ответственностью— это учрежден­ное одним или несколькими лицами общество, уставный капи­тал которого разделен на доли, определенные в учредительных документах; участники общества с ограниченной ответственно­стью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

1. Юридическое лицо — это организация.Признак организа­ционного единства предполагает не простую совокупность лю­дей, а и наличие устойчивых существенных связей между ними, структурную и функциональную дифференциацию, определен­ную иерархию, разделение труда. При этом, как правило, опре­деляющее значение для юридического лица имеют не конкрет­ные личности участников, а указанные связи. Это требование воплощается в четкой внутренней структуре организации, нали­чии органов управления, структурных подразделений, которые в единстве позволяют решать задачи юридического лица. Орга­низационное единство документально закреплено в уставе, уч­редительном договоре, где определяются наименование юриди­ческого лица, порядок управления деятельностью юридическо­го лица, состав и компетенция органов управления и т. д.

Наследник умершего товарища или третье лицо, которому выходящий товарищ намеревается передать свою долю, может стать членом полного товарищества только с согласия других его участников. Это объясняется лично-доверительными отношениями, на которых основывается полное товарищество. Ведь остальные товарищи могут и не доверять новому лицу.

2. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по долгам общества своим личным имуществом. Ведь имущество, переданное обществу, становится собственностью общества, а у участников остаются лишь права требования обя­зательственного характера (участвовать в управлении делами общества, получать информацию о деятельности общества, принимать участие в распределении прибыли, в случае ликви­дации общества получить часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами). Поэтому в случае неудачного ведения дел общества его участники рискуют только не получить часть прибыли, ликвидационную квоту, т. е. несут риск убытков, а не ответственность.

Федеральный закон №166-ФЗ от 15 декабря 2001 г

1. Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

федеральные государственные служащие — граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации»;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, — 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

2. Размеры пенсий, определенные по нормам настоящей статьи в соответствующем процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Гражданское право

Итак раскроем понятие » Система гражданского права » — систематизированная, структурированная и взаимосвязанная совокупность норм права (отраслей, подотраслей, институтов, субинститутов), основанных на единстве предмета и метода гражданского права.

Также хотим отметить, что по ГК РФ (ст. 23) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью индивидуально (ИП) без образования юридического лица с момента государственной регистрации. К предпринимательской деятельности таких граждан применяются правила ГК РФ о юридических лицах, являющихся коммерческими организациями.

  • правоспособность юридического лица должна соответствовать целям, которые предусмотрены в его учредительных документах (в уставе, либо в учредительном договоре и уставе, либо только в учредительном договоре; в отношении некоммерческих организаций — в общих положениях об организациях данного вида — ст. 52 ГК РФ);
  • отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо, согласно ст. 49 ГК РФ, может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии);
  • дееспособность юридического лица обычно особо не выделяется — она предполагается как юридическое качество его органов.

Понятие (определение) » Объекты гражданских прав « в гражданском праве — это объективированные материальные и нематериальные блага, в отношении (по поводу) которых возникают гражданские права и обязанности, складываются и действуют гражданские правоотношения.

  • методы дозволения;
  • методы автономии сторон в пределах, установленных гражданским законодательством;
  • методы правонаделения, обусловленные принципом равноправия, имущественной самостоятельности и независимости сторон друг от друга и др.

Adblock
detector