Роль Коституционного Суда В Обеспечении И Защите Прав Местного Самоупавления

Лекция 5: «Гарантии местного самоуправления»

2. Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Праву законодательной инициативы представительных органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации соответствует обязанность этого органа рассмотреть вносимый проект закона. Содержанием законодательной инициативы может быть изменение, дополнение законов субъекта Российской Федерации, принятие нового закона, отмена закона субъекта Российской Федерации. Решение о внесении проекта закона должно приниматься на заседании представительного, органа местного самоуправления.

Защита прав местного самоуправления конституционным судом Российской Федерации Текст научной статьи по специальности; Право

В статье рассматриваются правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам защиты прав местного самоуправления . Анализируются факторы, способствовавшие принятию конституционных судебных актов по ключевым вопросам организации местного самоуправления в России.

In article positions of the Constitutional court of the Russian Federation on protection of the rights of local government are considered. The factors promoting adoption of the constitutional judicial acts on key questions of the organization of local government in Russia are analyzed.

Принятию устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав должно предшествовать публичное обсуждение. [. ] названный Федеральный закон наделяет граждан правом правотворческой инициативы (статья 26) и правом на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (статья 32), посредством реализации которых граждане вправе ставить перед представительным органом муниципального образования любые вопросы, касающиеся содержания устава муниципального образования, в том числе в части изменения структуры органов местного самоуправления.

Формирование представительного органа муниципального образования, созданного по территориальному (районному) принципу, в отличном от муниципальных выборов порядке возможно, если при этом обеспечивается формирование соответствующего органа муниципальной власти как органа народного представительства, что предполагает вхождение в его состав лиц из числа ранее избранных населением на муниципальных выборах — глав соответствующих поселений и депутатов поселенческих представительных органов. [. ]

Магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы, по праву

На нашем сайте Вы можете заказать консультативную помощь в подготовке магистерской диссертации, дипломной или курсовой работу по праву (юриспруденции). Также мы поможем подготовить Вам отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит уста­новление общих принципов организации местного самоуправле­ния к совместному ведению Российской Федерации и ее субъек­тов. По предметам совместного ведения согласно статье 76 Кон­ституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норматив­ные правовые акты субъектов Российской Федерации. Таким образом, конституция указывает на необходимость разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти РФ в сфере местного самоуправления. Это нашло закрепление в ст. 5 и 6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вам может понравиться =>  Распространяется Ли Социальная Карта Москвича В Подмосковье

Систему федерального законодательства о местном самоуправлении составляют Конституция РФ, ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., иные федеральные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам органов местного самоуправления разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации уставов, муниципальных правовых актов местного самоуправления, а также разрешает споры о компетенции между органами местного самоуправления.».

Положение о праве на защиту средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции РФ право на осуществление местного самоуправления, нуждается в дополнительном уточнении.

Роль Коституционного Суда В Обеспечении И Защите Прав Местного Самоупавления

[. ] учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур — вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд2 [. ].

Признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в установленную названным Федеральным законом систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу тем или иным государственным и общественным институтам, даже если они действуют по поручению и (или) в интересах соответствующих иностранных источников, а потому любые попытки обнаружить в словосочетании «иностранный агент», опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований.

Роль Коституционного Суда В Обеспечении И Защите Прав Местного Самоупавления

Суд – орган государственной власти, и судебная защита – один из видов государственной защиты. Если человек не удовлетворён решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд России. В случае несогласия с его решением возможно обращение в надгосударственный суд – Европейский Суд по правам человека, который является последней инстанцией. Решение этого Суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы.

Наряду с различными органами (институтами), призванными защищать права и свободы человека, следует выделить специфические юридические гарантии защиты прав человека. Одна из важнейших юридических гарантий закреплена в статье 18 Конституции, которая признаёт права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В постановлении от 2 апреля 2002 г. № 7-П Конституционный Суд РФ, признавая «необходимость учета природы муниципальной власти как власти местного сообщества» пришел к выводу о том, что «в процедуре конституционного судопроизводства — в соответствии со ст. 125 (ч. 4) Конституции РФ в системном единстве с ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» — могут быть оспорены и сами законы (федеральные и законы субъектов Российской Федерации), примененные или подлежащие применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и объединений граждан. Как следует из данной конституционной нормы, при этом не исключается защита средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции РФ право на осуществление местного самоуправления».

Вам может понравиться =>  Проблемы Квалификации Взяточничества

Не менее важное значение имеет группа дел об оспаривании гражданами решений и действий органов местного самоуправления, нарушающих субъективное право личности на местное самоуправление. Особо значимы из них дела в сфере местного избирательного права. Это дела, связанные с нарушением прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, права на участие в местном референдуме, с невнесением в списки избирателей и т.д.

Соответственно, без наделения органов местного самоуправления городских округов такими государственными полномочиями субъекты Российской Федерации не вправе предоставлять местным бюджетам межбюджетные трансферты целевого назначения на покрытие указанных расходов, поскольку это означало бы, по сути, возложение на органы местного самоуправления государственных полномочий в нарушение установленного федеральным законодательством порядка.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) также устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 05.02.2009 № 250-О-П, является обязательным во всех случаях.

Роль Коституционного Суда В Обеспечении И Защите Прав Местного Самоупавления

[. ] обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) служащему и перечисленным в законе членам его семьи, в случае, если оно приобретено на доходы, законность которых не подтверждена, будучи ограничением конституционного права собственности, введенным федеральным законодателем в целях противодействия коррупции, как таковое направлено на защиту конституционно значимых ценностей и не нарушает требования Конституции Российской Федерации. [. ]

Соответственно, установление ограничений права на назначение опекуном (попечителем) ребенка отвечает международным обязательствам Российской Федерации и согласуется с закрепленными Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей, включая осуществление предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав детей, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий их прав и законных интересов, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и защиту от факторов, негативно влияющих на их развитие (пункт 1 статьи 4).

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суде и арбитражном суде, относятся как коллегиальные, так и единоличные действия (решения). В результате таких действий (решений) создается угроза нарушения либо нарушаются права и свободы гражданина, создаются препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возлагается какая-либо обязанность, гражданин незаконно привлекается к ответственности. Граждане и органы местного самоуправления вправе обжаловать и бездействие органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций. Органы местного самоуправления и их должностные лица чаще всего обращаются за защитой нарушенных прав в Конституционный Суд РФ. Большинство споров, рассматриваемых Конституционным Судом, касается вопросов организации деятельности местного самоуправления, а также установления местных налогов и сборов и формирования и исполнения местных бюджетов.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» одна из важнейших гарантий осуществления местного самоуправления — судебная защита местного самоуправления, а также возможность обжалования гражданами незаконных решений (действий) муниципальных органов. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, а также органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления. Также могут быть предъявлены иски о признании неправомерными действий указанных органов, их должностных лиц, предприятий, учреждений и общественных объединений. Право на судебную защиту принадлежит как органам местного самоуправления и их должностных лицам, так и непосредственно населению, проживающему на территории муниципального образования, интересы которого были затронуты. Судебные иски могут исходить от ассоциаций и союзов муниципальных образований. Муниципальные органы и их должностные лица вправе подать иск в арбитражный суд, граждане — в суд общей юрисдикции.

Вам может понравиться =>  Сумма Превышающая Предельную Базу В 2022 Году Для Ндфл

Судебная форма защиты права на местное самоуправление

Обращаясь в суд, мы имеем два правоотношения – материальное и процессуальное. Если вы пришли в исковое производство, то это означает, что материальном правоотношении вы равны – заключили договор, например. Поэтому между вами может быть спор о праве. Другое дело – если вы в материальном отношении неравны (например, отказали гражданину в материальной помощи). Здесь не может быть речи о споре о праве, здесь предмет судебной деятельности – контроль за законностью действий публичного органа. Здесь процесс будет стремиться к тому, чтобы обеспечить вам равноправие с помощью разных процессуальных прав и обязанностей.

В делах об оспаривании действий – субъективная заинтересованность обязательна, так же, как и для любых индивидуальных актов. Это означает, что в заявлении должно быть указано, какие ПиС лица нарушены указанными действиями. Эти ПиС и есть основания субъективной заинтересованности. В отсутствие этой заинтересованности заявление принимать нельзя.

Судебная защита местного самоуправления

Так, в п. 2 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться в том числе орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Судебная защита прав местного самоуправления от их нарушения в законах обеспечивается и конституционным правосудием. Конституционный Суд Российской Федерации вынес ряд решений, имеющих принципиальное значение для развития местного самоуправления. Следует отметить, что сами органы местного самоуправления не наделены правом обращения в Конституционный Суд. В то же время Конституционный Суд отметил, что в процедуре конституционного судопроизводства в соответствии со ст. 125 (ч. 4) Конституции Российской Федерации в системном единстве с частью 1 ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» могут быть оспорены и сами законы (федеральные и региональные), примененные или подлежащие применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и объединений граждан. Как следует из данной конституционной нормы, при этом не исключается защита средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции Российской Федерации право на осуществление местного самоуправления. Однако, как представляется, это положение нуждается в дополнительном законодательном уточнении.

Муниципальное право России

«Критериями определения подведомственности арбитражных судов служат, во-первых, характер спора (в том смысле, что он, какова бы ни была его отраслевая принадлежность, должен быть связан с предпринимательской деятельностью) и, во-вторых, субъектный состав правоотношения (спор должен возникнуть между хозяйствующими субъектами)» 3 Муниципальное право России / Отв. ред. Г.Н. Чеботарев. М.: Юристъ, 2005. С. 191. .

В ст. 3 Закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», определяющей полномочия Конституционного Суда РФ, к целям его деятельности относятся: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. Все три цели в совокупности и по отдельности непосредственно связаны с правами и свободами личности.

Adblock
detector