Судебная Защита В Области Социального Обеспечения

Наиболее часто по вопросам защиты права на социальное обеспечение граждане обращаются в суды общей юрисдикции. При этом обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал ли гражданин какой-либо иной способ защиты своего права. Защита социальных прав граждан осуществляется как на основе обращений в суд самих граждан, так и по заявлениям прокуроров. При этом анализ практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан, свидетельствует об устойчивой тенденции к их увеличению [5, с. 4].

Указанное конституционное право имеет фундаментальную правовую природу, является неотчуждаемым и принадлежащим каждому человеку от рождения. Закрепление конституционного права на социальное обеспечение обязывает государственную власть осуществлять государственную социальную политику, направленную на обеспечение конституционных прав человека, на удовлетворение его потребностей и обеспечение социальной безопасности человека.

Судебные решения по делам о социальном обеспечении граждан, обобщение судебной практики по социальному обеспечению по различным тематикам. В разделе приведены решения судов, основанные на применении норм законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О страховых пенсиях», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и других законов и нормативных актов, регулирующих деятельность по социальному обеспечению в РФ.

Защита прав граждан на социальное обеспечение в практике судов общей юрисдикции Текст научной статьи по специальности; Право

В.Ш. Шайхатдинов процессуальные правоотношения относит к правоотношениям второго порядка, играющим второстепенную роль [8], видимо потому, что они могут и не возникать в цепочке правоотношений, в случае отсутствия спорных обстоятельств. Позволим не согласиться с его мнением, поскольку при отказе в назначении того или иного вида социального обеспечения, которым завершаются процедурные правоотношения, без процессуальных правоотношений не возникнут и основные — материальные правоотношения. В таких ситуациях они являются производными от процедурных правоотношений, но порождающими материальные.

По общему правилу территориальной подсудности иски по спорам о праве на социальное обеспечение предъявляются по месту нахождения ответчика (органа, отказавшего в установлении того или иного вида социального обеспечения). Ответчиком по пенсионным спорам, инициированным жителями Республики Мордовия, выступает Управление Пенсионного фонда по Республике Мордовия, по иным социальным спорам — Министерство социальной защиты населения РМ и Администрация городского округа Саранск. В связи с тем, что вышеперечисленные органы находятся на территории Ленинского района г. Саранска, все споры о праве на социальное обеспечение подсудны одному Ленинскому районному суду г. Саранска Республики Мордовия.

Судебная Защита В Области Социального Обеспечения

С помощью не только Конституционного, но и Верховного Суда РФ суды общей юрисдикции в ходе реализации своих полномочий преодолевают пробелы, коллизии, деформации, ошибки текущего законодательства, осуществляют конкретизацию оценочных понятий в праве социального обеспечения.

Приведенное выше отражает, с одной стороны, учет судебных постановлений ЕСПЧ Верховным Судом РФ, что, безусловно, влияет на решения всех судов общей юрисдикции, с другой — отражает процесс внедрения норм международного права в судебную практику российских судов путем толкования положений Конвенции ЕСПЧ.

Работники органов социальной защиты должны уметь грамотно и обоснованно составить ответ на письмо, чтобы заявитель получил исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы. Ответ должен быть простым, ясным, четким и обоснованным, тогда он не повлечет нового письма или жалобы. Много жалоб пенсионеров поступает на неправильность назначения пенсий, задержку выплаты пенсий, грубость сотрудников. Имеются случаи, когда ответы на письма вообще не даются или поступают заявителям с большой задержкой.

При рассмотрении дела в рамках особого производства презимируется отсутствие спора – как неразрешимых противоречий по поводу необходимости судебного подтверждения (установления) того или иного юридического факта. Наличие спора, о котором заявляется участником судопроизводства либо устанавливается судом, препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства и является основанием для оставления заявления, поданного в порядке особого производства (глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) без рассмотрения.

Споры в праве социального обеспечения

Классификация споров по вопросам социального обеспечения по виду спорного правоотношения представляет большой интерес и может эффективно использоваться для выявления особо конфликтных групп отношений, определения причин споров и совершенствования в дальнейшем действующего законодательства.

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.
Вам может понравиться =>  Что Дают На 3 Ребенка В 2022 В Ростове На Дону

Вместе с тем это универсальный способ защиты для разрешения большинства разногласий, возникающих в области гражданских, жилищных, семейных, административных отношений. Такое положение дел объясняет чрезмерно высокую нагрузку на судебные органы. Так, к примеру, проведенное исследование показало, что в 2022 г. 62% судей перерабатывают в 2 и более раз, а еще 5% работает в 5 раз больше, чем должны [1].

В статье отмечается, что действующим законодательством специально уполномоченный орган по защите социально-обеспечительных прав не предусмотрен. Ключевую роль в защите права гражданина на социальное обеспечение в настоящее время выполняют судебные органы. Вместе с тем развитие досудебных процедур разрешения споров в области социального обеспечения может способствовать более эффективной охране такого права. Автором рассматриваются законодательные инициативы в этой области. Анализируется судебная практика о компенсации морального вреда и проблема денежного определения размера такого вреда в случае нарушения права на социальное обеспечение, высказаны предложения по устранению и преодолению дефектов закона.

Ключевой проблемой остается отсутствие в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требований к проведению оценки соответствия уровня доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры в форме аудита и сертификации.

В июне 2022 года был проведен дополнительный анализ судебных споров по вопросам, связанным с социальной защитой прав инвалидов, за период 2017-го — первое полугодие 2022 года. Из анализа 50 дел указанной категории следует, что за указанный период наибольшее количество дел, рассмотренных федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами Калининградской, Ленинградской и Свердловской областей, составили споры по искам прокурора в защиту неопределенного круга лиц, касающиеся обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В праве социального обеспечения сложился традиционный инструментарий применительно к защите прав и законных интересов в сфере социально-обеспечитель­ных отношений, который реализуется через уполномоченные государственные структуры и который представляет собой, по существу, акт реагирования компетентного органа, направленного на восстановление нарушенных прав (т.е. говорить о предупреждении правонарушения не приходится). Другими словами, юрисдикционная форма защиты социально-обеспечительных прав является преобладающей. Что же касается неюрисдикционной формы и соответствующей ей способов защиты прав в рассматриваемой сфере – доюрисдикционное урегулирование спора без обращения в специально уполномоченные органы, защита социально-обеспечительных прав профсоюзными или иными общественными организациями, самозащита, – то они либо не имеют особой значимости, либо отсутствуют вовсе.

И, наконец, опираясь на тезис о том, что защита прав и свобод граждан допускает активную деятельность самого обладателя по восстановлению им своего нарушенного права без обращения в компетентные органы, хотелось бы обратиться к такому способу защиты, как самозащита. Существует мнение, что в праве социального обеспечения самозащита присуща органу социального обеспечения, который может применить определенные меры воздействия в отношении получателя социального обеспечения, например прекратить выплату денежных средств [2, с. 476].

Судебная Защита В Области Социального Обеспечения

Самостоятельная работа при изучении раздела.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
60

40
1 Решение ситуационных задач по определению вида необходимого процессуального документа 2 Заполнение сравнительной таблицы «Виды процессуальных документов» 3 Составление и формирование исковых заявлений для подачи в суды общей юрисдикции 4 Составление и формирование трудовых договоров для должностей: социальный работник, юрисконсульта, должностное лицо администрации 5 Составление и формирование отдельных видов гражданско-правовых договоров 6 Составление и формирование претензий, жалоб, доверенности 14

Отчет по практике «; Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения; », право социального обеспечения

Отчёт по учебной практике по специальности «Право и организация социального обеспечения» для среднего профессионального образования (СПО 40.02.01). Тема учебной практики: «Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения» Место прохождения практики: Городское Управление Пенсионного фонда РФ. В ходе освоения программы учебной практики выполнялись следующие виды работ: – изучение особенностей подготовки административных исковых заявлений; – наблюдение за ходом судебных заседаний по гражданским и административным делам; – изучение особенностей подготовки жалоб по делам об административных правонарушениях; – усвоение тактики защиты в различных видах судопроизводства; – изучение особенностей подготовки ходатайств по отдельным вопросам судебных разбирательств. Требования к отчёту: Отчёт должен состоять из 5 глав, соответствующих выполненным видам работ. Объём каждой главы составляет не менее 5-6 страниц. Общий объём отчёта 25-30 страниц. Проверка на плагиат не требуется. Требования к форматированию: Шрифт — Times New Roman. Размер шрифта – 14. Межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание основного текста – по ширине поля. Абзацный отступ – 1 см

Вам может понравиться =>  Эссе Нет Преступления, Не Указанного В Законе (Положение Римского Права

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Способы защиты права на социальное обеспечение – это законодательно закрепленные материально-правовые меры, носящие принудительный характер, с помощью которых производится признание (восстановление) оспариваемых (нарушенных) прав, воздействие на правонарушителя.

  1. Юрисдикционная форма. Деятельность общественных организаций и государственных органов по защите охраняемых законом интересов и прав (защита прав уполномоченными государством или государственными органами, обладающими правомочными полномочиями). Наиболее характерна для защиты прав социального обеспечения.
  2. Неюрисдикционная форма. Применение мер защиты самостоятельно управомоченным субъектом, без обращения к отдельному органу.

Суд отметил, что необходимость воспользоваться авиационным транспортом была обусловлена, с одной стороны, отсутствием билетов на железнодорожный проезд, с другой – сроками начала лечения, взысканная судом сумма не превышала стоимости проезда на железнодорожном транспорте253.

Споры, связанные с реализацией права на трудовую (страховую) пенсию, представляют собой споры, возникающие в момент установления пенсии, а также в процессе предоставления пенсионеру определенного вида пенсионного обеспечения. Их можно классифицировать в зависимости от характера требований, содержащихся в обращении к суду. При всем многообразии используемых формулировок требования, предъявляемые в суд, можно разделить на требования, связанные: — с установлением трудовой (страховой) пенсии; — с перерасчетом суммы пенсии; — с прекращением, приостановлением выплаты пенсии; — с выплатой, доставкой пенсии и др. К числу иных споров, относящихся к реализации права на пенсию, относятся жалобы на неуплату (неполную уплату) работодателями взносов на обязательное пенсионное страхование, невыплату недополученной при жизни пенсионера пенсионных сумм, а также обращения к негосударственному пенсионному фонду правопреемников умершего застрахованного лица за получением средств пенсионных накоплений. В эту же группу, по нашему мнению, следует отнести и разногласия по поводу установления юридических фактов осуществления трудовой деятельности в определенной организации.

Сказанное выше дает основание полагать, что период ожидания новых подзаконных актов затянется. Этому будет способствовать и уже наметившиеся на 2016 г. в целях экономии пенсионных средств изменения ряда правовых норм, содержащихся в новых пенсионных законах (касающихся индексации пенсий, перерасчета пенсий работающим пенсионерам и др.). Разработка и издание соответствующих нормативных правовых актов должны начаться уже сейчас, несмотря на то, что Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р), в рамках которой приняты ныне действующие законы, рассчитана на формирование в России трехуровневой модели пенсионной системы (первый уровень — трудовая пенсия, второй — корпоративная пенсия, третий — частная пенсия, формируемая работником) в период до 2030 г.

Нарушение требований Конституции РФ было установлено Конституционным Судом РФ. Так, заявителю гражданину Г., воспитывающему сына-инвалида с детства до достижения им 8 лет в отсутствии матери, Пенсионного фонда РФ было отказано в назначении пенсии на 5 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста на основании указанной выше правовой нормы. Конституционный Суд РФ признал подлежащим отмене (изменению) положения подп. 1 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях в связи с противоречием принципу равенства, уставленного ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ. Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 77-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях были внесены изменения, в связи с чем пенсия стала назначаться одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам — 50 лет при наличии соответствующего страхового стажа.

Повышение оригинальности

Граждане Российской Федерации пишут письма в различные инстанции, но больше всего писем поступает в Министерство здравоохранения и социального развития. Чаще всего пишут люди пожилого возраста, от них поступает более 70 % обращений. Пишут о своем наболевшем, о маленьких пенсиях, на которые невозможно прожить. Недовольны «северяне» — требуют начислить к рассчитанной по индивидуальному коэффициенту пенсии районный коэффициент. Много обращений в связи с. Принятием Закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» — люди считают несправедливым исключение из трудового стажа годы учебы, ухода за детьми, престарелыми и инвалидами. Много писем поступает о задержке пенсий и непогашенном долге. Иногда вместо пенсий в регионах предлагают получать товары, беспроцентные ссуды и т. д. 7
Существует три основных вида обращений о восстановлении нарушенного права: предложение, заявление, жалоба.
Предложение — вид обращения, цель которого обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных социальных органов, предприятий, учреждений, организаций, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.
Заявление — вид обращения, направленный на реализацию представленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности органов социального обеспечения. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения возникшей проблемы.

Вам может понравиться =>  Сколько Будет Пенсия Если Исполнилось 100 Лет

Жалоба — вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав, предусмотренных законодательством. 8
Во многих случаях предложения, заявления и жалобы выступают в чистом виде, т. е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника управления социальной защиты населения города является жалобой в чистом виде и т. д. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер, так в одном обращении могут быть заявление и жалоба.
Работа с письменными обращениями граждан в органах социальной защиты населения ведется в соответствии с «Инструкцией о работе с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях социального обеспечения».
Руководитель учреждения социальной защиты населения несет персональную ответственность за правильную организацию работы с письменными обращениями граждан. Это важный участок работы любого учреждения, тем более социальной защиты. Важно помнить, что за каждым письмом стоит человек и не просто человек, а человек больной, инвалид, пожилой, одинокий, заслуженный, но теперь беспомощный, и вовремя полученный ответ на письмо, возможно, вернет его к жизни или даст силы для преодоления невзгод. Работники органов социальной защиты населения должны об этом помнить постоянно.
Среди письменных обращений, поступающих в управление социальной защиты населения города или района, особое внимание необходимо уделять обоснованным жалобам. Инструкция по работе с письменными обращениями граждан устанавливает несколько этапов работы с ними, начиная с приема и регистрации писем и заканчивая их анализом.
Особое внимание необходимо обращать на сроки рассмотрения писем, ведь нарушение этих сроков — это невыполнение трудовых обязанностей, что может повлечь наложение дисциплинарного взыскания и даже увольнение с работы.
Работники органов социальной защиты должны уметь грамотно и обоснованно составить ответ на письмо, чтобы заявитель получил исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы. Ответ должен быть простым, ясным, четким и обоснованным, тогда он не повлечет нового письма или жалобы. Много жалоб пенсионеров поступает на неправильность назначения пенсий, задержку выплаты пенсий, грубость сотрудников. Имеются случаи, когда ответы на письма вообще не даются или поступают заявителям с большой задержкой. 9
Как правило, ведущий или главный специалист органов социальной защиты ежеквартально проводит анализ поступивших писем, который затем рассматривается на технической учебе или собрании коллектива.
Работа с обращениями складывается из нескольких этапов.
Прием, регистрация и учет обращений граждан
1. При приеме проверяется правильность их адресования. О бращения, доставленные не по назначению, незамедлительно возвращаются почтовому предприятию связи для направления адресату.
Вложения, содержащиеся в конверте, проверяются, пересчитываются и скрепляются с конвертом. Отсутствие указанных в письме приложений или их части отражается в акте и об этом сообщается заявителю.

    Обращения граждан с пометкой на конверте «лично», а также обращения, адресованные отраслевому отделу писем Министерства или профсоюзной организации, не вскрываются, а передаются по назначению.
    На обращения граждан, сданных на личном приеме, делается пометка «с личного приема». Эти обращения подлежат регистрации.
    Все поступающиеся обращения должны быть централизованно зарегистрированы в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках.

2.2. Рассмотрение и разрешение писем граждан

Adblock
detector