Технология Как Создать Искусственный Земельный Участок

Технология Как Создать Искусственный Земельный Участок

Наиболее распространенным объектом гражданских прав являются вещи, главный признак которых заключается в способности удовлетворять потребности людей. В системе классификации вещей важная роль отводится их делению на недвижимые и движимые вещи. Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), недвижимые вещи подразделяются на недвижимые по своей природе (земельные участки и участки недр), недвижимые в силу прочной связи с землей (здания, строения, сооружения) и недвижимые в силу признания таковыми законом (морские суда, космические объекты и др.). К какой из указанных категорий могут быть отнесены искусственные земельные участки?

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), условия и порядок возведения искусственных земельных участков регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 246-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Согласно ст. 3 Закона N 246-ФЗ, искусственный земельный участок представляет собой сооружение, которое создается на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, и признается после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Понятие искусственного земельного участка может быть сформулировано на основе определения природно-антропогенного объекта, являющегося, согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектом, измененным в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объектом, возведенным человеком, обладающим свойствами природного объекта и имеющим рекреационное и защитное значение. Исходя из сказанного, понятие искусственного земельного участка соответствует определению природно-антропогенного объекта, но не в полной мере, так как возможности использования искусственных земельных участков должны быть шире и определяться их целевым назначением.
Искусственный земельный участок как единый объект распадается на два объекта: объект капитального строительства и земельный участок. ГК РФ и ЗК РФ характеризуются пробельностью при регулировании отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, поскольку не содержат понятие такого участка и не регулируют его правовой режим, в то время как искусственный земельный участок характеризуется рядом существенных отличий от иных объектов гражданских прав и объектов земельных отношений.
В соответствии со ст. 3 Закона N 246-ФЗ искусственный земельный участок представляет собой сооружение, признаваемое после его ввода в эксплуатацию земельным участком, который (несмотря на ввод его в эксплуатацию) не утрачивает статус сооружения. Кроме того, для сохранения потребительских свойств искусственного земельного участка его правообладателю необходимо регулярно принимать определенные меры по поддержанию и сохранению участка в течение периода его эксплуатации.
Характеристики искусственного земельного участка должны соответствовать нормам, предусмотренным ст. 11.1 ЗК РФ, согласно которым земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Искусственный земельный участок относится к объектам частных прав, вместе с тем понятие такого участка шире понятия объекта капитального строительства; на данный участок распространяются положения земельного законодательства, регулирующего отношения по использованию и охране земель. Искусственный земельный участок, как и участок, являющийся природным объектом, выполняет территориальную функцию и выступает основой — базисом, на котором располагаются различные объекты жизнедеятельности человека, что обусловливает необходимость установления пределов прав собственника такого участка и требований к его безопасности.
В соответствии со ст. 3 Закона N 246-ФЗ искусственный земельный участок создается путем намыва или отсыпки грунта. Исходя из строительных норм и правил, искусственный земельный участок является природно-техногенным массивом, образованным намывом грунтов на естественное основание и ограниченным площадью намыва, а по глубине — активной зоной взаимодействия с геологической средой. Аналогичная технология применяется при создании гидротехнических сооружений (ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
В некоторых судебных актах понятия «искусственный земельный участок», «гидротехническое сооружение» и «искусственный остров» используются как синонимы, что нельзя охарактеризовать как простую лексическую ошибку. Цели создания гидротехнических сооружении могут не ограничиваться защитными функциями. Такие сооружения нередко представляют собой объекты, на которых располагаются административные и технические здания, подъемные механизмы, краны и т.п. К гидротехническим сооружениям относятся также волнозащитные пляжи, возводимые для обеспечения удобного подхода и швартовки судов. На основе гидротехнического сооружения, например берегоукрепительной плотины, может быть создан причал, в результате чего функциональные возможности и характеристики объекта становятся значительно шире целей строительства берегозащитного сооружения.
Приведенные примеры показывают, что отношения по созданию искусственных земельных участков и гидротехнических сооружений взаимосвязаны, однако данные отношения нечетко регламентируются Законом N 246-ФЗ, в то время как правовое регулирование порядка возведения искусственного земельного участка и гидротехнического сооружения существенным образом различается.
Возведение искусственного земельного участка должно осуществляться на основе разрешения на создание участка, проектной документации, документации по планировке территории и разрешения на проведение строительных работ, при отсутствии которых искусственный земельный участок может быть признан, согласно ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой.
До ввода в эксплуатацию искусственный земельный участок представляет собой объект капитального строительства, который, согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года, является объектом незавершенного строительства, при этом в Законе N 246-ФЗ вопрос о возможности государственной регистрации права собственности на данный объект остался неурегулированным.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном ст. 25 данного нормативного правового акта, но в данной статье нет специальных положений о регистрации права собственности на искусственный земельный участок как объект незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 13 Закона N 246-ФЗ искусственный земельный участок может находиться в собственности граждан и юридических лиц, однако с приобретением права частной собственности на искусственный земельный участок могут возникнуть сложности, связанные с необходимостью четкого определения способа приобретения права собственности на искусственный земельный участок и решения вопроса о субъекте права собственности на береговую полосу в границах искусственного земельного участка.
В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, возведение намывных территорий квалифицировано как искусственное приращение прибрежного земельного участка. Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 31.03.2009 N Д23-836 «Об искусственно созданных земельных участках».
Такой способ приобретения права собственности, как приращение, не может использоваться в отношении искусственного земельного участка, возникающего в процессе осуществления строительных работ. В Законе N 246-ФЗ речь идет о создании искусственного земельного участка, поэтому способ возникновения права собственности на искусственный земельный участок следует определить как создание вещи, собственником которой в силу ст. 218 ГК РФ является лицо, ее создавшее.
Мероприятия по созданию искусственного земельного участка завершаются подписанием документов, подтверждающих соответствие участка требованиям проектной документации и технических регламентов, и акта приемки участка, которые необходимы для получения разрешения на ввод участка в эксплуатацию. Согласно ст. 14 Закона N 246-ФЗ разрешение на ввод является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования искусственного земельного участка. При отнесении участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов Российской Федерации и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
Постановка искусственного земельного участка на кадастровый учет осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Особенности государственной регистрации права собственности на участок определяются ст. 22.3 Закона N 122-ФЗ.
После ввода в эксплуатацию искусственный земельный участок приобретает правовой режим земельного участка как природного объекта, но в то же время, согласно ст. 3 Закона N 246-ФЗ, искусственный земельный участок, даже будучи введенным в эксплуатацию, не утрачивает статус сооружения. Такой подход следует признать правильным, поскольку он отражает искусственный характер возведенного объекта, поэтому Закон N 246-ФЗ целесообразно дополнить положениями, направленными на обеспечение безопасности искусственного земельного участка после ввода его в эксплуатацию.
Процесс создания и эксплуатации искусственных земельных участков предполагает многообразие форм взаимодействия земельного, гражданского, водного, градостроительного и экологического законодательства.
Эффективное регулирование правового режима искусственных земельных участков невозможно без совокупного воздействия указанных норм на рассматриваемые отношения, что предполагает необходимость урегулирования правового режима искусственного земельного участка положениями комплексного законодательства, которое, помимо правовых норм, относящихся к отдельным ветвям права, включает блок норм, отражающих специфику соответствующей сферы общественных отношений.

Вам может понравиться =>  Какие документы нужны образцы дакументов для назначения пенсии по инвалидности в 2022 году

Особенности создания искусственных земельных участков и объектов на них

Вопросы создания искусственных земельных участков регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Согласно ст. 3 Закона N 246-ФЗ искусственный земельный участок — это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Он может как прилегать к существующим земельным участкам, так и быть изолированным от них.
Для создания искусственного земельного участка предоставление земельного участка, водного объекта или его части лицу, осуществляющему создание такого искусственного земельного участка, не требуется (п. 4 ст. 6 Закона N 246-ФЗ).
Весь процесс создания искусственных земельных участков (далее — ИЗУ) условно можно разделить на следующие этапы:
1. Принятие инициативы и подготовка проекта разрешения на создание ИЗУ.
2. Согласование проекта разрешения на создание ИЗУ.
3. Получение разрешения на создание ИЗУ.
4. Заключение договора о создании ИЗУ.
5. Проведение работ, необходимых для создания ИЗУ.
6. Получение разрешения на ввод ИЗУ в эксплуатацию.
Право собственности на искусственно созданный земельный участок и образованный из него земельный участок (земельные участки) регистрируется на основании следующих документов:
1) разрешение на создание искусственного земельного участка либо решение о строительстве или расширении морского порта (в случае, если таким решением предусмотрено создание искусственного земельного участка);
2) разрешение на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию;
3) договор о создании искусственного земельного участка в случае, если в соответствии с таким договором на искусственно созданный земельный участок возникает право общей долевой собственности;

Вам может понравиться =>  Судебная Практика Дополнительное Соглашение К Договору Купли Продажи Недвижимости Не Подлежит Регистрации

Технология Как Создать Искусственный Земельный Участок

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

1) переводом земель водного фонда или в случае, если иное не предусмотрено частью 4 настоящей статьи, земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;

ИСКУССТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК: ДОЛГИЙ ПУТЬ К ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЁННОСТИ

Таким образом, прерванная дискуссия относительно «земля или сооружение» имела право разгореться с новой силой, тем более, что Закон о морских портах, сформулировав понятие «искусственный земельный участок», не установил принципы правового регулирования процедуры создания земельных участков, а также приобретения инвесторами прав на них. Более того, понятие искусственный земельный участок был применён исключительно в отношении территории морских портов, исключая из сферы правового регулирования иные искусственные земельные участки, на которых, например, в Санкт-Петербурге, осуществлялась обширная жилищная застройка.

Законодатель прервал дискуссию о том, участок ли это или сооружение, земля ли это или объект капитального строительства. Его воля достаточно чётко выражена в упомянутом законе, который даёт ответ: «Земельный участок». Далее Закон о морских портах единым определением распространил это понятие не только на территории, образованные методом намыва, но и, что совершенно справедливо, исходя из технологий, закрепляемых в строительных нормах и правилах, методом отсыпки[6]. Затем, что уже было сверх понимания большой части юристов, сталкивавшихся с образованием искусственных территорий, Закон дал понять, что, помимо намыва и отсыпки, возможно применение иных технологий, умолчав, каких именно. Однако в свете мировой практики строительства объектов на море отмечались случаи создания, например, в Японии, искусственных островов из переработанных бытовых отходов. Таким образом, понятие, данное в законе, было достаточно прогрессивным и весьма смело вносило в категорию искусственных земельных участков те территории, которые можно было создавать отнюдь не из земли. Главным критерием при этом, заимствованным у Т.Г.Ивановой[7] и Гаврилюк Е.Д.[8], являлся критерий «рукотворности». Парадокс налицо — искусственный земельный участок, возможно, образовать из материалов, не имеющих отношения непосредственно к земле как к материалу, из которого он создаётся.

Вам может понравиться =>  Календарь Бухгалтера Усн На 2022 Год

Подготовка проектной документации ИЗУ осуществляется на основании результатов инженерных изысканий, выполненных в соответствии с законодательством о градостроительной дея­тельности, и с учётом характеристик планируемого развития территории, содержащихся в документации по планировке территории в планируемых границах ИЗУ.

Договор о создании ИЗУ является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон по договору о создании ИЗУ применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в договоре о создании ИЗУ, если иное не вытекает из закона № 246-ФЗ.

Выдача разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации

Минстрой России в срок не более 10 календарных дней со дня поступления в Минстрой России заявления и документов, принимает решение о выдаче разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или об отказе в выдаче разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации и выдает (направляет) разрешение на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или отказ в выдаче разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации с указанием оснований для отказа.

Необходимыми для предоставления государственной услуги документами, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, и которые заявитель вправе представить самостоятельно, являются:

Законом устанавливается перечень существенных условий договора о создании Искусственного земельного участка, включающий, помимо прочего, цену права на заключение договора, срок договора.
По общему правилу договор заключается по результатам открытого аукциона на право заключить договор о создании Искусственного земельного участка, который проводится в форме подаче предложений о цене предмета аукциона. Заключение указанного договора без проведения открытого аукциона возможно только в установленных Законом случаях.

По договору о создании искусственного земельного участка одна сторона в установленный срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязуется провести работы, необходимые для создания Искусственного земельного участка и осуществить строительство объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией, другая сторона обязуется обеспечить утверждение документации по планировке территории.

Согласование проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте В избранное

  1. Регистрирует заключение о согласовании (заключение об отказе в согласовании с замечаниями).
  2. Направляет заявителю почтовым отправлением заключение о согласовании (заключение об отказе в согласовании с замечаниями) (в случае, если в заявлении указано представление результата в виде бумажного документа посредством почтового отправления) либо передает в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (в случае если в заявлении указано представление результата в виде бумажного документа непосредственно при личном обращении в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга») для выдачи заявителю либо направляет по электронной почте заявителя в электронном виде (в случае если в заявлении указано представление результата в электронной форме на электронную почту заявителя).

Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Комитета, федерального Портала либо Портала) в Комитет, ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга». Подача жалобы в электронной форме обеспечивается при наличии технической возможности.

Adblock
detector