Упк рб 2022 год с изменениями

По мотивированному решению Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, заявление, сообщение о преступлении могут быть переданы от одного органа уголовного преследования другому, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 174 настоящего Кодекса (в названной норме установлена исключительная компетенция Следственного комитета).

  • возбуждать уголовное дело;
  • отказывать в возбуждении уголовного дела;
  • направлять этому же или другому следователю (нижестоящему начальнику следственного подразделения) материалы проверки для проведения дополнительной проверки по заявлению или сообщению о преступлении;
  • прекращать производство по уголовному делу, если по нему уже произведены следственные действия.

Статья дополнена частью 5, устанавливающей обязанность следователя направить Уголовное дело, по которому предварительное расследование прекращено, прокурору в течение месяца после принятия решения, а в случае ознакомления участников уголовного процесса с материалами уголовного дела – в течение 10 суток после окончания ознакомления.

Так, если в настоящее время предварительное следствие на срок свыше шести месяцев может быть продлено Генеральным прокурором, Председателем Следственного комитета, Председателем Комитета государственной безопасности или их заместителями только в исключительных случаях, то согласно внесенным изменениям указанные лица смогут продлить срок предварительного следствия до двенадцати месяцев без каких-либо ограничений, причем Генеральный прокурор или его заместители – вне зависимости от того, в производстве какого органа уголовного преследования находится уголовное дело.

Часть 2 статьи дополнена несколькими пунктами, устанавливающими дополнительные полномочия начальника следственного подразделения: приостанавливать проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении; отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении проверки, о возбуждении уголовного дела.

Новшества уголовной ответственности

— ч. 1 ст. 222 “Изготовление либо сбыт поддельных платежных средств” УК. Ответственность наступит за совершенное из корыстных побуждений незаконное распространение реквизитов банковских платежных карточек либо аутентификационных данных, посредством которых возможно получение доступа к счетам либо электронным кошелькам;

— предусматривающие уголовную ответственность при повторности правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за такое же деяние. Например, незаконное распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах субъекта хозяйствования , обман потребителей , самовольное занятие земельного участка и др.

Скорректирована сумма залога, которую родители (заменяющие их лица) уплачивают в случае передачи им несовершеннолетнего, освобожденного от ответственности за не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое преступление . Ее размеры снизятся и составят:

Увеличивается срок лишения свободы за управление маломерным судном или автомобилем в состоянии опьянения, повлекшее смерть либо тяжкое телесное повреждение. Сейчас такой срок составляет до семи лет без нижнего предела, будет — от трех до восьми лет. Увеличивается нижний предел срока лишения свободы за злостное хулиганство — с одного года до трех лет.

Она станет одним из условий освобождения от уголовной ответственности наряду с добровольным возмещением причиненного ущерба (вреда) и уплатой дохода, полученного преступным путем. Вносить ее нужно будет на депозитный счет органа, ведущего уголовный процесс. Размер компенсации устанавливается в зависимости от вида преступления и в процентном отношении к сумме причиненного ущерба (вреда), дохода, полученного преступным путем.

Упк рб 2022 год с изменениями

Сейчас наказание за ДТП, совершенное в состоянии алкогольного опьянения и повлекшее смерть либо тяжкое телесное повреждение человека, составляет до 7 лет лишения свободы (без нижнего предела) и до 5 лет лишения водительских прав. В новой редакции УК «вилка» наказания будет составлять от 3 до 8 лет лишения свободы, а запрет на управление авто может также растянуться до 8 лет. Эти нормы вступят в силу через три месяца после официального опубликования закона.

Существенные изменения могут быть приняты и в Уголовно-процессуальном кодексе. Во-первых, может быть ограничено время общения с адвокатом, до 1 часа, о чем подозреваемого и его защитника должны заранее предупредить. На практике это случалось и раньше, но теперь такая норма может появиться в законе (п. 5 ч. 2 ст. 41 УПК).

Статья о заражении ВИЧ дополнена примечанием, согласно которому лицо освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ, было своевременно предупреждено о наличии у первого лица этого заболевания и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

Клевета и оскорбление будут влечь уголовную ответственность только в случаях, если они будут содержаться в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, либо в сети Интернет, иной сети электросвязи, а также клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Кроме того, повышается ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. «Усиливается и надзор за сроками расследования уголовных дел. В проекте предусмотрено исключительное право генерального прокурора продлевать сроки расследования свыше года», — заключил парламентарий.-0-

Так, согласно ч.1 ст. 30-1 УПК Республики Беларусь примирение обвиняемого с потерпевшим осуществляется на основе добровольного волеизъявления по урегулированию возникшего в связи с совершением преступления конфликта (спора) между ними, в том числе путем заключения медиативного соглашения. Согласно ч.3 ст. 30-1 если примирение обвиняемого с потерпевшим осуществляется в порядке медиации, то для ее проведения обвиняемый и потерпевший по собственной инициативе и взаимному согласию выбирают медиатора. Общение медиатора с обвиняемым, в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, происходит с согласия органа, ведущего уголовный процесс.

В особенной части УК пересмотрены размеры санкций порядка 70 составов преступлений. Исключены отдельные статьи и составы преступлений, которые носят формальный характер (ч.1 ст. 278 УК — Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, биологическими или химическими веществами), которые охватываются применением иных мер воздействий (ч.1 ст. 281 УК — Незаконная добыча рыбы или других водных животных), так как вред, причиненный окружающей среде возмещается согласно установленным таксам, ввиду чего, уголовно-правовые меры воздействия являются излишними.

Так, предусмотрена ответственность за экстремизм (Статья 361-1 УК — Создание экстремистского формирования либо участие в нем), неоднократное нарушение общественного порядка (Статья 342-2 УК — Неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий). Вводится уголовная ответственность за распространение владельцем интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено на интернет-ресурсах в соответствии с законодательными актами, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (Статья 198-1 УК).

В уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь внесены изменения, связанные с изменениями в УК и УПК Республики Беларусь, а также изменения, уточняющие порядок получения осужденными денежных переводов и посылок, осуществления ими телефонных переговоров (осужденным предоставлена возможность осуществления видеозвонков.

Вам может понравиться =>  Программа мой первый автомобиль в 2022 году

Лукашенко подписал закон о поправках в кодексы по вопросам уголовной ответственности

Также в санкции ряда статей (принуждение к совершению сделки, мошенничество и другие преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности) введено ограничение свободы в качестве альтернативы лишению свободы. Это позволит судам более гибко подходить к назначению наказания.

8 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности». Документ, который ранее был принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики, опубликован на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.

Наряду со смягчением ответственности за определенный круг деяний законом обеспечена дополнительная охрана конституционного строя страны. В этих целях в Уголовный кодекс включен ряд новых статей и новых составов преступлений. Так, предусмотрена ответственность за экстремизм (участие в экстремистском формировании и содействие экстремистской деятельности, прохождение обучения такой деятельности), за неоднократное нарушение порядка проведения массовых мероприятий (при этом ответственность будет наступать при наличии двукратной административной преюдиции). Вводится ответственность за распространение владельцем интернет-ресурса запрещенной информации, совершенное в течение года после привлечения к административной ответственности, а также за незаконные сбор и распространение персональных данных, несоблюдение требований по их защите. Появилась ответственность за незаконные собрание либо получение сведений, составляющих государственные секреты, с целью их распространения (при отсутствии признаков измены государству или шпионажа).

Исключены отдельные статьи и составы преступлений, которые носят формальный характер (например, нарушение правил безопасности обращения с генно-инженерными организмами, не повлекшее причинения вреда здоровью людей и окружающей среде). Исключены также те статьи и составы, которые охватываются применением иных мер воздействия (так, вред, причиненный окружающей среде в результате нарушений правил водопользования, правил охраны рыбы и других водных животных, возмещается согласно установленным таксам, ввиду чего уголовно-правовые меры воздействия являются излишними). Кроме того, те статьи и составы преступлений, которые являются нетяжкими по своей сути и предусматривают административную преюдицию в качестве условия привлечения к ответственности, также исключены из кодексов об уголовной ответственности.

Одновременно усилена ответственность за убийство сотрудника милиции (аналогичная ответственность введена за убийство военнослужащего), сопротивление лицам, охраняющим общественный порядок, насилие либо угрозу его применения в отношении таких лиц, а также судей и народных заседателей, публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей либо его близких, организацию действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо участие в них, публичные призывы к проведению незаконных массовых мероприятий, умышленное блокирование транспортных коммуникаций, повлекшее причинение ущерба в значительном размере (40 и более базовых величин).

Изменение Уголовно-процессуального кодекса РФ с 24 февраля 2022 года

Статьей 393 УПК РФ определено, что копия приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, и копия апелляционных приговора, определения или постановления вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня поступления такой копии в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение. В тексте новой редакции статьи сказано, что:

Новой редакцией статьи 401.3 УПК РФ изменен порядок и сроки подачи кассационных жалобы, представления, порядок восстановления срока кассационного обжалования. Установлено, что кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 401.7 УПК РФ и 401.8 УПК РФ, могут быть поданы в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения. Осужденным, содержащимся под стражей, разрешено подавать кассационные жалобы в тот же срок со дня вручения ему копии судебного решения, вступившего в законную силу. Статья дополнена новой частью 5, в которой сказано, что:

Если приговор или иное итоговое судебное решение не обжаловались, то их копии вручаются осужденному или оправданному, их защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения. В те же сроки копии судебных решений могут быть вручены потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям при наличии ходатайства указанных лиц.

Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!

В новой редакции статьи 389.33 УПК РФ «Постановление апелляционного приговора, вынесение апелляционных определения, постановления и обращение их к исполнению» уточнено, что апелляционные приговор, определение или постановление в течение 7 суток со дня их вынесения направляются вместе с уголовным делом для исполнения в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение. Копия апелляционных приговора, определения или постановления незамедлительно после их вынесения направляется в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение, для ее вручения осужденному (оправданному) и сторонам в порядке, установленном ч.1 статьи 393 УПК РФ.

Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности»

Вводится абсолютно новая для национального законодательства мера пресечения — запрет определенных действий. Расширение действующей системы мер пресечения вызвано необходимостью увеличения сферы применения мер пресечения «ограничительного» характера, не связанных с заключением под стражу.

Ряд положений проекта Закона обусловлен реализацией поручений Президента Республики Беларусь по вопросам ответственности в экономической сфере, противодействия коррупции, безопасности дорожного движения, применения специальной конфискации, улучшения качества работы правоохранительных органов.

Также корректировке подвергаются меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога. Предлагаемые изменения направлены на оптимизацию мер пресечения, а также обеспечение максимально индивидуализированного подхода при их назначении с учетом личности подозреваемого или обвиняемого, их возраста и состояния здоровья, рода занятий, семейного и имущественного положения и др.

Предусмотрена декриминализация тех составов, исключение которых было поддержано большинством заинтересованных государственных органов (незаконное распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах субъекта хозяйствования (ст. 234 1 УК), обман потребителей (ст. 257 УК), нарушение правил охраны недр (ст. 271 УК), нарушение правил радиационного контроля (ст. 326 УК), незаконное пользование эмблемой Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла (ст. 385 УК), самовольное занятие земельного участка (ст. 386 УК), передача предметов или веществ лицу, содержащемуся в следственном изоляторе, исправительном учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, или арестном доме, либо получение от него предметов и веществ (ст. 412 УК)).

Проектные нормы также связаны с пересмотром оснований приостановления и продления сроков расследования уголовных дел, использованием безбумажных технологий для фиксации хода и результатов следственных действий, расширением полномочий органов прокуратуры на стадии предварительного расследования, усилением и дифференциацией ответственности в государственном и частном секторах за совершение коррупционных преступлений. Предлагаемые меры позволят устранить имеющиеся пробелы, а также обеспечить выполнение отдельных международных обязательств Республики Беларусь.

Добавляются две статьи (203-1 и 203-2), касающиеся распространения информации о частной жизни и персональных данных. Определено, что «умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина» влекут до пяти лет лишения (в самом тяжелом варианте, если преступление совершено в отношении лица или близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга).

Вам может понравиться =>  Сколько Губернаторские На Третьего Ребенка 2022 Екатеринбург

Иным станет порядок назначения наказания в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве: срок или размер наказания теперь не может превышать половины (либо 2/3 в случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления, сопряженного с посягательством на жизнь или здоровье человека) максимального срока или размера избранного судом вида основного наказания.

Сегодня Национальный правовой портал опубликовал закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности». В частности, вводится уголовная ответственность за экстремизм, неоднократное нарушение порядка проведения массовых мероприятий, за незаконные сбор и распространение данных. Некоторые уже существующие виды уголовной ответственности ужесточаются.

Она заострила свое внимание и на новых нормах, направленных на противодействие всем видам экстремизма. Теперь под уголовную ответственность подпадает не только создание экстремистского формирования или формирования, реабилитирующего нацизм, но и участие в нем, а также его финансирование.

Статья 369-3 УК, которая называлась «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий», будет переименована. Новое название — «Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях». Увеличен максимум по ней — с трех лет лишения свободы до пяти.

Подводя итог размышлениям о практической значимости изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в 2022 г., можно сделать вывод, что уходящий год вряд ли может быть «занесен в актив» законодателю. Несмотря на существенный объем законодательных поправок, все они либо вносили «косметические» изменения, либо являлись заведомо провальной попыткой власти решить экономические или социальные проблемы уголовно-правовыми методами. Верховный Суд был взвешен и либерален в его ориентирующих нижестоящие суды формулировках, однако данные правовые позиции в большинстве своем, к сожалению, игнорируются судами, так что и здесь каких-либо серьезных изменений, думается, вряд ли стоит ожидать.

Введена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 207.1 УК), а также заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть или иные тяжкие последствия (ст. 207.2 УК).

Считаю, что кардинально решить обсуждаемую проблему помогло бы изменение формулировок ст. 210 УК и указание на то, что преступное сообщество может создаваться лишь для совершения особо тяжких, а не тяжких (как в действующей редакции) преступлений, о чем я не раз высказывался. Это позволит вывести из-под удара правоохранителей подавляющее большинство предпринимателей, в отношении которых возбуждены уголовные дела о преступлениях в сфере экономики (все эти преступления не относятся к категории особо тяжких).

В итоге были приняты указанные изменения, которые, казалось бы, продемонстрировали отношение власти к обозначенной проблеме. Тем не менее думается, что поправки вряд ли привнесут реальные позитивные перемены. Мне, например, не доводилось сталкиваться на практике ни с одним уголовным делом о «преступном сообществе» экономической направленности, где в обвинении речь шла бы об использовании одной коммерческой организации и ее штатной структуры, совпадающей со «штатным расписанием» преступной организации. В связи с этим правоохранители с высокой долей вероятности будут игнорировать названное примечание, что подтверждает ряд уголовных дел по ст. 210 УК, направленных в последнее время в суды.

Данные законодательные изменения являются очередной реакцией власти на пандемию Covid-19. Однако, на мой взгляд, законодатель в данном случае ошибочно решил бороться не с причиной, а со следствием, но по-другому в последнее время в уголовном законодательстве почти никогда не получается. В уходящем году мы уже наблюдали несколько достаточно трагикомичных уголовных дел в отношении блогеров и журналистов, распространявших сведения о массовой гибели людей в больницах, неготовности медучреждений к качественному лечению и иных тревожных для власти факторах. Думается, в следующем году норма ст. 207.1 УК может утратить актуальность, и количество возбужденных по ней абсурдных уголовных дел без всяких законодательных изменений закона сойдет на нет, хотя, по большому счету, вносить ее в Кодекс изначально не было необходимости.

одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

2. Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –

2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 года № 295-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на г

4 1 ) досудебное соглашение о сотрудничестве — соглашение, заключаемое в письменном виде между подозреваемым (обвиняемым) и прокурором, в котором определяются обязательства подозреваемого (обвиняемого) по оказанию содействия предварительному следствию и условия наступления ответственности подозреваемого (обвиняемого) при выполнении им указанных обязательств;

46 1 ) требование прокурора — обязательное к рассмотрению письменное требование начальнику следственного подразделения, начальнику органа дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении, в ходе дознания, предварительного следствия;

1. Орган уголовного преследования обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, собрать доказательства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов участвующих в уголовном деле лиц.

1. Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений. Никто не может при производстве по материалам и уголовному делу быть лишен указанного права или ограничен в нем иначе как по основаниям и в порядке, установленным настоящим Кодексом.

Вам может понравиться =>  Транспортный Налог Для Ветеранов Труда Краснодарский Край

17) обвинение — утверждение о совершении определенным лицом конкретного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, сделанное в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения;

Конституционный Суд считает, что указанные ограничения объективно оправданы, юридически обоснованы и соразмерны защищаемым Конституцией интересам, соответствуют части первой статьи 25 Конституции, согласно которой ограничение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Частью 7 указанной статьи предусматривается, что в случае нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на них запретов, отказа от применения к ним электронных средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств либо совершения ими иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к ним электронных средств контроля, данная мера пресечения может быть изменена на более строгую.

Контроль за соблюдением подозреваемым или обвиняемым запретов осуществляется посредством возложения на последних обязанности носить при себе электронные средства контроля, отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого или обвиняемого, а также другими подобными мерами, обеспечивающими надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого и выполнение ими условий примененной меры пресечения.

По мнению Конституционного Суда, введение в уголовный процесс новой меры пресечения обусловлено необходимостью создания условий для избрания в отношении подозреваемых или обвиняемых альтернативной заключению под стражу меры пресечения для повышения эффективности уголовного преследования и экономии бюджетных средств.

С учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела на подозреваемого, обвиняемого могут быть возложены следующие запреты: находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них; пребывать в общем с потерпевшим жилом помещении и распоряжаться общей совместной собственностью — для подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления в отношении члена семьи; общаться с определенными лицами; отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; использовать средства связи и глобальную компьютерную сеть Интернет; управлять транспортным средством — если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Уголовное законодательство: предстоящие изменения

Кроме того, изменения коснутся коррупционных преступлений (ст.ст. 430–433). Так, предлагается усилить ответственность за дачу взятки в особо крупном размере, повысить ответственность лиц, давших взятки при использовании должностного положения. Ужесточаются санкции и за получение незаконного вознаграждения человеком, который работает в государственных органах, не являясь при этом должностным лицом, – в виде штрафа помимо ограничения или лишения свободы.

Корректируются и ст.ст. 90 (условно-досрочное освобождение от наказания) и 91 (замена неотбытой части наказания более мягким). К осужденным за коррупционные преступления бывшим и действующим сотрудникам госорганов УДО и замена наказания на более мягкое применяться не будут.

«Предусмотренная в ст. 225 УК валюта в виде денег представляет собой собственность юридического лица или ИП, но никак не государства. Следовательно, и распоряжаться ею может лишь собственник, поэтому не представляется целесообразным устанавливать уголовную ответственность за неисполнение требования возврата валюты», –отметили в МССПиР.

Корректируется ст. 226 (незаконный выпуск (эмиссия) ценных бумаг). Речь будет вестись только о деяниях, повлекших причинение ущерба в особо крупном размере. Аналогичные изменения коснутся ст. 238 (ложная экономическая несостоятельность (банкротство)).

Статью 233 (предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) эксперты предлагают исключить на основании того, что за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии зарегистрированным юрлицом к ответственности привлекается только физлицо – руководитель организации.

Стали известны подробности важных изменений уголовного законодательства Беларуси

Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс предполагают более широкое использование информационных технологий в уголовном процессе. Например, предусматривается возможность производства отдельных следственных действий (допроса, очной ставки и предъявления для опознания) в режиме веб-конференции. Это минимизирует психологическую нагрузку на участников этих действий и поспособствует соблюдению коронавирусных ограничений.

Изменяются подходы к возмездию за злостное уклонение осужденных от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ст. 49–52, 55 УК). Для этого декриминализируются ст. 415–419 (уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы, исправительных работ, штрафа, общественных работ, неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) УК, которые сейчас влекут дополнительную судимость.

Корректируется ст. 117 (осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера) УК, при этом кодекс дополняется ст. 118-1 «Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера». Это обусловлено необходимостью внедрять восстановительные механизмы при воздействии на несовершеннолетних в конфликте с законом без привлечения к уголовной ответственности.

В санкции некоторых статей как альтернатива лишению свободы введено ее ограничение — суды смогут более гибко подходить к назначению наказания. Речь идет о принуждении к совершению сделки, мошенничестве и других преступлениях против собственности и порядка экономической деятельности.

Ряд корректировок направлен на либерализацию и улучшение положения несовершеннолетних при их привлечении к уголовной ответственности. В частности, речь идет о едином подходе к определению размера штрафа с указанием минимального предела — от 5 базовых величин, установленных на день постановления приговора (ст. 111 УК).

Положения закона, ранее принятого нижней палатой парламента и одобренного верхней палатой, вступят в силу через три месяца. Документ вводит ряд новых статей в уголовный кодекс с целью ужесточения ответственности, в том числе в контексте принятых ранее нескольких тематических законов, например, о противодействии экстремизму, реабилитации нацизма, о порядке проведения массовых мероприятий.

Усилена ответственность за убийство сотрудника милиции, сопротивление лицам, охраняющим общественный порядок, насилие, либо угрозу его применения в отношении таких лиц, а также судей, публичное оскорбление представителя власти или его близких в связи с выполнением им служебных обязанностей.

Сейчас в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность лишь за руководство и создание экстремистских формирований. А подписанный президентом закон криминализирует другие составы. Речь идет об участии в экстремистских формированиях, склонении к экстремистской деятельности, подготовке и обучении экстремистской деятельности, а также ее финансировании. Максимальное наказание в зависимости от преступления и обстоятельств его совершения может составить до восьми лет лишения свободы.

Документ вводит ответственность за распространение владельцем интернет-ресурса запрещенной информации в течение года после привлечения к административной ответственности, а также за незаконные сбор и распространение персональных данных, несоблюдение требований по их защите. Если идет речь о разглашении информации о частной жизни, либо персональных данных в отношении лица в связи с его служебными обязанностями, выполнением общественного долга, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

Поправки вносятся и в уголовно-исполнительный кодекс, например, уточняется порядок отбывания наказания отдельными категориями осужденных, получения осужденными в исправительных учреждениях посылок и денежных переводов, а также порядок осуществления ими телефонных переговоров, в том числе по видеосвязи.

Adblock
detector