Внесудебная Защита Прав Граждан В Сфере Социального Обеспечения

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сегодня практика Конституционного Суда РФ показывает большое количество дел, касающихся применения конституционных норм в сфере социальных прав и свобод человека в России. Об этом свидетельствуют ежеквартальные обзоры практики данного органа, утверждаемые его решениями, а также правовые позиции Суда, сформулированные в отношении правовых норм различной отраслевой принадлежности, закрепляющих социальные права человека.

Защита нарушенного права может быть осуществлена как посредством обращения в органы государственной власти, так и в судебные органы, в том числе в международные в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты [2, с. 5]. В соответствии с действующим отечественным законодательством допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки.

Соответственные институты международной защиты прав человека предопределены учредительной документацией специализированных органов ООН (таковой является МОТ), а также региональными международными объединениями (для России это СЕ и СНГ)Лушников, А.М. Теория права социального обеспечения: прошлое и настоящее. Учеб пособие/ А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Т.Ю. Барышникова; Яросл. Гос. ун-т.-Ярославль: ЯрГУ, 2008. — С.240.

Все обозначенные формы защиты прав граждан можно определять внесудебной формой в отличие от судебной, которая заключает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФАкашева Н.И., Макашкина Т.Н. Ответственность за совершение преступлений в сфере социального обеспечения / Н.И. Акашева, Т.Н. Макашкина // Социальное и пенсионное право. — 2015. — №4. — С.93.

Защита прав граждан с помощью внесудебного порядка разрешения споров

Внесудебная защита прав граждан включает непосредственную, общественную и управленческую защиту. Нормативную базу внесудебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения составляют как нормативные правовые акты общего назначения, так и акты специального назначения.

Внесудебная защита включает несколько стадий, которые следуют друг за другом и обеспечивают реализацию социальных прав граждан. Такими стадиями являются: подача и прием жалобы; делопроизводство по жалобе; рассмотрение и проверка жалобы; принятие и оформление решения по жалобе; сообщение гражданину по результатам рассмотрения жалобы.

Непосредственная форма защиты описывается постановлением спорных вопросов только заинтересованными субъектами (гражданином и работодателем, гражданином и органом или учреждением, куда он обратился за определением юридического факта, представлением обеспечения).

Внесудебные формы защиты прав человека и гражданина устанавливаются, в первую очередь, издаваемыми согласно Конституции федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими полномочия органов исполнительной власти в определенных областях управления и устанавливающих в данных областях взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, полномочия соответственных органов и виды защиты граждан от незаконных воздействий служебных лиц [1].

Способы защиты прав граждан по социальному обеспечению

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Юрисдикционные органы, в свою очередь, должны удовлетворять законные требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановления этих прав, возмещения причиненного ущерба.

Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспечения некоторые специалисты указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции [27, c. 66].

Поскольку нуждающаяся в жилом помещении П. приобрела право на получение мер социальной поддержки, получала выплаты по соответствующему договору с Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл о предоставлении социальных выплат в период с 29 апреля 2015 г. по 31 декабря 2016 г., то она была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты в период всего срока действия кредитного соглашения, заключенного между ней и банком. Отсутствие же у субъекта Российской Федерации (Республики Марий Эл) в последующем бюджетных средств на эти цели не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на меры социальной поддержки и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять соответствующие меры с целью максимального смягчения негативных последствий такой ситуации для лиц, имевших право на меры социальной поддержки и получавших их.

Вам может понравиться =>  Бортовое Устройство Платон Переставили С Другой Машины И Приходят Штрафы Почему

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В различных отраслях российского права защита права граждан, контроль и надзор за соблюдением отраслевого законодательства осуществляются, как правило, специально уполномоченными органами. К примеру, в соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда. Статья 20 ЖК РФ определяет органы, осуществляющие государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль. Защита семейных прав в силу ст. 8 СК РФ осуществляется органами опеки и попечительства.

В статье отмечается, что действующим законодательством специально уполномоченный орган по защите социально-обеспечительных прав не предусмотрен. Ключевую роль в защите права гражданина на социальное обеспечение в настоящее время выполняют судебные органы. Вместе с тем развитие досудебных процедур разрешения споров в области социального обеспечения может способствовать более эффективной охране такого права. Автором рассматриваются законодательные инициативы в этой области. Анализируется судебная практика о компенсации морального вреда и проблема денежного определения размера такого вреда в случае нарушения права на социальное обеспечение, высказаны предложения по устранению и преодолению дефектов закона.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

  • пресечение противоправных действий;
  • восстановление нарушенного права;
  • признание права гражданина;
  • понуждение к исполнению обязанности реализации и соблюдения социальных прав;
  • признание акта нормотворчества не подлежащим применению;
  • возмещение убытков;
  • компенсация морального вреда;
  • взыскание неустойки.

Право на социальное обеспечение действенно только в ситуациях, когда обеспечено возможностью защиты этого права. Защиту права можно рассматривать, как государственно-принудительную деятельность, которая направлена на обеспечение реализации юридической обязанности и восстановление нарушенного права.

Внесудебная защита прав и свобод человека в РФ

Государство в соответствии со ст. 7 Конституции РФ осуществляет единую социальную политику, обеспечивая реализацию трудовых прав граждан, прав граждан на социальное обеспечение, на охрану здоровья, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики. Функции по проведению единой государственной социальной политики Конституция РФ (ст. 114) и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 16) возлагают на Правительство РФ. Правительство в этой деятельности опирается на нормы ст. 37 Конституции, которая провозгласила право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В определенных рамках государственный контроль, за деятельностью органов исполнительной власти осуществляют представительные (законодательные) органы. На федеральном уровне следует обратить внимание на контроль палат Федерального Собрания РФ за исполнением федерального бюджета Правительством РФ и подведомственными ему министерствами и ведомствами. В этих целях образована и действует Счетная палата Российской Федерации, которой обе палаты Федерального Собрания дают те или иные поручения. В Федеральном законе от 18 ноября 1994г. «О Счетной палате Российской Федерации» подчеркивается, что она является органом, осуществляющим государственный контроль, за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета.

В праве социального обеспечения сложился традиционный инструментарий применительно к защите прав и законных интересов в сфере социально-обеспечитель­ных отношений, который реализуется через уполномоченные государственные структуры и который представляет собой, по существу, акт реагирования компетентного органа, направленного на восстановление нарушенных прав (т.е. говорить о предупреждении правонарушения не приходится). Другими словами, юрисдикционная форма защиты социально-обеспечительных прав является преобладающей. Что же касается неюрисдикционной формы и соответствующей ей способов защиты прав в рассматриваемой сфере – доюрисдикционное урегулирование спора без обращения в специально уполномоченные органы, защита социально-обеспечительных прав профсоюзными или иными общественными организациями, самозащита, – то они либо не имеют особой значимости, либо отсутствуют вовсе.

Вам может понравиться =>  Можно ли сделать дарственную на дом если нет межевания от 2022

Представляется, что приведенная позиция не может быть приемлемой, поскольку противоречит сути такого явления как самозащита права. Еще Д.М. Мейер писал о самозащите как о такой разновидности защиты права, которая допускается только как исключение, «когда помощь со стороны государства может явиться слишком поздно» [6, с. 301–302].

Отчет по практике «; Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения; », право социального обеспечения

Отчёт по учебной практике по специальности «Право и организация социального обеспечения» для среднего профессионального образования (СПО 40.02.01). Тема учебной практики: «Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения» Место прохождения практики: Городское Управление Пенсионного фонда РФ. В ходе освоения программы учебной практики выполнялись следующие виды работ: – изучение особенностей подготовки административных исковых заявлений; – наблюдение за ходом судебных заседаний по гражданским и административным делам; – изучение особенностей подготовки жалоб по делам об административных правонарушениях; – усвоение тактики защиты в различных видах судопроизводства; – изучение особенностей подготовки ходатайств по отдельным вопросам судебных разбирательств. Требования к отчёту: Отчёт должен состоять из 5 глав, соответствующих выполненным видам работ. Объём каждой главы составляет не менее 5-6 страниц. Общий объём отчёта 25-30 страниц. Проверка на плагиат не требуется. Требования к форматированию: Шрифт — Times New Roman. Размер шрифта – 14. Межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание основного текста – по ширине поля. Абзацный отступ – 1 см

Формы защиты прав в социальном обеспечении

Наряду с этим в качестве формы защиты выступает административный порядок защиты, который преимущественно проявляется через защиту прав и законных интересов в процессе обжалования действия (бездействия) органов социальной защиты в вышестоящие органы. Например, п. 42 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95, предусматривает, что гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро [13].

В этом смысле говорить о самозащите в рамках права социального обеспечения не приходится. Трудно себе представить ситуацию, когда гражданин, например, по собственному усмотрению назначит себе пенсию или пособие, изменит размер уже назначенных выплат или присвоит себе звание ветерана труда, полагая приобрести право на меры социальной поддержки.

Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения (Гусев А

Это определение подходит и к защите права на социальное обеспечение, которую часто путают с социальной защитой.
Понятие «социальная защита» — довольно широкое понятие, что вытекает уже из ч. 1 ст. 72 Конституции РФ . В научной литературе есть много определений социальной защиты. Остановимся на наиболее универсальном, подтверждающем отсутствие тождественности между защитой права на социальное обеспечение и социальной защитой: это меры защиты граждан, предусмотренные нормами различных отраслей права (права социального обеспечения, трудового, экологического, жилищного, гражданского и др.) и реализуемые посредством форм и способов, предусмотренных международным и национальным законодательством о защите основных прав граждан .
———————————
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
См., например: Коренева Ю.С. Социальная защита судей РФ в сфере труда и социального обеспечения: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. С. 6 — 8.

Защите прав российских граждан посвящено множество работ ученых-юристов, многие из них привязаны к отдельным отраслям права . При этом в них представлены различные точки зрения на понятие «защита права гражданина».
———————————
Применительно к трудовому праву см., например: Сошникова Т.А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда. М., 2005; Сапфирова А.А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2009; Барышникова Т.Ю. Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых интересов в российском трудовом праве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Пермь, 2005.

Вам может понравиться =>  Кол во исключаемых календарных дней при расчете больничного

Повышение оригинальности

Статьей 33 Конституции РФ закреплено одно из фундаментальных начал российского права, а именно право граждан на обращение. Обратимся к формулировке ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Данное право является важнейшим элементом правового статуса граждан в целом и представляет собой одну из основных гарантий защиты прав человека в сфере социального обеспечения. 6
В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обраще ния, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Установлены следующие сроки рассмотрения писем:
обращения граждан по вопросам, не относящимся к ведению органов социального обеспечения, пересылаются по принадлежности в пятидневный срок с извещением об этом заявителю;
предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в учреждения социального обеспечения, за исключением тех из них, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение;
заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца. Если заявления и жалобы не требуют дополнительного изучения и проверки, то они разрешаются безотлагательно, не позднее 15 дней;
заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей в Министерстве труда и социального развития России разрешаются в срок до 15 дней, в местных органах социального обеспечения — до 17 дней;
предложения и заявления народных депутатов рассматриваются с принятием мер по их выполнению в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно. 12
Началом срока исполнения считается день поступления письма в учреждение, а его окончанием — день направления окончательного ответа заявителю или в контролирующий орган.
В тех случаях, когда для разрешения письма необходимо проведение специальной проверки, срок разрешения письма продлевается руководителем, но не более чем на один месяц, а срок разрешения писем военнослужащих и членов их семей — не более чем на 15 дней.
Для соблюдения установленных сроков в письмах-запросах обязательно указывается ожидаемый срок получения ответа.

В этом перечне нет признания права гражданина, хотя такая направленность защиты в социальном обеспечении весьма распространена, особенно при отказе в назначении пенсии. Например, в суды часто обращаются граждане с исками о признании права на досрочную пенсию по старости в рамках обязательного пенсионного страхования.

Право на социальное обеспечение, равно как и любое иное право гражданина, действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты. На современном этапе развития Российского государства особенно остро стоит вопрос о защите конституционного права на социальное обеспечение и входящих в него субъективных прав конкретных граждан, что объясняется не только инфляционными процессами, существующими в экономике страны, но и непоследовательностью, разобщенностью, частой сменой содержания соответствующего законодательства, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие устоявшихся решений в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость. О необходимости обратить внимание на защиту права российских граждан на социальное обеспечение свидетельствуют многочисленные обращения получателей социальных выплат и услуг в различные государственные органы. Например, в 24 тыс. писем, поступивших только за один год к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, жало-

Adblock
detector