Закон о рекламе в рб 2022
Содержание
Что нового в Законе о рекламе в 2022 году
- В перечень объектов рекламирования включены «производственный» и «торговый объект», а также «любой иной объект обслуживания». До этого определение «объект рекламирования» не включало данные уточнения.
- Расширены определения понятий «рекламодатель» и «рекламораспространитель», что в том числе позволит чётче разграничивать зоны ответственности указанных лиц. Так, например, в текущей редакции Закона о рекламе рекламадетель – не только лицо, определяющее содержание рекламы, но и лицо, которое предоставляет рекламу рекламораспространителю для её размещения.
- негативную оценку товара, который произведен или реализуется другой организацией;
- сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина, рекламируемой организации с другой организацией, рекламируемых производственных объектов, торговых объектов или объектов обслуживания с другим объектом и т.п.
- при размещении рекламы на государственном недвижимом имуществе – рекламораспространителю по результатам проведения торгов;
- при размещении рекламы на частной собственности – рекламораспространителю после получения согласия собственника на размещение рекламы на его имуществе;
- при размещении рекламы на зданиях историко-культурных ценностей – рекламораспространителю после согласования эскиза средства наружной рекламы.
- о цене объекта рекламирования;
- скидках;
- наличии объекта рекламирования на рынке;
- об основаниях использования в рекламе слов «номер один», «первый» и иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами.
Введено обязательное требование о нахождении средства наружной рекламы в надлежащем техническом и эстетическом состоянии. Ответственность за несоблюдение такого требования, а также механизм привлечения к такой ответственности законодательством специально не установлены. В связи с этим полагаем, что несоблюдение данного требования влечёт ответственность, предусмотренную ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях (штраф до 50 базовых величин).
Закон о рекламе в рб 2022
4 января 2022 г. Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь № 82-З «Об изменении законов по вопросам рекламы», которым вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» и некоторые другие законы. Предусмотренные Законом изменения вступят в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
- исключение излишних требований и барьеров при осуществлении рекламной деятельности;
- установление понятных условий, обеспечивающих добросовестную конкуренцию в рекламе;
- обеспечение защиты граждан от ненадлежащей рекламы, способной причинить вред жизни, здоровью или материальный ущерб;
- реализацию Плана либерализации по сектору услуг в области рекламы, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 года № 23;
- приведение Закона о рекламе в соответствие с декретами Президента Республики Беларусь и иными законодательными актами.
- отмена требования об изготовлении рекламы отечественных товаров (работ, услуг) и наружной рекламы исключительно с привлечением организаций и граждан Республики Беларусь, а также об использовании в такой рекламе образов только белорусских граждан;
- расширение перечня рекламы, допускаемой к распространению с использованием иностранного языка;
- сокращение объема медицинской рекламы, подлежащей согласованию с Минздравом;
- возможность указания в социальной рекламе мероприятий в сфере культуры, физической культуры, спорта, охраны здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни, социальной защиты населения, помимо наименований спонсоров, также их товарных знаков, эмблем и иной символики в целях привлечения коммерческих организаций к решению социальных проблем и повышения качества социальной рекламы;
- установление обязанности рекламодателя и рекламораспространителя прекратить доставку рекламы в почтовый ящик по первому требованию его владельца;
- определение требований к рекламе о трудоустройстве и учебе за границей, в том числе требование об указании в рекламе о трудоустройстве за границей только тех сведений о заработной плате, которые могут быть документально подтверждены и содержатся в договоре о трудоустройстве;
- введение запрета на рекламу ритуальных услуг через почтовые ящики, посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, почтовой связи;
- установление требований к рекламе банковских услуг, микрофинансовых организаций, деятельности на внебиржевом рынке Форекс;
- введение запрета на рекламу нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения, за исключением рекламы на сайтах их производителей и импортеров в национальном сегменте сети Интернет.
Законодательство о рекламе: снятие барьеров и дополнительные запреты
Инна Гаврильчик: – Это существенно облегчит жизнь рекламораспространителям. В открытом доступе имеются реестры, по которым госорганы при контроле могут проверить факт регистрации субъекта хозяйствования, они могут это делать самостоятельно. Поэтому с распространителей рекламы такое требование снимается.
Представитель МАРТ: – Зачастую рынку было непонятно, каким образом она распределяется, и когда контролирующий орган говорил, что это происходит с учетом норм Закона о рекламе и содержания договоров между участниками рынка, многое оставалось непонятным.
Предусматривается и ряд новых требований к рекламе банковских услуг, небанковских микрофинансовых организаций, деятельности на внебиржевом рынке Форекс. Основное из них заключается в указании предупредительной надписи о наличии в договоре с клиентом условий, которые влияют на сумму его доходов или расходов.
Кроме того, предусматривается запрет на распространение рекламы посредством телефонной и факсимильной связи, электронной почты без предварительного согласия абонента (адресата) в письменной (электронной) форме. На данный момент в случае телефонной рекламы достаточно устного согласия.
В частности, включены нормы, благодаря которым допускается размещение на сайтах производителей, заказчиков и импортеров табачных изделий информации, содержащей наименование производителя, вид и наименование товара, потребительские свойства изделий, изображение потребительской упаковки. Эти сайты должны находиться в национальном сегменте интернета.
— средства наружной рекламы, специально предназначенные и используемые для размещения (распространения) социальной рекламы, размещаемые за пределами придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов;
1) установлен запрет на размещение средства наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, например (абз. 8 — 11 п. 1 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги):
1) установлена отдельная форма заявления на переоформление разрешения на размещение средства наружной рекламы Она, в отличие от предыдущей, предусматривает, например, необходимость указывать (приложение 5 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 395, приложение 1 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497):
7) расширен перечень случаев, когда в продлении Паспорта средства наружной рекламы будет отказано (п. 39-5 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497, п. 23, 29 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395). Например, сейчас Паспорт средства наружной рекламы в том числе не продлят, если:
Обратите внимание!
Все указанные средства наружной рекламы должны выдерживать нормативные значения (п. 4 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги):
— ветровой нагрузки;
— снеговой нагрузки;
— вибрационной нагрузки.
- негативную оценку товара, который произведен или реализуется другой организацией;
- сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина, рекламируемой организации с другой организацией, рекламируемых производственных объектов, торговых объектов или объектов обслуживания с другим объектом и т.п.
- Запрет на распространение рекламы по телефону без получения предварительного согласия абонента на получение рекламы. Такое согласие должно быть оформлено в письменной или электронной форме. Действующая редакция Закона о рекламе требований к форме такого согласия не содержит.
- Запрет на доставку рекламных материалов похоронных бюро в абонентские почтовые шкафы или индивидуальные почтовые ящики (за исключением печатных СМИ, содержащих рекламу) без получения предварительного согласия владельцев данных почтовых ящиков (в письменной или электронной форме).
- Запрет на превышение уровня звука рекламы и сообщения о ее последующей трансляции над уровнем звука транслируемой программы, которая прерывается рекламой.
- при размещении рекламы на государственном недвижимом имуществе – рекламораспространителю по результатам проведения торгов;
- при размещении рекламы на частной собственности – рекламораспространителю после получения согласия собственника на размещение рекламы на его имуществе;
- при размещении рекламы на зданиях историко-культурных ценностей – рекламораспространителю после согласования эскиза средства наружной рекламы.
Введено обязательное требование о нахождении средства наружной рекламы в надлежащем техническом и эстетическом состоянии. Ответственность за несоблюдение такого требования, а также механизм привлечения к такой ответственности законодательством специально не установлены. В связи с этим полагаем, что несоблюдение данного требования влечёт ответственность, предусмотренную ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях (штраф до 50 базовых величин).
- В перечень объектов рекламирования включены «производственный» и «торговый объект», а также «любой иной объект обслуживания». До этого определение «объект рекламирования» не включало данные уточнения.
- Расширены определения понятий «рекламодатель» и «рекламораспространитель», что в том числе позволит чётче разграничивать зоны ответственности указанных лиц. Так, например, в текущей редакции Закона о рекламе рекламодатель – не только лицо, определяющее содержание рекламы, но и лицо, которое предоставляет рекламу рекламораспространителю для её размещения.
- Ведены новые термины:
а) «нетабачное никотиносодержащее изделие», под которым понимается изделие, содержащее сырье растительного и (или) синтетического происхождения (за исключением табачного сырья) и никотин, предназначенное для сосания, жевания, нюхания, иного способа использования (потребления), при котором никотин проникает в организм человека, за исключением лекарственных и ветеринарных препаратов, жидкостей для электронных систем курения с содержанием никотина, пищевых продуктов растительного происхождения;
б) «средство рекламы», которым в соответствии с новой редакцией закона будет являться техническое или иное средство, специально предназначенное и (или) используемое для размещения (распространения) рекламы.