Административная Ответственность В Рамках Государственной Гражданской И Муниципальной Службы

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

И, наконец, существует еще один вид ответственности государственного служащего – материальная. Она заключается в полном возмещении причиненного госслужащим ущерба государственному органу. Порядок и пределы возмещения устанавливаются законодательством. В Двойственный характер юридической природы материальной ответственности вызывает массу дискуссий по вопросу о том, к какой отрасли права относить данный институт – трудового или гражданского. Так, трудовое законодательство предполагает кроме материального возмещения, компенсацию морального вреда: например, работодатель своими незаконными действиями причинил моральный ущерб работнику.

Подводя итоги, мы пришли к выводу, что российское законодательство содержит довольно обширный перечень видов ответственности государственных служащих, что обусловлено их должностным и общественным положением: занимая ту или иную должность, имея властные полномочия в конкретном государственном или местном органе, служащий обязан оправдывать доверие граждан, четко исполняя возложенные на него законом обязанности. Однако, несмотря на столь подробное регламентирование в законодательстве санкций за те или иные нарушения госслужащих, мы наблюдаем довольно слабую дисциплину, безответственность должностных лиц. Тот факт, что государственными служащими нарушаются требования законов и иных нормативных актов, резко снижает авторитет государственной власти в глазах народа, провоцируя коррупцию во всех ее проявлениях. Все это негативно сказывается на правах и свободах граждан, что является прямым нарушение Конституции РФ.

Государственная и муниципальная служба

Таким образом, административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. Но административная ответственность имеет и свои особенности:

Административная ответственность государственного служащего . Административная ответственность — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административного правонарушения. Государственные служащие в основной массе несут административную ответственность на общих основаниях с рядовыми гражданами. Вместе с тем можно выделить особую категорию государственных служащих, несущих административную ответственность в повышенном размере должностные лица. Ответственность именно должностных лиц занимает видное место в институте административной ответственности.

Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих, предусмотренный статьей 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе», устанавливает, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от государственного служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Отказ служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

При применении взысканий учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

а) о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от ценных бумаг, чтения лекций и т.п.). Особое внимание следует уделять ситуациям, когда не только сокрыт факт получения дохода от организации, но и нет уведомления служащего о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

3. Объект недвижимого имущества, который ранее указывался в разделе «Недвижимое имущество», фактически оказался объектом недвижимого имущества, находящимся в пользовании, в связи с членством в кооперативе (гаражном) либо оказался объектом, возведенном на соответствующем земельном участке, но регистрация такого объекта не осуществлена.

Административная Ответственность В Рамках Государственной Гражданской И Муниципальной Службы

Политическая ответственность. Политическая ответственность распространяется только на некоторые органы государства и муниципальных образований. Формой, политической ответственности может стать роспуск парламента, законодательных собраний субъектов Федерации. Конституции некоторых стра»н (Польши, Украины и др.) предусматривают роспуск парламента (однопалатного парламента или нижней палаты), если он в течение установленного срока не принял государственный бюджет, не смог сформировать правительство, не начал свою работу после избрания. В России закон устанавливает политическую ответственность законодательных органов субъектов Федерации, глав администраций субъектов РФ, представительных органов и глав муниципальных образований. В случаях нарушения Конституции и законов РФ представительные органы могут быть распущены, а главы администраций, мэры — отрешены от должности.Члены парламента, законодательных собраний субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления (советов и др.) в некоторых странах могут быть досрочно отозваны избирателями (в том числе за плохую работу), лишены мандата соответствующим представительным органом (обычно большинство^ в 2/з голосов). Лишь после этого парламентарии подлежат уголовной ответственности, если совершили преступления (в ряде стран они, однако, не имеют депутатского иммунитета, а иммунитет на членов законодательных собраний субъектов федерации, как правило, не распространяется и совсем не распространяется на депутатов муниципальных представительных органов).
Политическая ответственность президента (монарх ответственности не подлежит) возможна в форме импичмента (Россия, США и др.), досрочного отзыва избирателями (Австрия), смещения с должности решением конституционного суда (Италия). Только после этого к бывшему президенту можно применять другие меры наказания (гражданско-правовую ответственность в ряде случаев может нести и действующий президент).
Наиболее суровым видом политической ответственности правительства и министров (в том числе министров в некоторых субъектах РФ) является увольнение в результате вотума недоверия (резолюции порицания) в отставку. Правительство может быть уволено в отставку и по усмотрению президента (Россия, Украина и др.). Возможна также гражданская ответственность правительства и министров, а в отношении министров — также и уголовная (наказание) и дисциплинарная ответственность (выговор и др.).
Особые процедуры установления ответственности могут применяться в отношении других органов и должностных лиц (например, судей), но политической ответственности они не подлежат (исключение составляет отзыв судей избирателями в единичных странах).
Уголовная ответственность. Посягательства на государственное управление, если они составляют преступление, подлежат наказанию в соответствии с Уголовным кодексом РФ. УК РФ по традиции говорит о государственном управлении, государственных служащих. Однако, думается, определенные составы преступлений, кроме, например, преступлений против правосудия, которое не осуществляется на муниципальном уровне, могут быть отнесены и к муниципальному управлению, к муниципальным служащим.
Участие в государственном и муниципальном управлении, государственная и муниципальная служба являются квалифицирующими (отягчающими) признаками должностных и некоторых других преступлений, наказываемых в уголовном порядке. Они могут быть связаны с превышением должностных полномочий, использованием служащим своей должности, тех преимуществ, которые дает ему служебное положение, а в отношении военнослужащих — с неисполнением приказа и другими преступлениями. Уголовный кодекс РФ предусматривает 21 состав преступлений против военной службы — от дезертирства до оскорбления военнослужащего.
В гл. 30 УК РФ перечислены составы преступлений против государственной службы (это может быть распространено и на муниципальную службу), в частности, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате (соответственно — представительному органу субъекта РФ или муниципального образования), присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дача взятки, служебный подлог, халатность. Среди этих составов могут быть преступления, совершаемые не только государственным служащим. Так, присвоение полномочий должностного лица может совершаться как государственным служащим (например, он присваивает полномочия служащего другого ведомства), так и обычным гражданином, который выдает себя за крупного начальника.
В иных главах УК РФ, не относящихся к вопросам публичной власти и государственной, муниципальной службы, также предусмотрены составы преступлений, которые совершаются субъектами публичного управления. Такие составы есть в главах, предусматривающих наказания за экономические преступления (гл. 22), за преступления против общественной безопасности (гл. 24), экологические преступления (гл. 26), преступления против безопасности движения на транспорте (гл. 27), против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), против правосудия (гл. 31), против мира и безопасности человечества (гл. 34). В сфере экономической деятельности государственный служащий может понести ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171), возможно нарушение им правил безопасности при ведении горных работ (ст. 216). Капитан государственного судна может понести ответственность за неоказание помощи терпящим бедствие (ст. 270). Шпионаж нередко совершается именно государственными служащими, которые имеют доступ к государственной тайне (ст. 276). Многие из этих составов, распространяются на должностных лиц муниципальной службы.
Некоторые преступления в сфере правосудия могут быть совершены только государственными служащими (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное заключение под стражу, вынесение заведомо неправосудного приговора, разглашение данных предварительного расследования). Это же относится и к некоторым преступлениям против мира и безопасности человечества. Планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны, по общему правилу, могут быть осуществлены только высшими должностными лицами.
Гражданско-правовая ответственность. Законодательство различных стран предусматривает гражданско-правовую ответственность государственного и муниципального органа и должностного лица. Они несут ответственность за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица. Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред должен быть возмещен в полном объеме. В соответствии с законом может быть также установлена обязанность выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Закон может предусмотреть возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. В возмещении вреда можно отказать, если будет установлено, что вред причинен с согласия потерпевшего, а действия при-чинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
Эти общие положения конкретизируются в статьях, относящихся к государственным и муниципальным органам и их должностным лицам. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных, муниципальных органов, государственных, муниципальных организаций или должностных лиц, в том числе в результате издания акта, не соответствующего закону или иному правовому акту государственного, муниципального органа, подлежит возмещению. Вред не возмещается, если он причинен в состоянии необходимой обороны, при условии, что ее пределы не были превышены (например, должностное лицо, защищаясь от нападения, причинило вред здоровью нападавшего). Если же вред причинен государственным органом, государственным учреждением, государственным предприятием или должностным лицом в состоянии крайней необходимости, он должен быть возмещен, хотя его размеры могут быть уменьшены (например, для того чтобы предотвратить распространение пожара на другие строения, командир пожарной дружины приказал разобрать сарай и забор на пути огня). Эти положения об ответственности распространяются на органы муниципального самоуправления, муниципальные организации и муниципальных должностных лиц.
Особо регулируется ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ). В данном случае имеются в виду незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное заключение под стражу или незаконное применение других мер пресечения, незаконное наложение судьей административного взыскания (арест, исправительные работы). Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.Что касается вреда, причиненного органами государства, субъекта Федерации, муниципального образования и их должностными лицами, то он возмещается, если действия (бездействие) были незаконными, за счет казны Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования, в зависимости от статуса должностного лица. При этом Федерация, ее субъект, муниципальное образование, возместившие вред из своей казны, вправе предъявить регрессный иск к органу или должностному лицу, причинившему вред, т.е. обязать причините-ля вреда выплатить казне затраченные средства.
Административная и дисциплинарная ответственность. Государственные и муниципальные служащие за свои поступки могут нести административную ответственность. Это — меры воздействия за виновные нарушения правил государственной службы, Не преследуемые в уголовном порядке. В законодательстве указывается, в каких случаях ответственность государственных (и муниципальных) служащих за проступки является дисциплинарной, а в каких — административной. Административные взыскания на государственных и муниципальных служащих налагаются теми должностными лицами, которым они не подчинены непосредственно по службе. Особенно часто таким взысканиям подвергаются государственные и муниципальные служащие со стороны надзорных и контрольных органов. Устанавливая нарушения, эти органы обычно применяют штрафные санкции, налагая штраф на виновных должностных лиц, возлагают на них обязанность возместить причиненный ущерб.
Дисциплинарные взыскания налагаются на государственных, муниципальных служащих по подчиненности вышестоящим органом или начальником. Такое взыскание может быть наложено не всяким органом или должностным лицом, а руководителем, имеющим право назначать на государственную должность. Это связано с правом органа (руководителя) увольнять с занимаемой должности. Видами дисциплинарных взысканий являются замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Вам может понравиться =>  Что Входит В Квитанцию Детский Сад

Об административной ответственности государственных служащих Текст научной статьи по специальности; Право

Annotation. The article discusses the features of administrative responsibility of civil servants, as well as the ratio of administrative and disciplinary responsibility. It is said that the commission of an administrative offense by a civil servant may entail, in addition to administrative liability, disciplinary liability. The definition of administrative responsibility of civil servants is given. The result of the study is the formulation of conclusions and proposals for improving legislation.

The article discusses the features of administrative responsibility of civil servants, as well as the ratio of administrative and disciplinary responsibility . It is said that the commission of an administrative offense by a civil servant may entail, in addition to administrative liability, disciplinary liability. The definition of administrative responsibility of civil servants is given. The result of the study is the formulation of conclusions and proposals for improving legislation.

Муниципальный служащий также несет ответственность за исполнение неправомерного поручения (ч. 2 ст. 12 Федерального закона №25-ФЗ), также ответственность несет давший это неправомерное поручение руководитель. При этом муниципальный служащий не вправе просто не выполнять такое поручение. Ему необходимо письменно обосновать руководителю какие именно нормы законодательства будут нарушены. И только после подтверждения руководителем в письменной форме неправомерного, по его мнению, поручения, отказаться от его исполнения.

Сформировалась практика рассмотрения судами споров, связанных с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности [5]. Материалы обобщения судебной практики показали, что муниципальные и государственные гражданские служащие обращались в суды с требованиями о восстановлении на службе, признании незаконными решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, решения аттестационной комиссии, приказа об увольнении, приказа начальника о наложении дисциплинарного взыскания.

Вам может понравиться =>  Путевки Чернобыльцам Через Собес

Составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закреплены в главе 30 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»: ст. 285 — 293 УК РФ:

В соответствии с ФЗ «Об основах муниципальной службу в Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации ФЗ от 08.01.1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»

Административная, материальная и уголовная ответственность служащего

К гражданско-правовой ответственности привлекаются отдельные категории гражданских и муниципальных служащих за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов. Гражданско-правовая ответственность наступает, например:

Административной ответственности подлежит гражданский или муниципальный служащий за совершение административного правонарушения. Основаниями наступления административной ответственности для должностных лиц гражданской и муниципальной службы являются совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил, издание документов, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил. Например, самоуправство должностного лица (ст. 19.1 КоАП РФ).

Административная Ответственность В Рамках Государственной Гражданской И Муниципальной Службы

5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законами;

Вам может понравиться =>  Страховой Случай Его Отражение Росгосстрах

Административная, материальная и уголовная ответственность служащего

К гражданско-правовой ответственности привлекаются отдельные категории гражданских и муниципальных служащих за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов. Гражданско-правовая ответственность наступает, например:

Административной ответственности подлежит гражданский или муниципальный служащий за совершение административного правонарушения. Основаниями наступления административной ответственности для должностных лиц гражданской и муниципальной службы являются совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил, издание документов, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил. Например, самоуправство должностного лица (ст. 19.1 КоАП РФ).

Уголовным деянием является служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности .

Как видим, во всех составах преступлений, совершаемых в сфере государственной, в т.ч. гражданской, службы, субъектом преступления могут быть в основном должностные лица. На гражданской службе к уголовной ответственности, очевидно, может быть привлечен любой гражданский служащий, совершивший преступление не как частное лицо.

Ответственность государственных гражданских служащих

Ответственность государственных гражданских служащих – это специальная разновидность юридической ответственности, обусловленная особым статусом субъекта правонарушения – государственного гражданского служащего, которому в силу закона предоставлены широкие полномочия для обеспечения прав личности и решения задач публичного управления, а также дополнительные гарантии, что, в свою очередь, предопределяет повышенную опасность совершаемого им правонарушения.

Служащий привлекается к административной ответственности в случае, когда его административное правонарушение связано со служебной деятельностью, то есть когда служащий не реализовал и реализовал должным образом свои служебные полномочия, нарушив, тем самым, пава личности, организации.

совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Adblock
detector