Административные Наказания За Экологические Правонарушения

Экологическое право России

Административные правонарушения в сфере природопользования являются относительно опасными по сравнению с уголовными преступлениями, но в силу своей массовости характеризуются как общественно вредные. В законе не предусмотрено определение общего понятия экологического правонарушения, которое можно было бы применить к нарушителям природоохранных правил.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 22.3, ч. 1, п. 37, 38, 39 и 41 ч. 2 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями 1 См.: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2004 г. No 278 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях». :

Факт совершения экологического правонарушения может получить уголовно-правовую квалификацию, когда необходимо использовать закрепленные в уголовном законе методы защиты конституционно значимых ценностей. Так, глава 26 УК Российской Федерации (статьи 246 — 262) предусматривает ответственность за совершение экологических преступлений, в частности загрязнение вод (статья 250), порчу земли (статья 254), уничтожение или повреждение лесных насаждений (статья 261). Ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования установлена в главе 8 КоАП Российской Федерации (статьи 8.1 — 8.46).

3. Оформление иных процессуальных документов, примерные образцы которых не предусмотрены настоящим Приказом, производится в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Правом применения этих мер наделены специальные комиссии при исполнительных органах власти, органы внутренних дел, должностные лица контрольно- надзорных органов. Меры административной ответственности применяются без обращения в суд и по упрещенной процедуре. Штрафные санкции наиболее четко и активно применяются за нарушение водного законодательства

6. Нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

Штрафы за нарушение экологического законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

Административные Наказания За Экологические Правонарушения

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10).

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вам может понравиться =>  При Сокращеии После Декрета Выгодно Ли Идти В Отпуск

Административная ответственность в экологическом праве

Административная ответственность за нарушение административного законодательства распространена больше всего. Регулируется КоАП + законодательство субъектов. Например, закон СПб «О административной ответственности за нарушение правил благоустройства». КоАП не вводит самостоятельных понятий для каждого вида правонарушений. Есть общее, единое понятие административного проступка, которое применимо ко всем главам особенной части и универсально.

Применяется возмездное изъятие орудия совершения правонарушения и конфискация (могут применяться и в качестве основного, и в качестве дополнительного). Различие: суд должен исходить из принципа целесообразности, КоАП не содержит чётких указаний, поэтому чаще всего вопрос отдаётся на усмотрение суда.

Этот вид юридической ответственности предусмотрен ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и наиболее часто встречается в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Административная ответственность наступает за совершение административного проступка (не представляющего большой общественной опасности). Составы конкретных административных экологических проступков содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее — Ко- АП РФ).
В литературе по экологическому праву содержатся различные определения административного экологического правонарушения.
Так, А.П. Анисимов9 под административным экологическим правонарушением понимает противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде (содержащее реальную угрозу такого причинения), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.
По мнению О.И. Крассова, административное правонарушение — это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Все составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, могут быть разделены на 4 группы11.
В первую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих эколого-правовых требований, действующих в отношении всех или большинства институтов экологического права. К их числу относятся: нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ) и т. д.
Во вторую группу (довольно многочисленную) входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных компонентов природной среды (природных ресурсов). К ним относятся: порча земель (ст. 8.6 КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП РФ), нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31 КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных (ст. 8.35 КоАП РФ) и ряд других составов.
В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом. К таким составам относятся: нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП РФ), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ), нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд, и др.
В четвертую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.д.). В их числе — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ), выпуск и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23 КоАП РФ), нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40 КоАП РФ) и т.д.
Законодательство РФ об административных правонарушениях выделяет следующие виды административных наказаний (ст. 3.2. КоАП РФ):
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права (управление транспортным средством, охоты);
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.2 КоАП РФ);
8) дисквалификация. За административные правонарушения в экологической сфере, согласно КоАП РФ применяются санкции пунктов 1-5.
В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4. Дела об административных экологических правонарушениях рассматриваются судами, органами внутренних дел, органами и войсками пограничной службы, органами государственных инспекций и др. органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами (органами государственного пожарного надзора, таможенными и налоговыми органами, органами государственной санитарно-эпидемиологической службы, органами государственного контроля и надзора в области защиты растений, осуществляющими госконтроль за химизацией и использованием химических средств в сельском хозяйстве, органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, органами, осуществляющими государственный экологический контроль, и др.).
Сроки наложения административного наказания за нарушения законодательства об охране окружающей среды предусмотрены в ст. 4.5 КоАП РФ (постановление по делу не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения). При длящемся административном правонарушении сроки исчисляются со дня его обнаружения.

Вам может понравиться =>  Могут Ли Судебные Приставы Лазить По Шкафам И Полкам При Описи Имущества

  • предусматривает ответственность за неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, при неисполнении обязанности по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, в виде административного штрафа
  • санкция в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток предусматривалась только за повторное совершение правонарушений, связанных с осуществлением деятельности по обращению с отходами, а также в случае причинения вреда, или наступления других тяжелых последствий;
  • не предусматривалась ответственность за неподтверждение отнесения отходов к 5 классу опасности, наступление ответственности было связано только с неисполнением обязанности по составлению паспортов на отходы I-IV классов опасности, при этом размер штрафа для юридических лиц составлял сумму от 70 000 руб. до 100 000 руб., тогда как в принятой редакции штраф увеличен в три раза (от 200 000 руб. до 300 000 руб.).

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае признания лица инвалидом по причине экологически обусловленного заболевания источник заболевания, а также причинно-следственные связи могут быть установлены посредством проведения медико-социальной экспертизы. В других случаях все это должен документально подтвердить сам потерпевший, представив в суд справку о состоянии здоровья, акт (справку) государственного органа экологического контроля о факте загрязнения окружающей среды в определенное время и на определенной территории и справки с места работы, места жительства (органа местного самоуправления, паспортного отдела милиции или домоуправления), подтверждающие, что потерпевший в данное время находился в данном месте и, следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды. Практически доказывание причинно-следственной связи в рассматриваемой сфере — дело чрезвычайно сложное.

Также УК РФ предусмотрены санкции за: нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249); нарушение правил охраны и использования недр (ст.255); незаконная порубка деревьев (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст.261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

Административные Наказания За Экологические Правонарушения

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Вам может понравиться =>  В Магнит Косметике Есть Видео Наблюдения В Комнате Питания Ответы

Статья 8.25. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования лесов и влечет наказание в виде штрафа в размере: на граждан от 4 до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 500 тыс. руб.

  1. Засорение вод и прочих подземных источников. Подобные действия всегда являются следствием нарушения специальных норм. Большое значение здесь играет степень вреда, причиненного окружающей среде.
  2. Засорение морей и других источников. Обычно это происходит из-за выброса веществ, представляющих потенциальную угрозу для здоровья людей и прочих живых ресурсов.
  3. Загрязнение атмосферы.
  4. Отравление земель. Речь идет о нанесении вреда земельным площадям в результате использования опасных удобрений и прочих химикатов.
  5. Уничтожение (причинение вреда) лесному фонду вследствие неосторожного обращения с огнем и прочими источниками, представляющими повышенную опасность.
  6. Противозаконная вырубка леса.
  7. Незаконная охота.
  8. Противоправный вылов рыбы и других обитателей морей и рек.
  9. Возведение незаконных построек (дамб, мостов), явившихся причиной массовой гибели рыб или прочих водных обитателей.
  10. Производство отходов, представляющих большую опасности для окружающей среды.
  11. Создание несанкционированной свалки.
  12. Не соблюдение санитарных норм.

Объект преступного посягательства представляет для общества повышенную экологическую ценность. Ведь владельцем всех природных богатств является именно государство, поэтому на него возлагается обязанность по осуществлен контроля за их состоянием. Экологическая ценность заключается в важности объекта касательно жизнедеятельности, чем она выше, тем строже мера наказания для субъекта.

Какова административная и уголовная ответственность за экологические преступления

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), законодательства РФ о континентальном шельфе (ст. 253 УК), охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ), охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);
  • загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ);
  • порча земли (ст. 254 УК РФ);
  • незаконная охота (ст. 258 УК РФ);
  • добыча и оборот животных и рыб из Красной книги (ст. 258.1 УК РФ);
  • незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ);
  • незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ);
  • уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов (ст. 262 УК РФ);
  • уничтожение критических местообитаний организмов из Красной книги (ст. 259 УК РФ).

Рассмотрим также пример, как разграничиваются уголовные и административные наказания за одно и то же преступление на примере браконьерства и незаконной охоты. При нарушении установленных правил охоты применяется административная ответственность по ст. 8.37. Она влечет наложение штрафа в размере 500-4000 руб. либо лишение права осуществлять охоту на срок до 2 лет.

Ответственность за нарушения природоохранного законодательства

К основным обязанностям природопользователя можно отнести обязанность рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением, применять экологически совместимые технологии, осуществлять природоохранные мероприятия, своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды и т. д.

Статья 254 УК РФ — порча земли.
Преступность этого деяния заключается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если они: повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека. Отравление почвы есть насыщение ее ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и использование ее может вызвать их гибель.

Adblock
detector