Аренда Земельного Участка, Сформированного За Счет Территории Общего Пользования

Аренда Земельного Участка, Сформированного За Счет Территории Общего Пользования

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ишима на решение от 15.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Демидова Е.Ю.) и постановление от 21.01.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зиновьева Т.А., Глухих А.Н., Еникеева Л.И.) по делу N А70-6579/2013 по иску открытого акционерного общества «Тюменский аккумуляторный завод» (625001, г. Тюмень, ул. Ямская, 103, ИНН 7204001630, ОГРН 1027200797392) к администрации города Ишима (627750, Тюменская область, г. Ишим, ул. Гагарина, 67, ИНН 7205005436, ОГРН 1027201234114) о расторжении договора аренды земельного участка от 27.12.2010 N 107 и взыскании убытков в размере 813 321,50 руб.,

Согласно пункту 1 статьи 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Что такое земли (территории) общего пользования и каковы особенности их использования

Граждане могут свободно пользоваться земельными участками общего пользования, которые находятся в публичной собственности, и находиться на них без каких-либо разрешений, если они открыты для общего доступа.
К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. Такими территориями может пользоваться неограниченный круг лиц.
Территории общего пользования отграничиваются от других участков красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Если часть земельного участка находится в границах земель общего пользования, то его могут изъять для государственных или муниципальных нужд. Например, если участок нужен для строительства (реконструкции) автодороги федерального (регионального, межмуниципального, местного) значения.
В отношении таких земель (земельных участков) установлен ряд ограничений, в частности:

В то же время земельные участки общего пользования могут быть предоставлены в аренду без торгов. Обратите внимание, что на земельные участки общего пользования не распространяется действие градостроительных регламентов. Как могут использоваться такие участки, определяют федеральные органы власти, уполномоченные органы власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Таким образом, даже если земельный участок относится к категории общего пользования, даже если он зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, тем не менее, возможна его аренда со стороны собственников объектов недвижимости (зданий, сооружений), расположенных на нем. Более того, они (эти собственники) даже ОБЯЗАНЫ взять в аренду соответствующие земельные участки – это прямо требует закон.

Вам может понравиться =>  Третья Группа Инвалидности Жд Билеты

Существует запрет на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в общем пользовании. Согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

Согласно п.1, 2 ст.16, п.1 ст.17, ст.23 ФЗ №122 от 21.07.1997; п.159 Правил ведения ЕГРП, утверждённых Приказом Минэкономразвития РФ №765 от 23.12.2013; Письма Росреестра №14-20-1143-1/10 от 07.05.2010, для госрегистрации прав собственности на земельный участок под МКД необходимы следующие документы:

  • Письменное заявление о госрегистрации права общедолевой собственности на общее имущество в МКД;
  • Удостоверение личности заявителя или уполномоченного лица при наличии у него нотариально заверенной доверенности, либо решение ОСС о наделении своего представителя необходимыми полномочиями;
  • Подтверждение оплаты госпошлины;
  • Подтверждение формирования органом госвласти или местного самоуправления земельного участка под МКД;
  • Решение ОСС о формировании земельного участка под МКД;
  • Решение/протокол ОСС об определении долей в праве общедолевой собственности на общее имущество в МКД;
  • Подтверждение прав собственников помещений в МКД на владение недвижимым имуществом в этом доме, возникших до 31.01.1998 года, если на момент представления документов на госрегистрацию земельного участка под домом нет соответствующих записей;
  • Другие необходимые документы для госрегистрации прав на общедолевое имущество, если того требует законодательство.

Как мы уже отмечали, существует богатая судебная практика по делам, касающимся права собственности на придомовую территорию МКД, а также оспаривания оплаты за её уборку. Собственники помещений в доме и управляющие компании, а также жильцы дома между собой постоянно судятся из-за земельного участка под МКД.

Имущество общего пользования в СНТ по новому закону

Оформив свою долю, садовод не может отделять и отчуждать ее от всего имущества общего пользования. Также закон запрещает любые действия по передаче своей доли отдельно от права собственности на дачный участок. Проще говоря, дачник не может продать часть принадлежащего ему общего имущества отдельно от своего земельного надела.

До тех пор, как в 2022 году вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ, ЗОП на территории садоводческого товарищества принадлежали муниципалитету или государству. Юридические лица могли оформить земли общего пользования в аренду. Физическим лицам ЗОП предоставлялись на условиях безвозмездного бессрочного пользования.

Собственность территории закрепляется на постоянной основе за государством и выражается в лице его субъектов или муниципальных образований. Граждане-пользователи могут законно распоряжаться находящимися на государственной территории строениями и ресурсами, а также претендовать на право переуступки права пользования землей новому владельцу здания.

Последующего права выкупа при аренде земли общего пользования не существует. Указание возможности выкупа в содержании договора считается незаконным. Арендование земель общественного пользования распространено в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Управление многоквартирным домом

Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее — линейные объекты). Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Учитывая вышеприведенные фактические обстоятельства дела, не опровергнутые обществом в ходе рассмотрения спора, и принимая во внимание правовое положение, целевое назначение и разрешенное использование территорий общего пользования, предоставление обществу спорного земельного участка площадью 386 кв.м для целей благоустройства не отвечает установленным ограничениям по использованию территорий общего пользования. В данном случае передача такого земельного участка в аренду конкретному пользователю, в том числе для целей, не связанных со строительством, будет противоречить основным принципам земельного и градостроительного законодательства и повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2009 по делу N А21-1906/2008

Вам может понравиться =>  Центр Занятости Населения Может Сирота Снятся С Биржи После 6 Месяцев

Согласно части 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду

Арендные правоотношения, в какой бы сфере хозяйствования они не возникали, регламентируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ аренда (другое название – имущественный наем) представляет собой гражданско-правовой договор, предполагающий возмездную передачу имущественных активов во владение и пользование арендатору.

Хотя прямого запрета на применение конкурсов законодательство не содержит, считается, что процедура определения победителя (будущего арендатора) по результатам конкурса может включать субъективные моменты и предполагает возможность злоупотреблений со стороны чиновников.

Некомпетентность администрации при сдаче в аренду земли: имеет ли арендатор право на возмещение убытков

Согласно п. 4 ст. 1109 ГК РФ, не могут быть возвращены денежные средства, потраченные для исполнения несуществующего обязательства. В данном случае затраты истца, связанные с переносом ЛЭП, не предусматривались соответствующим договором с Администрацией. На время выполнения работ по переносу линий не было подписано постановление о передаче земли, арендный договор не заключался. Следовательно, нет официального обязательства, по которому должны были выполняться эти работы.

  • ст. 19.1. КоАП РФ Самоуправство: предупреждение, штраф на граждан в размере от 100 до 300 рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 рублей.
  • статья 330 УК РФ Самоуправство: штраф до 80.000 рублей, обязательные работы до 480 часов, работы исправительного характера до 2 л., арест — полгода.

Критерий разграничения привлечения к ответственности – степень общественной опасности.

– в 2009 году: 30% налоговой базы 2008 года (без учета суммы расходов этого же периода на приобретение права на земельные участки) составят 5 445 000 руб. ((15 000 000 + 3 150 000) х 30%). То есть «земельные» расходы в 2009 году можно списать в размере 5 250 000 руб. (8 400 000 — 3 150 000).

Определение договора аренды в российском законодательстве дано в ст. 606 ГК РФ. По данному договору арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (ст. 607 ГК РФ).

  • Со дня публикации извещения о намерении передать земельный участок в аренду, в уполномоченный орган поступили такие же заявления. В данном случае приобретение участка возможно не иначе как посредством проведения торгов
  • Вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует целям его предоставления
  • В отношении земельного участка, уже ведутся работы по его передачи третьим лицам по ранее поданным заявлениям
  • Наименование получателя заявления. Таковым является орган по распоряжению земельными участками.
  • Данные о заявители. Дополнительно необходимо указать все возможные каналы связи. Так для целей ускорения обменом информации, госорганы зачастую предварительно направляют решения по поданным заявлениям на электронную почту.
  • Сведения о земельном участки. Здесь необходимо указать адрес, а также кадастровый номер земельного участка, предполагаемого для передачи в аренду;
  • Основания предоставления земельного участка. Земельное законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления земли без торгов.

Как оформить землю в аренду – пошаговая инструкция и перечень документов

  • заявление на регистрацию — отдельно от арендатора и арендодателя;
  • договор — оригинал и две копии;
  • кадастровая документация на участок;
  • паспорт (для физлица) или учредительные документы (для юрлица);
  • документ об уплате госпошлины.

Третий экземпляр необходим для государственной регистрации договора. Она предусматривает внесение данных об аренде объекта недвижимости в ЕГРН. Для этого в территориальное подразделение Росреестра или в МФЦ предоставляется следующий комплект документов:

Формирование и предоставление участка, частично расположенного на землях общего пользования // Анализ постановления президиума ВАС

Границы данных территорий обозначаются красными линиями, под которыми понимаются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пп. 11 ст. 1 ГрК РФ).

Коллегия судей ВАС РФ указала, что постановление арбитражного суда, принятое в рамках другого дела, не предрешило вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта. Повторно рассмотрев заявление общества, администрация установила, что для отказа в выборе испрашиваемого обществом земельного участка и размещении на нем объекта имеются основания, которые не были положены в основу оспоренного в судебном порядке первоначального отказа администрации. Отказ администрации не противоречит ранее принятому судебному акту по другому делу и, таким образом, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Признаки территорий общего пользования судебная практика

Необходимо ввести понятие «Объект индивидуального пользования». В отсутствие этого понятия трудно однозначно описать планировочную структуру территории. Более всего хотелось бы понятию «общее пользование» противопоставить понятие «частное владение». Но оно занято. Под частным земельным участком теперь понимается участок в собственности физического или юридического лица. А среди тех, кто обладает участками, не входящими в категорию общего пользования, есть еще и государственные и муниципальные, которые частными не являются. О них говорят, что они находятся в государственной или муниципальной собственности. Но точно то же говорят и про объекты общего пользования. Поэтому диполь Общее-Частное, увы, не применима. Остается вводить иную: Общее-Индивидуальное.

Практика арбитражных судов основывается на утверждении, что само по себе установление актом органа местного самоуправления красных линий, обозначающих размещение планируемого объекта общего пользования, не нарушает прав владельца такого земельного участка, поскольку они обозначают планируемый к размещению объект, при условии, что в нем не содержится положений об изъятии или о разделении участка. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.02.2011 №ВАС-11626/09 по делу №А56-6916/2008 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»; Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 №04АП-5292/12 по делу № А19-11341/2012 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ»; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.12.2011 №Ф04-6597/11 по делу №А70-6952/2011 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Adblock
detector