Налог на дивиденды на кипре 2022

Кипр согласился на условия России и увеличил налог на дивиденды и проценты до 15%

— Так исторически сложилось. С 1982 года первое соглашение с СССР позволяло вывозить под 0% любые доходы на Кипр и дальше. Это использовалось очень многими предприятиями, компаниями социалистической формы собственности, прежде всего, конечно, Госбанком СССР и его дочерними банковскими структурами. Потом в процессе правопреемственности, с 1998 года Россия заключила более удобное соглашение. До 1998 года весь бизнес по налоговому международному планированию состоял в том, чтобы продать компанию и выгнать деньги с территории России.

Соглашение вступит в силу с 2022 года. «Кипрская делегация полностью согласилась с условиями российской стороны. Мы парафировали проект протокола, который должен быть подписан в сентябре 2022 года», — заявил глава делегации РФ на переговорах, вице-премьер Алексей Оверчук.

— Я не вижу вообще необходимости уходить куда-то с Кипра, потому что Кипр — самый лучший, самый стабильный и предсказуемый с точки зрения инфраструктуры и тех правовых и налоговых решений, которые предлагают. Поэтому я думаю, что уходить никуда не стоит. Если говорить об извлечении доходов иностранных источников физическими лицами, то кипрские контролируемые иностранные компании для россиян остаются самыми привлекательными как с точки зрения содержания, так и с точки зрения английского права и предсказуемой практики применения.

— Во-первых, это физически невозможно, потому что пандемия и коронавирус все эти мероприятия сожрет. И второе — налог у источника на дивиденды 15% платят практически все заинтересованные лица, которые не хотят судиться с налоговой, с 2015 года. По факту, наверное, цифры более чем оптимистично заявлены. Если говорить о процентном доходе, безусловно, он увеличивается, но увеличивается для так называемых неквалифицированных лиц, получателей подобного дохода. Поэтому я думаю, что здесь о больших барышах говорить не приходится, нужно быть поближе к реальности. Но в любом случае подобные мероприятия выглядят косметическими, с учетом того, что это нужно было делать 10-20 лет назад, когда капитал, который уже был реинвестирован или санкционно выбыл уже в России, покинул счета иностранных банков.

— Если Минфин скажет, что это чисто арифметический счет, то есть они берут просто сумму дивидендов, которые переводятся ежегодно в эти офшорные юрисдикции, о которых мы говорим, применяют ставку в 15% и получают эту сумму. Если так, то так. Просто я сам не считал, если так считают, то это так.

Его можно использовать, если конечными получателями дохода от российского бизнеса являются российские налоговые резиденты. Компания на Кипре должна заявить, что является лишь промежуточным получателем дивидендов или процентов, уведомляя таким образом, что доход в конечном итоге будет перечислен его фактическому получателю – российскому резиденту.

Однако для переезда в САР и получения льготы компаниям необходимо соблюсти ряд условий, которые могут лишить этот вариант смысла. Например, для получения статуса международной компании необходимо проинвестировать в экономику России не менее 50 млн руб. Кроме того, компания должна быть создана до 1 января 2022 г. Также потребуется раскрыть всех контролирующих лиц, т. е. владеющих более чем 15% компании.

Этот вариант может быть применим для групп, которые выплачивают дивиденды на Кипр. Если дивиденды будут выплачиваться в России, а не на Кипр, такая выплата не будет облагаться налогом ни на уровне компании-плательщика, ни на уровне компании-получателя согласно российскому законодательству (при соблюдении ряда условий).

На данном этапе обсуждается изменение соглашения с Кипром. Но есть ряд других юрисдикций, которые традиционно используются российским бизнесом (например, Нидерланды) и куда можно сейчас перевести компанию. У таких стран обычно есть соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией, которое предусматривает льготные ставки налога.

Но этот вариант не подойдет, если компания на Кипре получает еще какие-либо доходы из России, например роялти, и применяет льготную ставку, которая еще пока сохраняется в отношении таких выплат. Если компания заявит о себе как о промежуточном звене при получении процентов и дивидендов, ей будет практически невозможно доказать, что она является фактическим получателем иного дохода. Что лишит ее права на применение льготной ставки по нему.

Если вам необходима квалифицированная помощь, обратитесь к нашим экспертам. Мы готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку в регистрации кипрской компании, ежегодных обновлениях для поддержания активного статуса, составлении и аудите финансовой отчетности.

Юрисдикция остается достаточно популярной среди иностранных бизнесменов за счет своевременно внедренных мер по поддержке бизнеса в связи с COVID-19. Нововведения властей позволили владельцам иностранных и местных компаний выполнить все обязательства перед государственными органами, а также получить более длительный переходный период для выполнения требования по substance.

Кроме отсрочки по НДФЛ для кипрских сотрудников и самозанятых лиц, кипрские власти вводят более широкое понятие статуса налогового резидента. В данный момент разрабатывается законопроект, позволяющий включить в список резидентов Кипра иностранные компании без реальной деятельности на кипрской территории. Такие предприятия не должны находится в несотрудничающих юрисдикциях. Внедрение новшества планируется с 2022 года.

  • до 15.12.2022 г. продлены сроки подачи деклараций по НДФЛ за 2022 г. для самозанятых и сотрудников кипрских предприятий;
  • ежегодный сбор за профессиональную лицензию юридических лиц с 2022 г. будет взиматься кипрскими муниципалитетами;
  • в новом, 2022 году, Кипр вводит новые формы деклараций Taxisnet об уплате взноса на оборону (SDC);
  • изменяются условия налогового резидентства постоянных представительств на территории Кипра в соответствии с правилами ОЭСР;
  • в 2022 году вводится возможность уплачивать НДС в рассрочку без дополнительных сборов и процентов (шестью равными ежемесячными платежами).

В результате переговоров кипрской и российских сторон возникло еще одно, достаточно дорогое, но интересное решение – регистрация публичной компании с помощью биржи. Однако здесь могут быть ограничения, так как биржу следует выбирать по рекомендациям ОЭСР, а Кипр не входит в перечень соответствующих стран.

Соглашение с Кипром — изменение налоговой ставки на дивиденды и проценты

Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.

Трансграничные операции, осуществляемые сторонами — резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал.

01.10.2022 года был подписан соответствующий Протокол, который устанавливает условия, аналогичные тем, что были изложены в «кипрском» Протоколе от 08.09.2022 года. Изменения в СИДН с Мальтой также касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений.

25 марта 2022 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.

Вам может понравиться =>  При Какой Сумме Задолженности Приставы Могут Арестовать Счета

В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).

Покидая Кипр: как адаптировать бизнес к новым налоговым условиям

И для тех, и для других сейчас как никогда остро встал вопрос — что делать дальше с насторхолдингами и субхолдингами? Борьба с промежуточными компаниями не является сугубо российской инициативой — скорее, Россия следует общемировому тренду. Если промежуточные компании больше не добавляют налоговой эффективности, а наоборот, создают дополнительные риски, а также влекут затраты на свое поддержание, нужны ли они в будущем? Что можно предпринять сейчас, чтобы минимизировать негативный эффект?

В последние годы развитие отечественной налоговой практики заставило многие российские группы настороженно относиться к самой возможности использования льготной ставки по СИДН и искать альтернативные стратегии. Например, применять «сквозной» подход, когда в качестве обладателя «фактического права на доход» (ФПД), то есть на дивиденды, заявляется конечный бенефициар структуры. Либо полностью отказываться от применения льгот и уплачивать налог по максимальной ставке. Однако некоторые компании надеялись отстоять право на льготы и продолжали применять льготную ставку налога на доходы у источника выплаты.

Менять шило на мыло, то есть Кипр на иную юрисдикцию, нужно с очень большой осторожностью. Не так много государств предоставляют налоговые льготы, аналогичные кипрским, и не факт, что в будущем Минфин не захочет и с ними пересмотреть СИДН в сторону повышения ставок. От такого «предложения» бывает трудно отказаться, так как в качестве альтернативы выступает денонсация соглашения, что также не позволит применять налоговые льготы.

В отличие от структуры с иностранной компанией, являющейся добровольным налоговым резидентом России, Минфин пока не планирует ужесточать режим САР и отменять нулевую ставку по дивидендам, получаемым от российских дочерних компаний. Наоборот, планируется сделать налоговый режим в этих районах более привлекательным. Минфин задумывается о снижении ставки по налогу на прибыль, введении стабилизационной оговорки (что позволяет использовать налоговый режим в неизменном виде, даже в случае изменения налогового законодательства), снижении ставки по налогу на доходы в отношении распределяемых дивидендов. Однако в отношении режима САР существует множество вопросов, которые стоит проанализировать до принятия решения о переезде.

Альтернативным вариантом может быть смещение налогового резидентства, например, кипрской компании в Россию. К сожалению, нулевую ставку по дивидендам, распределяемым российскими операционными компаниями, в рамках данной стратегии можно будет применять только до конца 2023 года. Затем опять придется думать о реструктуризации бизнеса, при этом ее последствия (например, в отношении продажи либо распределения активов в будущем) необходимо просчитывать уже сейчас. Кроме того, при смене резидентства стоит вспомнить об уплате «налога на выход» из зарубежной юрисдикции.

По мнению партнера EY, такое решение российских властей хоть и стало неприятной неожиданностью для многих, имеет вполне понятные и логичные предпосылки. «Любое соглашение, в том числе и налоговое, должно работать только тогда, когда оно приносит выгоды обеим сторонам. Есть впечатление, что многие российские налоговые соглашения не приносили адекватных выгод нашей стране. Возьмем в качестве примера кипрское соглашение. Когда доходы перераспределялись из России на Кипр, то бюджет получал налог по пониженной ставке, то есть в некотором смысле недополучал. В то же время, когда шел переток доходов с Кипра в Россию, то Кипр ничего не терял, там просто нет налогового источника. Да и масштабы перетоков из России на Кипр, как мне представляется, в разы больше, чем противоположный поток», — поясняла она.

Предложение повысить на 15% налог на дивиденды, которые выводятся на зарубежные счета, прозвучало как часть «антикоронавирусного» пакета мер по поддержке экономики. Однако эта мера по сути она заработает только с 2022 года (то есть начнет действовать в отношении доходов за 2022 год). Для этого, в частности, нужно скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения с так называемыми транзитными юрисдикциями. Путин заявил о возможности выхода РФ из соглашений в одностороннем порядке, если иностранные партнеры не примут предложения российской стороны.

«Реструктурирование своих холдинговых структур через Кипр, конечно, станет невыгодным. И выгоднее будет все переводить это обратно в Россию. Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов с тем, чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода соответственно структур холдинговых в Россию обратно», — сообщил журналистам статс-секретарь, замминистра финансов Алексей Сазанов.

Проанализировав встречные предложения Кипра, «Минфин России пришел к заключению, что по сути они размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ, а также будут способствовать безналоговому выводу с территории РФ через кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения».

Первыми о внесении изменений в двусторонние соглашения в части повышения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов российский Минфин письменно известил министерства финансов Кипра, Люксембурга и Мальты. В конце июня Минфин объявил о начале разработки законопроекта о денонсации конвенции между правительствами России и Мальты.

  • Фиксация ставки налога по дивидендному доходу на уровне 15% как по СИДН, так и по законодательству России;
  • Отмена существующего режима полного освобождения от налогообложения у источника процентного дохода в России по СИДН с Кипром;
  • Фиксация ставки налога по процентному доходу на уровне 15% при условии подтверждения статуса фактического получателя дохода, а в иных случаях 20% по законодательству России;
  • Карт-бланш для налоговых органов РФ в части отказа в необоснованном применении льгот по СИДН с Кипром, переквалификации внутригрупповых платежей, усложнения практики применения так называемого «сквозного подхода» в соответствии со статьями 7 и 312 НК РФ.

Согласно ст. 2 предлагаемого к подписанию проекта Протокола процентный доход может облагаться налогом в том государстве, где он возникает. Однако если фактический получатель такого дохода является налоговым резидентом договаривающегося государства, взимаемый налог не должен превышать 15%.

Тем самым, выплаченные в адрес кипрской компании проценты от источников в Российской Федерации, будут облагаться налогом у источника по ставке либо 15%, при условии подтверждения статуса фактического получателя дохода, либо по общей ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, если наличие фактического права на доход для целей СИДН не будет подтверждено. В результате действующее полное освобождение от налогообложения процентного дохода от источника по СИДН с Кипром утратит силу в случае подписания и ратификации протокола.

В направленном в адрес Министерства финансов Республики Кипр письме Минфин России указал на то, что, несмотря на международные усилия, направленные на противодействие размыванию национальной налоговой базы и перераспределение прибыли, транснациональные корпорации продолжают использовать структуры и механизмы, ведущие к искусственному созданию центров прибыли вне пределов Российской Федерации в тех юрисдикциях, где такие доходы либо полностью не облагаются налогом, либо облагаются по пониженной налоговой ставке.

В письме особо указано, что Минфин России ожидает ответ на предложенный проект Протокола до 15.06.2022 и в случае отсутствия ответа от кипрской стороны СИДН может быть расторгнут Россией в одностороннем порядке на основании ст.54 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и ст.31 СИДН.

Вам может понравиться =>  Как поменять военный билет при смене фамилии?

Если у вас российский брокер, то дивиденды приходят на брокерский счет уже очищенными от налога. Его удержит эмитент по ставке, действующей в его стране. Дальше все зависит от того, есть ли у РФ с этой страной соглашение об избежании двойного налогообложения.

Декларацию о доходах за прошедший год в ФНС надо подавать, согласно Налоговому кодексу, до конца апреля. Если вы начинающий инвестор и владеете акциями иностранных компаний, которые в прошлом году выплачивали дивиденды на брокерский счет, этот выпуск Fingram — вам. Особенно для владельцев акций Тинькофф Банка, «Полиметалла», X5 Retail Group и т. д. Сохраняйте себе эту пошаговую инструкцию!

Если вы резидент РФ и владеете акциями иностранных компаний, по которым получили дивиденды с 1 января по 31 декабря прошлого года, то до 30 апреля обязаны отчитаться об этом доходе в ФНС. Уплатить налог по дивидендам таких компаний следует не позже 15 июля.

Чтобы узнать, какие бумаги российские, а какие нет, нужно проверить их ISIN — идентификатор состоит из двух букв и десяти цифр. Буквы указывают на страну — код российских ценных бумаг начинается с префикса RU (или SU). Удобно проверять ISIN ценных бумаг на сайте Московской биржи.

  • Наименование источника дохода (например, «Дивиденды TCSGDR»).
  • Страна регистрации компании (по бумагам «Тинькофф» — Кипр, код 196).
  • Налоговая ставка (13%).
  • Вид дохода – код 1010 (дивиденды).
  • Не предоставлять налоговый вычет:

Однако для переезда в САР и получения льготы компаниям необходимо соблюсти ряд условий, которые могут лишить этот вариант смысла. Например, для получения статуса международной компании необходимо проинвестировать в экономику России не менее 50 млн руб. Кроме того, компания должна быть создана до 1 января 2022 г. Также потребуется раскрыть всех контролирующих лиц, т. е. владеющих более чем 15% компании.

До сих пор такие выплаты обычно облагались по льготной ставке, которая предусмотрена соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными между Россией и теми странами, где получатель платежа платит налоги (например, 5–10% на дивиденды и 0% на проценты, которые выплачиваются российской компанией своему участнику или кредитору на Кипре). Теперь такие выплаты должны будут облагаться в России по ставке 15%. Для этого она планирует внести изменения в соглашения об избежании двойного налогообложения или выйти из них в одностороннем порядке.

Но этот вариант не подойдет, если компания на Кипре получает еще какие-либо доходы из России, например роялти, и применяет льготную ставку, которая еще пока сохраняется в отношении таких выплат. Если компания заявит о себе как о промежуточном звене при получении процентов и дивидендов, ей будет практически невозможно доказать, что она является фактическим получателем иного дохода. Что лишит ее права на применение льготной ставки по нему.

Его можно использовать, если конечными получателями дохода от российского бизнеса являются российские налоговые резиденты. Компания на Кипре должна заявить, что является лишь промежуточным получателем дивидендов или процентов, уведомляя таким образом, что доход в конечном итоге будет перечислен его фактическому получателю – российскому резиденту.

Этот вариант может быть применим для групп, которые выплачивают дивиденды на Кипр. Если дивиденды будут выплачиваться в России, а не на Кипр, такая выплата не будет облагаться налогом ни на уровне компании-плательщика, ни на уровне компании-получателя согласно российскому законодательству (при соблюдении ряда условий).

Россия и Кипр: денонсация и новое налоговое соглашение

В частности, он заявил, что все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж – в офшорные юрисдикции – должны облагаться адекватным налогом – не менее 15% (столько взимают с физлиц-нерезидентов в РФ). С этой целью он поручил скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. И начать с тех, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения.

  • размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ;
  • будут способствовать безналоговому выводу с территории РФ через кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения.

«Все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом. Сейчас 2/3 таких средств – а по сути это доходы конкретных физических лиц – в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%. Тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13%. Это, конечно, мягко говоря, несправедливо. Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу Правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнёры не примут наши предложения, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. И начнём с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны.»

Однако, принимая во внимание тесные экономические и исторические связи между двумя государствами, российская сторона сформулировала варианты компромиссного решения данного вопроса и предложила оперативно провести очные переговоры на Кипре, чтобы выйти на решение. Но получила отказ.

Принимая во внимание вышеизложенное, пониженная ставка в размере 5%, установленная подпунктом а) пункта 2 статьи 10 Соглашения, применяется только при выполнении условий данного подпункта, а именно в случае, когда непосредственно само лицо, имеющее фактическое право на дивиденды (бенефициар), осуществило дающее право на дивиденды прямое вложение в капитал компании, выплачивающей дивиденды, в сумме эквивалентной не менее 100000 евро.

Размер инвестиции определяется суммой, фактически уплаченной при приобретении акций или других прав на участие в прибыли с соблюдением принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки, и не подлежит ежегодному перерасчету на дату выплаты дивидендов.

Так, согласно пункту 61 Комментариев к статье 1 Модельной конвенции ОЭСР преимущества конвенции об избежании двойного налогообложения не должны предоставляться в тех случаях, если главной (основной) целью заключения определенных сделок или соглашений является обеспечение более выгодного налогового статуса, и при этом получение такого благоприятного статуса в этих условиях противоречит целям и задачам соответствующих положений. Данный принцип применяется независимо от принципа основной цели, который лишь подтверждает данный принцип.

Дополнительно информируем, что проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 Кодекса и положений Соглашения осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля, в порядке, предусмотренном Кодексом.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее — Соглашение) и сообщает следующее.

Изменения в соглашении об избежании двойного налогообложения с Кипром: что дальше

Также пока не представляется возможным оценить применение данной льготы к субхолдинговым структурам, то есть к случаям применения сквозного подхода до уровня организации, акции которой прошли листинг на бирже, так как у последней будет отсутствовать прямое владение голосующими акциями выплачивающей дивиденды российской организации с учетом предлагаемых изменений в НК РФ 3 (отмена положения, устанавливающего, что косвенное участие каждого последующего лица, имеющего фактическое право на получение дохода, в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов, приравнивается к прямому участию).

Отдельно стоит отметить, что в случае удержания налоговым агентом налога у источника в России при выплате в пользу кипрской организации доходов в виде процентов, у кипрских организаций будет возможность зачета соответствующих сумм удержанного налога против корпоративного налога на Кипре. Для налога, удержанного в России с сумм дивидендных выплат, данная возможность не предусмотрена.

Вам может понравиться =>  Как в гаи выбирают билеты при здаче в2022 году

Согласно пресс-релизу Министерства Финансов России «кипрская делегация полностью согласилась с условиями Российской стороны» по увеличению стандартных ставок по налогу у источника выплаты дохода в виде дивидендов и процентов до 15% (ранее: дивиденды – 5%/ 10%, проценты – 0%).

  • оценить влияние изменений (на примере планирующегося к подписанию кипрского протокола) на текущую структуру и финансовые потоки для принятия дальнейших управленческих решений;
  • оценить, какие действия рациональны и могут быть совершены до конца 2022 года в целях достижения оптимального уровня налоговой нагрузки, включая:
    • возможность применения «сквозного подхода» при осуществлении выплат за рубеж (т.е. заявление в качестве фактических получателей российского дохода лиц из дальнейшей цепочки движения дохода);
    • осуществление рефинансирования;
    • перевод отдельных линий бизнеса или в целом кипрских (и иных аналогичных) холдинговых/ финансовых компаний в иные юрисдикции путем редомициляции или слияний, взвесив при этом дополнительные налоговые издержки при уходе из одной страны и дополнительные расходы при дальнейшем установлении и поддержании деятельности в другой стране;
    • перевода кипрских (и иных аналогичных) холдинговых/ финансовых компаний в Россию путем смены налогового резидентства либо редомициляции в САР и прочее.

Применение указанной льготной ставки будет возможно при условии, что получатель дохода будет соответствовать общим требованиям Соглашения. Так, налоговому агенту необходимо будет предоставить подтверждение, что получатель дохода является налоговым резидентом Кипра, имеющим фактическое право на доход в виде процентов. Еще одним условием является листинг облигаций на бирже.

Налогообложение дивидендов: особенности в 2022 году

  • иностранная организация, получающая дивиденды, не зарегистрирована в оффшорной зоне;
  • при выплате дивидендов российской организацией данные дивиденды зачисляются на счета иностранной организации в российских банках (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 23.11.2022 № 374-ФЗ).

Напомним, что для применения норм международных соглашений, в соответствии со ст.312 НК РФ иностранной организации необходимо представить налоговому агенту заверенное компетентным органом иностранного государства подтверждение постоянного местонахождения этой иностранной организации в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, а также подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Обратите внимание, что аналогичных изменений в отношении расчета приравненных к дивидендам выплат, учитываемых при исчислении НДФЛ не внесено. Участник (акционер) —физическое лицо, как и ранее, вправе уменьшить выплаты, полученные при выходе из организации / распределении имущества при ликвидации только на сумму расходов на приобретение акций (долей, паев) ликвидируемой организации (подп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ). Денежный вклад в имущество налогооблагаемый доход не уменьшает.

  • страховым учреждениям, пенсионным фондам;
  • публичным компаниям, акции которых котируются на зарегистрированной фондовой бирже с не менее, чем 15% акций в свободном обращении, которые в течение 365 дней владеют не менее 15% капитала выплачивающей дивиденды организации.

Обратите внимание! Статья 312 НК РФ закрепляет механизм, в соответствии с которым иностранная организация, получающая дивиденды, но не являющаяся конечным бенефициаром, в целях применения международных соглашений указывает лицо, имеющее фактическое право на дивиденды. Для этого налоговому агенту необходимо представить документальное подтверждение признания иностранной организацией отсутствия фактического права на получение дивидендов и информацию о лице, которое иностранная организация признает фактическим получателем дохода (с указанием доли и документальным подтверждением порядка прямого участия в этой иностранной организации и косвенного участия в российской организации, являющейся источником дивидендов, а также государства (территории) налогового резидентства лица) (п. 1.2. ст. 312 НК РФ)

Обратите внимание, что Кипр не удерживает налог на дивиденды. То есть при выплате из кипрской компании дивидендов российским владельцам на Кипре налог не взимается, он платится в России. А это 20% налога на прибыль, если дивиденды получает юридическое лицо, и 13% НДФЛ – если физическое. При этом предусмотрен налог в 15% в силу договора о двойном налогообложении в России для выплат дивидендов от российских компаний в пользу кипрских.

  • положения соглашения о двойном налогообложении с Россией ужесточились с 1 января 2022 года (повысился налог на дивиденды и проценты до 15%);
  • для применения низких налоговых ставок и льгот требуется «реальное присутствие» на Кипре, необходимо иметь директора и секретаря (они, правда, могут быть номинальными, но желательно, чтобы они были резидентами Кипра) и реальный офис;
  • все документы компании и ежегодная финансовая и налоговая отчетность будут составляться на греческом языке;
  • с 2022 года Россия и Кипр сотрудничают в рамках системы автоматической передачи налоговой информации – российские власти могут получить сведения о счетах россиян на Кипре.

По общему правилу для открытия банковского счета требуется личное присутствие, хотя есть некоторые банки, которые открывают счета онлайн. На практике у нас был успешный опыт открытия счетов удаленно в Hellenic Bank и Ancoria Bank.

Пошлина составит €165, если будет формироваться уставный капитал, или €235, если не будет. Учтите, что средние расходы на консультантов по организации процесса регистрации компании – около €2000. По итогу сертификат об инкорпорации будет отправлен по электронной почте.

  • достаточно низкая ставка на налог на прибыль (по сравнению с другими странами Европы) – 12,5%. При использовании IP Box (льготный режим налогообложения для интеллектуальной собственности) ставка налога на прибыль от использования объектов интеллектуальной собственности (включая ПО) может снижаться до 2,5%;
  • есть соглашение о двойном налогообложении с Россией;
  • есть возможность открыть компанию без личного присутствия;
  • благоприятный бизнес-климат, наличие обширного IT-комьюнити;
  • удобная юрисдикция для использования «гибкого» английского права при заключении сделок;
  • Кипр не входит в черные списки оффшоров.

Как отметили в министерстве, аналогичные соглашения страна планирует подписать с Люксембургом и Мальтой. Страны уже дали свое согласие. Также в ведомстве ожидают ответа в ближайшее время по этому вопросу от Нидерландов. “Если Нидерланды пойдут на переговоры, то им будут предложены те же условия, которые мы предложили и Кипру”, — отмечается в сообщении.

В ведомстве добавили, что изменения в соглашение вступают в силу с 1 января следующего года. При этом ранее планировалось, что уже в 2022 году бизнесмены заплатят повышенный налог на доходы, которые были получены в 2022 году. Однако позже Минфин продлит период безналогового вывода дивидендов за рубеж до 2024 года. Председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов назвал это решение «очередной уступкой олигархам», добавив, что его партия будет выступать резко против такой «необоснованной льготы» бизнесменам.

В марте этого года президент РФ Владимир Путин анонсировал повышение налога на дивиденды до 15%, которые перечисляются на счета в иностранных банках. Чтобы реализовать эту инициативу, необходимо внести изменения в соглашения об избежании двойного налогообложения со всеми транзитными странами. При этом Путин заявил о готовности России выйти из соглашения, если другие государства не поддержат предложения.

В Минфине РФ также подтвердили, что было подписано данное соглашение. “Во время переговоров Кипр согласился с условиями России и внес изменения в соглашение, увеличив налог до 15% в отношении дивидендов и процентов по ним”, — значится в сообщении на сайте российского Минфина.

Ранее отмечалось, что цель этой кампании — перевести российские предприятия, которые используют схемы по оптимизации налогообложения, в «наши офшоры» — специальные административные районы Приморского края и Калининградской области. Компаниям порекомендовали сменить налогового резидента на Россию, задуматься о реструктуризации своего предприятия и ликвидации иностранных компаний.

Adblock
detector