Право На Информацию Европейский Суд По Правам Человека

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами — участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.

Конвенции о защите прав человека и основных свобод была принята в 1950 году и является главным юридическим документом для всех стран Совета Европы. Защищать ее обязанность государственных и муниципальных властей каждого государства, а также национальных судов. Поэтому Европейский суд выступает последней судебной инстанцией и действует на основе принципа субсидиарности.

В соответствии со ст. 148 Конституции Азербайджанской Республики 1995 года международные соглашения, стороной которых выступает Азербайджанская Республика, являются неотъемлемой частью национального законодательства. Международные договоры, касающиеся основных прав и свобод человека, имеют прямую юридическую силу. Конституционный закон Азербайджанской Республики от 24.12.2002 «О регулировании осуществления прав и свобод человека в Азербайджанской Республике» был принят в целях приведения осуществления прав и свобод человека в стране в соответствие с Конвенцией. В установленном законами Азербайджанской Республики порядке суды могут обращаться в Конституционный суд Азербайджанской Республики с просьбой о толковании Конституции и законов Азербайджанской Республики в связи с вопросами осуществления прав и свобод человека. В соответствии с указом Президента Азербайджанской Республики от 19.01.2006 «O модернизации судебной системы в Азербайджанской Республике» и применении Закона Азербайджанской Республики “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Азербайджанской Республики”» судам Азербайджанской Республики рекомендуется организовать работу по изучению прецедентного права ЕСПЧ и применять его в судебной практике. Чтобы обеспечивать правильное и единообразное применение судами правовых норм Конвенции и постановлений ЕСПЧ Пленум Верховного Суда Азербайджанской Республики принял постановление от 30.03.2006 «О применении судами норм Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» и прецедентного права Европейского суда по правам человека».

Пресса выступает как общественный наблюдатель (public watchdog). Суд считает, что государство обязано не препятствовать свободному потоку информации. Пресса и неправительственные организации организуют дискуссии и публичные дебаты. В распространении информации неправительственные организации тоже играют важную роль. Право критиковать правительство ЕСПЧ сформулировал в 1986 г., уточнив при этом, что средства массовой информации имеют право распространять информацию и идеи, которые интересны обществу, в том числе и касающиеся государственных проблем. Определяется разница между правом на доступ к информации, содержащейся в документах, принадлежащих государству, и право общества на получение информации от независимых средств массовой информации [20]. Суд указал, что общество имеет право на получение информации в различных областях, которые интересны людям, в том числе по политическим вопросам, и средства массовой информации имеют право распространять эту информацию. Члены общества обладают также правом получать информацию о различных позициях и идеях, даже если они противоречат общим правилам. В соответствии с практикой ЕСПЧ вмешательство государства в сферу деятельности средств массовой информации и свободы информации исключается.

Вам может понравиться =>  300тыс Многодетным

Граждане, готовящие жалобу самостоятельно, могут нечетко формулировать свои доводы, из-за чего обращение признается неприемлемым и не подлежит рассмотрению. В частности, потерпевшие часто забывают о том, что ЕСПЧ рассматривает только дела, связанные с нарушением положений Конвенции 1953 года.

В Российской Федерации законодательно установлена и существует процедура, позволяющая государству не исполнять решения ЕСПЧ при его расхождении с нормами Конституции России; то есть, установлен приоритет Конституции России при коллизии с нормами международного права и окончательно установлена роль Конституции РФ как закона, обладающего высшей юридической силой на территории Российской Федерации.

Европейский суд по правам человека: обзорная информация

В отличие от большинства международных конвенций, носящихся зачастую только декларативный характер, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу 3 сентября 1953 года, не только провозгласила фундаментальные права и свободы, но и создала специальный юридический механизм их защиты. Первоначально он был представлен тремя институтами: Еврокомиссией по правам человека, Европейским судом и Комитетом министров Совета Европы. Сегодня все судебные полномочия сосредоточены в одной инстанции – Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

Конвенция по правам человека и деятельность Европейского суда не являются чем-то неизменным. Последние тенденции в развитии правовой системы Конвенции говорят обратное. В соответствии с Протоколом 15 к Конвенции (ратифицирован Россией и частично другими государствами Совета Европы, но в силу пока не вступил), срок подачи обращения в ЕСПЧ будет сокращен до 4 месяцев, а среди требований к жалобам появится новый критерий приемлемости. Кроме того, изменения затронут компетенцию Большой палаты. И, наконец, серьезный аспект – пересмотр роли ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам на вспомогательную (субсидиарную) и наделение государств-участников большей свободой в применении Конвенции на национальном уровне.

Право На Информацию Европейский Суд По Правам Человека

(a) представить информацию, прежде всего документы и решения, упомянутые в подпункте (h) пункта 1 настоящего правила, которые подтверждают, что условия приемлемости (исчерпание внутренних средств правовой защиты и «правило шести месяцев»), установленные пунктом 1 статьи 35 Конвенции, соблюдены; и

(e) Судьи и запасные судьи, которые должны доукомплектовать состав Большой Палаты по каждому делу, переданному ей, назначаются из числа оставшихся судей Председателем Палаты путем жребия в присутствии Секретаря. Порядок таковой жеребьевки определяется на пленарном заседании Суда с надлежащим учетом необходимости образовать географически сбалансированный состав Большой Палаты, отражающий различные правовые системы Высоких Договаривающихся Сторон.

В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что регулирование процедуры в ЕСПЧ следует воспринимать в совокупности нескольких источников: прежде всего, самой Конвенции, принятого на ее основе и постоянно обновляемого Регламента Суда (Rules of Court), а также прецедентной практики Суда, дающей толкование как Конвенции, так и Регламента. Только в этом случае можно получить адекватное представление не только о правовых позициях Суда, но и о нюансах организационно-процедурных вопросов его деятельности. Именно этим критериям, по моему мнению, отвечает фундаментальный «Путеводитель по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека», выпущенный издательством «Развитие правовых систем».

При общении с правозащитниками, и не только с ними, нередко им приходится напоминать, что защита прав человека – это на 80% процедура и на 20% – достижение вселенской справедливости. Адвокатам этот месседж чаще всего понятен, а вот правозащитникам и потенциальным заявителям в ЕСПЧ это понимание дается с трудом.

Вам может понравиться =>  Прожиточный Минимум Для Семьи Из 4 Человек В Подмосковье

Жалоба в Европейский суд по правам человека не должна быть анонимной. Суд должен знать, кто именно обращается по поводу нарушения права. Формуляр обращения в Европейский суд, как и формуляр обращения в Комитет по правам человека, предусматривает графы, посвященные идентификации обратившегося: фамилия, имя, отчество, место жительства, год рождения и место рождения, адрес, вид деятельности и др.

Жалоба может быть признана неприемлемой в связи со злоупотреблением правом в двух случаях. Во-первых, заявитель, обратившись в Европейский суд по правам человека, принимает на себя обязательство поддерживать свое обращение на протяжении всего рассмотрения. Если он не отвечает в разумный срок на запросы Секретариата, не предоставляет новую информацию о движении своего дела во внутренних процедурах либо предоставляет ложную информацию, то это означает, что он злоупотребляет правом на обращение в Европейский суд. Во-вторых, заявитель должен быть корректен, обращаясь в международно-правовые инстанции, и не должен допускать оскорбительных высказываний в адрес государства в целом, а также отдельных должностных лиц, коммерческих фирм, граждан, некоммерческих организаций и т.д. Несоблюдение данного правила также является злоупотреблением правом на обращение и может привести к тому, что жалоба будет признана неприемлемой.

Право на благоприятную окружающую среду в решениях Европейского суда по правам человека

В 1994 г. ЕСПЧ «закрепил» свою правовую позицию в деле «Лопез Остра против Испании», указав на то, что «нет необходимости даже говорить о том, что угроза окружающей среде может отрицательно влиять на благополучие отдельного лица и семьи»[9]. Такая позиция ЕСПЧ встретила широкую поддержку ученых: это способствует преобладанию императивных норм над диспозитивными в области экологических прав граждан, что, несомненно, важно [10].

Хочется отметить и высказанную теоретическую позицию судьи ЕСПЧ от РФ (до 2012 г.) А.И. Ковлера, мнение которого совпадает с данным Постановлением: «Экологические права (в том, насколько они защищаются статьей 8 Конвенции) имеют отношение больше к сфере «частной жизни», чем к «жилищу» ».

Права человека и Интернет: практика Европейского суда по правам человека Текст научной статьи по специальности; Право

Эти вопросы вновь возникли в деле Роман Захаров против Российской Федерации 23. Предметом жалобы было создание в России системы тайного прослушивания мобильной телефонной связи при отсутствии эффективных средств правовой защиты. Заявитель не жаловался на то, что его разговоры прослушивались. Суть его жалобы заключалась в том, что операторы служб связи давали возможность властям проводить оперативно-следственные мероприятия (п. 11, 13, 152, 174 и др.). При рассмотрении дела ключевым был вопрос о том, обеспечивает ли российское законодательство эффективные средства правовой защиты от мер скрытого наблюдения. Чтобы вмешательство в права человека было признано «основанным на законе», оспариваемая мера не просто должна быть предусмотрена в законодательстве, но соответствующее законодательство должно отвечать ряду требований, выработанных в прецедентной практике Европейского суда, а именно: закон должен быть доступен для заинтересованного лица и последствия его применения должны быть предсказуемы (п. 228).

личности человека, такие как гендерная идентификация и сексуальная ориентация, имя или элементы, относящиеся к праву человека на свой образ» (ECtHR. Axel Springer AG v. Germany. Application no. 39954/08. Judgment of 7 February 2012. Para. 83 // European Court of Human Rights. HUDOC. URL: http://hudoc.echr.coe. int/eng?i=001-109034 (дата обращения: 19.03.2022)).

Право на справедливый суд: как работает статья 6 Европейской конвенции по правам человека

«Аргументов, подтверждающих значение Конвенции, много. Наиболее убедительный, на мой взгляд – это год принятия Конвенции. Это был 1950, всего пять лет после завершения Второй мировой войны. Это неслучайно: конечно, идеи о правах человека оформлялись задолго до этого, но эта война стала наиболее крупной трагедией в истории человечества. Она актуализировала все собранное, возникли идеи и нового формата – что должен существовать некий объем прав человека, который бы не зависел от политического режима, социальной и экономической обстановки, идеологии государства или других внешних факторов. Этот объем было решено закрепить на международном уровне – таким документом и стала Конвенция», – говорит Евгений Фокин.

Действительно, Европейская конвенция по правам человека – не единственный подобный документ. Так, за два года до ее подписания была принята Всеобщая декларация прав человека. История знает и другие подобные договоры, хартии и соглашения. На этот счет Евгений Фокин приводит два аргумента. Первый: права человека – не та категория, где может быть множество защитных механизмов. Второй: каждый из этих документов выполняет свою функцию, у каждого есть свои особенности.

Вам может понравиться =>  Ч 2 Ст 228 Сколько Дают

Хочу обратиться в ЕСПЧ

Поскольку подавляющее большинство споров в нашей стране могут быть переданы на рассмотрение суда, то вы обязательно должны обратиться со своей проблемой в российский суд, а если он откажет вам, то следует обжаловать это решение до тех пор, пока вам в России не будет отказано окончательно.

Неправильно составленные документы однозначно гарантируют вам отказ в принятии и рассмотрении вашей жалобы. Юристы «Правовой инициативы» сталкиваются с десятками случаев, когда российские граждане, пытаясь сэкономить и подготовить документы сами, проигрывают даже очень простые и очевидно выигрышные дела. После отказа ЕСПЧ исправить ошибки и подать документы ещё раз не получится — истекут сроки давности, а обжаловать отказ нельзя.

Указанное дело послужило основой для Постановления Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части четвертой статьи 28 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в связи с жалобами граждан Ю.К. Гудковой, П.В. Штукатурова и М.А. Яшиной», в котором были признаны не соответствующими Конституции РФ ч. 5 ст. 37, ч. 1 ст. 52, п. 3 ч. 1 ст. 135, ч. 1 ст. 284 и п. 2 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ в той мере, в какой эти нормы не позволяют гражданину, признанному судом недееспособным, обжаловать решение суда в кассационном и надзорном порядке, если суд первой инстанции не предоставил ему возможность изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей.

Статья 1 Протокола N 1 к Конвенции гласит, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Европейский суд по правам человека

Любое договаривающееся государство в Европейской конвенции о правах человека может подать в суд на другое договаривающееся государство за предполагаемые нарушения Конвенции, хотя на практике это очень редко [2] . До настоящего времени судом было решено только четыре межгосударственных дела [12] :

Федеральный конституционный суд Германии в «деле Гергулю» поставил Конституцию Германии выше, чем Европейскую конвенцию: указал немецким судам принимать во внимание это решение ЕСПЧ, не нарушая Конституции Германии [44] . В итоге решение ЕСПЧ по «делу Гергулю» было исполнено, что в 2009 году констатировал Комитет министров Совета Европы [45] .

Основные условия обращения в Европейский суд по правам человека

Первое условие – обстоятельство времени, ratione temporis, означает, что государство, подписывая и ратифицируя тот или иной международный договор, принимает на себя обязательство исполнять его с определенного момента. Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать права человека, гарантированные Международным пактом о гражданских и политических правах, с 1 октября 1991 г., а права человека, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, с 5 мая 1998 г. Следовательно, Российская Федерация не несет ответственности перед Комитетом по правам человека ООН за те нарушения Международного пакта о гражданских и политических правах, которые произошли до 1 октября 1991 г. Точно так же Российская Федерация не несет ответственности за нарушения прав человека перед Европейским судом по правам человека за нарушения, допущенные до 5 мая 1998 г.

Заявитель может обратиться к Президенту Европейского суда с просьбой не разглашать его данные и не передавать их правительству, если у него есть основания полагать, что правительство может использовать эти данные, чтобы ухудшить его положение. В таком случае во всех документах Суда заявитель обозначается какой-либо буквой.

Adblock
detector