Правовая Основа Организации И Деятельности Адваката В Рф

Правовая основа деятельности адвокатуры в РФ

Всеобщая декларации прав человека утверждает принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого лица, обвиненного в совершении наказуемого деяния.

Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранной форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты.

Правовые основы организации адвокатуры

Традиционные коллегии — это «пережиток прошлого», говорят представители новых коллегий. «Старые коллегии — прокоммунистические». Их «адвокатские начальники» назначались решениями обкомов и райкомов и сейчас руководят адвокатами «по старинке». Создание альтернативных коллегий вызвано спросом на юридическую помощь населения. «Если они создаются, значит, это кому-то надо». Многие субъекты Российской Федерации заинтересованы в сохранении на своих территориях филиалов и представительств «Гильдии» и подобных ей структур, т.е. альтернативных коллегий адвокатов. Наконец, утверждают они, сохранение в субъекте Федерации одной коллегии противоречит Конституции РФ, а она провозгласила защиту прав и свобод РФ» (ст. 00 Конституции РФ). При этом, по их мнению, ущемляются конституционные права граждан. Ведь человек не сможет выбирать себе ни адвоката по собственному желанию, ни даже коллегию.

В современном законе нет места нынешней «колхозной» организации отечественной адвокатуры, при которой коллегия — не профессиональная корпорация, а гигантская территориальная или межтерриториальная юридическая фирма, состоящая в договорных отношениях с клиентами и «осуществляющая расстановку кадров на местах», то есть распределяющая адвокатов по юридическим консультациям — единственным местам для «прописки» адвокатов.

8) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов по направлениям, определяемым советом Федеральной палаты адвокатов, организует профессиональное обучение по этим программам в соответствии с порядком, утвержденным советом Федеральной палаты адвокатов;

5. Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.

Правовая Основа Организации И Деятельности Адваката В Рф

Адвокатура – негосударственное некоммерческое профессиональное общество квалифицированных юристов-адвокатов, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

До начала составления апелляционной жалобы адвокату необходимо ознакомиться с приговором или иным решением суда и протоколом судебного разбирательства. Если адвокат не принимал участия в разбирательстве дела по существу в первой инстанции, то ему необходимо ознакомиться и с материалами уголовного дела.

Правовое регулирование адвокатской деятельности

В качестве примера нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, издаваемых на основе и во исполнение законов, можно привести постановления Правительства РФ № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» и от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации»; приказ Минюста России от 16.08.2005 № 133 «Об утверждении формы удостоверения адвоката», приказ Минюста России от 05.02.2008 № 20 «Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений» и т. д.

Институт адвокатуры призван гарантировать соблюдение провозглашенных в Конституции прав и свобод. Функционирование института адвокатуры является одним из главных средств обеспечения права граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника).

В качестве правовых основ организации и деятельности адвокатуры признаются международные акты, касающиеся, адвокатов и внутреннее российское законодательство, регламентирующее адвокатскую деятельность (Закон об адвокатуре, постановления Правительства РФ, другие нормативные акты).
Международные акты, касающиеся адвокатов
А. Основные положения Организации Объединенных Наций о роли адвокатов
Если говорить вообще о государственных гарантиях деятельности адвоката, то необходимо было бы в Законе об адвокатуре посвятить этому целую норму и в обязательном порядке продублировать требования Основных положений о роли адвокатов по предупреждению преступлений, принятых VIII Конгрессом ООН в августе 1990 г. В частности, так же, как для адвокатов других развитых государств, где существуют правовые системы, и для российского адвоката имеют существенное значение такие гарантии правительства, предоставляемые адвокатам, как:
— возможность исполнять все свои профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;
— возможность свободно путешествовать и консультировать клиента в своей стране и за границей; невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами;
— там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями;
— адвокаты не должны идентифицироваться со своими клиентами и делами клиентов в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей;
— суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения;
— адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе;
— обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе — не позднее окончания расследования до судебного рассмотрения;
— правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей (ст. 16-22 Основных положений).
Названные принципы призваны помогать государствам в развитии и конкретизации той роли, которую адвокат должен выполнять в обществе.
К сожалению, в принятом в России Законе об адвокатуре подобные гарантии серьезным образом «урезаны» и не соответствуют общепринятым международным положениям.
В соответствии с международными нормами независимость адвокатов при ведении дел лиц, лишенных свободы, также должна гарантироваться с тем, чтобы обеспечить оказание им свободной, справедливой и конфиденциальной юридической помощи, в том числе обеспечить право на посещение этих лиц.
Гарантии и меры предосторожности должны обеспечиваться так, чтобы не допускать любых возможностей предложений о тайном сговоре с властями, установке, полученной от властей, или зависимости от них адвоката, действующего в интересах лиц, лишенных свободы.
Юристам должно быть предоставлено такое оборудование и возможности, которые необходимы для эффективного выполнения ими профессиональных обязанностей, в том числе: обеспечение конфиденциальности отношений между адвокатом и клиентом, включая защиту обычной и электронной системы всего адвокатского делопроизводства и документов адвоката от изъятия и проверок, а также обеспечение защиты от вмешательства в используемые электронные средства связи и информационные системы; право свободно искать, истребовать, получать и, согласно профессиональным нормам, распространять информацию и идеи, относящиеся к их профессиональной деятельности (см. п. 12-14 международных «Стандартов независимости юридической профессии. «).
Существенное значение в реализации адвокатами своих профессиональных прав имеет не только право представлять законные интересы своих клиентов, но и свободу высказываний при этом. Они должны также иметь право принимать участие в публичных дискуссиях по вопросам права, отправления правосудия, обеспечения и защиты прав человека.
Адвокаты должны иметь и право присоединяться или создавать местные, национальные и международные организации (общественные ассоциации), посещать их собрания без угрозы ограничения профессиональной деятельности по причине их законных действий или членства в разрешенной законом организации.
Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Б. Рекомендации Совета Европы государствам-членам по вопросам адвокатуры
Серьезное внимание профессии адвоката и деятельности адвокатуры уделено и на уровне Европейского Союза. Совет Европейского Сообщества в последнее время также принял ряд Директив, позволяющих взглянуть на адвокатское сообщество как на организацию, полностью независимую от государства. К ним относятся в первую очередь Рекомендации Комитета Министров Совета Европы «О свободе осуществления профессии адвоката» (в России опубликованы в журнале ГРА «Адвокатские вести» в N 2 за 2001 г.).
В данном документе осуществление адвокатской деятельности рассматривается в тесной связи с культурным, социальным, политическим и историческим контекстом каждого общества. В любом демократическом обществе адвокаты призваны играть важнейшую роль в деле отправления правосудия, в предотвращении и разрешении споров, а также в защите прав человека и основных свобод. В последнее десятилетие практика права значительно эволюционировала, и практикующие юристы вынуждены подходить к своей деятельности с более коммерческих позиций. Однако при этом они всегда должны оставаться представителями независимой профессии.
В выводах многосторонней встречи, проводившейся Советом Европы (Будапешт, 9-11 декабря 1997 г.), указывалось, в частности, что адвокаты во всех странах обязаны соблюдать определенные принципы. В их числе — независимость, порядочность, конфиденциальность, предотвращение коллизий интересов, воздержание от всякой деятельности, несовместимой с независимым исполнением их миссии, гласность, защита интересов клиента и уважение к правосудию. В рамках указанных на этой встрече рекомендаций по повышению справедливости и эффективного правосудия, и, в частности, по сокращению неоправданных задержек в ходе судебного разбирательства (в соответствии со ст. 6 Европейская Конвенция по правам человека), Европейский комитет по правовому сотрудничеству (CDCY) предложил Экспертному комитету по эффективности правосудия составить проект указанных выше Рекомендаций о свободе осуществления адвокатской деятельности, который и был принят Комитетом Министров Совета Европы. Ниже приводятся эти принципы без раскрытия их полного содержания, хотя и с некоторыми краткими комментариями, наиболее необходимыми для первоначального этапа деятельности адвокатуры по новому закону, т.е. в «свободном плавании».
Принцип I. Общие принципы свободы осуществления адвокатской деятельности Здесь, наряду с важнейшими положениями об обеспечении права на защиту, реального доступа к услугам независимой адвокатской профессии, имеется следующее указание: «Чтобы реально справляться со своей ролью в защите прав доверенных лиц, адвокаты должны быть в состоянии давать советы своим клиентам и представлять их в соответствии с законодательством соответствующих государств, а также с установившимися профессиональными нормами, не подвергаясь необоснованным ограничениям, влияниям, давлению, угрозам и вмешательству с чьей бы то ни было стороны» (принцип I.4). Кроме того, в этом принципе Рекомендаций упоминается о праве доступа адвокатов ко всем необходимым документам для надлежащего выполнения ими своей роли. Уточняется, что ни одно дело не может быть доступно для одной стороны и недоступно для другой (принцип равенства возможностей в ходе судебного разбирательства — принцип 1.7).
Принцип II. Профессиональное юридическое образование, повышение квалификации и доступ к адвокатской профессии В этой части Рекомендаций содержатся важные нормы, которые государства должны применять для обеспечения адвокатам надлежащей профессиональной подготовки и регламентации их доступа к профессиональной деятельности. Признается, что юридическое образование, повышение квалификации и опыт являются основными факторами для обеспечения, сохранения и повышения уровня требуемых специальных знаний.
Принцип III. Роль и обязанности адвокатов Рекомендации исходят из того, что любое лицо или группа лиц вправе потребовать помощи адвоката для защиты или отстаивания своих прав и интересов в рамках закона, а адвокату в этом случае надлежит сделать все от него зависящее, действуя честно и независимо. Разумеется, адвокаты не должны подвергаться дискриминации со стороны властей в зависимости от того, кто является их клиентом (или от характера дела их клиента).
Таким образом, в изложенном содержится напоминание о важности профессиональных и деонтологических (внутренних профессиональных правил, кодексов чести и проч.) норм, которые следует разрабатывать адвокатским коллегиям или другим профессиональным ассоциациям адвокатов для того, чтобы адвокаты защищали интересы своих клиентов абсолютно независимо, усердно и справедливо (принцип 111.1).
В принципе Ш.З.а. указывается, что адвокаты обязаны давать советы своим клиентам относительно их прав и обязанностей, а также по поводу вероятного исхода дела, включая финансовые издержки. Часть финансовых издержек клиента на ведение адвокатом дела может составить гонорар адвоката. Именно поэтому адвокаты должны информировать своих клиентов о расходах в течение всего разбирательства.
Принцип Ш.З.д. требует от адвоката не брать на себя больше работы, чем он в состоянии реально выполнить, поскольку он не сможет работать на желаемом оперативном уровне.
Адвокат должен проявлять должное уважение к магистратуре и содействовать нормальному и справедливому функционированию судебной системы (принцип III.4).
Принцип IV. Право всех граждан на консультацию с адвокатомСуществует тесная связь между свободой осуществления адвокатской деятельности и обязанностью адвокатов предоставлять свои услуги всем членам общества, отстаивать права человека -как гражданские и политические, так и экономические, социальные, культурные. Равный доступ богатых и бедных к закону необходим для обеспечения правового государства. Вот почему необходимо реально обеспечивать правовые услуги всем тем, чьи права находятся под угрозой, включая и тех, кто не в состоянии их оплатить. Это вытекает из того, что в правовом государстве каждый обвиняемый имеет право защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия. В то же время адвокаты, оказывающие экономически незащищенным лицам юридические услуги, полностью или частично оплачиваемые из государственных фондов, должны оставаться независимыми как представители независимой профессии (принцип IV. 5).
Принцип V. Ассоциации (организационное строение)
Принцип VI. Дисциплинарные меры(О данном принципе будет сказано в гл. VIII). Итак, здесь перечислены наиболее важные международные документы, в которых детализированы основные положения и принципы деятельности адвокатуры правового государства. В основном дух и содержание многих перечисленных норм вошли в принятый в РФ Закон об адвокатской деятельности. В частности, его концепция и указанная выше ст. 3 как раз и основаны на международных стандартах независимости адвокатуры. Однако в более детализированном виде эти нормы в Законе не упоминаются. Более того, ряд его положений можно смело отнести к несоответствующим международной практике регламентирования роли адвокатов и основных принципов деятельности адвокатуры. Поэтому при возникновении правовых коллизий по данному вопросу следует руководствоваться п. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Вам может понравиться =>  Увеличение пенсии работающим пенсионерам в 2022 году

Юридическая консультация учреждается адвокатской палатой субъекта РФ, на территории которого она будет осуществлять свою деятельность, по представлению органа государственной власти данного субъекта Федерации. Решение о создании юридической консультации принимает совет адвокатской палаты как ее коллегиальный исполнительный орган.

Адвокат имеет право осуществлять адвокатскую деятельность на территории России без дополнительного разрешения. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката допускаются к адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Правовое обеспечение деятельности юриста

Помимо общих положений, регулирующих профессиональную деятельность всех адвокатов законом предусмотрен еще и ряд специальных норм, детализирующих юридическую деятельность в интересах отдельной корпорации – а именно — адвокатов sui generis. Особый адвокатский статус адвоката, осуществляющего профессиональную деятельность в качестве корпоративного юриста, подчеркивается его наименованием, а именно: Rechtsanwalt (Syndikusanwalt) («адвокат (корпоративный юрист)»).

Корпоративные правоотношения следует выделять в качестве самостоятельной группы гражданских правоотношений. С учетом специфики данных правоотношений они должны сопровождаться надлежащим правовым сопровождением. Вместе с тем, парадоксальным является то обстоятельство, что в отличие от представителей иных юридических профессий и должностей (судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов и др.), которыми также выполняются функции в области защиты законности и правопорядка в корпоративных правоотношениях, корпоративный юрист — единственный, кто не имеет законодательно определенного правового статуса и надлежащего правового обеспечения деятельности. В целях детализации правового статуса юристов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в иных сферах, законодательством РФ достаточно давно приняты специальные нормативные правовые акты.

Процессуальные основы деятельности адвоката в гражданском судопроизводстве в Российской Федерации

См.: Королев С.В., Коровяковский Д.Г. Научно-образовательная система стратегического планирования для целей управления демографическими процессами в России как фактор национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. N 14. С. 58 — 64.

Вам может понравиться =>  Что Делать С Платоном При Продаже Автомобиля

Правительство России и федеральные органы исполнительной власти также могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, регулирующим адвокатскую деятельность. В частности, в ст. 14 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусмотрено создание региональных реестров адвокатов, порядок ведения которых определяется федеральным органом юстиции. Приказом Министра юстиции РФ от 29 июля 2002 г. N 211 был утвержден Порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ, регламентирующий вопросы внесения сведений о лицах, получивших статус адвоката, о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката, оформления, выдачи, учета, хранения и уничтожения удостоверений адвоката . В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи. Во исполнение ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» было принято Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда», в соответствии с которым устанавливается не только размер вознаграждения адвоката, но и порядок компенсации адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам России .

Организационные формы деятельности адвокатов

Правовое регулирование адвокатуры осуществляется комплексом нормативно-правовых актов, основным их которых является ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Но первоисточником деятельности адвокатов является, несомненно, Конституция РФ, закладывающая главную предпосылку существования адвокатуры в целом. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а по ст. 48 каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Для обеспечения этих правовых норм и существует адвокатура как правоохранительный институт, способный наиболее полно реализовать юридическую помощь. Именно поэтому на сегодняшний день большая часть юридических консультаций проводит первичный прием бесплатно— чтобы малоимущие могли получить минимальную правовую помощь без значительного ущерба своему материальному состоянию.

Вам может понравиться =>  Образец заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество

Адвокатура способствует реализации законных интересов граждан в судебных процессах. Возможность реализации этих интересов вытекает из обладания данными людьми субъективных прав и обязанностей, т. е. их правосубъектности. Таким образом, основной целью существования адвокатуры является защита субъективных прав граждан и недопущение ущемления чьих-либо прав. Соответственно, адвокатуру в целом можно отнести к негосударственным правоохранительным органам, так же, как и нотариат, частные охранные предприятия и частные детективные агентства.

Адвокат Астапов Максим Сергеевич

При разрешении конкретного спора суд принимает решение на основе законов, нормативных актов, регулирующих соответствующие отношения. Например, в споре по поводу выселения лица из квартиры применяется Жилищный кодекс РФ, в споре о том, кто виновен в дорожно – транспортном происшествии – Правила дорожного движения, при споре о правах собственности на объект недвижимости – Гражданский кодекс РФ, при совершении проступков, упомянутых в Уголовном кодексе РФ – соответственно Уголовный кодекс РФ. Кроме законов, регулирующих непосредственно спорные отношения, суды в своей деятельности руководствуются процессуальным законодательством, т.е. применяют те процессуальные законы, которые регулируют правила рассмотрения соответствующих споров в соответствии с видом судопроизводства, о которых упоминалось выше. Такими процессуальными законами являются Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях в РФ. Правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации содержатся в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Основным законом в Российской Федерации, является Конституция, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 года. В соответствии с Конституцией Российской Федерации защита прав граждан и юридических лиц в Российской Федерации осуществляется судами. В зависимости от характера отношений между участниками спора разрешение конфликтных ситуаций осуществляется судами по правилам гражданского, административного, уголовного и конституционного производства.

Adblock
detector