Прокурорский Надзор И Ведомственный Контроль В Уголовном

Прокурорский надзор и ведомственный контроль в уголовном судопроизводстве

Ведомственным контролем принято называть деятельность руководителя следственного органа, начальника органа дознания по организационному и процессуальному контролю и руководству подчиненными следователями, дознавателями. Некоторые авторы полагают, что большинство их полномочий выходит за рамки процессуального контроля и может быть признано, по существу, процессуальным руководством подчиненными работниками.

Следует отметить, что прокурорский надзор, ведомственный контроль за деятельностью по разрешению сообщений о преступлениях фактически выполняют общую для всей системы органов уголовного судопроизводства роль, заключающуюся в обеспечении законности и обоснованности действий и принимаемых по сообщениям о преступлениях процессуальных решений.

Прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела

Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и ряда других положений закона дознаватель обязан согласовывать с проку­рором целый ряд процессуальных решений, а также направляе­мых в суд ходатайств. Помимо этого в ведении прокурора нахо­дятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и са­моотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д. Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направ­лении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д. В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя с пра­вом их отмены или частичного изменения, утверждение обви­нительного акта и множество других процессуальных полномо­чий.

    1. в направлении уголовного дела прокурору для определения подследственности (при необходимости) — п. 3 ст. 146 УПК;
    2. в незамедлительном направлении копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору (при возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании). В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело — п. 4 ст. 146 УПК;
    3. в выдаче дознавателю согласия прокурора при возбуждении уголовного дела о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст. 20 УПК;
    4. в направлении прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Курс уголовного процесса

Судебный контроль по проверке законности действий и решений органов расследования. Судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса в широком смысле является одной из форм деятельности суда общей юрисдикции и самостоятельным уголовно-процессуальным институтом, целью которого является судебная защита прав, свобод и законных интересов лиц (граждан и организаций), вовлеченных в уголовный процесс. На стадии возбуждения уголовного дела он может быть реализован только путем обращения заинтересованного лица в суд с жалобой на действия (бездействие) или процессуальное решение органа расследования, т.е. всегда носит последующий характер . Его осуществление возможно исключительно по инициативе заинтересованного лица 1 О понятии судебного контроля и особенностях его реализации в стадии возбуждения уголовного дела см. подробнее: Судебный контроль в уголовном процессе / И.А. Давыдова и др.; Под ред. Н.А. Колоколова. М., 2009. С. 13-22, 81-109. .

Остается открытым также вопрос о возможности вышестоящего прокурора по истечении установленного пятисуточного срока отменить незаконное постановление следователя после того, как оно оставлено без отмены нижестоящим прокурором. До момента проверки уголовного дела в вышестоящей прокуратуре, например, по жалобе участника процесса, может пройти значительное время, так как первоначальный ответ на жалобу будет дан нижестоящим прокурором. Своеобразное «вступление в силу» постановления следователя, что предусматривает невозможность его отмены по истечении какого-либо срока, ограничивает не только возможность прокурора принять эффективные меры по устранению нарушений закона, но и реализацию установленного ст. 6 УПК РФ назначения уголовного судопроизводства, которым в том числе является защита законных прав и интересов лиц, потерпевших от преступлений.

В соответствии с приказом Следственного департамента МВД России № 55 от 26.10.2011 «Об организации ведомственного контроля при рассмотрении материалов проверки в порядке ст.140-145 УПК РФ о преступлениях экономической и коррупционной направленности» осуществляется применение ведомственного контроля при рассмотрении сообщений об определенных видах преступлений. Данным приказом введены дополнительные к УПК РФ внутриведомственные требования к деятельности в рамках стадии возбуждения уголовного дела [4].

Вам может понравиться =>  Характеристика На Психически Нездорового Человека

Как показывает практика, осуществляя надзор за исполнением законов в сфере уголовно-правовой регистрации преступлений, прокурор располагает большим объемом полномочий, чем должностные лица, осуществляющие ведомственный контроль, кроме того, прокурор обладает надзорными полномочиями и в отношении самих руководителей следственных органов. Также, прокурорский надзор имеет «надведомственный» характер, что значительно повышает его результативность. Как правило, участие прокурора на стадии возбуждения уголовного имеет большое значение. Его роль сводится к надзору за соблюдением положений законодательства по поступающим сообщениям о преступлениях.

В отличие от обыска при выемке точно известно, где, у кого и какие предметы или документы хранятся, поэтому разыскивать их нет необходимости. Однако изъятие может быть осуществлено как путем добровольной выдачи, так и принудительно. Если же при выемке выяснится, что нужные объекты укрыты заинтересованными лицами, выносится постановление и производится неотложный обыск. Выемку производят по мотивированному постановлению, но санкции прокурора для нее не требуется, за исключением изъятия почтово-телеграфной корреспонденции.

Допроссостоит в получении следователем от свидетеля или потерпевшего показаний об обстоя–тельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Допрос независимо от процессуального положения допрашиваемого лица производится по месту произ–водства предварительного следствия (ст. 187 УПК). В случае необходимости допрос может производить–ся по месту жительства, лечения или любому другому месту нахождения допрашиваемого.
Свидетель, потерпевший вызываются к следовате–лю повесткой (ст. 188 УПК). Повестка вручается вы–зываемому на допрос под расписку либо передается с помощью средств связи. Вызов на допрос лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, производится через его законных представителей либо через адми–нистрацию по месту его работы или учебы.
Допрос не может длиться непрерывно более 4 ча–сов. Продолжение допроса допускается после пере–рыва не менее чем на 1 час для отдыха и принятия пищи, причем общая длительность допроса в тече–ние дня не должна превышать 8 часов.
Перед началом допроса следователь удостоверя–ется в личности допрашиваемого, после чего разъяс–няет ему его права и ответственность, а также поря–док допроса. Следователь свободен при выборе тактики допроса. Задавать наводящие вопросы запре–щается.
Свидетель вправе явиться на допрос с адвокатом (ч. 5 ст. 189 УПК). Адвокат вправе: давать свидетелю в присутствии следователя краткие консультации; задавать с разрешения следователя вопросы свиде–телю; делать письменные замечания по поводу пра–вильности и полноты записей в протоколе, а также заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Следователь может отвести вопросы ад–воката, но обязан занести отведенные вопросы в про–токол допроса.
По окончании допроса допрашиваемому лицу предъявляется для прочтения протокол допроса либо по его просьбе протокол оглашается следователем. Допрошенное лицо подписывает каждую страницу протокола и протокол в целом.
Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, по усмотрению следователя – и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет – проводится с участием педагога (ст. 191 УПК). По–терпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показа–ний.
Очная ставкапредставляет собой одновременный допрос ранее допрошенных в связи с обстоятельства–ми, по поводу которых в их показаниях имеются сущест–венные противоречия (ст. 192 УПК).
В начале очной ставки следователь обращается к допрашиваемым лицам с вопросом, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. Затем им поочередно предлагается дать пока–зания по обстоятельствам, для выяснения которых производится очная ставка. После дачи показаний следователь вправе задать поочередно дополнитель–ные вопросы, направленные на выяснение возникших противоречий. С разрешения следователя лица, между которыми проводится очная ставка, могут задавать вопросы друг другу.
Показания допрашиваемых лиц на очной ставке записываются в протоколе очной ставки в той после–довательности, в какой они давались. Каждое из до–прашиваемых лиц подписывает свои показания и каж–дую страницу протокола в отдельности.

Контроль и надзор в уголовном судопроизводстве

Процессуальное руководство руководителя следственного органа, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания состоит в организации эффективного производства в расследовании уголовных дел и осуществляется с помощью тех полномочий, которые предоставлены им уголовно-процессуальным законом. Осуществляя процессуальный контроль, руководитель и начальник изучают материалы уголовных дел, дают указание о направлении расследования, о производстве определенных следственных действий, иные указания управленческого характера. Таким образом, рассматриваемые функции тесно взаимосвязаны, и функция процессуального контроля проявляется в процессуальном руководстве.

Совсем иное положение у прокурора по осуществлению надзора за дознанием в досудебном производстве. Анализ полномочий прокурора позволяет сделать вывод о том, что он в настоящее время не просто осуществляет функцию уголовного преследования, но и руководит процессуальной деятельностью органов дознания и дознавателя. Эту функцию прокурора сложно назвать как процессуальным руководством в отношении упрощенной и ускоренной формы предварительного расследования – дознания.

Характеризуя осуществление ревизионной деятельности во времени, следует отметить, что судебный и ведомственный процессуальный контроль могут осуществляться как до, так и после совершения подконтрольного процессуального действия или принятия подконтрольного процессуального решения органами уголовного преследования и их должностными лицами.

Предмет и пределы ведомственного процессуального контроля еще шире. Руководитель органа (подразделения органа) предварительного расследования осуществляет не только контроль за процессуальной деятельностью подконтрольных ему следователей и дознавателей на предмет нарушения ею прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и ее соответствия закону, но и контролирует методическую сторону расследования. Закон также определяет пределы вмешательства руководителя органа (подразделения органа) предварительного расследования в процессуальную деятельность лиц, непосредственно осуществляющих функцию расследования. Применительно к контрольной деятельности руководителя следственного органа эти пределы определены в ч. 3 ст. 39 УПК РФ, которая допускает дачу следователю письменных указаний о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Аналогичным образом ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ определяет пределы вмешательства начальника подразделения дознания в деятельность дознавателя.

Вам может понравиться =>  Сколько Детям Инвалидам Добавят Пенсию С 1 Апреля

Соотношение судебного контроля, прокурорского надзора и ведомственного контроля на досудебных стадиях уголовного судопроизводства (статья)

Изначально контроль начальника следственного отдела замышлялся не как альтернатива прокурорскому надзору, а как самостоятельная форма обеспечения четкой и слаженной работы следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, расследованию находящихся в производстве уголовных дел, и он стал именоваться «ведомственным».

Ограничение прокурорского надзора за счет судебного контроля является не самоцелью, а средством укрепления законности и демократизации уголовного процесса. Их соотношение предопределяется соотношением публичного и личных интересов, созданием условий для доказывания и обеспечением прав и законных интересов участников процесса.

Понятие контроль обладает большей конкретностью, поскольку он неразрывно связан с внутренними подробностями, осуществляемого расследования, его деталями. В свою очередь руководитель следственного органа, осуществляя контроль за действиями следователя, вникая в суть его работы, непосредственно соприкасается с деятельностью, которую контролирует, таким образом в части разделяя за нее ответственность, что во многом характеризует ведомственный контроль как корпоративную деятельность. В свою очередь надзор характеризуется с другой стороны, поскольку деятельность лица, осуществляющего надзор обладает элементом отстраненности, оно не причастно к структурам, за которыми осуществляется надзор.

Несмотря на совпадение цели надзорной деятельности прокурора и руководителя следственного органа, осуществляющего контроль за подчиненными ему следователями, задачи, которые перед ними поднимаются различны, различны также и их процессуальные функции, которыми они обладают. Так, для прокурора в силу конституционно-правового характера функция надзора является основополагающей, кроме того, данная функция является уникальной, поскольку она осуществляется только органами прокуратуры, для других же органов и лиц, являющихся участниками уголовного процесса данная функция не свойственна.

Вопрос 10

Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель­ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея­тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюде­ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф­фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства.

Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и ряда других положений закона дознаватель обязан согласовывать с проку­рором целый ряд процессуальных решений, а также направляе­мых в суд ходатайств. Помимо этого в ведении прокурора нахо­дятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и са­моотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д. Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направ­лении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д. В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя с пра­вом их отмены или частичного изменения, утверждение обви­нительного акта и множество других процессуальных полномо­чий. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия.

Вопрос 4

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

7. Своевременное реагирование на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях нарушения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока направления сообщения прокурору о произведенном задержании принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.

Прокурорский надзор, ведомственный и судебный контроль в уголовном преследовании

Таким образом, в механизме уголовного преследования прокурор выполняет двоякую роль: как непосредственного субъекта уголовного преследования, так и субъекта обеспечения законности уголовного преследования в присущих этим его функциям процессуальных формах.

Если учесть все эти положения, то можно сделать вывод о том, что данный правовой институт служит гарантией точного и неуклонного исполнения каждым следователем уголовно-процессуальных норм в деятельности по расследованию преступлений, даже в той мере, что «руководящее воздействие начальника следственного отдела в ряде случаев позволяет исключить необходимость вмешательства прокурора».27

Прокурорский надзор, ведомственный и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

Основными задачами стадии возбуждения уголовного дела является быстрое и осуществляемое в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства реагирование на поступающие в правоохранительные органы сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях, создание необходимых предпосылок для успешного производства расследования по ним. От того, насколько своевременно, законно и обоснованно принято решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, во многом зависит быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, вынесение в отношении них законного и справедливого приговора суда, возмещение потерпевшим причиненного преступлением материального и морального ущерба, а также предотвращение случаев незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности, необоснованного ущемления прав и законных интересов граждан.

Вам может понравиться =>  Какую сумму платят ветеранам труда по тамбовской области ежемесячно

Прокурорский надзор является важным средством обеспечения законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела. Однако действующий УПК РФ не является достаточной правовой базой для осуществления надзора на стадии возбуждения уголовного дела. Общие положения УПК РФ о прокурорском надзоре на этой стадии раскрываются в ведомственных актах — в Приказах Генпрокуратуры РФ.

Прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль в досудебном производстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ, кандидат юридических наук Самсонов, Валентин Валентинович

Эмпирическую базу диссертационного исследования образуют: практика деятельности органов предварительного расследования, прокурора, отраженная в специальной литературе, обзорах, справках, статистических данных Генеральной прокуратуры и МВД Российской Федерации. При написании диссертации использованы архивные и текущие материалы судебной практики, деятельности органов предварительного расследования; изучено 300 уголовных дел, находившихся в производстве органов расследования с 2007 по 2009 гг., 200 постановлений прокуроров городов и районов Ростовской области об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, 150 представлений прокуроров городов и районов Ростовской области о выявленных нарушениях при расследовании уголовных дел в период с 2007 по 2009 гг.; по специальному алгоритму опрошено 200 руководителей следственных органов, следователей, сотрудников подразделений дознания, 50 сотрудников прокуратуры.

Немаловажные изменения произошли и в процессуальном положении прокурора на всех стадиях уголовного процесса. 15 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», содержащий ряд поправок в УПК РФ, связанных в том числе и с частичным восстановлением надзорных полномочий прокурора в сфере предварительного следствия4. Эти и другие законодательные новеллы, касающиеся статуса прокурора в сфере уголовного судопроизводства, нуждаются в научном теоретическом осмыслении, в выработке практических рекомендаций по применению норм УПК РФ и совершенствованию уголовно-процессуального законодательства. При реализации этих норм на практике между прокурорами и органами расследования возникли серьезные разногласия относительно законности и обоснованности возбуждения уголовных дел, устранения нарушений закона средствами прокурорского реагирования5. Недостатки предварительного следствия, препятствующие эффективному доказыванию обвинения в суде, свидетельствуют о серьезных проблемах, существующих в сфере прокурорского надзора за расследованием, не обеспечивающих его законности6. На практике на начальной стадии уголовного судопроизводства сотрудниками правоохранительных органов допускается значительное количество серьезных нарушений закона. Причем эта ситуация сохраняется десятилетиями, а общее количество ежегодных

Из материалов проведенной прокуратурой проверки следует, что 2 марта 2002 г. после 20 час. частный предприниматель Улямаев находился в доме у работника милиции Старикова на дне рождения, на этот момент следов телесных повреждений у Улямаева не было. После 2 час. 3 февраля 2002 г. Улямаев из квартиры Старикова ушел. Около 3 час. ночи Улямаев пришел домой к отцу без верхней одежды, босиком, с телесными повреждениями, пояснив, что работники милиции во главе со Стариковым вымогали у него деньги, предлагая защиту от рэкета, но в связи с его отказом платить избили, забрали сотовый телефон, часы, доллары США. Ему удалось вырваться. В эти же сутки он обратился в травмпункт, и у него зафиксировали телесные повреждения. Согласно акту судебно-медицинского освидетельствования у Улямаева имелись многочисленные обширные ушибы, ссадины, кровоподтеки лица, головы, плеч и спины, которые могли образоваться 2 – 3 марта 2002 г., повлекли за собой кратковременное расстройство здоровья. При осмотре 4 марта 2002 г. в квартире Старикова обнаружены и изъяты сотовый телефон, верхняя одежда, ботинки, часы Улямаева. Из служебного кабинета Старикова изъят телевизор «Самсунг». Как пояснил Улямаев, он как частный предприниматель с 2000 года вынужден был оказывать сотруднику УБЭП МВД Республики Башкортостан Старикову за покровительство различные материальные услуги, давал ему деньги, передал телевизор фирмы «Самсунг». После отказа Старикову в дальнейшем предоставлении услуг тот (Стариков) пригласил его к себе домой на день рожденья, где в ночь на 3 марта 2002 г. вместе с другими сотрудниками УБЭП незаконно его удерживал, вымогал деньги, избивал, забрал его сотовый телефон, Мансуров и сосед Старикова по имени Салават вывернули у него карман и вытащили 1680 долларов США. Он вырвался с криками «убивают!», убежал из квартиры без верхней одежды, обуви, обращался к продавщице магазина с просьбой позвонить в милицию. Стариков и присутствовавшие у него в гостях лица рассказанное Улямаевым отрицали.

Магнитные записи поступивших в дежурную часть органа внутренних дел по телефону сообщений о происшествиях, в том числе полученные с помощью многофункционального цифрового регистратора сигналов, сохраняются в течение 30 суток, а затем уничтожаются в установленном порядке с письменного согласия председателя комиссии.

Adblock
detector