Роль Конституционного Суда В Защите Прав Местного Самоуправления

Лекция 5: «Гарантии местного самоуправления»

Обжаловаться могут как индивидуально — правовые, так и нормативно — правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления. Правила судопроизводства при рассмотрении Данных заявлений устанавливаются в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. Суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

Кроме того, только заключение соответствующего суда субъекта Российской Федерации может являться основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы о только работы по праву ).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

3 См.: Равин С.М. Принцип федерализма в советском государственном праве. Л. 1961. С. 45; История национально-государственного строительства в СССР 1917-1978 г. / под ред. В.П. Шерстобитова: в 2 т. Т. 1. М., 1979. С. 103; Коваленко А.И. Советская национальная государственность. Минск, 1983. С. 125; Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). М., 2000. С. 133.

В статье рассматриваются правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам защиты прав местного самоуправления . Анализируются факторы, способствовавшие принятию конституционных судебных актов по ключевым вопросам организации местного самоуправления в России.

5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.1997 № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 1. 1997.

В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ институт местного самоуправления как публичная («муниципальная» – на местном уровне) власть – осуществляется гражданами путем прямых и представительных (выборных) форм демократического волеизъявления. В порядке конкретизации указанных форм прямого (опосредованного) волеизъявления граждан Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] расширяет указанные полномочия и предоставляя населению прерогативу на осуществлении местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ст. 3).

Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам

Наличие установленного законодателем порядка образования, преобразования или упразднения муниципальных образований — существенный элемент их правового статуса и статуса их органов, имеющий также принципиальное значение для реализации конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления. Такой порядок должен быть основан на нормах Конституции Российской Федерации, определяющих статус местного самоуправления и право граждан на осуществление местного самоуправления.

Обращаясь к вопросам, связанным с замещением должности главы муниципального образования, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что Конституция Российской Федерации прямо не называет главу муниципального образования в числе избираемых населением напрямую органов и должностных лиц публичной власти и не определяет какой-либо иной конкретный порядок замещения этой должности, что предполагает необходимость законодательного регулирования, в рамках которого, в частности, установление возможности избрания главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава не может рассматриваться как несовместимое с конституционными основами местного самоуправления и нарушающее конституционные права граждан, включая закрепленное статьей 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (Определение от 29 сентября 2011 года N 1319-О-О).

Вам может понравиться =>  Что Дают За Третьего Ребенка В 2022 Батайск

Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации должны соответство­вать Конституции Российской федерации и федеральным зако­нам, которые имеют верховенство на всей территории Россий­ской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией Российской Федерации и Федераль­ным законом «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской федерации».

Говоря в связи с этим о роли органов конституционного контроля, в том числе в муниципально-правовой сфере, следует учитывать, что в решениях этих органов фундаментальные конституционные положения (существующие в виде принципов, основ и т.п.) как бы трансформируются в специфические нормативно-правовые требования государственно-правовой и социальной действительности, приобретают для правоприменителя и законодателя характер конституционных императивов. Конституционный Суд РФ как орган конституционного контроля обладает специфическим инструментарием трансформации конституционной модели местного самоуправления на уровень конкретных нормативно обязывающих предписаний, в результате чего становится возможным его активное участие в институциональной, функциональной и даже — в какой-то степени — в политико-правовой «рихтовке» муниципально-правовой действительности. Это становится, в свою очередь, основой для оценки отдельных норм и институтов муниципального права с точки зрения их соответствия сформулированным в Конституции РФ идеалам демократического, правового, федеративного, социального государства.

Основная цель местного самоуправления, как следует из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 3 (ч. 2) и 130 (ч. 2), — решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление – непосредственно и через органы местного самоуправления – муниципальной власти, по своей природе являющейся властью местного сообщества (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года № 7-П). Соответственно, в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, — исходя из ее конституционного предназначения, заключающегося в обеспечении интересов местного сообщества в целом, — должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач [7].

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ это лишь небольшая часть принятых органом конституционной юстиции актов в сфере местного самоуправления. Особенность правовых позиций Конституционного Суда РФ заключается в том, что они не могут быть обжалованы и вступают в силу немедленно после их провозглашения. В то же время они не могут бесконечно долго действовать во времени, ввиду того, что законодательство о местном самоуправлении, в соответствии с которым принимаются правовые позиции Конституционного Суда РФ, находится в процессе постоянного изменения. В связи с этим и правовые позиции Конституционного Суда РФ должны корректироваться.

Лекция 5: «Гарантии местного самоуправления»

2. Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Важно отметить, что в случае признания судом нормативного акта, принятого представительным орган местного самоуправления, главой муниципального образования, противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, суд обязывает представительный орган, главу муниципального образования, принявшего (издавшего) нормативный правовой акт, в установленный решением суда срок: отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу. Таким образом, признав нормативный акт незаконным, суд не может отменить его своим решением. Отменить акт может только орган, его принявший.

Таким образом, все муниципальные образования, независимо от их территориальной основы, предназначены для осуществления муниципальной власти как власти местного сообщества и не находятся между собой в отношениях соподчинения. Вместе с тем муниципальный район по своей правовой природе — это муниципальное образование, которое объединяет другие муниципальные образования (поселения), и одновременно — это публично-территориальная единица, представительные органы которой призваны не только решать вопросы местного значения, но и исполнять в соответствующих пространственных пределах отдельные государственные полномочия, возложенные на них Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации, что предполагает возможность выбора в рамках основанного на требованиях Конституции Российской Федерации федерального законодательства оптимальных для конкретного муниципального района форм осуществления муниципальной власти и порядка формирования его представительных органов.

Вам может понравиться =>  Льготы ветерану войны статья 20 при погребении

Как следует из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на первичном (базовом) уровне местное самоуправление осуществляется в поселениях, создаваемых с учетом естественного расселения людей и потому являющихся наиболее близкими к населению публично-территориальными единицами, главная задача которых — удовлетворение его основных жизненных потребностей, т.е. непосредственное решение вопросов местного значения.

Помимо судов общей юрисдикции защита прав местного самоуправления осуществляется в арбитражном судопроизводстве. В частности, в соответствии с ч. 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных данным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебная защита прав местного самоуправления от их нарушения в законах обеспечивается и конституционным правосудием. Конституционный Суд Российской Федерации вынес ряд решений, имеющих принципиальное значение для развития местного самоуправления. В 1995–2004 годах из 4062 обращений по вопросам организации публичной власти, на местное самоуправление приходится 1493 обращения, то есть больше трети[32]. А среди всех постановлений Конституционного Суда Российской Федерации доля постановлений по вопросам местного самоуправления составляет около 10%, то есть 258 (на 1 января 2008 года)[33]. Следует отметить, что сами органы местного самоуправления Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» не наделены правом обращения в Конституционный Суд. Поэтому первоначально Конституционный Суд Российской Федерации отказывал органам местного самоуправления в принятии поступивших от них жалоб, так как органы местного самоуправления не подпадают под признаки общественного объединения граждан, имеющего право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации [34]. Но затем его позиция кардинально изменилась. Так, в постановлении по жалобам А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева Конституционный Суд, других решениях допускал возможность обращения муниципальных образований как территориальных образований граждан, коллективно реализующих право на осуществление местного самоуправления[35].

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суде и арбитражном суде, относятся как коллегиальные, так и единоличные действия (решения). В результате таких действий (решений) создается угроза нарушения либо нарушаются права и свободы гражданина, создаются препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возлагается какая-либо обязанность, гражданин незаконно привлекается к ответственности. Граждане и органы местного самоуправления вправе обжаловать и бездействие органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций. Органы местного самоуправления и их должностные лица чаще всего обращаются за защитой нарушенных прав в Конституционный Суд РФ. Большинство споров, рассматриваемых Конституционным Судом, касается вопросов организации деятельности местного самоуправления, а также установления местных налогов и сборов и формирования и исполнения местных бюджетов.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» одна из важнейших гарантий осуществления местного самоуправления — судебная защита местного самоуправления, а также возможность обжалования гражданами незаконных решений (действий) муниципальных органов. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, а также органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления. Также могут быть предъявлены иски о признании неправомерными действий указанных органов, их должностных лиц, предприятий, учреждений и общественных объединений. Право на судебную защиту принадлежит как органам местного самоуправления и их должностных лицам, так и непосредственно населению, проживающему на территории муниципального образования, интересы которого были затронуты. Судебные иски могут исходить от ассоциаций и союзов муниципальных образований. Муниципальные органы и их должностные лица вправе подать иск в арбитражный суд, граждане — в суд общей юрисдикции.

Судебная форма защиты права на местное самоуправление

Обращаясь в суд, мы имеем два правоотношения – материальное и процессуальное. Если вы пришли в исковое производство, то это означает, что материальном правоотношении вы равны – заключили договор, например. Поэтому между вами может быть спор о праве. Другое дело – если вы в материальном отношении неравны (например, отказали гражданину в материальной помощи). Здесь не может быть речи о споре о праве, здесь предмет судебной деятельности – контроль за законностью действий публичного органа. Здесь процесс будет стремиться к тому, чтобы обеспечить вам равноправие с помощью разных процессуальных прав и обязанностей.

Вам может понравиться =>  Строить На 3 Сотках Нельзя

П.17: судья отказывает в принятии заявления на основании статьи 248 или пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, очевидноне затрагивающее их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки решения, действия (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ

Судебная форма защиты прав местного самоуправления как юридическая гарантия

Много фактов нарушений групповых интересов населения имеет место в самом краевом центре. В настоящее время возник конфликт коллектива гаражно-строительного кооператива № 74, расположенного в районе улиц Димитрова и 2-я Пятилетка. Решением Советского райисполкома от 20 июля 1990 г. № 291/15 кооперативу был выделен земельный участок под установку металлических гаражей для владельцев индивидуального транспорта. Теперь в соответствии с новым генеральным планом развития города этот земельный участок передан для строительства автомагистрали и многоэтажной жилой застройки. Снос 450 гаражей затрагивает интересы 1500 человек. Между тем за 15 лет существования кооператива его члены благоустроили территорию, провели электричество, заасфальтировали подъездные дороги. Аналогичный конфликт набирает силу между членами ГСК № 77 и руководством Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги. Кооператив существует более 10 лет, он расположен в близи крупного жилого микрорайона «Комсомольский», но за железнодорожной магистралью Краснодар — Кавказская. Единственная автодорога на территорию кооператива проходит через железнодорожный переезд, который, как, оказалось, был «временным», но просуществовал около 10 лет. Переезд признан не отвечающим техническим нормам безопасности, решением руководства отделения дороги закрыт, более полутора тысяч членов гаражного кооператива не могут пользоваться своими гаражами и личным транспортом.

Кроме судов общей юрисдикции, судебная защита прав местного самоуправления от их нарушения в нормативных актах обеспечивается конституционным правосудием. Ведущее место среди названной формы правосудия занимают решения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, по мнению Т.Г. Морщаковой количество обращений в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам местного самоуправления составляет примерно одну треть от всех, касающихся организации публичной власти, включая наряду с муниципальной также законодательную, исполнительную и судебную.

Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. “Органы местного самоуправления — как записано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления, — должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления”. Конституция РФ в ст. 133 закрепляет, что местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Более детально такая защита регламентируется федеральным законодательством, поскольку в соответствии с п. “о” ст. 71 Конституции РФ как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.

Так, в ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться, в том числе, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (абзац второй). В части 10 той же статьи Федерального закона установлен перечень оснований досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Конституционным Судом РФ принято постановление от 27.06.2013 № 15-П по делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.

Adblock
detector