Статье 28 Конституции Республики Беларусь Каждый Гражданин Имеет Право На Защиту От Незаконного Вмешательства В Его Личную Жизнь, В Том Числе От Посягательства На Его Честь И Достоинство

Содержание

В оговоренных Законом случаях, проведение подобных оперативно-розыскных мероприятий допускается на основании мотивированного постановления соответствующего органа и без санкции прокурора, но с обязательным его последующим (в течение 24 часов) письменным уведомлением. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора на проведение такого мероприятия либо прекратить его проведение.

Рассматриваемое право нашло свое закрепление в статье 28 Конституции Республики Беларусь. В соответствии с ней, «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство». Данное конституционное право углубляется и развивается отраслевым законодательством. Граждане и должностные лица, причинившие ущерб интересам человека, незаконно посягнувшие на тайну его личной жизни несут дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность. В частности, статьей 203 УК Республики Беларусь установлена уголовная ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; статьей 255 УК – ответственность за разглашение коммерческой тайны. Уголовный закон содержит и иные составы преступлений, посягающих на личную жизнь.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

Право человека на неприкосновенность частной жизни является естественным правом человека, одним из основных конституционных прав, которое принадлежит человеку от рождения и неотчуждаемо. Оно является одним из международных стандартов в области прав человека, который получил свое закрепление в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и ряде других международно-правовых актов.

Информационная неприкосновенность — налагает запрет на разглашение информации о личности: личных и семейных тайн, любой информации, которая сокрыта от посторонних и характеризует личность человека, может, так или иначе, затрагивать его внутренний мир, отношения с другими людьми, а также персональных идентификационных данных человека.

Право на жизнь включает в себя не только недопустимость посягательства на жизнь человека и запрет смертной казни. С правом на жизнь тесно связаны условия и порядок осуществления абортов и эвтаназии, критерии качества жизни, право на достойный уровень жизни и благоприятную окружающую среду.

«ООН придает важнейшее значение праву на жизнь.В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 37-189А заявлено, что обеспечение права на жизнь – это непременное условие осуществления гражданских и политических прав, а также всего спектра экономических, общественных и культурных прав. В качестве приоритетного право на жизнь провозглашено в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека.Право на жизнь закреплено в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (вступил в силу для Республики Беларусь 23.03.1976г.), ст. 2 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (вступила в силу для Республики Беларусь 11.08.1998г.), а также в ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – ЕКПЧ; не подписана Республикой Беларусь).

В случае наличия данных о частной жизни лица, а также иной ин­формации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, у органов государственной власти и местного самоуправления, их долж­ностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомле­ния с соответствующими документами и материалами, если иное не предусмотрено законом.

Вам может понравиться =>  Апелляционная Жалоба В Мосгорсуд На Решение Районного Суда Административное

Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимуще­ственные отношения, существующие в семье и другие сведения. Со­держание права на личную и семейную тайну составляют правомочия члена семьи требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по свое­му усмотрению либо с согласия других членов семьи.

Статье 28 Конституции Республики Беларусь Каждый Гражданин Имеет Право На Защиту От Незаконного Вмешательства В Его Личную Жизнь, В Том Числе От Посягательства На Его Честь И Достоинство

В Беларуси все острее проблема по обеспечению прав граждан по защите неприкосновенности их частной жизни, персональных данных. Опасности увеличиваются с углублением развития информационного общества, использованием новых технологий, с ростом киберпреступности, а также со стремлением спецслужб контролировать сферы активной деятельности граждан. Вспомним случаи, когда становились общедоступными данные клиентов мобильных операторов, банков, провайдеров. Единожды опубликованные в сети Интернет персональные данные с большой сложностью поддаются какому-либо контролю. Например, при запросе у социальной сети Facebook всей информации о себе выясняется, что на серверах FB хранятся персональные данные, включая удаленные ранее самим же пользователем фото и сообщения. И хотя имеются конституционные, законодательные нормы, регулирующие в Беларуси право на неприкосновенность частной жизни, на практике они слабо гарантируют защиту данного права. Согласно Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» (ст. 28). Часть вторая ст.34 Конституции предусматривает, что «государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы». «Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав» (ч. 3 ст. 34 Конституции). Однако белорусское законодательство в области защиты персональных данных отличается крайней запутанностью, имеет разрозненный характер. При этом оно не соответствует международным стандартам. Республика Беларусь среди нескольких европейских государств, которые не подписали и не ратифицировали Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных от 28 января 1981 года.

В Беларуси отсутствует комплексный закон, специально регулирующий защиту персональных данных. При этом даже нет четкого определения информации, относящейся к «частной жизни», как и нет единого определения термина «персональные данные«. Это не позволяет с надлежащей точностью установить, какие сведения относятся к информации о частной жизни, персональным данным, и все чаще приводит к непринятию надлежащих мер по их защите. Закон Беларуси «Об информации, информатизации и защите информации» определяет лишь базовые положения, направленные на создание механизма защиты персональных данных. В законе закреплен основной принцип обработки персональных данных – получение согласия физического лица, к которому относятся персональные данные, на любое с ними действие. Последующая передача персональных данных, также как и любые меры по их разглашению, разрешаются только с согласия физического лица. Но в законодательстве не уточняется, каким способом может быть получено такое согласие, в частности, предполагается ли получение согласия в устной либо письменной форме, подразумевается ли согласие при заключении различных видов договоров. Исходя из практики, пункты о согласии на операции персональными данными часто содержатся в тексте договоров на оказание услуг. Но наши граждане им не уделяют должного внимания. Между тем, сбор и обработку персональных данных осуществляет большое количество различных субъектов, включая государственные органы и организации, органы местного самоуправления, негосударственные организации. Четкий же, единый порядок сбора, обработки, распространения, предоставления персональных данных не определен. Как нет в Беларуси и независимого экспертного органа по защите персональных данных. В статье 32 указанного Закона закреплены меры по защите персональных данных от разглашения, действующие с момента предоставления, предусматривающие порядок обезличивания этих данных, вплоть до их уничтожения. Однако их невыполнение может остаться безнаказанным. Ведь в Беларуси в отношении незаконного распространения и использования персональных данных на сегодняшний день нет специальных составов правонарушений. Соответствующие незаконные деяния могут с трудом охватываться общими составами административного и уголовного законодательства (статья 22.6 КоАП, статьи 179, 212, 349, 352 УК Республики Беларусь). Поэтому беларусские правозащитники должны указывать на проблемы законодательного регулирования, способствовать его соответствию международному праву, а также призывать граждан к повышению их внимания к защите своих персональных данных от многочисленных угроз.

Вам может понравиться =>  Свидетельство О Смерти Онлайн Бесплатно

Закон Республики Беларусь о правах ребёнка

Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право но получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или ­совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера.

Статье 28 Конституции Республики Беларусь Каждый Гражданин Имеет Право На Защиту От Незаконного Вмешательства В Его Личную Жизнь, В Том Числе От Посягательства На Его Честь И Достоинство

Ограничения по использованию изображений также содержит Закон Республики Беларусь «О рекламе». В рекламе не допускается использование образов или высказываний граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей, говорит п.9 ст.10 данного нормативного акта.

В соответствии со ст.18 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» «сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляется с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь».

Конституция Республики Беларусь

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),
исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,
сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,
основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,
опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,
стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,
желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,
принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Статье 28 Конституции Республики Беларусь Каждый Гражданин Имеет Право На Защиту От Незаконного Вмешательства В Его Личную Жизнь, В Том Числе От Посягательства На Его Честь И Достоинство

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статье 28 Конституции Республики Беларусь Каждый Гражданин Имеет Право На Защиту От Незаконного Вмешательства В Его Личную Жизнь, В Том Числе От Посягательства На Его Честь И Достоинство

В указанной статье Конституции речь идет о личной свободе ин­дивида, что подчеркивается связью свободы с личной неприкосновен­ностью. Свобода и личная неприкосновенность предполагают недопу­стимость ареста, заключения под стражу и содержания под стражей лица без соответствующего судебного решения. При этом до судебно­го решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок бо­лее 48 часов.

Вам может понравиться =>  Тульская Область Малоимущие

Как правило, основанием задержания является совершение ли­цом правонарушения. Задержанное лицо вправе пользоваться услу­гами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания. В каждом случае задержания сотрудник полиции должен разъяснить задержанному его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близ­ких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с мо­мента задержания, имеет право на один телефонный разговор в це­лях уведомления близких родственников или близких лиц о своем за­держании и месте нахождения. О каждом случае задержания должен составляться протокол.

Тайна личной жизни

В мировой практике, когда говорят о защите права на неприкосновенность частной жизни (privacy), чаще всего пользуются понятием «персональные данные». Внутри него выделяют более узкое – «чувствительная информация» (sensitive personal data). К чувствительной информации обычно относят сведения о расовом, этническом происхождении, религиозных убеждениях, политических взглядах, о здоровье и сексуальной жизни.

Беларусский закон к чувствительной информации чувствителен не очень. Понятие частной жизни в нем крайне размыто и собирается из разных документов, как пазл. Полнее всего о тайне личной жизни написано в старой, 1996 года, бумажке с бесконечным названием «Инструкция о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан. ». Эта инструкция регулирует доступ к документам в архивах, однако дает некоторое представление о том, как очерчены границы privacy каждого беларуса(-ки).

Статья 43. Трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

Статья 42. Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование.

Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, понимается опубликование таких сведений в печати, сообщение по радио, телевидению, использование других СМИ или технических средств (световые табло, интернет и т.д.); изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, листовках, обращениях в адрес должностных лиц; демонстрация (вывешивание) в публичных местах плакатов, лозунгов, а также сообщение в иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу . При этом сообщение сведений лишь лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.

Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство, гарантирует каждому ст. 28 Конституции. Государство гарантирует возможность контролировать информацию о самом себе и препятствовать разглашению сведений личного характера.

Новый текст Конституции РФ с поправками 2022

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями.

Для государственной регистрации физическим лицом в регистрирующий орган по общему правилу предоставляются: заявление о государственной регистрации, копия паспорта гражданина, документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Adblock
detector