Адвокатская Деятельность И Адвокатура Проблемы И Перспективы

Реформа адвокатуры: пути повышения эффективности и доступности адвокатских услуг

Необходимость реформирования отечественной адвокатуры и законодательства об адвокатской деятельности в Российской Федерации назрела давно, однако поводом для острых дискуссий в профессиональной среде стал подготовленный в Правительстве РФ проект «Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи».

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» [1] и Кодекс профессиональной этики адвоката [2] закрепляют положение о том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской деятельностью, поэтому любая адвокатская организация в настоящее время существует как некоммерческая организация.

Время – главный и невосполнимый ресурс, который адвокатам нужно беречь

– Мобильное приложение планируем запустить в первой половине 2022 г. Его очень ждут адвокаты, и мы надеемся, что с его появлением члены АП г. Москвы будут активнее переходить на электронный документооборот с Палатой, поскольку для этого в приложении будут все возможности.

1 сентября 2022 г. Минюст России представил законопроект о введении уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности адвоката. Это результат непростой и плодотворной работы всего адвокатского сообщества, в том числе и членов Совета АП г. Москвы, которые принимали непосредственное участие в подготовке и обсуждениях поправок в УК РФ и УПК РФ. Дискриминация защиты и преследование адвокатов в связи с их профессиональной деятельностью вместо реализации общепризнанного принципа благоприятствования защите недопустимы. А мы не без сожаления можем констатировать тот факт, что воспрепятствование адвокатской деятельности сегодня становится повсеместным, особенно со стороны следователей.

Проблемы и перспективы

Продолжает оставаться проблемой и нехватка юридических консультаций в отдаленных и труднодоступных районах: региональные власти неохотно принимают решения об учреждении юридических консультаций, а также не принимают меры по их должному финансированию. Министерство юстиции РФ предложило территориальным управлениям обращать внимание руководителей региональной исполнительной власти на нарушение федерального законодательства по вопросу создания юридических консультаций в местностях, где для этого есть нормативные основания.

Отмечена необходимость вынесения мотивированных представлений о возбуждении дисциплинарного производства, а также приложения к ним доказательств, подтверждающих фактические обстоятельства, изложенные в представлении. Данное требование относится и сообщениям (частным постановлениям и частным определениям) судов, которые в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ не являются преюдициальными, а изложенные в них обстоятельства подлежат доказыванию в ходе дисциплинарного производства. Указано, что представления о возбуждении дисциплинарного производства должны направляться в соответствии с законодательством об адвокатуре и нормами КПЭА. Направление территориальным органом юстиции в адвокатские палаты документов в рамках закона о порядке рассмотрения обращений и жалоб граждан не может быть основанием для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката.

Вам может понравиться =>  Что Может Описать Пристав Если Квартира Съемная

В значительной степени независимость адвоката позволяет последнему активно защищать права человека и основные свободы, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, реализуя конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), добиваться защиты прав и свобод своих подзащитных в судебных и иных учреждениях .
———————————
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Что касается независимости адвокатуры как основного принципа ее реформирования, то непременным условием деятельности адвокатов является их процессуальная, организационная и материальная независимость от органов власти, которым часто приходится оппонировать адвокату, защищающему права и интересы доверителей. Современная юридическая практика доказывает необходимость деятельности независимого юриста-практика, в том числе адвоката, свободного от давления, шантажа, угроз и преследований в связи с его профессиональной правозащитной деятельностью. Для реализации этих принципов деятельности адвокатов российские власти обязались соблюдать положения Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.), отмечая, что только использование возможностей защиты, осуществляемой независимыми адвокатами, позволяет стороне реализовать возможности законной защиты своих прав, интересов и свобод. С этой целью в п. 5.13 закреплено обязательство властей гарантировать независимость адвоката, в частности в том, что касается условий их приема на работу и практики .
———————————
Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.) // Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. кандидат юридических наук А.А. Вешняков; научный ред. доктор юридических наук В.И. Лысенко. М.: Весь мир, 2004. С. 335.

Российская адвокатура каждый год берет новую высоту

Кстати, хотелось бы высказаться по поводу возможности президентов палат претендовать на третий и четвертый сроки: это заметный шаг навстречу демократизации нашей корпоративной жизни. Хотя и сейчас цифры показывают, что нет никаких оснований для спекуляций на тему «застоя в адвокатуре» или «захвата власти стариками». У нас примерно 60% президентов региональных палат (47 человек) возглавляют палату либо в первый раз, либо во второй. 19 президентов – в возрасте до 50 лет, пятеро из них – до 40 лет. Молодежь, одним словом.

Напомню, что Федеральной палате адвокатов удалось добиться, чтобы расходы на вознаграждение адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда, отражались в федеральном бюджете как отдельное направление (отдельной строкой). В 2022 г. впервые в истории России в федеральном бюджете были учтены расходы на оплату труда адвокатов по назначению (соответствующие поправки в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов» внесены в июле). Деньги, как и прежде, выплачиваются из бюджетов различных министерств и ведомств – МВД, СКР, Судебного департамента и т.д., но их расходование теперь является целевым. Причем в 2022 г. на эти цели было выделено почти 9,5 млрд руб., что на 4 млрд больше, чем в 2022 г. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов» также предусмотрено финансирование труда адвокатов, участвующих в судопроизводстве по назначению, путем включения соответствующих сумм в бюджеты министерств и ведомств, производящих выплаты. При этом предусматривается увеличение ассигнований в том числе тем органам, в бюджеты которых заложены средства на оплату труда адвокатов. Надеюсь, что благодаря этому впредь задолженностей перед адвокатами не будет.

Вам может понравиться =>  228 Ч 2 Можно Воспользовать Ст 73

Современное состояние и проблемы реформирования института адвокатуры в Российской Федерации как органа, осуществляющего оказание квалифицированной юридической помощи гражданам Текст научной статьи по специальности; Право

Президентом Адвокатской палаты Пензенской области является Демер-зов Николай Викторович. Первым вице-президентом — Губин Александр Васильевич. Управление осуществляет Совет Адвокатской палаты Пензенской области. Кроме того, в ее структуру входят: квалификационная и ревизионная комиссии, а также комиссия Совета Адвокатской палаты по защите профессиональных и социальных прав адвокатов.

Однако законодательство, регулирующее адвокатуру и адвокатскую деятельность, абсолютно несовершенно и требует изменений. Реформу предлагается провести к 2023 г., в рамках которой предполагается разработать необходимую правовую базу и модернизировать структуру современного института адвокатуры, а также утвердить порядок упрощения процедуры получения статуса адвоката, в частности переход на дистанционную форму принятия экзамена, сокращение объема проверяемых знаний и фактически сведение их к проверке знаний законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности. В процессе реализации реформы в период с 2022 по 2022 г. предусматривается повсеместный переход всех заинтересованных лиц в систему адвокатуры, реорганизация юридических лиц, намеренных в дальнейшем оказывать юридическую помощь [13]. Предполагается продление указанного этапа, если этого потребуют обстоятельства. Окончательный срок определен на 1 января 2023 г.

В соответствии с одной из выделяемых в доктрине точкой зрения, адвокатура представляет собой особый публично-правовой институт, что соответствует природе и социальному предназначению адвокатуры в условиях правового демократического государства. В то же время, в правовой доктрине по-прежнему сохраняется мнение о том, что адвокатура представляет собой разновидность общественной организации.

Современный этап развития адвокатуры в нашей страны был обозначен в связи с принятием в 2002 году нового федерального закона, регулятивное воздействие которого было направлено на упорядочение адвокатской деятельности и организацию адвокатуры в целом. В частности, данным законом были разрешены многие существовавшие ранее проблемы, связанные с определением правового статуса адвокатских образований, однако неизбежно и вполне закономерно с течением времени возникают вопросы дальнейшего совершенствования организации и деятельности рассматриваемого института.

Вам может понравиться =>  Внуки Чернобыльцев Льготы Детский Сад

Основные проблемы адвокатуры и пути их решения

Третья проблема (но зачастую ее почему-то выносят на первый план) – вопрос с низкими ставками государственных расценок на оплату работы адвокатов по назначению. Вопрос, без сомнения, важный и нуждающийся в решении, Но, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, принимая во внимание непредсказуемость состояния бюджета России, было бы наивно надеяться, что Правительство РФ пойдет на увеличение расходной части федерального бюджета по статье «оплата работы адвокатов по назначению». Хотелось бы в это верит, но вряд ли…

На сегодняшнем этапе адвокатура поставлена перед безальтернативным выбором: либо она согласится на свободное вливание в свои ряды безбрежного океана околоюридических «специалистов» и в награду получит адвокатскую монополию на ведение судебных дел, либо нынешнее состояние правового хаоса останется без изменений и про адвокатуру просто забудут. Как некую реформу в Министерстве юстиции России «предложили» на обсуждение проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, при условии реализации которой (в течение 5-ти лет после ее официального утверждения Правительством РФ!) может быть сформирован в России единый рынок профессиональной юридической помощи и адвокатура получит (наконец то!) «судебную монополию».

«У адвоката должна быть возможность беспрепятственно осуществлять защиту и оказывать юридическую помощь эффективно по любому делу, которое он ведет. Из этого следует, что у адвоката не должно быть препятствий для получения сведений, в том числе относящихся к информации с ограниченным доступом. Другое дело, что адвокат не должен злоупотреблять этим правом: например, торговать запросами. Такие позорные и неприемлемые явления у нас случаются в отношении депутатских запросов. Реагировать на подобные нарушения – задача адвокатского сообщества, которое пресекает такие злоупотребления, и привлекает адвокатов к дисциплинарной ответственности, когда об этом становится известно и вина доказана», – поясняет Вадим Клювгант.

Министерство юстиции РФ 1 сентября 2022 года представило проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в части установления дополнительных гарантий реализации принципа состязательности сторон)». В его основу легли собранные за последние годы предложения адвокатов. Важное изменение для такого инструмента, как запрос, – возможное появление в УК РФ статьи 294.1 «Воспрепятствование законной деятельности адвоката». Предусмотренные в проекте уголовно-правовые санкции являются принципиально новыми, по словам Вадима Клювганта, поскольку в настоящее время никакая ответственность за воспрепятствование адвокатской деятельности законом не установлена. Есть лишь декларативный запрет в Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», не подкрепленный никакими санкциями.

Adblock
detector