Приоритетные Направления В Деятельности Прокурора При Осуществлении Надзора За Процессуальной Деятельностью Органов Предварительного Следствия

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой — осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы — это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования

Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.

После окончания предварительного следствия и поступления уголовного дела в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения (акта) основное внимание прокурор сосредоточивает на полноте, всесторонности, объективности проведенного расследования. При несогласии с полнотой предварительного расследования, объемом обвинения, квалификацией действий обвиняемых прокурор вправе со своими письменными указаниями вернуть уголовное дело для производства дополнительного расследования. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

В соответствии со ст. 115 УПК для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

  1. прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;
  2. установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях;
  3. законности проведения предварительного расследования;
  4. законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Законодатель установил определенные границы, пределы, в рамках которых ОП РФ осуществляют надзор. Во-первых, он должен касаться только процессуальной деятельности, закрепленной в УПК РФ и в ФЗ «О прокуратуре РФ». Во-вторых, прокурор не при каких условиях не имеет право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность вышеперечисленных объектов/субъектов.

ОП РФ, осуществляя данный надзор преследуют следующие цели: прежде всего, это единообразное применение норм уголовно-процессуального законодательства, защита лиц, которые стали потерпевшими, защита лиц от неправомерного обвинения, оперативное, своевременное реагирование на нарушения, которые допустили органы следствия, соблюдение законных требований при проведении предварительного расследования и, конечно же, защита прав лиц, которые нарушены.

Вам может понравиться =>  Можно Ли Через Госуслуги Подать Заявление На Развод В Суд

Указанные нарушения и недочеты со стороны следственных органов не могут оставаться в стороне от прокурорского надзора, и хоть прокурор не лишен права участвовать в производстве следственных действий, однако в действительности такое не практикуется. Даже в случае проявления инициативы, прокурор, скорее всего, не сможет поучаствовать в следственном действии — законодатель не закрепил в УПК РФ положения об уведомлении прокурора о проведении следственных действий. Точно также, как и не закреплено положение об уведомлении прокурора об избрании меры пресечения, продлении сроков предварительного следствия. Вынесение следователем постановления об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащим поведении является существенным поводом для проведения прокурором проверки в части установления законности принятого решения. Именно поэтому необходимо наделить прокурора полномочием, аналогичным руководителю следственного органа, а именно — по даче следователю указаний о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий. Таким образом процессуальная самостоятельность следователя не будет нарушаться, а надзор со стороны прокуратуры за процессуальной деятельностью следственных органов в части проведения следственных действий будет наиболее эффективен.

Спорным является и ситуация, когда прокурор, рассматривая обвинительное заключение, поступившее ему в соответствии со ст.221 УПК РФ, лишен возможности самостоятельно изменить объем обвинения или переквалифицировать действия обвиняемых. В подобных случаях прокурор вынужден возвращать обвинительное заключение следователю, что существенно увеличивает и без того продолжительный срок предварительного следствия. Недавние изменения УПК РФ, коснувшиеся ч.3 ст.6.1, регламентирующие порядок определения разумного срока уголовного судопроизводства [8], внесли свои коррективы как в работу органов предварительного расследования, так и в надзорную деятельность прокуратуры — отныне в зависимости от процессуального статуса лица, будь то потерпевший или лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, течение сроков будет разным, что создает для прокурора соответствующее поле для проверки законности при производстве по уголовному делу.

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

1.6. Требовать своевременного направления прокурору уведомления о каждом случае производства без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, наложения ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, а также материалов по результатам их производства для правовой оценки.

В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

В защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, а также в защиту интересов государства прокурором может быть предъявлен гражданский иск в уголовном судопроизводстве. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, прокуроры должны принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

Вам может понравиться =>  Этапы Сноса Пятиэтажек В Москве

Приказ Генерального прокурора РФ от 27 ноября 2007 г. № 189 [3] обязывает прокуроров принимать решительные меры реагирования во всех случаях незаконного ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также проникновения в жилище при отсутствии предусмотренных законом оснований (п. 1.8). На всех стадиях досудебного производства особое внимание необходимо обращать на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом следует иметь в виду, что заявленный данными лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле (п. 1.9 Приказа № 189).

При выявлении фактов нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебных стадиях уголовного процесса и удовлетворении жалобы, поданной согласно части 2 статьи 123 УПК РФ, в постановлении прокурора указывать процессуальные действия, необходимые для ускорения рассмотрения дела, и срок их осуществления.

1.23.1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ, обсуждать в рамках координационной деятельности и выносить на рассмотрение коллегий, оперативных совещаний, научно-консультативного совета.

Проблема прокурорского надзора за предварительным следствием

Законодатель установил определенные границы, пределы, в рамках которых ОП РФ осуществляют надзор. Во-первых, он должен касаться только процессуальной деятельности, закрепленной в УПК РФ и в ФЗ «О прокуратуре РФ». Во-вторых, прокурор не при каких условиях не имеет право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность вышеперечисленных объектов/субъектов.

Обсуждаемая проблема заключается в надзоре за предварительным расследованием как одним из важнейших этапов уголовного судопроизводства. Обсуждение во многом связано с процессом сокращения полномочий надзорного органа, который начался несколько лет назад. В настоящее время отсутствует единая позиция юристов-исследователей и сотрудников правоохранительных органов в отношении функций прокуратуры в ходе предварительного следствия.

На наш взгляд, в первую очередь, должно быть обязательными для следователя требования прокурора о предоставлении материалов проверки сообщения о преступлении, расследуемых, приостановленных, прекращенных уголовных дел. Не подвергается сомнению право следователя

Вопросы вызывает также ситуация с предоставлением прокурору постановления о возбуждении уголовного дела и материалов дела. При условии, что постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно, материалы дела могут быть переданы по усмотрению следователя. Кроме того, уголовно-процессуальным законодательством не определен срок передачи прокурору материалов проверки сообщений о преступлении. Согласно п. 12 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ прокурор вправе передавать данные материалы от одного следственного органа другому [2]. Положение указанной нормы, казалось бы, дает прокурору возможность дать реальную оценку ситуации обеспечения применения максимально эффективных мер для раскрытия преступления. Препятствием к этому является непредставление следователем требуемого материала для ознакомления.

Надзор за законностью решений, принимаемых в досудеб­ном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных ре­шений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санк­ции прокурора.

Вам может понравиться =>  Капремонт фз на 2022

В уголовно-процессуальном законодательстве реализу­ются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

На этапе расследования УД назначается судебно-психиатрическая экспертиза . Если в результате проведения экспертизы будет установлено, что гражданин был невменяемым и страдает душевным заболеванием, то он освобождается от уголовной ответственности до излечения.

Согласно положениям УК РФ, принудительные меры медицинского характера могут быть назначены лицам, которые совершили деяния, предусмотренные особенной частью УК РФ, в состоянии невменяемости, или заболевшие душевным заболеванием сразу после совершения данного деяния.

  1. Признав, что есть основания для направления дела в суд, прокурор утверждает своей резолюцией обвинительное заключение.
  2. Прокурор вправе возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит постановление об отказе в удовлетворении ходатайства следователя либо об отмене постановления нижестоящего прокурора. Во втором случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

Прокурор, участвовавший в судебном заседании и не согласный с постановлением судьи, вправе принести на это постановление кассационное представление. Следует отметить, что таким правом обладает только прокурор, участвовавший в судебном заседании, либо вышестоящий прокурор (ст. 354 УПК). Иные должностные лица, в том числе следователь и руководитель следственного органа, права на обжалование судебных решений не имеют.

Таким образом, сущность прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователя заключается в обеспечении принятия законного и обоснованного решения о привлечении лица к уголовной ответственности, достижения качественных результатов предварительного следствия для успешного поддержания в суде государственного обвинения.

Фактическое отсутствие у прокурора властно-распорядительных полномочий и возможности непосредственно осуществлять уголовное преследование в ходе предварительного следствия исключают инициативный характер прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователя.

В соответствии с ч. 9 ст. 172 УПК РФ копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого направляется прокурору. Прокурор должен проверить это постановление с точки зрения фактического соответствия материалам дела, полноты и правильности формулировки обвинения, правильности квалификации содеянного, соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства в процессе предъявления обвинения. Осуществляя надзор, прокурор вправе принять участие в допросе обвиняемого, дать указания об изменении обвинения.

Прокурор осуществляет надзор за всеми органами, осуществляющими уголовное преследование. Деятельность же начальника органа дознания, руководителя следственного отдела представляет собой исключительно ведомственный процессуальный контроль. Очень важно, чтобы прокурор и руководитель следственного отдела не подменяли друг друга, а каждый выполнял возложенные на него функции.

Adblock
detector