Содержание Прокурорского Надзора За Деятельностью Органов Дознания И Предварительного Следствия
Содержание
- 1 Содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
- 2 Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
- 3 Содержание Прокурорского Надзора За Деятельностью Органов Дознания И Предварительного Следствия
- 4 Содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
- 5 УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
- 6 Прокурорский надзор за исполнением законов органами осуществляющими, дознание и предварительное следствие
Содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Прокуроры района, города, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, исходя из своей компетенции, организуют, обеспечивают и осуществляют постоянный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и досудебногорасследования требований УПК, законодательных нормативных правовых актов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
Прокуратура обеспечивают надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам. Если дознавателем допущены нарушения требований УПК, которые могут повлиять на ход дела, прокурор вправе отстранить его от дальнейшего расследования. При наличии достаточных к тому оснований прокурор вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности.
Вышестоящему прокурору в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя незамедлительно после вынесения постановления направлять его дознавателю, а копию — нижестоящему прокурору, чье решение обжаловалось, для обеспечения дальнейшего производства по уголовному делу и соблюдения процессуальных сроков.
Рассматривать вопрос о продлении срока дознания в сокращенной форме до 20 суток только при наличии ходатайства, предусмотренного частью 6 статьи 226.7 УПК РФ, направленного органу дознания до окончания ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, а также постановления органа дознания о продлении такого срока.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объектом пристального внимания прокурора, как с формальной, так и с содержательной стороны.
Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.
Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Предварительное расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства , поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.).
Надзор за законностью решений, принимаемых в досудебном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных решений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.
1.19. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью следователей Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющих производство по уголовному делу в форме дознания, исходить из того, что полномочия прокурора определяются процессуальным положением следователя, а не формой предварительного расследования.
Проведение дополнительного расследования по таким делам ставить на контроль, добиваться своевременного возобновления производства и принятия законного и обоснованного процессуального решения. В необходимых случаях обращаться к вышестоящему прокурору с проектами актов прокурорского реагирования, адресованных руководителю вышестоящего следственного органа.
Содержание Прокурорского Надзора За Деятельностью Органов Дознания И Предварительного Следствия
Пределы прокурорского надзора. В сферу прокурорского надзора не входят решения судьи, принимаемые в досудебном производстве о проведении процессуальных действий и принятии решений. Например, только суд правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о проведении обыска и выемки в жилище, контроле и записи переговоров; о наложении ареста на имущество и др.
При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия прокурор не наделен полномочиями по прямому устранению выявленных нарушений. Исключение составляет обязанность прокурора немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом.
Содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Проверки исполнения требований законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях проводятся систематически (не реже одного раза в месяц) в органах внутренних дел, налоговой полиции, органах государственной безопасности, а при наличии сведений о нарушениях закона – безотлагательно.
Прокуратура обеспечивают надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам. Если дознавателем допущены нарушения требований УПК, которые могут повлиять на ход дела, прокурор вправе отстранить его от дальнейшего расследования. При наличии достаточных к тому оснований прокурор вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности.
УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась в качестве действенного инструмента укрепления режима законности во всех сферах общественной жизни, в том числе, в сфере уголовного судопроизводства. Прокурорский надзор за органами предварительного расследования играет большую роль в укреплении законности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и позволяет оперативно устранить нарушения законности при расследовании уголовных дел.
Следует отметить о наличии иной позиции, преобладающей преимущественно у представителей следственных органов. В частности, А.М. Багмет говорит о том, что полномочие по направлению уголовного дела в суд должно принадлежать исключительно руководителю следственного органа [2, с. 48]. Другие ученые предлагают сократить объем контрольно-надзорных полномочий по ряду процессуальных вопросов руководителя следственного органа в отношении следователя [8, с 139-141].
Прокурорский надзор за исполнением законов органами осуществляющими, дознание и предварительное следствие
В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
- 1) решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ);
- 2) каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ);
- 3) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции РФ);
- 4) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50 Конституции РФ);
- 5) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51Конституции РФ);