Суды Вдов Чернобыльцев О Выплате Ввз.

Следовательно, предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов, на которых распространялись такие меры, направлено на сохранение для семей, потерявших кормильца из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию, обеспеченных им при жизни кормильца условий доступности социально значимых благ и услуг.

Однако, в данном случае при грамотном ведении дела, применяя действующее законодательство, обосновывая заявленные требования на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О, факт нахождения на иждивении может быть установлен в судебном порядке путём определения соотношения между объёмом помощи, оказываемой умершим супругом, и собственными доходами иждивенца, а также иными фактами, подлежащими доказыванию в процессе.

Это не только вопросы возмещения вреда, полученного вследствие аварии, произошедшей на чернобыльской атомной электростанции в 1986г., но также, связанные с радиационными воздействиями, полученными в результате аварии на ПО «Маяк», на семипалатинском полигоне и иных объектах радиационного назначения.

Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 июня 2011 года N 842-О-О, распространение в части 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» права на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15части первой данной статьи, на семьи, которые потеряли кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, означает, что законодатель исходил из необходимости обеспечить указанным гражданам право на возмещение вреда, причиненного смертью пострадавшего вследствие воздействия радиации кормильца, посредством ежемесячных выплат, как и в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием на равных условиях с членами семей умерших инвалидов-чернобыльцев.

Данный вопрос часто возникает после смерти льготоносителя, которым являлся инвалид вследствие радиационного воздействия, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, а также приравненные к этой категории граждане, подвергшиеся воздействию радиации и пострадавшие вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, при участии в подразделениях особого риска и пр.

Суды Вдов Чернобыльцев О Выплате Ввз.

Таким образом, с учетом предписаний статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на ее основании решается вопрос об установлении членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев, находившимся на их иждивении, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

3. Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает в рамках закрепленной им системы различные виды денежных выплат (ежемесячную денежную выплату, компенсации за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров, компенсации работающим или осуществляющим предпринимательскую деятельность в зонах радиоактивного загрязнения, выплаты в повышенном размере пенсий и пособий и т.д.) и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П).

3.1. Часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяет ряд предусмотренных частью первой той же статьи мер социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись такие меры социальной поддержки.

4. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что без соблюдения общеправового критерия определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который вытекает из закрепленных в Конституции Российской Федерации, ее статьях 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 19 (части 1 и 2), принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства, невозможно ее единообразное понимание и, соответственно, применение; неоднозначность, нечеткость и противоречивость правового регулирования препятствуют адекватному уяснению его содержания, допускают возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, ведут к произволу и тем самым ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы может быть вполне достаточно для признания такой нормы противоречащей Конституции Российской Федерации (постановления от 20 декабря 2011 года № 29-П, от 2 июня 2015 года № 12-П, от 19 июля 2017 года № 22-П и др.).

3.2. Противоречивая практика судебного истолкования части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в значительной степени обусловлена сложностью выявления правовой природы и целевого предназначения ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в контексте развития правового регулирования социальной защиты граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от N 14-КГ16-14

При жизни Дробат В.А. пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе являлся получателем денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Разрешая спор и признавая за Дробат Л.Н. право на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I и Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходил из того, что поскольку супруг Дробат Л.Н. при жизни являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, то у Дробат Л.Н. в связи со смертью супруга также возникло право на получение данной меры социальной поддержки. Суд указал, что истец как супруга являлась членом семьи Дробата В.А., умершего инвалида II группы по причине, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС, следовательно, относится к числу граждан, которым выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров осуществляются в соответствии с названными Правилами, с учетом внесенных в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 751.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителя Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Якубина С.А. и представителя Департамента социальной защиты Воронежской области Тюниной Ю.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене в части, касающейся удовлетворения исковых требований по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и принятии в этой части нового решения об отказе в иске,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа названных в пункте 2 части 13 Закона), гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб.

Напомним, что пособие на погребение выплачивается членам семей и лицам, взявшим на себя организацию похорон «граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы». Попытки законодателей вопреки сопротивлению правительства увеличить размеры «гробовых» призваны сохранить существовавшую прежде разницу в размерах пособий на погребение умерших чернобыльцев и соцпособий на погребение покойных из иных категорий «льготников». Ранее, с января 2009 года, был увеличен с 1000 до 4000 рублей размер соцпособия на погребение умерших граждан, установленного законом «О погребении и похоронном деле». Чтобы сохранить особый статус чернобыльцев, с учетом их заслуг перед обществом, решено увеличить пособие на погребение умерших чернобыльцев в такой же пропорции, что сохранит прежнюю дифференциацию в размерах этих пособий. Пока же (с января 2011 года) пособие на погребение умерших чернобыльцев с учетом индексации (4205 рублей) оказалось меньше простого соцпособия на погребение умерших граждан (4260 рублей).

Единый порядок выплаты денежных компенсаций могут установить всем членам семей умерших «чернобыльцев». В этом случае «чернобыльские» компенсации-льготы распространят на их вдов (вдовцов), не вступивших в повторный брак, и на других членов их семей, получающих пенсию из-за потери кормильца. Такой законопроект внесло в Госдуму Заксобрание Санкт-Петербурга.

Вам может понравиться =>  Какие льготыв вологодскри области у дети войны

По мнению разработчиков, возвращение чернобыльским вдовам прав на денежные компенсации никаких дополнительных бюджетных средств не потребует. Поскольку к вдовам переходят те компенсации, которые ранее получал умерший муж, а ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, выплачивается лишь частично. Помимо этого в России ежегодно снижаются расходы госбюджета на соцподдержку чернобыльцев — они умирают, и их становится все меньше. (Из граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, ежегодно умирают примерно 1500 человек.) Однако даже последний аргумент не убедил правительство, которое выступает против проекта в этой редакции и требует его доработать. По данным источников «Солидарности» в ГД, проект питерских законодателей может быть принят в первом чтении, а вот какие поправки в него внесут потом, никто не знает.

По ст. 14 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», чернобыльцам выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в качестве компенсации. Точнее, в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием. А именно: 1) перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, 2) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. В их числе: инвалидам из числа принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на других работах на ЧАЭС; военнообязанных, призванных на спецсборы и привлеченных к ликвидации последствий катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лиц начальствующего и рядового состава ОВД, противопожарной службы, проходивших службу в зоне отчуждения; эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зон отселения в ходе эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.

Авторы законопроекта также предлагают в случае смерти чернобыльских ликвидаторов оплачивать все ритуальные услуги в порядке и размере, определяемом для погибших военнослужащих, «по фактическим затратам», то есть компенсировать полную стоимость из госказны. Ведь люди, рискуя жизнью, выполняли свой служебный долг. Правительство РФ выступило против этой нормы, так как в июне Дума приняла поправку к ст. 14 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», увеличивающую «фиксированное» пособие на погребение с 2000 до 8000 рублей — специально для чернобыльцев.

Суд указал, что тем самым всем гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 г. возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, и после этой даты составившим особую категорию инвалидов-чернобыльцев, были обеспечены равные условия перехода к новому механизму возмещения вреда. Кроме того, одновременно им была предоставлена возможность получать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере, предусмотренном п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, если он будет выше по сравнению с ранее назначенным.

Рассмотрев дело, Конституционный Суд указал, что гражданин, причина инвалидности которого была связана с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и которому при переосвидетельствовании инвалидность не была подтверждена, утрачивает данный статус и не вправе претендовать на составляющие его содержание меры социальной защиты, в том числе на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью. Изменение же группы инвалидности влечет за собой изменение содержания и (или) объема социальной защиты, отдельные меры которой дифференцируются в зависимости от группы инвалидности, как, например, предусмотренные п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев, впервые обратившихся за их установлением после вступления в силу Закона о внесении изменений и дополнений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Комментируя «АГ» постановление, адвокат АП Волгоградской области Юлия Севастьянова отметила, что согласно Конституции Россия является социальным государством, права человека, тем более инвалидов, в котором рассматриваются в качестве высшей ценности. «Следовательно, процедуры, связанные с установлением, начислением и выплатой пенсии, должны быть максимально простыми для инвалида. Но на практике все происходит совсем наоборот. Законодатель устанавливает справедливые ориентиры правового регулирования, а на уровне подзаконного применения вырабатываются не всегда ясные и четкие нормы, – поясняет эксперт. – В результате инвалиды, получившие формальные отказы, вынуждены обивать пороги властных органов, отстаивая очевидные истины».

Эксперт отметила, что начиная с 2003 г. медико-социальные экспертные учреждения продлевали инвалидность чернобыльцам, но вопрос по определению (продлению) степени утраты трудоспособности экспертами не затрагивался. «Это давало незаконные основания снижать объем суммы возмещения вреда такой категории граждан и переводить инвалидов-чернобыльцев на суммы возмещения в твердых размерах в зависимости от имеющейся у них группы инвалидности, что на практике составляло гораздо меньшие суммы выплат, нежели те, которые ликвидаторы получали до введения изменений в законодательство», – указала Марина Сомова.

Гражданин обратился в Конституционный Суд, указав, что оспариваемые им законоположения о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не соответствуют Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они допускают возможность снижения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданам, признанным инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы до вступления в силу изменений и дополнений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым при очередном переосвидетельствовании было отказано в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности.

В данном случае все субъекты, на которых распространялся этот законодательный акт, без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений внутри данной социальной группы, имели возможность реализовать свое право на возмещения вреда здоровью и на возмещения вреда по случаю потери кормильца.

«Реализацию дополнительных расходных обязательств Российской Федерации, вытекающих из проекта Федерального закона «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на исполнение Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18.06.1992 N 3061-1, с учетом ежегодного их высвобождения в связи с убыванием численности получателей мер социальной поддержки».

«В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Из содержания нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 г. не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 г. редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 г. предусмотрены только твердые денежные суммы.

Однако, с момента принятия данного Закона в него 39 раз вносились изменения федеральными законами. Неоднократно, данный закон был предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, а сопутствующие нормативные акты, предметом рассмотрения Верховного суда РФ.

И если персонаж повести Юрия Тынянова существовал в одном экземпляре, да и то на бумаге, то в рассматриваемом случае, толкование уважаемого Верховного суда, привело к существованию реальной мертвой нормы и к изъятию из правового поля реальной социальной группы граждан.

Как добиться увеличения размера выплаты вдове инвалида ЧАЭС

Вдове инвалида 2 группы ЧАЭС, получавшего компенсацию ущерба здоровью в размере более 35000 рублей, начислили выплату 4700 рублей. По закону № 1244-1 от 15 мая 1991 года положено получать половину от компенсации. Какие действия надо предпринять, чтобы закон был выполнен?

МКУ МУСЗН утверждает, что производит индексацию суммы 2500 рублей по индексам, установленным правительством РФ. Но инвалид получал выплату, проиндексированную по величине прожиточного минимума в своем регионе, что подтверждается решениями судов и основано на Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П. На основе этого постановления и были рассчитаны коэффициенты индексации. К тому же гражданин получал компенсацию больше 2500 рублей, потому сумма и выше.

Какие льготы вдовам чернобыльцев положены по законодательству

  1. Заработавшие или перенесшие лучевую болезнь в результате аварии.
  2. Ставшие инвалидами (в процессе ликвидации аварии, отселенные из зоны отчуждения, ставшие донором костного мозга для других пострадавших).
  3. Направленные для устранения последствий аварии, эвакуации населения и ценностей.
  4. Проходившие военную службу, работавшие в зоне отчуждения или проживавшие до момента эвакуации.
  1. Самая близкая и самая опасная в отношении риска для здоровья и жизни в результате радиоактивного облучения – зона отчуждения. Ею является территория, непосредственно окружающая помещения ЧАЭС. В этом районе запрещено проживание, ведение хозяйственной деятельности, использование природных ресурсов.
  2. Далее следует зона отселения. Граждане, проживавшие на этой территории и давшие свое согласие на эвакуацию, были вывезены и переселены на другое место жительства с целью снижения риска для здоровья и жизни, вызванного распространением радиоактивного заражения окружающей среды.
  3. Третья по удаленности от ЧАЭС территория – зона права на отселение. Граждане, проживающие в этом районе должны периодически проходить медицинское обследование. Также постоянно ведутся работы по измерению и контролю показателей окружающей среды на предмет концентрации радиоактивных элементов, несущих риск для здоровья и жизни.
  1. Удостоверение личности (паспорт РФ).
  2. Удостоверение вдовы участника чернобыльской катастрофы.
  3. Свидетельство о постановке на налоговый учёт (для начисления денежных выплат).
  4. Бумаги, свидетельствующие о действительности брака с гражданином, участвовавшим в действиях по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС или эвакуации населения и материальных ценностей.
  5. Другие бумаги, подтверждающие права на получение льгот.
Вам может понравиться =>  Условное Наказание Статья 228 Ч2

На деле же до сих пор законодательство не может полностью обеспечить данные социальные категории граждан обещанными правами. Множество жалоб подавалось и подается в суды всех уровней, но зачастую исполнительные органы трактуют законы не в пользу истцов, а чтобы добиться правды, приходиться долго и упорно обивать пороги различных инстанций, на что не у всех хватает времени и сил.

Льготы, положенные вдовам чернобыльцев, в полной мере не обеспечиваются. Особенно веские изменения и отнюдь не в пользу пострадавших внес федеральный закон № 122-ФЗ, принятый в 2004 г. и содержащий поправки к ряду законов в части обеспечения социальными благами.

  1. пенсионное пособие по старости, размер которого вдвое больше социального;
  2. ежемесячно на цели оздоровления – 260 руб.;
  3. разница между заработной платой, установленной в период работы в одной из зон Чернобыля, и нынешней, но без учета инвалидности;
  4. регулярные выплаты – 881 руб. ежегодно, 921 руб. каждый месяц;
  5. детское пособие на дошкольника – 433 руб.;
  6. пособие на школьника – 84 руб.;
  7. расходы на школьное питание – 90 руб. в месяц;
  8. разовые выплаты – 9871 руб. за потерю кормильца, 3748 руб. на его похороны.
  • после смерти мужа жена не оформила повторно брак и не имела других детей;
  • находилась на иждивении мужа;
  • проживала с участником ликвидационных работ на одной жилплощади;
  • ее муж получил лучевую болезнь после катастрофы на АЭС; имел статус инвалида, полученный до 12 февраля 2001 года;
  • причины смерти мужа связаны с нахождением в зоне аварии по службе или в связи с работами по устранению ее последствий.
  • в случае смерти от лучевой болезни — налоговый вычет в размере 3 тыс. руб.;
  • размер вычета – 5 тыс. руб., если женщина подверглась радиации, выполняя обязанности медицинского работника;
  • от транспортного налога освобождается один автомобиль, находящийся в собственности семьи.
  • на ее размер не оказывают влияние стаж работы и дата смерти мужа, период нахождения на его иждивении;
  • величина пособия определяется статусом чернобыльца;
  • если причина смерти мужа не связана с воздействием радиации, размер пенсии составляет 125% от величины социального пособия – 5404 руб.;
  • если муж проходил военную службу в зоне катастрофы и погиб при ликвидации ее последствий, размер пособия увеличивается в 2 раза – 8647 руб.
  1. предоставление новой квартиры при необходимости;
  2. оплату половины стоимости жилья и услуг ЖКХ;
  3. возможность санаторно-курортного лечения;
  4. дополнительный оплачиваемый отпуск сроком до 2 недель;
  5. ежемесячные денежные пособия и компенсационные выплаты;
  6. внеочередное медицинское обслуживание;
  7. компенсацию питания детей в детском саду;
  8. бесплатный проезд на общественном транспорте;
  9. компенсацию в связи с переездом из зараженной зоны на новое место жительства, в том числе, выплату на каждого члена семьи в размере 1120 руб.;
  10. обязательное предоставление работы при переезде с сохранением в течение 4 месяцев заработной платы.

3. В отличие от членов семей инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, кормильцы которых при жизни имели право на получение соответствующих мер социальной поддержки, часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», распространяя на членов семей граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующие меры социальной поддержки, не обусловливает их предоставление наличием у умершего кормильца права на аналогичные меры социальной поддержки.
Кроме того, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не обладают правом на возмещение вреда посредством ежемесячных денежных компенсаций (за исключением граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, которым в случае утраты трудоспособности, не повлекшей установление инвалидности, согласно пункту 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, в размере 250 руб. (с 1 января 2012 года с учетом индексации — 699,02 руб.) независимо от степени утраты трудоспособности), хотя ряд мер социальной поддержки, предусмотренных частью первой статьи 14 названного Закона, может им предоставляться на основании его статьи 15.
Еще одно отличие социальной защиты членов семей граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, в сравнении с членами семей инвалидов- чернобыльцев — то, что основанием для возникновения у них права на возмещение вреда и меры социальной поддержки является установление причинной связи смерти кормильца с воздействием радиационных факторов (пункт 6 и подпункт «в» пункта 11 Разъяснения № 6 «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2001 года № 83).
В связи с тем, что право членов семьи гражданина, умершего вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда возникает безотносительно к наличию такого права у умершего кормильца, исключается возможность применения способа определения размеров таких выплат, установленного частью второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применительно к инвалидам- чернобыльцам и членам их семей.

2. Статья 42 Конституции Российской Федерации предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Признание данного права и обеспечение его реализации, по смыслу статей 1, 2, 7, 18, 19 и 53 Конституции Российской Федерации, составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П и от 20 декабря 2010 года № 21-П).

установил:
1. Гражданка А.Ф.Гречишкина, вдова умершего 19 ноября 2009 года Н.Н.Гречишкина — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, чья смерть, согласно заключению Санкт- Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, была вызвана заболеванием, связанным с воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая распространяет отдельные меры социальной поддержки (включая предусмотренную пунктом 15 ее части первой ежемесячную денежную компенсацию) на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов-чернобыльцев.
Как следует из представленных материалов, А.Ф.Гречишкина обратилась в Управление социальной защиты населения в городе Кирове за назначением указанной ежемесячной денежной компенсации в максимальном размере (5000 руб., а с 1 января 2012 года с учетом индексации — 13 980,12 руб.), поскольку полагала, что она, как единственный иждивенец умершего кормильца, имеет право на такую компенсацию в силу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» — одновременно с ежемесячной денежной суммой в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, которую с 23 марта 2010 года она получает на основании части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (согласно информации Департамента социального развития Кировской области, размер данной выплаты с 1 января 2012 года составляет 5731,85 руб.).

Если умерший кормилец имел статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, то, по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», основанием для предоставления мер социальной поддержки его семье является смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года № 1085-О-П), независимо от причины смерти данного лица. При этом названная норма обусловливает предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов- чернобыльцев наличием у умершего кормильца права на такие меры социальной поддержки. Следовательно, предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов, на которых распространялись такие меры, направлено на сохранение для семей, потерявших кормильца из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию, обеспеченных им при жизни кормильца условий доступности социально значимых благ и услуг.

Таким образом, членам семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев предоставляются различные виды денежных выплат и устанавливаемые в дополнение к ним меры социальной поддержки, направленные на создание наиболее благоприятных (льготных) условий реализации некоторых прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания. Их право на перечисленные меры социальной поддержки обусловлено наличием у их кормильца особого правового статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Вам может понравиться =>  Ук 228.1 Для Несовершеннолетних

детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет;

1) назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О страховых пенсиях». В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) назначение пенсии по случаю потери кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой — как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте):

2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Очередное медицинское переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

  1. Право на возмещение вреда здоровью.
  2. Право на возмещение вреда имуществу.
  3. Право на возмещение вреда за риск, возникший в результате проживания в местности, которая подверглась заражению радиацией.
  4. Право на возмещение вреда за риск, возникший из-за работы на территории, подвергшейся радиоактивному заражению.
  5. Право на социальную поддержку.

При отсутствии собственного жилья у лица, получившего удостоверение чернобыльца, если он вынужден жить в тяжелых условиях или на площади меньше установленного норматива, он вправе просить у государства улучшения жилищных условий без какой-либо очереди. Данной льготой можно воспользоваться единожды. У чернобыльца есть право вступить в жилищный кооператив, СНТ, получить место в гаражных кооперативах путем внеочередной процедуры.

  • с ограниченными физическими возможностями по причине аварии;
  • ликвидаторы взрыва на ЧАЭС;
  • военнослужащие и пожарные, которые устраняли последствия трагедии;
  • люди, эвакуированные из зоны отчуждения или отселения;
  • граждане, являющиеся донорами костного мозга для пострадавших;
  • военные и медицинские работники, вывозившие людей, животных, предметы искусства из зараженной зоны;
  • дети, рожденные от матерей, проживавших в зоне заражения;
  • жители и сотрудники предприятий всех четырех зон вокруг ЧАЭС.
  • с ограниченными физическими возможностями по причине аварии;
  • ликвидаторы взрыва на ЧАЭС;
  • военнослужащие и пожарные, которые устраняли последствия трагедии;
  • люди, эвакуированные из зоны отчуждения или отселения;
  • граждане, являющиеся донорами костного мозга для пострадавших;
  • военные и медицинские работники, вывозившие людей, животных, предметы искусства из зараженной зоны;
  • дети, рожденные от матерей, проживавших в зоне заражения;
  • жители и сотрудники предприятий всех четырех зон вокруг ЧАЭС.
  • доплату к заработной плате до 100%, которую они получали до аварии, и поменяли работу по причине приобретенных проблем со здоровьем;
  • 100% оплата труда, если человек полностью потерял возможность работать;
  • каждый месяц чернобыльцу и его детям до 14 лет выдают целевую дотацию в количестве 881.25 рублей на питание.

Льготы чернобыльцам могут отличаться в зависимости от региона их проживания и назначения. Например, в Москве за данной категорией сохранилась привилегия на проезд в транспорте общественного предназначения. Стоит знать, что отмена данного пункта не коснулась тех, кто пользовался им до 2005 года.

  • прием детей в дошкольное образовательное учреждение вне очереди с дополнительной оплатой питания в размере 90 руб.;
  • приобретение медицинских препаратов по льготным ценам;
  • пользование услугами медицинских учреждений вне очереди;
  • внеочередной прием в дома престарелых;
  • помощь социальных работников в первоочередном порядке.
  • удостоверение ликвидатора последствий аварии;
  • бумаги, подтверждающие, что человек работает или живёт в зоне отселения, либо отчуждения;
  • медсправки, подтверждающие наличие заболеваний, возникших под действием радиации;
  • справка, подтверждающая наличие инвалидности, являющейся результатом лучевой болезни.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Смерть единственного кормильца (мужа) может поставить жену в тяжелое моральное и материальное положение. Законодательством предусмотрена возможность улучшения финансового положения за счет пенсионных накоплений супруга. Однако процедура осуществляется при выполнении определенных условий.

Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).

Вопрос: служил срочную 86-87 г., инв 2 гр., связь есть, трудового стажа нет. Лежал в госпитале ВОВ, встретил парня, ему в 50 лет отказали в пенсии по старости, хотя он был 86 г. — сослались на 400 закон. Мой вопрос: имею ли я право на вторую пенсию по старости? Трудового стажа нет. И 2 вопрос: 20 лет писали в справке ВТЭК увечье, потом дали бессрочную, написали заболевание и сказали, что это не противоречит законодательству, хотя пенсия стала меньше. СПб

Внуков чернобыльцев принимают в детский сад без очереди. К категории льготников относят потомков тех лиц, которые подверглись влиянию высокой дозы радиации, получивших инвалидность, покинувших зону отчуждения, эвакуированных граждан, жителей четвертой зоны.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решением Кораблинского районного суда Рязанской области от 25 декабря 2015 года был установлен юридический факт нахождения В.Н.Фоминой на иждивении умершего супруга, что послужило основанием для назначения ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в размере 4084 руб. 57 коп.; в назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, которую получал при жизни ее супруг, В.Н.Фоминой было отказано.

в случае перевода ликвидатора на более низкую должность по работе, в связи с состоянием его здоровья, в соответствии со статьей 15, он имеет право потребовать надбавку к заработной плате, которая компенсирует разницу между предыдущим и нынешним рабочим местом;

10. Кто не хочет пользоваться по какой-то причине помощью региональной общественной организацией СЧР, то: Для оформления и отправки документов на МЭС для установления Причинной связи с Чернобылем умершего инвалида (ликвидатора) чернобыльца можно обратиться в Региональное Министерство (Управление) Здравоохранения в Отдел мобилизационной работы. (Это у нас в Рязани, в других регионах может быть по-другому или вообще не быть). Одним из обязанностей которого является: обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности. Там расскажут, какие нужно собрать копии документов и помогут отправить на МЭС.

В 2021 году действуют те же льготы, что были и в прошлом. Кроме пересмотра порядка начисления пособий и компенсаций (всё больше эта нагрузка ложится на бюджеты субъектов) и отмены индексации выплат (что обсуждается в последнее время) серьёзных нововведений в этом вопросе в ближайшие годы пока не планируется. В 2021 выплаты были вновь проиндексированы, для чего Правительством РФ был принят соответствующий закон.

  1. Ежемесячная компенсация им, а также проживающим с ними детям до 14 лет – 300 р, до 18 лет – 800 р.
  2. Ежемесячная денежная компенсация за причиненный радиацией вред в следующих размерах для инвалидов:
      1 группы — 5 000 рублей;
  3. 2 группы — 2 500 рублей;
  4. 3 группы — 1 000 рублей.

Изменения в апреле текущего года затронули не только количество начисляемых денежных средств, но и порядок расчета пенсии различных категориям граждан. Во внимание принимались такие пункты, как уровень загрязнения в зоне проживания, а также патологии в здоровье тех, кто пострадал при аварии на ЧАЭС и личные характеристики. Итак, какая пенсия у чернобыльцев сейчас?

Во-вторых, гарантируется возможность получить еще и дополнительный отпуск, общая длительность которого – 14 дней за 12 месяцев. Если человек родился в интервале после 26 апреля 1986 года и до 1 апреля 1987 года, то он может также претендовать на дополнительные 7 или 14 дней отпуска.

Пенсия по старости полагается всем без исключения категориям населения, независимо от того в каких районах Чернобыльской зоны они проживали и какой социальный статус имеют, однако эти обстоятельства учитываются при назначении льготной пенсии. При наличии минимум 5 лет стажа, граждане вправе выйти на пенсию на год раньше.

Adblock
detector