Связь Конституционного Права С Административным Правом Определяется Тем Что

Какова взаимосвязь конституционного и административного права

Есть смежные институты в обеих отраслях, подлежащие изучению .
Конституция РФ определяет предметы ведения и полномочия РФ и субъектов по установлению административного и административно-процессуального права, в частности установление соответствующих норм отнесено к совместным полномочиям РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ) .
Нормы административного кодекса должны соответствовать Конституции РФ, и опрделенные в законе субъекы вправе обратиться в Конституионный суд с заявлениями о соответствии этих норм Конституции РФ.
Кроме того, нормы ст. 51 Конституции о том, что каждый вправе не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников распространяются и на административные правоотношения.

Раздел II

Комплексные институты образовательного и административного права образуют прежде всего правовые нормы, которыми закрепляется структура и компетенция органов управления образованием, органов мест-ного самоуправления в области образования а также порядок ведения госу-дарственного контроля за качеством образования в аккредитованных образо-вательных учреждениях.

Все участники образовательных отношений в случае совершения ими административных проступков привлекаются к административной ответст-венности в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных пра-вонарушениях. В общем порядке подаются и рассматриваются жалобы уча-стников образовательных отношений на действия и решения органов управ-ления образованием и должностных лиц.

Взаимосвязь муниципального и конституционного права

Рассуждая о соотношении муниципального и конституционного права, стоит отметить, что каждая из отраслей имеет собственный предмет регулирования, наделенный определенной спецификой, по которому ее и отличают от иных отраслей. Будучи главенствующей отраслью, конституционное право выступает в качестве фундамента для отечественной правовой системы, и муниципальное право – не исключение. Так, в главе 8 Основного закона РФ [2] нормы и принципы МСУ, получившие наиболее детальное отражение в праве муниципальном.

На данный момент общественного развития наиболее актуальным и представляющим научный интерес остается вопрос об эффективном функционировании органов местной власти. Это обусловлено некоторыми сложностями в реализации конституционных основ МСУ. Невозможно представить себе современный конституционный строй РФ без деятельности МСУ ведь даже не являясь государственно-властными органами, органы МСУ решают местные значимые вопросы, без них просто немыслима российская государственность [1].

Отграничение административного права от смежных отраслей права

Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно-распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда, прокуратуры и иных государственных органов.

Имеется связь с земельным правом, нормы которого регу­лируют отношения между землепользователями и государством. Вместе с тем, органы исполнительной власти сдают земельные участки в аренду, производят их изъятие, контролируют их рациональное использование. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права. Охрана этих отношений также осуществляется нормами административно­го права.

Также связь административного права имеется с уголов­но-процессуальным, гражданско-процессуальным и судеб­ным законодательством. Основное отличие использования фун­кций административной власти (вне судебной) органами ис­полнительными власти, государственного управления и их дол­жностными лицами (юрисдикционных полномочий) по рассмот­рению и разрешению управленческих споров и дел об админи­стративных правонарушениях.

Конституционное право закрепляет права и свободы граждан, практически реализуемые в сфере государственного управления, устанавливает общие принципы, единые для всех государственных органов, а административное право, отправляясь от этих исходных начал, содержащихся в нормах конституционного права, детализирует, конкретизирует, формирует механизм их реализации. Например, Конституция Республики Беларусь содержит нормы, в соответствии с которыми члену Совета Республики запрещается быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь, которое состоит из премьер–министра, его заместителей и министров (ч.4 ст.92 и ч.4 ст.106). В свою очередь административно–правовые нормы определяют административно–правовой статус заместителей премьер–министра и министров (ст.21 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» и Положение о Министре Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. №692).

Вам может понравиться =>  Какая будет пенсия при досрочный выход на пенсию при сокращении штата в 2022 году

Административное право тесно взаимодействует практически со всеми отраслями белорусского права, охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Оно «проникает» в сферу регулятивного функционирования иных отраслей права в силу фактического наличия управленческих отношений в сферах, подпадающих под регулятивное воздействие иных отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.). Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно–распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Раздел II

Прямое действие в сфере образования имеют нормы , которыми за-крепляются специальные административно-правовые режимы, призванные обеспечить реальное действие соответствующих правовых установлений государства. В целях создания необходимых условий для ведения образова-тельной деятельности образовательные учреждения эксплуатируют соответ-ствующее оборудование, здания, сооружения, принимают меры по соблюде-нию санитарно-гигиенических и иных государственных и местных норм, правил. Вся такая деятельность образовательных учреждений осуществляет-ся в соответствии с «функциональными административно-правовыми режи-мами, призванными обеспечивать функции управления и сферы деятельно-сти (налоговой, санитарной, экологической и т.д.)» (Ю.А. Тихомиров. 86. С.404).

Деятельность служащих государственных органов управления обра-зованием осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об ос-новах государственной службы». Закон закрепляет правовые основы органи-зации государственной службы и основы правового положения государст-венных служащих, которые действуют во всех органах государственной ис-полнительной власти, в том числе и в государственных органах управления образованием. Значительная часть отношений, связанных с прохождением государственной службы, регулируется указами Президента РФ и постанов-лениями Правительства РФ, которые также напрямую действуют и в госу-дарственных органах управления образованием. Среди них основополагаю-щее значение имеют указы Президента РФ, устанавливающие социальные гарантии государственным служащим, квалификационные требования к ним, меры борьбы с коррупцией.

Административное право: Шпаргалка

Связь с дисциплиной «Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы». Многие органы исполнительной власти, государственного управления осуществляют в качестве своих основных (предметных) функций правоохранительные, статус правоохранительных органов определен административными нормами.

Связь с муниципальным правом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Их деятельность может быть объектом административного права, если они наделяются законом отдельными государственными полномочиями. При органах местного самоуправления существует множество различных административных комиссий, уполномоченных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях.

Финансовое право отграничивается от административного лишь в силу специфики и большого общественного значения объекта правового регулирования (процесс собирания и распределения денежных средств). Фактически же финансовая деятельность государства является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности; методы регулирования финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер.

Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право — их неравенством (одна из сторон — орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права. Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью, то есть административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права

Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом. Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения,
складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права.
Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти, в том числе с участием финансовых органов (Министерства финансов РФ, ряда федеральных служб). Административное право регламентирует порядок организации финансовых органов и их функционирование, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов.
Нормы земельного права регулируют общественные отношения по поводу земли. Государство в лице органов исполнительной власти ведет земельный кадастр, проводит государственный земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.
Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В
свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования, в отличие от административно-правового, характеризуется равенством сторон.

Вам может понравиться =>  Внуки Чернобыльцев Льготы Детский Сад

По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании.
Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно- правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.
Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и
уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.
Также следует отметить взаимосвязь с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.
Кроме того, имеется связь и с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.
Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.
Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

Вам может понравиться =>  Сколько Выплачивают Малоимущим Семьям В Краснодарском Крае

Интересно, что в процессе анализа ФЗ № 273-ФЗ исследователи практически не связывают закон и вышеуказанную статью Конституции РФ. Между тем, согласно принципам, основополагающим началам Трудового кодекса РФ, закрепленным в ст. 2 «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» указанного Кодекса, к числу этих принципов относится обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Следовательно, ст. 76 ФЗ № 273-ФЗ — это корреляция ст. 37 Конституции в конкретные формы обеспечения конституционной свободы труда в самых широких аспектах ее реализации.

[14] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. -2014. — № 31. — Ст. 4398.

Лекция: Конституционное и административное право

Единство системы государственной власти проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в институциональной организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти и т.д.

Перечень предметов ведения РФ и совместного ведения, как правило, воспроизводится в конституциях и уставах субъектов РФ. Предметы ведения субъектов РФ в федеральной Конституции четко не определяются, и по остаточному принципу сюда относятся все те вопросы, которые не вошли в первые две сферы (ст. 73 Конституции РФ), а это значит, что сфера правового регулирования субъектов РФ достаточно широка (хотя на практике этот остаток не слишком большой).

Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т.д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян.

Вся закрепленная в Конституции РФ совокупность прав, свобод и обязанностей граждан составляет конституционно-правовой статус гражданина, который служит правовым фундаментом всех отраслевых правовых статусов граждан (трудового, гражданско-правового, уголовно-правового, административно-правового и всех других), в которых граждане выступают как участники трудовых, гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых и других отношений.

Связь Конституционного Права С Административным Правом Определяется Тем Что

Государственное (конституционное) право России представляет собой систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти в стране, отношения между человеком и государством. Это ведущая, базовая отрасль российской правовой системы.

4) государство и государственные образования — Российская Федерация; субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; административно-территориальные единицы — районы, города, городские районы, префектуры, поселки, села; муниципальные образования;

Соотношение административного права с другими отраслями права

Эти представленные группы есть основными в административной отрасли. Конечно, с течением времени, возможно, появятся отношения иного, более прогрессивного характера. Это, в свою очерердь, также привнесет определенные изменения во взаимосвязь административного права с другими отраслями права.

В мире на сегодняшний день существует большое количество видов человеческой жизнедеятельности. Это говорит о том, что социум в XXI веке достиг определенных высот в своем развитии. Данный позитивный момент обусловлен несколькими факторами. Во-первых, за последние годы человеческая жизнь в своем большинстве компьютеризировалась, а во-вторых, существенный прогресс произошел в сфере её регулирования. Как мы знаем, ключевым координатором социального взаимодействия сегодня является право.

Adblock
detector