44 фз с изменениями 2022 экспертиза

  • при проведении закупки товара в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не применяется приказ Минфина России от 04.06.2022 № 126н, так как данный приказ применяется исключительно при проведении конкурентных закупок;
  • в соответствии с пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляет заказчик, поскольку в силу части 1 статьи 39 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается.
  • предельное значение начальной (максимальной) цены контракта увеличено до трех миллионов рублей;
  • не допускается внесение изменений в извещение;
  • отмена закупки допускается за один час до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам закупки заказчиком формируется единый протокол подведения итогов, который подписывается на электронной площадке усиленными электронными подписями всех членов комиссии;
  • при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в заявку на участие в закупке включается наименование страны происхождения товара.

1 апреля 2022 года вступили в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в том числе предусматривающие следующее.

  • в план-график закупок информация о таких закупках включается в форме отдельной (особой) строки;
  • в извещении об осуществлении закупки наименование закупаемого товара и его характеристики указываются исключительно с использованием каталога товаров, работ, услуг;
  • в рамках одной закупки допускается закупка только одного вида товара;
  • такие закупки учитываются при расчете совокупного годового объема закупок по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
  • заказчик не позднее трёх часов с момента размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) протокола подведения итогов направляет победителю проект контракта;
  • победитель подписывает проект контракта не позднее одного рабочего дня;
  • формирование протокола разногласий не предусмотрено;
  • заключение контракта допускается не ранее двух рабочих дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

К сведению:
За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение требования ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 7 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, ст. 7.32.6 КоАП РФ, ст. 200.6 УК РФ). В то же время ответственность работников заказчика за результаты приемки и экспертизы поставленного по контракту товара, оказанной услуги, результата работы ограничена рамками трудового договора (здесь можно говорить о материальной и, или дисциплинарной ответственности работника в соответствии с нормами трудового законодательства).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ;
— Вопрос: Обязан ли заказчик привлекать «внешних» экспертов (экспертов, экспертные организации) в случае приемки товара по итогам электронного аукциона, в рамках которого были поданы три и более заявок и аукцион признан состоявшимся? Какими документами может подтверждаться факт проведения экспертизы силами заказчика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2022 г.)

Обоснование вывода:
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта включено в комплекс мер по исполнению контракта, в той их части, которая относится к приемке исполнения. Обязанность проведения экспертизы заказчиком для проверки предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта установлена ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. При этом как следует из той же нормы, экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Обязанность заказчиков привлекать экспертов, экспертные организации, то есть сторонних лиц, физических или юридических (далее — внешние эксперты), установлена ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ для случаев, предусмотренных данным Законом. При этом в настоящее время нормы Закона N 44-ФЗ таких случаев не предусматривают*(1). Кроме того, на основании ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ Правительству РФ предоставлено право определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Но на сегодняшний день Правительством РФ такие случаи не определены.
Таким образом, из приведенных норм следует, что при закупке любых товаров, работ, услуг (в том числе сложного исполнения, анализ качества которого может требовать специальных знаний) заказчик по своему усмотрению принимает решение о том, проводить ли экспертизу результата исполнения контракта силами своих сотрудников, не являющихся экспертами (далее — внутренняя экспертиза), либо привлекать для проведения такой экспертизы внешних экспертов, учитывая, требует ли приемка того или иного товара (услуги, результата работы) специальных познаний и, если требует, то в каком объеме.
Следует отметить, что в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ для целей этого закона экспертом, экспертной организацией признаются обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам. Требования к привлекаемым для приемки исполнения контракта внешним экспертам, экспертным организациям установлены ч.ч. 2-5 ст. 41 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными законами могут быть установлены специальные требования, на что фактически указано в ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ*(2).
В то же время Закон N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к сотрудникам заказчика в случае, когда экспертиза принимаемого товара (услуги, результата работы) осуществляется силами заказчика. В том числе Закон N 44-ФЗ не требует, чтобы указанные сотрудники являлись экспертами в соответствующей области знаний, не определяет должности, в которых работники могут (либо должны) привлекаться к соответствующим мероприятиям, равно как и не требует, чтоб такие работники именовались «экспертами». Привлечение работников заказчика к приемке и экспертизе исполнения по контракту осуществляется в соответствии с порядком, установленным локальными правовыми актами заказчика (письмо Минэкономразвития России от 21.02.2017 N Д28и-846), и, очевидно, должно коррелировать с содержанием трудовых обязанностей этих работников*(3).
Требования к процедуре проведения внутренней экспертизы, перечень необходимых действий или процедур, которые должны проводиться при такой проверке (экспертизе), законом не установлены. Следовательно, заказчик вправе самостоятельно определить порядок проведения экспертизы поставленного товара в случаях, когда она проводится силами заказчика (постановление Девятнадцатого ААС от 18.07.2022 N 19АП-3732/19). По смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474, п.п. 2, 3 ст. 513, п.п. 1-3 ст. 720, ст. 783 ГК РФ).
Для целей проведения внутренней экспертизы Законом N 44-ФЗ не предусмотрено и составление экспертного заключения в виде отдельного документа. Как неоднократно указывали представители контролирующих органов, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. Требование к составлению отдельного документа о проведенной экспертизе Закон N 44-ФЗ не содержит. Поэтому документом, подтверждающим проведение экспертизы силами заказчика, может быть любой документ (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счет-фактура и т.д.), оформленный и подписанный заказчиком (письма Минфина России от 31.08.2017 N 24-03-07/56034, Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д28и-2449). Разумеется, заказчик вправе составить и собственное экспертное заключение в виде отдельного документа, который подписывается уполномоченными сотрудниками заказчика. В случае же отсутствия отдельного документа о проведенной в отношении принятого товара (услуги, результата работы) экспертизе силами заказчика о проведенной экспертизе может свидетельствовать подписание руководителем или уполномоченными сотрудниками заказчика товарной накладной или иного аналогичного документа, подтверждающего передачу товара.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отсутствии требований, установленных законом, порядок проведения экспертизы поставленного товара силами заказчика должен определяться его внутренними локальными документами. Закон N 44-ФЗ не устанавливает специальных требований к квалификации работников заказчика, не определяет круг должностей, в которых работники могут привлекаться к данным мероприятиям, не требует, чтоб эти работники именовались «экспертами». О проведении экспертизы поставленного товара силами заказчика может свидетельствовать подписание заказчиком товарной накладной или иного документа о передаче товара, составлять экспертное заключение в виде отдельного документа для целей проведения экспертизы силами заказчика не требуется.

Вам может понравиться =>  Устав Снт 2022 Года Образец Скачать

————————————————————————-
*(1) Обязанность привлекать экспертов к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случаях закупок у единственного контрагента (за рядом исключением) была установлена частью 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, которая утратила силу с 31 июля 2022 года (пп. «а» п. 63 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2022 N 71-ФЗ). Подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Обязанность привлечения сторонних экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ (до 31 июля 2022 года).
*(2) Так, например, в силу положений градостроительного законодательства в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства проводится строительный контроль. Соответственно, проведение экспертизы (проверки, испытаний) применяемых материалов, их качества и пригодности, а также качества результатов выполненных работ по существу является частью работ по проведению строительного контроля, который может выполнять сторонняя организация, обладающая должной компетенцией (ст. 53 ГрК РФ). Таким образом, проведение экспертизы в целях законодательства о контрактной системе в рамках осуществления строительного контроля с оформлением соответствующего заключения может быть предусмотрено контрактом с организацией, осуществляющей строительный контроль (п. 1 письма Минфина России от 14.07.2015 N 02-04-08/40340, постановление АС Дальневосточного округа от 29.09.2015 N Ф03-3907/15).
*(3) Следует помнить, что в соответствии со ст. 60 ТК РФ работодатель не может требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Таким образом, если работа, связанная с приемкой товаров, работ и услуг, а также оформлением документов о приемке, не была изначально предусмотрена трудовым договором работника, возложение на него соответствующих обязанностей будет возможно только после изменения определенных сторонами условий трудового договора. При этом следует помнить, что дополнение должностных обязанностей работника является изменением его трудовой функции, поэтому внести данные изменения в трудовой договор возможно только по письменному соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ), внесение таких изменений по инициативе работодателя не допускается (подробнее об этом смотрите в материале: Вопрос: Водители осуществляют доставку продукции в магазины. Согласно производственной инструкции в обязанности водителя входит экспедирование грузов. Можно ли с водителем заключить договор о полной материальной ответственности? Нужно ли изменить его должность на должность водителя-экспедитора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2015 г.)).

  • дату и место, когда составляется документ;
  • номер, дату, предмет контракта;
  • сведения о поставщике;
  • дату поставки, выполнения работ или оказания услуг;
  • перечень документов при поставке и их реквизиты (вид документа, номер, дата и т. д.);
  • сведения о том, соответствует ли товар (работа, услуга) условиям контракта;
  • подписи.

Когда принимаете услуги и работы, проверяйте, чтобы их сделали в полном объеме и в срок. Сравните, например, акты выполненных работ с техзаданием, сметными расчетами или проектной документацией по контракту. Если выявите нарушения, зафиксируйте их на фото или видео. Это следует из ч. 3 ст. 94 44-ФЗ и подтверждается практикой.

Заказчик вправе проводить внешний контроль по своему усмотрению. В нормативах Федеральной контрактной системы разъясняется, обязательно ли делать экспертизу по 44-ФЗ в 2022 году — с 31.07.2022 пропала необходимость проводить внешнюю экспертизу, ч. 4 ст. 94 44-ФЗ утратила силу. С этой же даты у правительства появилась возможность утвердить перечень случаев, когда заказчики обязаны привлекать сторонних экспертов. Это закреплено в ч. 4.1 ст. 94 44-ФЗ. Пока даже проекта такого акта нет.

Когда поставили товар, проверьте его количество и характеристики. Они должны полностью соответствовать спецификации в госконтракте. Если у продукции есть срок годности, проверьте, не закончился ли он. Просмотрите сертификаты, инструкции по применению и другие документы, которые поставщик передает вместе с товаром.

Под внутренней экспертизой подразумевается процесс, когда заказчик проводит проверку качества поставленного товара, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами. Если контракт исполняется поэтапно, то проведение экспертизы по 44-ФЗ обязательно для каждого этапа. Это указано в п. 1 ч. 1 ст. 94 44-ФЗ.

Новое в закупках по 44 ФЗ с 2 квартала 2022 года

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2022 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

  • ​В случае, если срок исполнения контракта с 1 по 20 число включительно, то заказчик обязан произвести оплату не позже, чем за 1 рабочий день до конца года. При этом допускается использование денежных лимитов на текущий год, а при оплате в следующем году – новые лимиты.
  • В случае, когда срок исполнения контракта приходится на период с 21-го по 31-е число последнего месяца года включительно, то оплату производят в следующем году в пределах лимитов на следующий год.

В третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок:

  • Заполнение формы жалобы производится автоматически, достаточно указать только идентификационный код закупки;
  • Правильность заполнения и соблюдение сроков также носят автоматический характер;
  • Все поданные жалобы и принятые по ним решения автоматически вносятся системой в Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок.

Согласно тексту Распоряжения Правительства № 1591-р от 11.06.2022 и № 1707 от 24.07.2022 из перечня финансовых организаций были исключены филиалы Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, а также филиалы Хоум Кредит Банка. Данное исключение снизило количество банков до 24.

Проведение экспертизы 44-ФЗ своими силами 2022 г

Приемка услуг и товаров может сопровождаться рядом особенностей, которыми умело оперируют квалифицированные специалисты. Например, если контракт предусматривает поэтапное исполнение, то экспертиза результатов приема осуществляется в конце каждого этапа. Или же, в случаях когда договор был заключен до подписания Закона 44-ФЗ, нет необходимости в экспертизе.

Экспертиза по Закону № 44-ФЗ, с помощью экспертов или своими силами, – это достаточно значимый момент для каждого заказчика, ведь именно эта процедура обеспечивает защиту интересов заказчика, особенно в тех ситуациях, когда исполнитель нарушает условия договора. Все предоставляемые поставщиком товары или услуги должны быть обеспечены грамотным и законным процессом приемки.

Предметом приемки выступают характеристики, которые являются индивидуальными для каждого отдельного предоставляемого товара или оказываемой услуги. Осуществление контроля может быть сплошным и выборочным. В процессе первого исследуются все товары (услуги) без исключения, в процессе второй применяется выборочная методика. Выделяются основные критерии к экспертизе:

Заключение контрактов является достаточно щепетильным и хлопотным процессом, требующим определенное документальное сопровождение и руководствующееся действующим законодательством. Для того чтобы снизить риски, касающиеся финансового вопроса, каждая из согласующихся сторон должна действовать законно и быть осведомленной относительно важнейших нюансов, а также требований.

Результаты экспертизы могут быть различны. В случаях, когда заказчик полностью удовлетворен полученным товаром, составляется документ о приемке. В обратной ситуации, когда товар или услуги не соответствуют условиям договора, создают протокол разногласий или другой документ в вольной форме.

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

С 1 января 2022 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц. Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.

В апреле 2022 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2022 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2022 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Вам может понравиться =>  Чековый Инвестиционный Фонд Акции

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2022 году

  • порядок выдачи разрешения на закупку иностранного промышленного товара;
  • положения об отраслевых экспертных советах при Минпромторге;
  • порядок формирования и ведения реестра российской промышленной продукции вместе с порядком предоставления выписки из него;
  • форму выписки из реестра промышленной продукции;
  • порядок формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции вместе с порядком предоставления выписки из него;
  • форму выписки из реестра евразийской промышленной продукции.

В контрактах с единственным поставщиком по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ лимит для стоимости одной сделки увеличивается с 400 000 до 600 000 рублей. Объем таких сделок составляет 5 000 000 рублей, но не больше 50% совокупного годового объема. Максимальная сумма для всех сделок по этому основанию увеличится с 20 000 000 до 30 000 000. В число заказчиков, которые пользуются этим основанием, включат «Центр народного творчества» и «Центр ремесел».

Статья 106 закона о контрактной системе пополнилась частью 5.1 о непредоставлении сведений и документов в контрольные органы в случае обжалования. При условии, что такие документы выложены в ЕИС. Если они противоречат документам, которые сделали по ходу отбора исполнителя, приоритет — у сведений из ЕИС.

Учитывая устоявшийся порядок проведения совместных конкурсов и аукционов, для уменьшения административной нагрузки на заказчиков исключают подзаконный акт, который устанавливает порядок их проведения, и установят исчерпывающие требования к такому порядку в самом законе о контрактной системе.

Минфин разработал проект внесения изменений в госзакупки 2022 года, который упрощает закупки. Планировалось, что с декабря 2022 года перестанут составлять документацию, а закрытые закупки станет проще проводить. Не сложилось, предполагаем, что эти нововведения примут в первом квартале 2022 года.

1 апреля 2022 года вступили в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в том числе предусматривающие следующее.

— в соответствии с пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляет заказчик, поскольку в силу части 1 статьи 39 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается.

  • товары из стран ЕАЭС приравниваются к российским товарам;
  • отчет о выполнении квоты нужно будет размещать в ЕИС до 1 апреля. Формироваться отчет будет автоматически, заказчик должен будет только его подписать и, если потребуется, обосновать невыполнение квоты;
  • при обосновании НМЦК учитываются только товары ЕАЭС, из реестров отечественных товаров и из КТРУ.

С этой даты заказчик будет получать информацию о соответствии участника требованиям законодательства от оператора электронной площадки. В свою очередь, оператор ЭП будет получать информацию о штрафах по ст. 19.28 КоАП из Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС). В ЕИС сведения о штрафах загрузит Федеральное Казначейство на основании данных, полученных из Генеральной прокуратуры.

С 1 января 2022 года утрачивают силу все изменения, ранее внесенные в закон «О контрактной системе» в связи с проведением общероссийского голосования. Из закона удаляются пункты 6, 7, 9 части 2 статьи 1 и пункт 30.1 части 1 статьи 93, позволявшие избирательным комиссиям закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика для проведения в 2022 году общероссийского голосования.

Вот, наконец, и заканчивается 2022 год. Високосный год, год металлической крысы. Год коронавирусной пандемии, ограничений и локаутов. Но все когда-нибудь проходит, пройдет и это. Всего через 10 дней наступят новогодние праздники и новый 2022 год. А вместе с ним — новые надежды и новые планы.

Среди товаров, на которые распространяется действие постановления: клейкие перевязочные МИ, ноутбуки, ЭВМ, телефоны, сигнализация, электронная бытовая техника, медицинская техника, шприцы, носители памяти, электроника, осветительное оборудование, лифты, спортинвентарь и другое. Размер доли российских товаров при закупках по различным видам составляет от 50 до 90 процентов.

Экспертиза по 44‑ФЗ: требования, правила и сроки ее проведения

  • являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • имеющие имущественные интересы в заключении контракта;
  • являющиеся близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке.

Результат работы внешнего эксперта или экспертной организации отражается в экспертном заключении (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Содержание, порядок оформления такого заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом или экспертной организацией.

ВАЖНО. В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза проводится по окончании каждого этапа. Если предусмотрена ежемесячная приемка продукции, то экспертиза должна проводиться ежемесячно. Если товар (работы, услуги) принимаются ежедневно — экспертиза проводится ежедневно.

  • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • заключение экспертной комиссии;
  • при несоответствии — указывается информация обо всех выявленных недостатках;
  • подпись представителя комиссии;
  • документы и выводы экспертизы.

Экспертиза исполнения госконтракта является обязательным мероприятием. Это следует из положений части 3 статьи 94 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Экспертиза проводится до подписания документов о приемке товара (услуг или работ) и служит защитой интересов заказчика в том случае, если поставленный товар, оказанная услуга или выполненные работы не соответствуют условиям контракта.

С июля 2022-го, планируя покупку недвижимости, услуг по разработке проектной документации, инженерным изысканиям или работ по строительству, реконструкции или сносу объектов, заказчики обязаны в плане-графике указывать специальный код в графе КБК. Эти изменения вводятся Постановлением Правительства РФ №1799 от 07.11.2022.

  • до 01.01.2022 действовала норма о том, что 44-ФЗ не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования. Теперь эта норма отменена;
  • статья 2 44-ФЗ дополнена частью 5, регулирующей сроки вступления в силу закона, вносящего изменения в положения 44-ФЗ, которые посвящены планированию закупок;
  • дополнены обязанности закупочной комиссии в рамках ч. 8 ст. 31. Отныне комиссии обязаны проверять данные, предоставляемые электронной площадкой, о том, привлекался ли участник к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Новое требование связано со вступлением в силу с января 2022 года Постановления Правительства №917 от 18.07.2022.
  • сократят количество форм закупок, оставив только конкурс, аукцион, запрос котировок;
  • установят единые требования к извещениям. Документация больше не нужна — всю информацию заказчикам предстоит указывать в извещениях. Документация сохранится только для закрытых процедур. Порядок подготовки, публикации и проведения прочих операций с извещениями унифицируют, он станет единым для всех процедур;
  • заказы, связанные с вооружением, деятельностью человека в космосе и работой Росгвардии, отнесут к закрытым;
  • сократят и унифицируют сроки процедур для разных способов определения поставщика;
  • одинаковыми станут и причины признания закупки несостоявшейся. Отпадет необходимость в дополнительных процедурах в рамках запроса котировок, если ни один участник не подал заявку или только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • расширят возможность проведения совместных процедур, в том числе межрегиональных;
  • изменится порядок предоставления преференций организациям УИС и инвалидов. Эти преференции внесут в текст закона, а подзаконные акты по этому вопросу отменят;
  • заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с проектом изменений, подлежат обеспечению;
  • при обеспечении заявки банки станут блокировать деньги на спецсчете сразу после подачи заявок, а не после окончания срока их подачи. А на заблокированные средства не обратят взыскание по обязательствам участника закупки;
  • если победитель уклонился от контракта, второй или третий в рейтинге участников претендент обязан заключить контракт, при условии, что он не отозвал заявку. Проведение повторной процедуры не требуется;
  • расширятся возможности закупок у единственного поставщика;
  • заявки, не соответствующие положениям 127-ФЗ, подлежат отклонению.
  • наименование товара;
  • его параметры;
  • товарный знак — при наличии;
  • страна изготовления;
  • цена за одну единицу поставляемого товара;
  • предполагаемое количество;
  • срок действия предложения;
  • информация об участнике;
  • декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок, и документы, подтверждающие такое соответствие;
  • решение об одобрении крупной сделки.

10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2022 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2022 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.

Вам может понравиться =>  Пособие до 3 лет в 2022 в башкирии на третьего ребенка

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана. В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы. При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика. Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к. в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно ч.3 ст.94 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

  • при проведении закупки товара в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не применяется приказ Минфина России от 04.06.2022 № 126н, так как данный приказ применяется исключительно при проведении конкурентных закупок;
  • в соответствии с пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляет заказчик, поскольку в силу части 1 статьи 39 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается.
  • в план-график закупок информация о таких закупках включается в форме отдельной (особой) строки;
  • в извещении об осуществлении закупки наименование закупаемого товара и его характеристики указываются исключительно с использованием каталога товаров, работ, услуг;
  • в рамках одной закупки допускается закупка только одного вида товара;
  • такие закупки учитываются при расчете совокупного годового объема закупок по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
  • предельное значение начальной (максимальной) цены контракта увеличено до трех миллионов рублей;
  • извещение о проведении запроса котировок в электронной форме формируется заказчиком с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС). Внесение изменений в извещение не допускается;
  • извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержать в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
  • отмена закупки допускается за один час до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам закупки заказчиком с использованием электронной площадки формируется протокол подведения итогов, который подписывается на электронной площадке усиленными электронными подписями всех членов комиссии;
  • при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в заявку на участие в закупке включается наименование страны происхождения товара.
  • заказчик не позднее трёх часов с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов направляет победителю проект контракта;
  • победитель подписывает проект контракта не позднее одного рабочего дня;
  • формирование протокола разногласий не предусмотрено;
  • заключение контракта допускается не ранее двух рабочих дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

ИЗМЕНЕНИЕ В ПРИЕМКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Данная обязанность заказчика прослеживается, если буквально толковать норму закона (часть 10 статья 94). При этом данное положение не соответствует нормам частей 5 и 7 указанной статьи, где указывается, что подобный документ оформляется, когда привлекаются сторонние эксперты. О том, требуется ли оформление подобного документа или нет, если экспертиза проводится сотрудником заказчика, разъяснений компетентных органов пока не поступало.

Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачиприемки).

В соответствии с ч. 3 ст. 94 для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Такая экспертиза может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Сам процесс проведения экспертизы в отсутствие специального регулирования можно сопоставить с проверкой поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ. Данная проверка проводится в соответствии с гражданским законодательством в рамках заключенных соответственно договоров поставки, оказания услуг и подряда (статьи 474, 513, 720 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее 44-ФЗ) экспертиза продукции —обязательный этап приемки товаров. Заказчик в ходе исполнения государственного или муниципального контракта должен осуществлять приемку товаров, работ и услуг (далее ТРУ) и документально ее оформлять (части 6–8 статьи 94 Закона № 44-ФЗ). Указанную экспертизу заказчик может провести самостоятельно либо с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В данной статье мы осветим один из механизмов защиты заказчиковот поставок некачественной продукции. В соответствии с пунктом 15 статьи 3 № 44-ФЗ эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспер-
тизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных № 44-ФЗ. Данное определение распространяется на экспертов и экспертные организации, которые привлекаются заказчиком на основе договора (т. н. «внешних» экспертов). Необходимо сразу уточнить, что 44-ФЗ выделяет две категории экспертиз:
– обязательная;
– допустимая (возможная).

Экспертные заключения по 44-ФЗ

  • номер и дата заключения контракта, идентификационный код закупки, упрощающий распознавание договора;
  • данные о сторонах контракта и представителях таких сторон, в том числе сведения о лицах, присутствующих во время проведения мероприятий по оценке результатов закупки;
  • дата проведения экспертного исследования;
  • предмет контракта в соответствии с точной формулировкой, присутствующей в документации по закупке от извещения до документов о приемке;
  • перечень представителей сторон, игравших роль свидетелей во время выборки образцов для экспертного исследования;
  • перечень мероприятий, которые были проведены, чтобы выявить, насколько указанные выше образцы отвечают условиям соглашения между поставщиком и заказчиком;
  • содержание самого экспертного заключения с указанием выявленных недостатков, которые являются признаками некачественного проведения работ исполнителем;
  • подписи членов экспертной комиссии или единоличного эксперта;
  • приложения к акту (если они необходимы), свидетельствующие об уровне квалификации лиц, включенных в экспертную комиссию.

В процессе приемки услуг и работ убедитесь, что они выполнены без нарушения сроков и в полном объеме. Для этого сопоставьте акты выполненных работ с техзаданием, сметными расчетами или проектной документацией по договору. Любые допущенные исполнителем нарушения фиксируются при помощи фото либо видео, о чем говорится в части 3 ст. 94 закона 44-ФЗ. Также эта норма успела пройти проверку на практике.

По результатам проверки закупки специалисты формируют итоговый акт или экспертное заключение по 44-ФЗ. Если у них не возникло серьезных замечаний, то по каждому критерию ставится оценка «Подтверждает соответствие» или «Соответствует». При выявлении нарушений эксперты дают рекомендации, назначают ответственных лиц и срок для устранения проблем.

  • дату и место составления заключения;
  • номер, дату, предмет договора;
  • сведения об исполнителе;
  • дату предоставления ТРУ;
  • перечень документов, полученных во время поставки и их реквизиты, то есть вид документа, номер, дата, пр.;
  • сведения о соответствии ТРУ требованиям соглашения;
  • подписи проверяющих.

Обычно поводом для отказа от приемки являются выявленные серьезные недостатки поставленной продукции. Однако достаточно часто заказчики не хотят принимать товар, обнаружив даже несущественные минусы, не способные сказаться на потребительских характеристиках продукта. Хитрые покупатели начинают пользоваться результатами выполненных работ, оказанных услуг, отказываясь принимать работу, подписывать акт и выплачивать сумму, прописанную в условиях контракта.

Adblock
detector