Административная Ответственность За Нарушение Прав Потребителей
Содержание
- 1 Статья 14
- 2 Статья 14
- 3 Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
- 4 Типичные нарушения, фиксируемые в сфере законодательства о защите прав потребителей, и пути их преодоления
- 5 Какое наказание предусмотрено за недоведение до потребителя необходимой информации
- 6 Освобождение от административной ответственности при изменении регулятивных норм
Статья 14
4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —
5. Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом, —
Напоминаем, что Указом Губернатора Красноярского края от 12.05.2022 № 118-УГ на территории Красноярского края с 13 мая 2022 введен «масочный режим», обязывающий граждан использовать защитные маски при нахождении в общественном транспорте и такси, на остановочных пунктах, а также при посещении организаций, деятельность которых не приостановлена, в том числе магазинов и других объектов обслуживания потребителей.
Необходимость внедрения указанных изменений продиктована участившимися случаями отказа инвалидам, пожилым гражданам и другим социально уязвимым категориям лиц в доступе к объектам и услугам транспортной инфраструктуры, к сфере развлечения и отдыха по признакам наличия расстройства здоровья, ограничения жизнедеятельности, преклонного, детского возраста и иным подобным основаниям.
Предписание выносится в соответствии с принятым решением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя). Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного органа. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право возбуждать дело о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) может быть наложен штраф в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия. Значительная часчь требований потребителей, как правило, удовлетворяется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии
Исполнители (изготовители, продавцы) имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа.
В пределах своей компетенции антимонопольный орган и направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании; в органы прокуратуры; другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.
По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовители, исполнители обязаны предоставить достоверные документы, письменные или устные объяснения и иную информацию, необходимую для охраны интересов потребителей.
Наряду с антимонопольными органами в сфере защиты прав потребителей действуют и другие государственные органы. Так, контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют органы государственного управления: Госстандарт России, Государственный комитет санэпидемиологического надзора, Министерство экологии и природных ресурсов, Госторгинспекция и их территориальные органы и управления, а также другие федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции эти органы вправе направлять предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров, о снятии с производства, о прекращении выпуска и продажи таких товаров, о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и службы и в случае, когда такие сроки не установлены, но должны быть, а также предписания о приостановлении продажи товаров при отсутствии надлежащей информации о них, об отзыве товаров от потребителей.
Федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) вправе налагать штрафы в случаях:
Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания. При этом многие из них часто не причиняют непосредственного материального вреда. Поэтому средства гражданско-правового принуждения в таких случаях не могут применяться. Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2-х месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Действующее административное законодательство предусматривает различные составы административных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и др., за совершение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Но по социальной значимости наиболее важными, являются нарушения прав потребителей в сфере торговли. В этой области выделяются следующие составы нарушений и размеры ответственности по ним:
Статья 14
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки в связи с установлением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ведущим специалистом отдела надзора Управления за питанием населения вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, составлен протокол по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в котором зафиксирован факт реализации вина виноградного натурального полусладкого красного с нечетко проставленной маркировкой (нечитаемым месяцем выработки).
Согласно ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (о доведении до потребителей информации о происхождении импортированной алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции см. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 872).
Исходя из изложенного, установив наличие вины общества в совершенном правонарушении, соблюдение процедуры и срока давности привлечения к ответственности, соответствие размера назначенного штрафа санкции части 2 статьи 14.8 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
Приведенные доводы о необходимости квалификации правонарушения по эпизоду маркировки товара единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза «ЕАС» по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению, поскольку обществу вменяются противоправные действия, относящиеся к формам обмана потребителей.
Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме.
Должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) (п.64 ч.2 ст.28.3);
5. Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом, —
4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —
по заявлению акционерного общества «Третий парк» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 20.12.2022 N Ю78-00-03-2432-18 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и представления от 20.12.2022 N 78-00-03-1975-18 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки в связи с установлением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ведущим специалистом отдела надзора Управления за питанием населения вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, составлен протокол по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в котором зафиксирован факт реализации вина виноградного натурального полусладкого красного с нечетко проставленной маркировкой (нечитаемым месяцем выработки).
Типичные нарушения, фиксируемые в сфере законодательства о защите прав потребителей, и пути их преодоления
Еще одним выявляемым довольно часто нарушением является несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг. В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах: на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Основным нарушением, которое по-прежнему допускают субъекты предпринимательской деятельности, является нарушение права потребителей на информацию – в организации-исполнителе услуг (продавце товаров) до сведения потребителя не доводится информация о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адрес) либо информация о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, режиме работы организации. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 9 Закона продавец (исполнитель) обязан довести до сведения потребителей на вывеске: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес), режим ее работы. Кроме того, исполнитель (продавец) – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Так, ФАС Уральского округа в своем постановлении от 15 января 2008 года № Ф09-11140/07-С1 по делу № А60-30764/07 согласился с выводами суда предыдущей инстанции о том, что в действиях предпринимателя усматривается нарушение части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку на вывеске магазина предпринимателя отсутствует обязательная и необходимая информация о месте нахождения магазина, юридическом адресе, режиме работы магазина, отсутствует информация о государственной регистрации и наименовании органа его зарегистрировавшего;
Какое наказание предусмотрено за недоведение до потребителя необходимой информации
По закону потребитель вправе получить достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В свою очередь изготовитель товара, исполнитель работ, услуг или продавец обязаны предоставить потребителю такую информацию.
Так, до потребителя нужно довести фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Эта информация размещается на вывеске. Кроме того, потребителю должна быть предоставлена вся необходимая информация о товаре, работе или услуге. В противном случае изготовитель, продавец или исполнитель может быть привлечен к административной ответственности.
Освобождение от административной ответственности при изменении регулятивных норм
Ответ: Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 г. N 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации») (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Вопрос 22: Подлежат ли применению положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, в случае отмены правовых норм, устанавливающих правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации?
Ст. 45 Закона: общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), которые для осуществления своих уставных целей согласно законодательству. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов):
В процессе разбирательства особое значение имеет момент доказывания. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Продавец не выполнил просьбу Савельева Р.Н., несмотря на то, что тот обратился практически сразу же после покупки и представил все чеки. Тогда гражданин написал претензионное письмо на имя руководителя магазина, но в указанный срок ответа не поступила, действия по удовлетворению требований покупателя не произведены.
- Разъяснения прав потребителей;
- Требования к качеству товаров;
- Обязанности изготовителей и продавцов товаров;
- Ответственность продавцов и изготовителей;
- Регулирование дистанционной торговли;
- Сроки устранения обнаруженных недостатков в выполненной работе;
- Особенности защиты прав потребителей со стороны органов власти.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки в связи с установлением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ведущим специалистом отдела надзора Управления за питанием населения вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, составлен протокол по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП, в котором зафиксирован факт реализации вина виноградного натурального полусладкого красного с нечетко проставленной маркировкой (нечитаемым месяцем выработки).
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ;
02 Июн 2021 polrostov 319