Административно-Правовая Деятельность Учреждения

Предприятия и учреждения как субъекты административного права

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

По значению и видам собственности государственные предприятия подразделяются на федеральные предприятия и предприятия субъектов Федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.

Указанный Федеральный закон достаточно подробно регулирует и материально-правовые, и процессуальные аспекты лицензирования, в частности, основные принципы осуществления лицензирования, полномочия лицензирующих органов, порядок принятия решения о предоставлении лицензии, виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, и некоторые другие вопросы.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» также устанавливает требования к организации и проведению мероприятий по контролю, права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и порядок их защиты.

Полная характеристика гражданско-правовой составляющей финансово-экономического статуса образовательного учреждения в настоящем пособии нецелесообразна, (с ней можно ознакомиться самостоятельно, обратившись к соответствующим нормативно-правовым актам и литературе). Поэтому в данном случае будет достаточным ограничиться тем замечанием, что в настоящее время проблема «образовательного предпринимательства» приобретает исключительно острый характер в силу происходящих процессов реформирования образовательной системы, носящих преимущественно финансово-экономический, а не собственно образовательный, характер, что в значительной мере негативно сказывается на качестве образования. С этим обстоятельством связана и проблема своего рода «раздвоения» правовой ответственности образовательного учреждения: с одной стороны, речь идет об ответственности за обеспечение надлежащего (соответствующего государственным образовательным стандартам и соответствующим образовательным программам) качества образования и, с другой, – за надлежащее исполнение норм различных отраслей законодательства (бюджетного, гражданского, налогового, административного, образовательного и др.)

В качестве определенной организационно-правовой формы собственно «учреждение» закреплено ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Закона о некоммерческих организациях, а правовое положение имущества такого учреждения определяется статьями 213, 296 и 298 ГК РФ. Учреждение создается (учреждается) собственником имущества, которое закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, оно финансируется учредителем полностью или частично. В соотве6тствии с Гражданским кодексом РФ учреждение создается (учреждается) одним, единственным учредителем, собственником имущества для осуществления обусловленным им целей некоммерческого характера.

Глава 3

Следует отметить, что современное медицинское учреждение, представляющее собой сложный лечебно-хозяйственный комплекс, наряду с главной, лечебно-диагностический функцией, осуществляет хозяйственные, снабженческие, эксплуатационные и иные функции, являющиеся предметом правового регулирования многообразных норм различных отраслей права.[226] В своей совокупности и во взаимодействии именно они обеспечивают медицинскому учреждению правовую основу, иными словами правовой статус, для его функционирования.

Необходимость подобных преобразований объясняется неспособностью государства (вернее, его аппарата) выполнять социальные обязательства перед населением по оказанию бесплатной медицинской помощи, невозможностью и нежеланием содержать уже основательно коммерциализированные медицинские учреждения в прежнем статусе.

Административное право

Сначала раскроем понятие субъектов административного права. Термин » Субъект Административного права « коротко и простыми словами — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей — публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; акций открытых акционерных обществ на специализиро-ванном аукционе; государственного или муниципального имущества на конкурсе; за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ОАО); ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг; государственного или муниципального имущества посредством пуб-личного предложения; государственного или муниципального имущества без объявления цены.

Вам может понравиться =>  Сколько По Времени Меняют Удостоверение Многодетной Семьи В Мфц

Данным постановлением было предписано федеральным органам исполнительной власти провести анализ деятельности находящихся в их ведении предприятий и представить в Министерство имущественных отношений РФ обоснованные предложения: по реорганизации предприятий, включая их преобразование в открытые акционерные общества; созданию федеральных казенных предприятий; продаже предприятий как имущественных комплексов; ликвидации предприятий; сохранению предприятий, основанных на праве хозяйствен-ного ведения.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы: нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех видов собственности; нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям; нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям. Предприятия, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья работников предприятий, населения и потребителей продукции, антимонопольное законодательство и т.д. Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением этого законодательства и при наличии соответствующих нарушений могут вмешиваться в деятельность организаций, применять необходимые меры принудительного воздействия. В определенных случаях предприятия обязаны получать разрешение (лицензию) на занятие данным видом хозяйственной деятельности. Наличие общего в содержании административно-правового статуса различных организаций сочетается с определенными особенностями, характерными для организаций различных видов. Прежде всего это касается отличий в административно-правовом статусе государственных и негосударственных предприятий. Особенности административно-правового статуса государственных организаций обусловливаются тем, что государство является их собственником. Нормы, определяющие административно-правовой статус государственных организаций, закрепляют принципиальные позиции во взаимоотношениях предприятий и учреждений с органами государственной и в том числе исполнительной власти. К ведению государственных органов относится: создание государственных организаций; определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; обеспечение их в установленных случаях государственными заказами; реорганизация и ликвидация этих организаций и т.п. Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, функционирование которых в соответствующей части подчиняется режиму разрешительной системы, например, производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ. Нормы, определяющие административно-правовой статус государственных организаций, устанавливают: запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность организаций; необходимость их государственной регистрации; порядок осуществления регистрации и основания для отказа в регистрации; обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Должностные лица государственных предприятий наделены полномочиями государственно-властного характера. На них распространяется дисциплинарная власть уполномоченных государственных органов и должностных лиц.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. При этом унитарные государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на два вида — основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления, последние создаются в виде федеральных казенных предприятий. Государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, самостоятельно планирует свою деятельность и перспективы развития. Основу его планов составляют заключаемые им хозяйственные договоры; в планах предусматривается решение текущих и перспективных задач. Преимущественной формой снабжения предприятия являются прямые связи. Развиваются формы посредничества через биржи, брокерские конторы и др. Предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в предусмотренных законодательством случаях — по государственным ценам. Оно несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее своих обязательств по расчетам, может быть объявлено несостоятельным (банкротом). Административно-правовой статус негосударственных предприятий также имеет свои особенности. Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные. Оно не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринимателями.

Вам может понравиться =>  Адамас Возврат Кольца

Особенности административно-правового статуса государственных учреждений

2. Административные государственные учреждения — это государственные учреждения, основным видом деятельности которых является осуществление внешнего государственного управления и государственного регулирования, а также административного контроля и административного надзора (мониторинга) в определенных сферах функционирования государства и общества. Они оказывают организационно-управленческое содействие соответствующим органам исполнительной власти в реализации возложенных на них функций государственного управления и государственного регулирования в отдельных сферах жизнедеятельности государства и общества, а также осуществляют от их имени государственный контроль и надзор за соблюдением физическими лицами и организа-циями действующих в этих сферах специальных норм и правил.

Объем, виды и содержание административных обязанностей государственного учреждения в соответствующей сфере его деятельности, так же как и его административных прав, определяются местом этого учреждения в системе административных правоотношений, его задачами и функциями. С учетом названных факторов все административные обязанности государственных учреждений, так же как и их административные права, могут быть подразделены на два вида: общие и специальные.

1. Предприятия и учреждения как субъекты административного права
Субъект административного права – это лицо (организация), которое в соответствии с действующим законодательством является участником управления отношений, регулируемых нормами административного права, и наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления.
Предприятия и учреждения являются коллективными субъектами административного права.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, который создан для производства продукции, оказания услуг и выполнения работ в целях получения прибыли и удовлетворения общественной потребности.
Упреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (пример: учреждения здравоохранения, образования).
Разница между предприятиями и учреждениями содержится в результатах их основной деятельности.

2. Классификация предприятий и учреждений
Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности могут быть разделены:
• на государственные (федеральные или субъектов РФ);
• муниципальные (городского, районного, сельского, поселкового значения);
• общественные;
• частные;
• смешанных форм собственности.
В зависимости от организационно-правовых форм различают:
• государственные и муниципальные;
• товарищества на вере;
• полные товарищества;
• открытые и закрытые акционерные общества;
• общества с ограниченной ответственностью;
• производственные кооперативы.
В зависимости от отраслевой специализации предприятия и учреждения делятся:
• на промышленные (фабрики, рудники, шахты, заводы, комбинаты и другие);
• сельскохозяйственные (фермерские хозяйства, совхозы и т.д.);
• строительные (кооперативы, строительные управления и т.д.);
• транспортные (аэропорты, предприятия водного транспорта, предприятия гражданской авиации, предприятия железнодорожного транспорта и т.д.);
• связи (почтамты, телеграфы, узлы связи и т.д.);
• торговли (гастрономы, универмаги и т.д.);
• жилищно-коммунальные (жилищно-эксплутационные правления и другие).

Административно-правовой статус предприятий и учреждений

Административная правосубъектность (правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.

Для государственной регистрации общественных объединений в органы Росрегистрации подаются: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда; сведения об учредителях и т.п. Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Что касается муниципальных предприятий и учреждений, то ряд вопросов их правового положения, взаимоотношений с орга­нами исполнительной власти разных уровней определен Феде­ральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., Указом Президента «Об утверждении Основных положений госу­дарственной политики в области развития местного самоуправле­ния в Российской Федерации» от 15 октября 1999 г. и некоторы­ми другими правовыми актами.

Вам может понравиться =>  Умная Грамотная Апелляционная Жалоба На Арест Стражу

Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

  • конституция РФ;
  • международно-правовые договора и соглашения;
  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
  • Общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;
  • Межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;
  • Отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

Административно-правовая деятельность

Государственное управление и исполнительная власть, представляя собой близкие понятия, включают три основных признака: управленческий (исполнительный) аппарат, выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную) и используемую им в этом процессе власть.

Таким образом, наука административного права, изучая различные аспекты проблемы управления, включает в предмет своего исследования и такой вид социального управления, как местное самоуправление. Изучение местного самоуправления — это логическое продолжение анализа более обширной темы управления в Российской Федерации, организации и сущности государственной власти, построения исполнительной власти и осуществления ее функций, а также децентрализации управления.

Однако в отличие от предприятий некоторые учреждения должны проходить государственную аттестацию и аккредитацию. Например, обра­зовательные учреждения аттестуются один раз в пять лет. Для того чтобы образовательное учреж­дение было вправе выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответ­ствующем образовании, оно должно иметь от го­сударства (в данном случае от Министерства об­разования РФ) свидетельство о государственной аккредитации. Государственная аккредитация гарантирует качество образовательных услуг не ниже требований государственного стандарта.

Учреждение — это разновидность организации, образованная собственником для создания соци­альных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управлен­ческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создаю­щим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Среди учрежде­ний, осуществляющих управленческие функции, могут быть названы, например, аппараты законо­дательных, судебных органов, прокуратуры.

Все виды предприятий и организаций вступают в административно-правовые отношения на основе федерального, регионального и муниципального, локального правового регулирования. Этими отношениями опосредствуют управленческие решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, определяют сам предмет, цели и задачи их деятельности, соблюдение законности и государственной дисциплины (государственная регистрация, лицензирование, контроль, учет и надзор).

Предприятия (унитарные, казенные) могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации, холдинги. Весьма важно в организационно-правовом аспекте рассмотреть предприятия машиностроения как основного двигателя развития производственных сил. По определению РАН машиностроение представляет собой комплекс отраслей, изготовляющих средства производства и транспорта, а также предметы потребления и оборонную промышленность. Машиностроительный комплекс может быть представлен пятью группами подотраслей: во-первых, инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, нефтегазовое); во-вторых, сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для легкой и пищевой промышленности; в-третьих, авто и производство бытовых товаров (холодильники, телевизоры и т.д.); в-четвертых, оборонные предприятия, включая авио- и судостроение, электронную и радио промышленность; и, наконец, в-пятых, комплектующие их электроника, приборостроение и станкостроение. Как представляется, ведущие предприятия названных подотраслей машиностроения должны быть государственными. Следует отметить, что в современной Франции более 60% предприятий являются государственными.

Adblock
detector