Административно правовой статус государственных унитарных предприятий

Унитарные предприятия обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей природной среды, правовой режим природопользования, правила безопасности в промышленности, строительстве, энергетике, санитарно-гигиенические правила, земельное, антимонопольное, налоговое законодательство, законодательство в области предпринимательской деятельности и иное. За нарушение этих норм унитарное предприятие (руководитель, должностное лицо) несет административную ответственность.

Таким образом, государственные и муниципальные органы обладают широкими полномочиями по управлению унитарными предприятиями. Унитарное предприятие часто именуют специфической формой организации, не свойственной рыночной экономике, так как это коммерческая организация, преследующая целью извлечение прибыли, но не являющаяся собственником своего имущества 3 .

Порядок создания и деятельности унитарных предприятий в общих чертах урегулирован нормами главы 4 ГК РФ. Детально эти вопросы регламентируются Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. № 205, полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия определены постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739.

4. Законом подробно регламентированы права собственника имущества унитарного предприятия (ст. 20). На собственника имущества, т.е. на государство может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам государственного (муниципального) предприятия при недостаточности имущества только в случае, если собственником предприятия вызваны несостоятельность или банкротство. По обязательствам казенного предприятия государство всегда несет субсидиарную ответственность при недостаточности имущества предприятия (ст. 7 Закона).

3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования осуществляют права собственника имущества унитарного предприятия (ст. 2 Закона).

Административно-правовой статус предприятий, учреждений, общественных и религиозных объединений

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и исполняют равные обязанности.

В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления, например, в Федеральных законах «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и др.

Общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с символикой иностранных государств. Символика общественных объединений не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Символика общественного объединения подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий

Подавляющее большинство сделок по распоряжению «своим» иму­ществом государственные и муниципальные предприятия не вправе совершать без предварительного согласия учредителя-собственника (ст. 6 и ст. 18 Закона об унитарных предприятиях). Более того, любым сво­им имуществом такое предприятие распоряжается «только в преде­лах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, це­ли, предмет, виды которой определены его уставом». Сделки, совер­шенные с нарушением данного требования, объявлены ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, ст. 168 ГК). Следова­тельно, контрагент унитарного предприятия по сделке теперь должен практически каждый раз удостоверяться:

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК, ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Собственник имущества унитарного предприятия назначает ему руководителя (директора), который является его единственным (еди­ноличным) исполнительным органом, подотчетным собственнику-учредителю (п. 4 ст. 113 ГК; п. 1 ст. 21 Закона об унитарных пред­приятиях). Никаких иных («волеобразующих») органов унитарного предприятия, в том числе «собраний трудового коллектива», закон не предусматривает.

Унитарное предприятие несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на ограниченном вещ­ном праве имуществом учредителя. С другой стороны, унитарное пред­приятие не отвечает этим «своим» имуществом по долгам своего учре­дителя-собственника (кредиторы которого не могут, следовательно, об­ратить взыскание на имущество унитарного предприятия) (п. 5 ст. 113 ГК; п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Собственник несет ответственность по долгам унитарного предприятия лишь в субсидиар­ном порядке и только в случае его банкротства, вызванного выполнени­ем указаний собственника (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

Совещательные органы, которые могут создаваться на некоторых предприятиях на основании п. 4 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях, не являются органами это­го предприятия как юридического лица, поскольку не имеют полномочий на формиро­вание или изъявление вовне его воли.

иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия, внутренними документами унитарного предприятия, решениями собственника имущества унитарного предприятия и руководителя унитарного предприятия.

4. В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.

1) сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи, а также земельных участков (в том числе искусственных земельных участков, созданных в соответствии с Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в границах территорий морских портов;

8. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.

2. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества. То же касается распоряжения вкладом (до­лей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию ак­циями.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный ди­ректор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. По смыслу закона директором является физическое лицо; назначение управляющей организации не допускается. На предприятии могут создаваться коллегиальные органы, однако они являются лишь совещательными. Статья 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает существен­ные ограничения правоспособности руководителей унитарного пред­приятия. В частности, эти лица не вправе выступать в качестве учреди­телей (участников) других организаций (исключение не сделано даже для некоммерческих организаций и акционерных обществ), занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в госу­дарственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, входить в исполнительные органы коммерческих орга­низаций (кроме случаев, обусловленных его должностными обязанно­стями).

Кроме того, собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имущест­вом унитарного предприятия недействительной, а также с требовани­ем о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных ГК и указанным законом. Он вправе истребо­вать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владе­ния.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Административная правосубъектность государственных унитарных предприятий

Цели, задачи, а также основные направления деятельности унитарных предприятий прямо не определены в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» . Косвенно они закреплены в п. 4 ст. 8 означенного Закона. Так, к целям создания государственного или муниципального предприятия можно отнести случаи, связанные с необходимостью использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; необходимостью осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства и др.

Вам может понравиться =>  Прожиточный Минимум В Ставропольском Крае На 2022 Года Для Малоимущих

Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что унитарное предприятие создается с целью обеспечения определенных общественных интересов, для исполнения государственных функций: «Объем и содержание этих форм собственности определяются задачами по ведению общих дел, и ими предопределяется целевое назначение объектов государственной и муниципальной собственности» . Отсюда следует важная особенность унитарных предприятий как правового механизма управления государственным имуществом — наделение субъекта указанных прав исключительно специальной правоспособностью, то есть способностью «иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах» (п. 1 ст. 49 ГК) .

Гаджиев Г.А. Основные экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств). Автореф. докт. дис. М., 1996. С. 31.
Характерно, что в странах англосаксонской системы государственные организации также «не вправе действовать вне пределов полномочий, данных им уставом» (Dine J. Company law. Macmillan. 1998. С. 43). При этом причины этого подхода те же, что и в России.

Цель любого государственного предприятия и учреждения всегда производна от известных функций публичного собственника (обеспечение обороны страны, безопасности государства, многочисленных прав и свобод граждан). Точнее, цели конкретного субъекта права хозяйственного ведения и оперативного управления — это всегда конкретная цель самого государства. Последнее в силу своей сущности и предназначения не может и не должно иметь возможность осуществлять любые виды деятельности. Его правоспособность — «целевая, она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство» . Осуществление любых не запрещенных законом видов деятельности — неотъемлемое свойство коммерческих организаций, т.е. организаций, преследующих цель извлечения прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Специальная же правоспособность по своей сути противоречит возможности получения максимальных прибылей (цели обычного предпринимателя).

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1998 N 741 (в ред. от 6 апреля 1999 г.) «О мерах по созданию национальной депозитарной системы» // РГ. 1998. 23 июля.
Постановление Правительства от 26 сентября 1997 г. N 1224 «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» // РГ. 1997. 16 окт.

Коммерческая организация, являясь субьектом административного права, обладает правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью юридического лица понимается его способность быть наделенным конкретными правами и обязанностями гражданского характера, которые нужны ему для развития любой деятельности, не противоречащей закону.

Производственным кооперативом (артелью)- признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права. Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, также государственный служащий или должностное лицо. Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права.

Полным товариществом признается такое хозяйственное товарищество, участники которого, являясь предпринимателями, осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества, солидарно несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. А в коммандитном товариществе (товариществе на вере) выделяют две группы участников-полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества, коммандитисты (вкладчики) лишь вносят вклады в имущество и отвечают только в пределах своего вклада.

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то органом соответствующего публично-правового образования (в этой роли обычно выступают соответствующие отраслевые органы исполнительной власти). Для создания и функционирования унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров предприятия с учредителем-собственником (или уполномоченным им органом). Кроме сведений, обычно предусматриваемых в уставе юридического лица, в уставе унитарного предприятия должны также содержаться сведения о предмете его деятельности; органе, осуществляющем полномочия собственника его имущества; перечень и порядок формирования и использования фондов, на которые делится имущество предприятия, а также направления использования полученной им прибыли (доходов) (п. п. 3 – 5 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях).

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Унитарное предприятие несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на ограниченном вещном праве имуществом учредителя. С другой стороны, унитарное предприятие не отвечает этим своим имуществом по долгам своего учредителя-собственника (кредиторы которого не могут, следовательно, обратить взыскание на имущество унитарного предприятия) (п. 5 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Собственник несет ответственность по долгам унитарного предприятия лишь в субсидиарном порядке и только в случае его банкротства, вызванного выполнением указаний собственника (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

Размер чистой прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложений о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Правовое положение казенных предприятий, режим имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Законом РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред. от 02.07.2010 г.) постановлениями Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казённых предприятий» и Приказом Минэкономразвития РФ от 25 августа 2005 года № 205 «Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения».

Унитарное предприятие – коммерческая организация, имущество которой является собственностью её учредителя, остаётся неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям) между её работниками (ст. 113 ГК РФ). В форме унитарного предприятия создаются только государственные и муниципальные предприятия.

Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение об его реорганизации и ликвидации.

При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.

УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
/»Законность», N 5, 2003/
С. АРТЕМЕНКОВ
С. Артеменков, доцент кафедры гражданского и семейного права МГЮА, кандидат юридических наук.
Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. (далее — Закон о ГУП) — один из самых ожидаемых с момента принятия части первой ГК РФ. Ряд вопросов до появления этого Закона либо решался на подзаконном уровне, где не было единообразия, либо вообще оставался открытым.
Уже гл. I кроме определения унитарного предприятия и ряда норм, отражающих признаки юридического лица, содержит ряд новелл, которые не только во многом меняют правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий, но и способны оказать существенное влияние как на количество таких предприятий, так и на сферу их деятельности. К примеру, п. 1 ст. 2 Закона устанавливает правило, согласно которому унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Следует отметить, что до принятия Закона и внесения соответствующих изменений в ГК п. 7 ст. 114 ГК предоставлял возможность унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия путем передачи им части своего имущества в хозяйственное ведение. При этом правовое положение дочернего унитарного предприятия не регулировалось ст. 105 ГК, а, напротив, имело существенные отличия от положения дочернего хозяйственного общества. Такие отличия обусловлены спецификой самого унитарного предприятия как субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, за исключением общих положений, содержащихся в п. 7 ст. 114 ГК, ни сам Кодекс, ни иные акты законодательства не устанавливали порядок и процедуру создания государственными и муниципальными унитарными предприятиями дочерних юридических лиц. В частности, нормативно не были определены объем прав, пределы и характер зависимости дочернего предприятия перед учредителем и собственником. Существовавший пробел в законодательстве до принятия Закона восполнялся путем обращения к нормам ГК и иных актов, касающихся унитарных предприятий. Так, п. 4 ст. 3 ФЗ «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества; при этом, согласно п. 5 названной статьи, они могли входить в состав такой группы только вместе со своим унитарным предприятием-учредителем.
Редакция этой статьи ФЗ «О финансово-промышленных группах» не претерпела изменений и сегодня, однако она в части, касающейся дочерних предприятий, не подлежит применению на основании п. 1 ст. 37 Закона о ГУП, как противоречащая этому Закону.
Что касается решения остальных вопросов, неизменно возникавших при существовании дочерних предприятий, то законодатель предпочел на них не отвечать, а исключил возможность создания дочерних юридических лиц государственными предприятиями. Причем в отношении уже существующих образований подобного рода Закон не оставил выбора их дальнейшей судьбы, установив в п. 3 ст. 37 императивное правило о необходимости реорганизации действующих дочерних предприятий в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона о ГУП. Нетрудно предсказать, что следующим шагом будет появление большого числа структурных подразделений предприятий — представительств и филиалов.
Очевидно, что таким образом законодатель стремится ужесточить контроль за деятельностью предприятий, в том числе за использованием принадлежащего им на праве хозяйственного ведения имущества, а с учетом норм ГК и п. 4 ст. 5 Закона о ГУП об ответственности за деятельность филиалов и представительств создавших их унитарных предприятий — и повысить уровень ответственности последних. Такие нормы, с одной стороны, могут выглядеть более привлекательными для контрагентов предприятий, что, в свою очередь, способно увеличить долю их участия в имущественном обороте; с другой стороны, эти же нормы представляют и серьезную опасность для создавших структурные подразделения предприятий, когда в качестве мер по обеспечению требований к филиалу, находящемуся на значительном расстоянии от основного предприятия, может, к примеру, накладываться арест на расчетный счет самого предприятия. Причем эта опасность настолько серьезная, что может привести к уходу предприятий с отдельных рынков.
Следующей важной новеллой является возможность, согласно п. 2 ст. 2 Закона о ГУП, образования казенных предприятий на базе имущества, находящегося не только в федеральной собственности, но и в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований.
Следует отметить, что существование казны субъектов Федерации и казны муниципальных образований, в соответствии с п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК, потенциально допускает возможность создания казенных предприятий на любом уровне, когда речь идет о казенном имуществе. Такие допущения делались и в науке . Хотя в то же время исследователями отмечалось несоответствие казенных предприятий объектам местной инфраструктуры и функциям муниципальных образований. Однако законодатель пошел по другому пути.
———————————
См., напр.: Ершова И.В. Проблемы правового регулирования государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001. С. 152; Артеменков С.В. Права на имущество юридических лиц. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2000. С. 199.
Здесь же необходимо сказать, что, несмотря на п. 1 ст. 115 ГК в его прежней редакции, устанавливающей возможность существования только федеральных казенных предприятий, Закон о ГУП в этой части, как это ни странно, оформил уже сложившиеся фактические отношения.
Пункт 11 Указа Президента РФ N 1003 от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий» рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Федерации осуществить реформу государственных предприятий, относящихся к их собственности, а органам местного самоуправления — реформу муниципальных предприятий. В этом же Указе (п. 1) речь идет о создании именно казенных предприятий. Из такой возможности исходила и Московская городская Дума, 20 сентября 1995 г. приняв Постановление N 61 «Об утверждении и введении в действие программы приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве». Приложение N 4 к этой программе, определяющее перечень предприятий, рекомендуемых к преобразованию, в том числе в казенные предприятия, содержит наименования 119 организаций Москвы (в основном научно-исследовательского профиля).
Соответственно с законодательным закреплением возможности создания казенных предприятий субъектов Федерации и муниципальных казенных предприятий к Правительству РФ как к органу, полномочному принимать решение об учреждении казенного предприятия, добавились уполномоченный орган субъекта Федерации и орган муниципального образования (п. 3 ст. 8 Закона о ГУП).
Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности публичных образований различных уровней, не допускается.
Закон определил случаи и цели создания государственных и муниципальных предприятий. Первое, что выглядит очевидным, — это схожесть, а в отдельных случаях и тождественность целей создания предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и казенных предприятий, что оставляет широкие возможности для усмотрения собственника в выборе конкретной формы публичного предпринимательства. Пожалуй, одним из немногих действительно существенных отличий в этой части является то, что в случае необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств предусматривается создание именно казенных предприятий. И хотя на сегодняшний день в подобных сферах действует и достаточно предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, указание на такую специфику именно казенных предприятий послужит лишним аргументом для того, кто отстаивает тезис о некоммерческой сущности данных юридических лиц .
———————————
См., напр.: Зинченко С., Лапач В., Газарьян Б. Новый ГК и предпринимательство: проблемы регулирования // Хозяйство и право. 1995. N 10. С. 92 — 93; Ершова И.В. Указ. соч. С. 156.
Второе, что следует сказать, — это недостаточная определенность целей создания предприятий, а в отдельных случаях — нечеткость используемых понятий. Так, Закон о ГУП отсылает к другим федеральным законам, устанавливающим виды деятельности, предусмотренные только для государственных предприятий. Необходимость создания казенных предприятий в том случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, оказываемых услуг предназначена для государственных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципального образования, также недостаточно ясна. Например, если что такое «преобладающая часть производимой продукции», понятно, то что такое «часть значительная», едва ли можно сказать однозначно. Безусловно, установление закрытого перечня случаев создания государственных предприятий едва ли возможно, да и вряд ли в том есть необходимость, однако более четкое определение используемых понятий было бы не лишним.
Пункт 2 ст. 10 Закона указывает на документы, необходимые для государственной регистрации унитарных предприятий. Таких документов всего три: решение уполномоченного органа о создании; устав; сведения о создании и стоимости имущества. По каким-то причинам не указано о документе об оплате государственной пошлины. Специальной по отношению к ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» эта статья едва ли может быть в силу противоречия налоговому законодательству, но в таком случае законодателю следовало дать отсылку к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
Закон о ГУП (п. 3 ст. 12) установил минимальный размер уставного капитала государственного предприятия и муниципального предприятия — пять тысяч и одна тысяча МРОТ соответственно. В казенном предприятии уставный фонд, согласно п. 5 ст. 12 Закона, не формируется. Что касается уставного фонда предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, то и здесь есть некоторые изменения по сравнению с ГК. Ранее поэтапное формирование уставного фонда для предприятий не допускалось: в соответствии с п. 4 ст. 114 ГК его уставный фонд должен был быть оплачен полностью до государственной регистрации. Закон же в п. 1 ст. 13 установил правило, согласно которому уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Это нововведение вполне оправданно, поскольку если в уставный фонд вносится недвижимое имущество, то моментом его внесения следует считать момент государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия на недвижимость, на которую, естественно, необходимо время. Здесь, кстати, не вполне корректной представляется формулировка п. 2 ст. 13 Закона о ГУП, устанавливающего правило, согласно которому уставный фонд считается сформированным с момента зачисления денежных средств на счет и (или) с момента передачи иного имущества. Между тем ГК вполне определенно дифференцирует юридические факты передачи и регистрации, ведущие к возникновению права (п. п. 1 и 2 ст. 223).
Единственное ограничение, установленное для предприятий, уставный фонд которых на момент регистрации не сформирован полностью, заключается в том, что предприятие не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением, до момента завершения формирования уставного фонда (п. 2 ст. 3 Закона).
В ст. 15, посвященной уменьшению уставного фонда, законодателю не удалось внести полную ясность в проблему, существовавшую и до принятия Закона о ГУП. Речь идет о п. 5 ст. 114 ГК в его прежней редакции, в котором было сказано, что если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного Законом, предприятие могло быть ликвидировано по решению суда. Редакция указанной нормы с использованием слов «может быть» вызывала ее неоднозначное толкование. Одни исследователи полагали, что в рассматриваемой ситуации предприятие подлежит ликвидации, тем самым, по сути, не допуская иного решения. Другие считали, что учредитель при наличии у него финансовых возможностей вправе выбрать иное решение, исключающее ликвидацию, а именно: пополнить размер чистых активов до необходимого уровня . Попутно заметим, что вторая точка зрения была более оправданной, несмотря на то что такой механизм ГК прямо не предусматривался.
———————————
См. соотв.: Гражданское право: Учебник. Часть 1. Изд. 2-е / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Гл. 7. § 6. С. 156 (автор — Д.А. Медведев); Комментарий к ГК РФ части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1999. С. 232 (автор Комментария — Л.М. Рутман).
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 1997.Законодатель подтвердил правоту последней позиции, предоставив в п. 2 ст. 15 Закона о ГУП собственнику возможность пополнить чистые активы предприятия до необходимого уровня в течение трех месяцев по окончании финансового года. На тот случай, если он этого не сделал, в этой же норме установлена его императивная обязанность принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия. Однако в п. 3 этой же статьи говорится уже о шести месяцах и указывается на возможность не принимать решения ни об уменьшении уставного фонда, ни о восстановлении чистых активов. Причем последствия и в такой ситуации, и в случае уменьшения уставного фонда установлены одинаковые: право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков. Только в случае уменьшения уставного фонда указанное право кредиторов будет основываться на п. 6 ст. 114 ГК, а в другой ситуации — на п. 3 ст. 15 Закона о ГУП.
Статьей 16 Закона предусмотрена обязанность предприятия (причем безотносительно к его виду) по формированию резервного фонда. Однако, в отличие от ФЗ «Об акционерных обществах», Закон о ГУП не предусматривает никаких параметров его размера и отсылает к уставу предприятия. Указано лишь, что резервный фонд создается из остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли. В случае отсутствия такой прибыли никаких последствий неформирования резервного фонда Закон не предусматривает.
Следует отметить, что в Законе о ГУП наконец-то появился императив о ежегодном перечислении предприятием в бюджет части прибыли. Ранее на законодательном уровне (п. 1 ст. 295 ГК) было закреплено

Вам может понравиться =>  Пройти Тест На Статус Адвоката 2022

Понятие и содержание административно-правового статуса государственного унитарного предприятия

Исследователи, например Е. В. Овчарова [8], подчеркивают, что если административно-правовой статус абстрактного юридического лица определяется нормами административного права, то административно-правовые отношения конкретного юридического лица зависят от юридических фактов, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение.

Связующим звеном между административно-правовым статусом и административно-правовым отношением является административная правосубъектность юридического лица, которая, как справедливо, на наш взгляд, отмечает В. В. Мазурин, «является правовой конструкцией, отражающей состав юридических фактов, наличие которых позволяет конкретному лицу (или вынуждает его) выступить в качестве субъекта права, имеющего соответствующий правовой статус» [6].

 отношения по заключению исполнительными органами государственной и муниципальной власти различного рода административных соглашений и договоров с подведомственными предприятиями и учреждениями, выдаче им государственных и муниципальных заказов на производство определенной продукции, выполнение работ или оказание услуг;

 отношения в связи и по поводу утверждения уставов предприятий и учреждений исполнительными органами власти и местного самоуправления, а также ведения учета, государственного кадастра зарегистрированных и действующих предприятий и учреждений — юридических лиц;

Общий административно-правовой статус возникает у предприятия с момента ее создания (государственной регистрации в качестве юридического лица). Одновременно с возникновением общего административно-правового статуса у предприятия возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность) [3].

Административно правовой статус государственных унитарных предприятий

Прибывшие в пункты пропуска через Государственную границу граждане Российской Федерации, утратившие в период пребывания за границей документы на право въезда на территорию Российской Федерации, оставляются в пунктах пропуска на время, необходимое для установления их личности, но не более 30 суток. Порядок и условия их пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу определяются Правительством РФ.

Вам может понравиться =>  Стороннее Лицо Перечисляет Заработную Плату

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части – с уведомлением пограничных органов.

Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т. е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случаях необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Переводчик – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы: нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех видов собственности; нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям; нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям. Предприятия, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья работников предприятий, населения и потребителей продукции, антимонопольное законодательство и т.д. Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением этого законодательства и при наличии соответствующих нарушений могут вмешиваться в деятельность организаций, применять необходимые меры принудительного воздействия. В определенных случаях предприятия обязаны получать разрешение (лицензию) на занятие данным видом хозяйственной деятельности. Наличие общего в содержании административно-правового статуса различных организаций сочетается с определенными особенностями, характерными для организаций различных видов. Прежде всего это касается отличий в административно-правовом статусе государственных и негосударственных предприятий. Особенности административно-правового статуса государственных организаций обусловливаются тем, что государство является их собственником. Нормы, определяющие административно-правовой статус государственных организаций, закрепляют принципиальные позиции во взаимоотношениях предприятий и учреждений с органами государственной и в том числе исполнительной власти. К ведению государственных органов относится: создание государственных организаций; определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; обеспечение их в установленных случаях государственными заказами; реорганизация и ликвидация этих организаций и т.п. Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, функционирование которых в соответствующей части подчиняется режиму разрешительной системы, например, производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ. Нормы, определяющие административно-правовой статус государственных организаций, устанавливают: запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность организаций; необходимость их государственной регистрации; порядок осуществления регистрации и основания для отказа в регистрации; обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Должностные лица государственных предприятий наделены полномочиями государственно-властного характера. На них распространяется дисциплинарная власть уполномоченных государственных органов и должностных лиц.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. При этом унитарные государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на два вида — основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления, последние создаются в виде федеральных казенных предприятий. Государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, самостоятельно планирует свою деятельность и перспективы развития. Основу его планов составляют заключаемые им хозяйственные договоры; в планах предусматривается решение текущих и перспективных задач. Преимущественной формой снабжения предприятия являются прямые связи. Развиваются формы посредничества через биржи, брокерские конторы и др. Предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в предусмотренных законодательством случаях — по государственным ценам. Оно несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее своих обязательств по расчетам, может быть объявлено несостоятельным (банкротом). Административно-правовой статус негосударственных предприятий также имеет свои особенности. Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные. Оно не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринимателями.

Вопрос 72

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества (ст. 113 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Вопрос 94. Формы гражданско-правовой ответственности. Основания снижения размера ответственности. Гражданско-правовая ответственность связана с применением санкций имущественного характера, которые подразделяются на три основных вида (формы).1) Конфискационные

Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта РФ вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления (ст. 19 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).

Понятие гражданско-правовой ответственности Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности многие годы является спорным в юридической науке. Нам уже приходилось отмечать, что в гражданском праве многие понятия употребляются в самых различных целях, что

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования). Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (ст. 7 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).

Унитарные предприятия делятся на два вида: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенныепредприятия). Основные различия в их правовом положении состоят в необходимости формирования уставногофонда (для казенных предприятий уставный фонд не требуется), распоряжении имуществом, ответственностисобственника по обязательствам унитарного предприятия, целях создания, порядке распределения доходовпредприятия, правомочиях собственника и др.

Казенные предприятия в соответствии с абз. 3 п. 1 комментируемой статьи могут быть созданы лишь в случаях и в порядке, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, в соответствии со ст. 8 которогофедеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятиесубъекта Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Федерации, которому всоответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Adblock
detector