Анализ Эпилога Преступление И Наказание Урок В Школе

Анализ эпилога Преступления и наказания

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога «Преступления и наказания» заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

Преступление — это не самое страшное. Самое страшное — наказание. Если выразиться точнее — самонаказание, саморазрушение после того, как человек преступит и законы общества, и законы собственной совести. Человек, преступление и наказание — это три основных ключа романа. Самый главный ключ — именно наказание.

Так очень своеобразно отразилось в больном воображении Раскольникова картина будущего мира, если бы в нем восторжествовала идея Раскольникова о разделении людей на “высший” и “низший” разряды. Идея покидает его ум после видения, где она показана в полном развитии своей разрушительной силы — в виде моровой язвы, уничтожающей чуть ли не все человечество. Но Достоевский не заставляет Раскольникова прямо разубедиться и отказаться от своей теории, что выглядело бы откровенно натянуто. Просто в какой-то момент герой отдается “живой жизни”, непосредственным сердечным чувствам.

1) Судопроизводство по делу Раскольникова прошло без больших затруднений;
2) суд принял во внимание “чистосердечное раскаяние” Раскольникова и много других смягчающих обстоятельств и вынес сравнительно легкий приговор – каторжные работы второго разряда в течение восьми лет,
3) еще в начале процесса мать Раскольникова заболела, потом сошла с ума и вскоре умерла;
4) Дуня вышла замуж на Разумихина;
5) Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь.

Урок-эпилог по роману «Преступление и наказание»

Вот и подошла к концу наша встреча с романом “Преступление и наказание ”. Работа над произведением, бесспорно, привела вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе и не понято до конца, но мысль уже разбужена. А это главное!

1. «Свидригайлов — своего рода черт Раскольникова….И Лужин оказывается вдруг не врагом Раскольникова, а лишь его социальным соратником и соперником, пусть противным, бездарным, но таким, который самим фактом своего существования карикатурит теорию Раскольникова, выявляя ее сущность».

План урока по теме Значение финала в романе евского Преступление и наказание

— Из жизни Раскольникова уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. И наступает момент, когда в новом свете предстаёт то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряжённых раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге.

Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!»

Урок – эпилог к роману Ф.М. Достоевского
“Преступление и наказание”.
( Урок – размышление, 2 часа)
Марьясова Галина Петровна,
учительрусского языка и литературы
МОУ ОУ гимназия №2 г.Красноярск

Тема: Обретение веры. (Размышляя над страницами романа).
Задачи урока:
· сформировать личное отношение к роману;
· заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;
· увидеть и понять нравственные уроки Ф.М. Достоевского, общественное звучание романа.
Эпиграф к уроку.
Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.
Ф.М. Достоевский. “Братья Карамазовы”
Оформление урока:
· портрет Ф.М. Достоевского;
· выставка книг;
· иллюстрации И. Глазунова к романуФ.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
I. Объявление темы и задач урока.
II. Чтение эпиграфа.
III. Вступительное слово учителя.
Вот и подошла к концу наша встреча с романом Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.
А это главное!
Еще раз взглянем на обложку романа “Преступление и наказание” – перед нами судебный роман с этическим конфликтом – преступлением – греха и наказания – возмездия. Уже начальная формула — “Преступление и наказание” – внушает нам мысль о высшей закономерности наказания, идее вины и морального суда.
Наши ожидания не напрасны. Действительно, для Достоевского и его героев самое главное –“это мысль разрешить”. И суд имеется в виду «высший»: тот, который вершится в сфере нравственных идей.
В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя Ф.М. Достоевского нашел отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии.Гуманисты эпохи Возрождения ( XIV — XVI вв.) ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма,
Французскими просветителями( XVIII в.) в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сути мира, т.е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. Фридрих Ницше (1844-1900гг.) создал учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. Ф.М. Достоевский увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.
Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.
Отчеты рабочих групп, подготовленных заранее. Ученики в группах работают по карточкам. В них изложены разные задания. Работа объединена общим вопросом. В каждой группе выбирается “дежурный учитель”, который следит за ходом подготовки и готовится в случае необходимости в любой момент заменить любого участника своей группы.Задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора; стремиться к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учеников.

I. Первая учебная ситуация
В чем состоит необычность преступления, совершенного
Р. Раскольниковым?
(Л.Н. Толстой: “Преступление Раскольникова – это нетогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”.Перед нами идейный убийца, и идея эта ” носится в воздухе” – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Р. Раскольникова в “мысли”, предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события- расплата за это).
II. Вторая учебная ситуация.
Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная,вызывающая сочувствие и сострадание?
Выступление ребят. 2 группы:адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)
Ш.Третья учебная ситуация.
Так ктоже Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?
(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь.Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убейчеловека, т.е. соверши преступление( а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).
IV. Четвертая учебная ситуация.
Преступление совершено. Какое же наказание?
( Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку.Тут — таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозитРаскольникову. Надругавшись надживой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее,Раскольниковобрекает себя на страшные мучения -мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ” ( нет Бога, нет бессмертия, нет добродетели). Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том , что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединение числа “3”, символизирующее Божественноесовершенство, и число “4”,числа мирового порядка, их сумма является символом союза человека с Богом. А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.
Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольниковубедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?
IV. Пятая учебная ситуация.
Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” — к Соне Мармеладовой?
(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольниковаи Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его – дорога к самоуничтожению).
В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге. Каким же предстает он перед нами?
VI .Шестая учебная ситуация.
( Выборочная работа с текстом).
Человеческая натураРаскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.
Какимиже путями проникает истина в душу человека?
Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.
Групповые задания.
Проследитьпо тексту, свой вывод обосновать.
1 версия:нравственное преобразование уже произошло?
2 версия:Раскольников еще только на пороге новой жизни?
3 версия:герой остается несмирившимся, гордым человеком?
Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.
Отчет 3-ей группы.
(1. Внешне остался прежним, не зря его не любят каторжане.
2. В теорию свою верит, как и раньше, и страдает от своей слабости: ”О, как бы счастлив бы он был, если бы мог сам обвинитьсебя. Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться”.
3.“Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования ему всегда было мало: он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он счел себя тогда человеком, которому больше разрешено, чем другому”.
Раскольников убеждает сам себя, убеждает настойчиво, не получая желанного облегчения.
4. Мечта видится ему теперь просто надеждой, фантазией.
“ Чем, чем, — думал он,- моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит?”.
5. Уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. Но он скажет: »Совесть моя спокойна”.
Отчет 2-ой группы.
1. Спокойна ли?
Отчего же вновь и вновь возвращается он к содеянному, в который раз верша суд над собой? Тягостные эти раздумья прерывает голос автора, утверждающего, что невыносимо признать Раскольникову.“Он… не мог понять, что уже тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в своих убеждениях глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения, будущего нового взгляда на жизнь”.
Каторга совпала для Раскольникова с глубоким осознанием случившегося и предчувствием перемен. В это время рождается новый взгляд на жизнь.
Чем он отличается от прежнего?

Вам может понравиться =>  Алименты на ребенка инвалида до и после 18 лет в России. Новый закон.

Краткое описание: — Содержание урока направлено на постижение смысла произведения, поэтому предложена форма урока-эпилога, которая помогает проникнуть в художественный замысел писателя. В основе урока лежит диалог – ”совместный поиск истины”. Используются эффективные дидактические средства, помогающие пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературного произведения. Урок способствует повышению уровня литературно–художественного образования школьников, их гуманитарной подготовки и воспитанию активной личности, в которой так нуждается современное общество.

План-конспект урока на тему: Эпилог

(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т.е. соверши преступление( а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).

Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека — когда ему некуда пойти, а самое бесценное — это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. И самых дорогих людей доверяет Разумихину, в высшей человеческой ценности которого- порядочности — никогда не сомневался. А ведь для Разумихина, Сони, Дуни, Порфирия страшен человек, которому все дозволено!

Урок-эпилог в 10 классе «Чтобы душа была жива…» (по роману Ф

Итак, что же общего может быть между нами и Родионом Раскольниковым? (ответ учеников: Раскольников любил свою мать, сестру, мы также любим свои семьи. Он помогал нищей семье Мармеладовых, и мы тоже стараемся быть милосердными, и т.д. Но Раскольников делил людей на два класса — «Наполеоны» и «твари дрожащие». Наше общество тоже делит людей на богатых и бедных, умных и глупых, добрых и злых, темнокожих и славян, и т.д.)

Почти сразу читатель замечает комнату Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось. Что вот-вот стукнешься головой о потолок». Вся это теснота и нищета давила на Раскольникова, который и без того был нездоров, и вынашивал свою теорию.

« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому . Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.

Вам может понравиться =>  Отпускные в 2022 году днр

Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования . Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…».

Достоевский демонстрирует читателям, как изменился Родион после выписки из больницы. Теперь он совершенно другой человек, с другим взглядом на жизнь. Только сейчас герой наконец-то осознает, что дни в заключении пролетят очень быстро, а впереди его ждет светлое будущее с самым близким и любимым человеком.

Ему непонятно из-за чего так происходит? Ответ он получает во сне про. Он видит эпидемию, поразившую человечество. Как будто возникли некие микроскопические трихины. Их действие необычно. Те, кто ими заболевают, делаются бесноватыми, но они считают, что правы и совершенны. Очнувшись, главный герой не понимает, но ощущает душой то, что неосознанно возненавидели в нем каторжники: он поражен этой заразой! Она является неверием, гордыней, презрением к другим! И когда Родион видит свою любимую, душа возрождается. Он плачет. Невыразимая боль, но уже не беспросветная, а дарующая свет, заставляет его склониться к ее ногам в рыданиях. Слезы очищают мятущееся сердце!

Роль эпилога в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф

Эпилог романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» завершает идейное содержание произведения и является ключевым эпизодом в понимании цели его написания. Более того, именно в этой части романа окончательно разрешаются все проблемы, указанные автором еще в начальных главах.

Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, после расставания с сыном заболела и, не выдержав разлуки и фактически лишившись цели в жизни, умерла. Незадолго до этого, Дуня вышла замуж за Разумихина. Молодожены всяческим образом содействовали смягчению наказания Раскольникова. Информацию о состоянии заключённого им передавала Соня. Девушка нашла работу в городе близ места ссылки Родиона. Однако все вышеперечисленные факты не играют роль в раскрытии проблем романа. Они служат лишь логическим завершением сюжетных линий произведения. А вот истинный смысл эпилога заложен в описании поведения Родиона Раскольникова, его внутренних переживаний и противоречий. Стоит также обратить внимание на композиционную особенность эпилога. Он разделён на две главы. Первая, «поверхностная» служит лишь для рассказа дальнейших судеб главных героев, а вторая глава целиком посвящена Родиону Раскольникову, состоянию его внутреннего мира. Таким образом, Достоевский акцентирует внимание читателя на ключевой и важнейший эпизод всего произведения. И, безусловно, наиболее значимой деталью эпилога является сон Родиона Романовича о моровой язве. Невиданная болезнь поражает миллионы людей. У зараженного человека пропадает чувство самоконтроля, он становится сумасшедшим и уже не может в полной мере отвечать за свои действия. Человечество уничтожает само себя под влиянием «духов, одарённых умом и волей». Смысл этого сна становится ясен, если провести аналогию с теорией Раскольникова. «Необыкновенный» человек, способный и имеющий право убивать других ради якобы благих целей, утрачивает внутреннюю границу между добром и злом и, что еще страшнее, осознание ценности человеческой жизни. Сон о моровой язве дает понять его автору, что если подобные идеи начнут распространяться в обществе, это приведет только к негативным и разрушительным последствиям. Пребывая на каторге, Раскольников коренным образом пересматривать свое мировоззрение. Всё это время в душе молодого человека было противоречие: или его теория невозможна к применению на практике, или сам Родион не способен и не имеет право убивать. Однако сон Раскольникова и постоянное присутствие Сони, которая выступает неким «ориентиром» главного героя на пути к изменению, заставляет Родиона Романовича поверить в несостоятельность своей теории, невозможность ее осуществления. И уже на последних страницах романа читатель видит совсем другого человека. Родион смотрит на окружающий мир другими глазами. И, что еще важнее, начинает верить в Бога («Под подушкой его лежало Евангелие»). Именно религия была для Раскольникова, да и для всех людей той эпохи, единственным способом не потерять контроль над своим разумом в суровых условиях окружающего мира.

Анализ Эпилога Преступление И Наказание Урок В Школе

Цель урока — показать, как в поединках с Порфирием Петровичем раскрывается образ Раскольникова.
Ответы учеников на вопрос домашнего задания обнаруживают, что ученикам непонятны мотивы «преследования» Порфирием Петровичем Раскольникова. Согласиться полностью с мнением Ю. В. Лебедева им тоже трудно: во-первых, ученики не уверены, что Раскольников ищет защиты и покровительства кого-то, во-вторых, поведение Порфирия Петровича невозможно объяснить только желанием «потравить зайца».
В связи с этим в качестве формы урока выбрано составление коллективного творческого пересказа. Такой выбор формы работы обоснован тем, что при пересказе с изменением лица рассказчика, передавая мысли и чувства двух героев, ученики придут к пониманию того, чем продиктовано, во-первых, «преследование» Порфирия Петровича и, во-вторых, поведение Раскольникова во время «допросов».
Также обращение к форме коллективного творческого пересказа представляется необходимым и в связи с тем, что пересказ помогает школьникам лучше разобраться в художественном тексте, почувствовать мысли героев, понять их чувства. Работа предваряется постановкой вопроса: «Что важно Порфирию Петровичу и что важно Раскольникову в этих трех встречах-поединках?»
В старшем классе нет опасения, что ученики будут подменять чувства героя своими, навязывать свое мнение герою, от имени которого будут вести рассказ, но очень часто даже десятиклассники могут передавать события целиком эпически. Поэтому учеников перед подготовкой к пересказу надо предупредить о том, что в пересказе должна быть раскрыта в полной мере личность рассказчика через его отношение к событиям и другим героям, речевые особенности и т. д.
Для коллективного творческого пересказа класс делится на две группы: одна будет вести рассказ от имени Порфирия Петровича, другая — от имени Раскольникова. Пересказ будет оформлен как спор (поединок) между двумя героями. В ходе коллективной работы направляем внимание учеников на авторские ремарки и внутренние монологи, сопровождающие высказывания Раскольникова, обсуждаем их.

Когда мы читаем, мы часто видим героев смутно. Это скорее ощущение, может быть, верное, тонкое, символическое даже, но ощущение, а не отчетливое ви́дение. Оно напоминает мнение Наташи Ростовой о своих знакомых. Вспомним эпизод, когда Наташа в спальне графини, смеясь и задумываясь, говорит о своем замужестве и своих привязанностях. Наташа тонко чувствует людей, но «не удостаивает быть умною» и потому не в четкой мысли, а в образе, в ощущении передает свое впечатление о Борисе Друбецком и Пьере.

Основные вопросы урока
1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
2. В чем выражалась его болезнь?
3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
4. Как складываются его отношения с окружающими?
5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
6. Что для него страшнее каторги?
7. Почему он не раскаялся в своем преступлении?
8. Почему каторжники полюбили Соню?
9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграли болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
10. Что помогло возродиться Раскольникову?
11. Как Раскольников помог Соне?
12. Какую роль отводит автор эпилогу в понимании смысла всего романа?

Вам может понравиться =>  Чернобыль Москва Выплата В Апреле 2022 Года

Роль эпилога очень важна в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории. Это воплощение Достоевским библейской темы смирения — «Смирись, гордый человек!». Это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.

Анализ Эпилога Преступление И Наказание Урок В Школе

Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

Анализ Эпилога Преступление И Наказание Урок В Школе

Фантастично и само построение сюжета «Преступления и наказания». Если в обычном детективе весь интерес повествования заключён в разгадке тайны преступления, то «Преступление и наказание» представляет собой некий антидетектив, где преступник известен читателям с самого начала. В его тайну проникают также один за другим чуть ли не все герои романа, включая и самого следователя Порфирия Петровича. Однако при этом все посвящённые, видя невыносимость нравственных мучений Раскольникова, сочувственно расположены к нему и ждут, когда он сам раскается и сделает явку с повинною.

• Прочитайте развёрнутую характеристику, которую Ф. М. Достоевский дал первоначальной идее романа «Преступление и наказание» в письме издателю журнала «Русский вестник» М. Каткову.
Достоевский писал ему, что идея произведения «не может ни в чём противоречить» направлению журнала, «даже наоборот»,— и дальше развёрнуто характеризовал саму идею.

Роль эпилога в романе Ф

Структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении.
Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня.
Мать героя — Пульхерия Александровна — умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.
Также мы узнаем, что Дуня и Разумихин поженились. Они мечтают о прекрасном будущем, думают о том, как через пять лет уедут на Север, и будут счастливо жить рядом с Родионом.
Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.
Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом.
В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили.
После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».
Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…».
В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».
Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».
Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.
Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.
В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.

Adblock
detector