Астафьев В П Кража

Виктор Астафьев, Кража: краткое содержание, характеристика героев и особенности

Его волновало становление личности в нелегких условиях. Это нашло отражение в «Звездопаде», «Краже». О людях села, о впечатлениях детства, о Сибири он пишет в «Царь-рыбе» и «Последнем поклоне». Рассказы наполнены описанием деревенских забав и игр, рыбалкой, описаниями природы и встречами с необыкновенными людьми.

Черновиком для «Кражи» Астафьева послужил рассказ «Жил на свете Толька». Автор писал, что работает над произведением уже долгое время, и повествует оно о том, как у маленьких человечков украли детство и заставили кричать за это: «Спасибо любимому…» В 1965 году в письмах к друзьям он сообщал, что всю зиму и лето работал над произведением, «трижды прошелся по повести» и отдал в издательство «Молодая гвардия», где ее одобрили и рецензировали: «Нужная книжка. Молодые нуждаются в идеалах и должны знать о нашем трудном детстве». Впервые опубликована повесть «Кража» была в журнале «Сибирские огни» в 1966 году.

Всколыхнулась четвертая комната, гвалт, шум, визг, хохот. От дежурного отбивались как могли, бросали в него подушками, учебниками, валенками. Но, смирясь с участью, вскакивали и, чтобы не быть в обиде, принимались помогать Попику, безжалостно зорили постельные гнезда, в которых еще подремывали и таились ребятишки.

Обнаружилось это не сразу, а после побудки. Но и побудка произошла не сразу. Сначала в мутных сумерках на стене зашуршал, как мышь под обоями, репродуктор, затем в нем прокашлялись, и лишь после этого диктор по фамилии Ширшун красивым голосом сказала: «Внимание!» — и замолкла. А все детдомовские ребятишки, и в четвертой комнате и в других, насторожили уши и спали уже вполглаза, ожидая, что скажет Ширшун, которая из-за мелодического голоса казалась не только ребятам, но и всем жителям города Краесветска женщиной молодой и очень красивой.

— Встреча произошла тут, у столика, за которым мы с вами сейчас. Все было, как теперь: спины, согнувшиеся над тарелками, никелевый звон ложечек на прилавке, даже те же росчерки инея на окне и от времени до времени шорох дверной пружины, впускающей клубы морозного пара и посетителей.

Мальчиком, Виктор Астафьев заблудился в тайге и много дней провел один. А когда в школе все писали сочинение о том, как прошло лето, пятиклассник обо всем этом и написал. Вскоре сочинение было напечатано в школьном журнале «Жив». Так появился первый рассказ для детей «Васюткино озеро» Виктора Петровича Астафьева…

Кража (Астафьев)

Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не вызвать ещё не угасшего волнения, — ведь только что они совершили кражу. Наконец-то они у себя дома, если только так можно назвать это случайное прибежище беспризорных мальчишек, объединённых общей городской судьбой.

Далёкий порт Игарка, начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной ночи пробраться в помещение. Всё продумано и учтено: ещё днем отперто окно, приготовлены необходимые подручные средства.

Гошка лежал, затискав в кулаки простыню. Глаза его чуть приоткрыты, рот тоже. Лицо с тонкой и желтой кожей, сморщенное у рта и у глаз, было, как и при жизни, отчужденно. Все было как прежде, только вытянулись ноги, и сделалось особенно заметно, что сиреневое трикотажное белье не по Гошке. В белье этом можно было еще уместить одного мальчишку.

Вам может понравиться =>  Какая минпенсия в волгоград обл с 1 мая 2022

Попик попятился, молча бросил одеяло на старое лицо Гошки и ринулся в дверь. За ним дернули все остальные ребята. Застряв меж косяками, давнули кого-то, заорали и сорвали с крючка вторую створку двери. Толя Мазов тоже успел выскочить в коридор, но ничего со сна не понимал, крутил головою, у него мерзли ноги, он подпрыгивал на крашеном полу, студеном и гладком, как стекло.

«Письмо это, – комментирует далее Николай Яновский, – сейчас привести необходимо, оно недвусмысленно решает вопрос об автобиографизме повести, свидетельствует о том, что писатель осознавал, каких сложных вопросов нашей истории он касался, наконец, кратко и ёмко формулировал свою художническую позицию: правда – этика и эстетика подлинно большого реалистического искусства и от неё он во имя улучшения жизни отступать не намерен». (стр.75)

Январь. Астафьев в письме от 20 января 1966 года сообщает критику А.М.Борщаговскому: «Мне предложили в «Новом мире» подумать. А что могу подумать? Из собак енотов я делать не умею. Видно, такова судьба этой многострадальной повести. Хорошо, хоть она «не злободневна» и может ждать сколько угодно». (Астафьев В.П. «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001», стр.80).

Компаративы в социально-психологической повести В

Такие сравнения нам представляется возможным включить в перенос «природа-человек»: они не прямо, а опосредованно относят ассоциации к миру человека. Поэтому номинации объекта сравнений лексемами, называющими естественные реалии, близкие миру человека, считаем правомерным включить в этот перенос:

В палитре словесных изобразительных красок каждый художник слова избирает излюбленный оттенок, активно используя его для передачи своего мироощущения. Поэтому можно говорить об антите-тичности поэзии М. И. Цветаевой [2, с. 54; 5, с. 18] или о метафоричности прозы И. А. Бунина [1]. Прозу В. П. Астафьева, на наш взгляд, можно характеризовать как сравнительно-метафорическую [4, с. 175]. Использование этих словесных красок мотивируется не только предпочтением художника при их подборе. Авторское мировидение отражает его отношение к описываемой действительности. Именно авторская модальность, обусловленная содержанием текста, предопределяет выбор словесных красок.

Вот, выходит, куда подевались огненные брызги вроде бы погибшего с концами Солнца. Нет, наверное, в «Краже» ни одной сколько-нибудь значимой сцены людского единения, не освещенной (а то и освященной) таким вот живым огоньком. Вечерние детдомовские посиделки на теплой тети Улиной кухне, куда любит забредать строгий директор и запросто, без чинов, по душам болтать с непутевыми воспитанниками. Позже этот огонек кухонного окна исхитрится пробить собою буранную хмарь и привести домой потерявшего дорогу и приготовившегося замерзать в сугробе Толю Мазова. У такой же вот теплой, бросающей вокруг живые алые отсветы, печки узнают своего в чужом белогвардеец Репнин и коммунист Ступинский. А у главного краесветского праведника Ибрагима, конечно же, не просто печка – целая кочегарка, где он истопник. Даже тот самый хромой еврей Киска встречает ребятню у раскаленной печки. И зэки, которым отнесет Толя Мазов их общий подарок, в благодарность уступят ему лучшее место у своего костра. То, что все это – не просто так, засвидетельствует позже сам писатель, итожа в «Последнем поклоне» детское воспоминание: … сам огонек с тех пор обрел в моем понятии какой-то особый смысл, он не был уже просто пламенем из дров, он сделался живою человеческою душою, трепещущей на мирском ветру…

Так вот, точно таким же немыслимым чудом вспыхивает время от времени цвет и внутри черно-белой киноленты краесветского житья. И точно так же и здесь этот цвет – красный. Более того, как и у Эйзенштейна, он движется, дышит; он –живой. Это ведь очень важно и в «Броненосце»: не красный предмет вообще – именно дышащий и движущийся флаг, которому лишь добавляет живой прелести несовершенство ручной раскраски. Словом, в «Краже» этим знаком присутствия чуда становится огонек, печной ли, костра ли; тот, что согревает, а не жжет. И заводится он у Астафьева в точности там и у тех, кому дана та самая нерассуждающая жалость, напоминая героям, что – как и в «Броненосце…» – другое измерение добра и любви все-таки есть, и вспомнить о его присутствии – в их воле.

Вам может понравиться =>  Акт Устранения Замечаний В Строительстве Скачать

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя (обзорно)
— Вы знакомы с творчеством В.П. Астафьева по его детским рассказам. Вспомните и назовите их. («Васюткино озеро», « Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Фотография, на которой меня нет».)
Все эти рассказы автобиографичны в своей основе. Герои рассказов о детстве разные люди. Это и дядя Левонтий с теткой Васеней, и озорные Левонтьевские ребятишки, и, конечно, бабушка Катерина Петровна, мудрая, чуткая, самая родная.
-Что же мы знаем об Астафьеве? (Сообщение ученика.)

Задача:
1) образовательные:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.п. Астафьева;
Продолжить обучение анализу художественного текста, научить выделять главное;
2) развивающие:
Развивать мышление учащихся, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
3) воспитательные:
Воспитывать в детях отзывчивость, доброту, внимание к людям, любовь к родным и близким.

Астафьев; Кража: главные герои и главная мысль

В детдоме были круглые сироты и дети, кто при живых родителях попал в детдом, все уже смирились со своей участью, но смерть мальчика потрясла их всех одинаково. Смерть всколыхнула в них притухшее одиночество, при виде мертвого мальчика дети представили себя на его месте и враз поняли, никому они не нужны, умрешь и не заметят. А каждый человек рождается , чтобы оставить след в памяти будущих поколений.

Автор сошел на берег на Каменном острове и пошел на зенитную батарею. Артиллеристы рассказали ему историю гребца Моти. Отец Матвея Капитон тоже был перевозчиком, его убило осколком. На смену отцу пришел Матвей, которого зенитчики называют адмиралом Нахимовым.

Нельзя не согласиться с автором в том, что и в военные годы можно быть Человеком с большой буквы, проявляя благородство даже по отношению к тем, кто является военным противником. Данная мысль находит отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Война не имеет ничего общего с притворством, «спектакли неуместны после того, что произошло на этой горестной земле». Командующий был искренен, но мы видим, что его слова не вызвали у других одобрения. Поступает предложение скормить немецкого генерала собакам, однако герой В.П. Астафьева считает такой поступок безнравственным. На войне люди становятся невольными жертвами, и нельзя допустить, чтобы твоё сердце ожесточилось. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает: война калечит и ломает судьбы людей. Однако среди них были и те, кто проявлял человечность даже по отношению к врагам.

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя (обзорно)
— Вы знакомы с творчеством В.П. Астафьева по его детским рассказам. Вспомните и назовите их. («Васюткино озеро», « Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Фотография, на которой меня нет».)
Все эти рассказы автобиографичны в своей основе. Герои рассказов о детстве разные люди. Это и дядя Левонтий с теткой Васеней, и озорные Левонтьевские ребятишки, и, конечно, бабушка Катерина Петровна, мудрая, чуткая, самая родная.
-Что же мы знаем об Астафьеве? (Сообщение ученика.)

2.Астафьев В. П. Кража; Последний поклон.- М.: Просвещение, 1990.
3. Портрет В.П. Астафьева.
4.Видеозапись встречи Н.С. Михалкова с В.П. Астафьевым.
5. Иллюстрации к повести «Кража».
6.Л. Бетховен « Лунная соната».
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
« Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все уже, все морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение
Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнетет усталости, пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси,- слышишь?- воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него
Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого,- неужто он был мною, а я им. »
Урок я начала словами русского писателя В. П. Астафьева из « Оды русскому огороду». Именно о нем и об одной из его книг мы будем говорить сегодня на уроке.

Вам может понравиться =>  Что Полагается С Пропиской Спб При Рождении 3 Ребенка 2022

1. Виктор Астафьев дружил со многими известными советскими писателями. Особенно близко он общался с Константином Воробьевым. Их дружба началась с повести Воробьева «Алексей, сын Алексея», опубликованной в журнале «Молодая гвардия» в 1963 году. Астафьеву так понравилось произведение, что он написал письмо в редакцию с пометкой «Переслать лично автору». Воробьев прислал ему ответ. Переписывались они до самой смерти Константина Воробьева в 1975 году.

Смерть дочери усугубила разлад в семье, и Виктор Астафьев вновь уехал из Чусового — на этот раз на полгода. Не остановила его даже вторая беременность жены. Астафьев вернулся в семью уже после рождения дочери Ирины, устроился в артель слесарем и решил закончить среднюю школу. В 1950 году у супругов родился сын Андрей.

И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено сиротское детство. Но, как ни тяжело было детство, главные трудности лежали впереди. А впереди ожидали будущего писателя и беспризорность с ее голодной и опасной вольницей, и детский дом, отпугивающий своим казенным укладом, и интернат, и железнодорожная школа ФЗО в Базаихе, и, наконец, фронт. Весной года рабочий В.
В рассказ «Царь-рыба», с моей точки зрения, поднимается очень сложный и важный психологический вопрос, заключающийся в отношении между индивидуумом и обществом.

Свое внимание не сосредотачивает исключительно на теневых сторонах жизни Виктор Астафьев («Людочка»). Анализ произведения показывает, что в нем присутствует и светлое начало, скрашивающее многие невзгоды. Оно исходит из сердец многочисленных тружеников, которые на Руси не переводятся.
Вспоминается сцена сенокоса, эпизод, когда главная героиня вместе с матерью метали стог, а потом Людочка смывала с себя в родной реке труху и сенную пыль с радостью, ведомой лишь людям, поработавшим всласть.
Прием контраста, который удачно применил здесь Астафьев, подчеркивает духовную близость с природой человека, которую в городе, погрязшем в нищете, темноте невежества и полной отсталости, невозможно ощутить.

(31) На снопах белой кукурузы, засыпанной трухой соломы и глиняной пылью, лежал погибший немецкий генерал в мундире с яркими колодками орденов, тусклым серебряным шитьём на погонах и на воротнике. (32)В углу клуни, на опрокинутой веялке, накрытой ковром, стояли телефоны, походный термос, маленькая рация с наушниками. (33)К веялке придвинуто глубокое кресло с просевшими пружинами, а на нём — скомканный клетчатый плед, похожий на русскую бабью шаль.

Размышляя над проблемой, автор описывает командующего фронтом, лицо которого было ” воскового цвета”, а старческие глаза, “хотя он был ещё не старик”, выражали безмерную усталость. Война – страшное испытание в жизни людей. Это время, когда им приходится сталкиваться со многими тяготами и лишениями. Война изнуряет людей, она отнимает у них жизненные силы, молодость, здоровье, поэтому те, кто бывал на войне, часто выглядят старше своих лет.

Adblock
detector