Банкротство градообразующих предприятий

Особенности банкротства градообразующих организаций

В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника . Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами (поэтому на практике введение внешнего управления с поручительством маловероятно).

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника .

Под поручительством в данном случае понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Федеральным законом способом.

Градообразующее предприятие Приморья хотят признать банкротом

Последний обанкротился еще в 2022 году. С тех пор управляющий подозревает, что компания стала жертвой используемой владельцами бизнеса модели ухода от налоговых обязательств через разделение бизнеса на два блока, один из которых генерирует прибыль, а другой показывает убытки.Кто на самом деле владеет обеими компаниями, продолжает оставаться загадкой. Обе фирмы принадлежат офшорам на Кипре.

В 2017 году региональные журналисты писали о странных взаимоотношениях между двумя компаниями, в которых одна предоставляла другой свой персонал. В итоге 2225 работников сдавались на аутсорсинг от одной фирмы для другой. При этом офисы обеих компаний находятся на одной и той же улице Дальнегорска. Положением дел тогда уже заинтересовались налоговики, выяснившие, что у ДХК «Бор» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и двумя подержанными автомобилями в качестве активов больше нет в России практически ничего.

Договор между фирмами обязывал ДХК «Бор» принимать сотрудников и выплачивать им заработную плату, а также обязательные социальные и налоговые платежи. Именно этот аутсорсинг с работниками и стал, по мнению ряда экспертов, причиной банкротства одной из компаний. Сейчас управляющий ДХК «Бор» не только подал иск о банкротстве ГОКа, но и параллельно открыл несколько процессов в арбитражном суде.

Напомним, что разрабатываемое ГОКом боросиликатное месторождение содержит около 3% всех мировых запасов бора, а сама компания – единственная в стране, которая производит борную кислоту и другие химические продукты (борат кальция, борный ангидрид), обладая базой для полного технологического цикла от добычи и до отправки товара за рубеж через собственный морской порт. В России остается лишь 10% продукции предприятия, остальная часть экспортируется.

На указанном этапе детально анализируется деятельность предприятия, и выявляются возможные злоупотребления, которые могли привести к преднамеренному банкротству. Эта задача лежит на арбитражном управляющем. Если им будут выявлены недобросовестные сделки, «черные» методы работы, то руководство предприятия или иные лица могут быть привлечены к ответственности.

На основании ст. 171 127-ФЗ участники процесса в виде федеральных, региональных и муниципальных органов власти вправе предоставить поручительство для введения этапа внешнего управления (если такое ходатайство не поступило от кредиторов). При предоставлении поручительства органы власти несут субсидиарную ответственность по долгам предприятия. При этом они наделяются правом разработки комплекса требований к кандидатуре внешнего управляющего.

Особенности банкротства градообразующего предприятия состоит в более широком круге возможных участников процесса по сравнению со стандартными правилами. По нормам ст. 170 127-ФЗ при рассмотрении дела о банкротстве такого предприятия в процессе могут дополнительно участвовать:

В советские времена наряду с производственными предприятиями нередко строились отдельные города, чтобы у рабочих не возникала необходимость работать вахтовым методом, и появилась возможность трудиться, проживая совместно с семьей. Но в сегодняшних условиях такие предприятия нередко становятся финансово затратными, и остро встает вопрос решения проблемы их задолженности.

Банкротство градообразующего предприятия имеет огромные социальные последствия, так как существенная часть населения близлежащего города задействована на таком предприятии и при его банкротстве может остаться без работы. Именно поэтому процедуре банкротства градообразующего предприятия посвящен отдельный параграф в банкротном законодательстве.

Разновидности процедур банкротства

Процедура наблюдения.
Стадия финансового оздоровления.
Этап внешнего управления.
Процедура конкурсного производства.
Для досрочного прекращения судебного разбирательства также разработана возможность подписания мирового соглашения между сторонами. Документ может быть оформлен на любом этапе производства, вплоть до вынесения решения о признании субъекта банкротом.

Понятие и процедура банкротства застройщика проходит в максимально сжатые сроки (до 18 месяцев), так как напрямую связаны с возвращением дольщикам их жилья либо денег, вложенных в строительство. Наблюдение и финансовое оздоровление не вводятся, процедура внешнего управления возможна, но в исключительных случаях. Чаще всего процесс сразу переходит в конкурсное производство, по итогам которого претензии сторон удовлетворяются, а оставшиеся долги аннулируются.

Существуют непогашенные требования на сумму от полумиллиона рублей.
К моменту подачи заявления выплаты по обязательствам просрочены на 3 месяца.
Недостаточность имеющегося имущества и дохода, для погашения долгов предприятия и восстановления его платежеспособности.
С момента старта судебного производства в дело включается арбитражный управляющий, услуги которого обязан оплачивать должник. К началу слушания первый взнос в размере 25 тыс. рублей должен быть внесен на судебный депозит.

Проведение конкурсного производства
Все виды процедур банкротства, проходящие в Арбитражном суде, объединяет одно — признаки и наличие этапа конкурсного производства в случае, если восстановить неплатежеспособность субъекта не удалось. На данной стадии в работу включается конкурсный управляющий, кандидатуру которого утверждают представители собрания кредиторов.

Само понятие и процедура банкротства возникло еще в Древнем Риме и касалось разорившихся ростовщиков. Свои сделки дельцы совершали на специальных лавках, которые в случае разорения ломались. От словосочетания banca rotta и произошел современный термин банкрот.

Банкротство градообразующих предприятий

Градообразующим может называться организация, имеющая статус юридического лица, в штате которой содержится более 25% от работоспособного населения города. Данное определение регламентирует 169 статья закона «О несостоятельности». Также к данной категории предприятий могут быть отнесены организации, штат которых превышает 5 тысяч сотрудников, а присвоение статуса зависит от важности конкретного предприятия для населенного пункта, в котором оно расположено.

Вам может понравиться =>  Ип льготы при открытии ип

Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.

Стадия финансового оздоровления становится в данном процессе ключевой, поскольку она дает возможность восстановить платежеспособность компании и избежать ее банкротства. Наиболее часто выделяются дополнительные средства из регионального или федерального бюджета, которые позволяют вывести компанию из кризиса. Может применяться реструктуризация организации – например, некоторые филиалы будут отделены в самостоятельные компании. Максимальная продолжительность этапа составляет 24 месяца, но применительно к данной категории предприятий, он может быть продлен.

Согласно законодательству, банкротство юрлицоформляется при наличии двух сторон (истца и ответчика, которые представлены должником и кредитором (или советом кредиторов)). Особенности рассмотрения дел о несостоятельности градообразующих предприятий подразумевают также наличие третьей стороны: органы местного самоуправления. Кроме того, принимать участие в деле могут представители региональной или федеральной власти.

Понятие «градообразующее предприятие» характерно исключительно для российской экономики, являясь своего рода юридической реалией, поэтому проблема признания несостоятельности таких организаций может возникать только в российском законодательстве и отсутствует в правовых системах других государств. Данная процедура чрезвычайно сложная, она имеет массу отрицательных последствий, поэтому необходимо вначале разобраться с определением термина.

Таким образом, по Закону о банкротстве 2002 года продление финансового оздоровления или внешнего управления градообразующего должника на срок не более года означает, что публичное образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), заявив соответствующее ходатайство, принимает на себя ответственность за все долги градообразующей организации. При таких условиях нельзя ожидать, что поручительство в отношении градообразующих организаций будет широко применяться на практике. Вряд ли можно считать оправданным обременение бюджета долгами неплатежеспособных хозяйствующих субъектов, возникшими в связи с неэффективным ведением предпринимательской деятельности, даже из соображений особой социальной значимости конкретного предприятия, очевидно, что такой подход не соответствует принципам рыночных отношений.

С учетом изложенного при внесении изменений в Закон о банкротстве 2002 года было бы целесообразно решить вопрос об увеличении срока продления финансового оздоровления или внешнего управления как минимум до двух лет по ходатайству местного органа власти или исполнительного органа государственной власти. А также об изменении роли указанных органов, выдавших поручительство в деле о банкротстве (с точки зрения расширения его полномочий и установления точных пределов ответственности).

Ходатайство органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа власти субъекта Российской Федерации может быть также заявлено при продаже градообразующего предприятия в ходе внешнего управления или конкурсного производства. Закон о банкротстве 2002 года устанавливает, что ходатайство может предусматривать включение в договор купли-продажи градообразующего предприятия в качестве существенного условия договора сохранение рабочих мест не менее чем пятидесяти процентов работников в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу. Это условие ходатайства признается обязательным для включения в договор. Иные условия также могут содержаться в ходатайстве, но устанавливаются при продаже только при согласии собрания кредиторов.

Кроме полномочий выступать в деле о банкротстве в качестве поручителя Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию в соответствии со ст. 174 действующего Закона предоставлено право в любое время до окончания финансового оздоровления или внешнего управления градообразующей организации рассчитаться со всеми кредиторами. Погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей допускается любым предусмотренным Законом способом. Полное погашение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Включение в договор купли-продажи условия о сохранении рабочих мест новым собственником налагает серьезные обязательства на орган, выступивший с соответствующим ходатайством. В случае неисполнения покупателем принятого по договору обязательства о сохранении рабочих мест договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего органа, заявлявшего ходатайство. Правило о расторжении договора сформулировано в Законе в императивной форме, что дает основание расценивать подачу заявления соответствующим органом не как право, а как обязанность. Невыполнение этой обязанности соответствующим органом власти может повлечь обращение заинтересованных лиц в суд с заявлением о признании бездействия незаконным и понуждении к принятию мер по расторжению договора. При расторжении договора купли-продажи органы власти, по ходатайству которых устанавливалось условие договора о сохранении рабочих мест, обязаны возместить за счет средств бюджета покупателю средства, затраченные им на покупку предприятия и инвестированные в предприятие после его покупки. Закон о банкротстве 2002 года в п. 3 ст. 175 предусматривает, что после выплаты указанного возмещения предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Причины и последствия банкротства градообразующей организации

При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей. Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города. В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.

Поручительство. Специальная стадия, предусмотренная для выведения из кризиса градообразующих предприятий. На этом этапе могут быть заключены дополнительные сделки, целью которых является отсрочка исполнения финансовых обязательств, государственные органы участвуют в погашении кредитов, возможна продажа компании.

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.
  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.

3) в том случае, когда покупатель предприятия градообразующей организации не сумел независимо по каким причинам обеспечить условия, обусловленные договором купли-продажи, то этот договор подлежит расторжению арбитражным судом согласно заявлению органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по ходатайству которых проводился конкурс. В этом случае покупателю возмещаются средства по покупке предприятия-должника за счет средств соответствующего бюджета, а также осуществленные в период действия договора инвестиции после передачи в установленном порядке предприятия муниципальному образованию;

О том, как производится погашение требований кредиторов в ходе финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующих организаций, свидетельствуют ст. 174 Закона о банкротстве в дополнение к ст. ст. 134 — 138 этого Закона, которыми оговорено следующее:

Вам может понравиться =>  Ветеранское Требование На Фото

2) при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченных к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации существенным условием договора купли-продажи предприятия или имущества градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников указанного предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение 3-х лет с момента вступления договора в силу.

Учитывая изложенное выше, если у банкрота — градообразующей организации не будет возможности осуществить расчеты с кредиторами, то орган управления несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед кредиторами в соответствии с данным поручительством, так как решение о введении внешнего управления было принято арбитражным судом на основании предоставленного поручительства.

Если ст. 92 Закона N 127-ФЗ установила совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления 2 года, то в отношении градообразующих организаций этот срок может быть продлен арбитражным судом не более чем на год и только в случае наличия ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и при условии предоставления поручительства по обязательствам должника в соответствии со ст. 173 Закона о банкротстве, определяющей следующее:

Банкротство градообразующих организаций: особенности и этапы признания банкротом

Поводом для обращения в суд является невозможность удовлетворения финансовых притязаний по одному из указанных пунктов на протяжении 3 месяцев со дня, когда деньги нужно было перечислить на счет получателя. Совокупная сумма долга в 2022 году по всем платежам должна составлять минимум 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).

Особенности банкротства градообразующего предприятия состоит в более широком круге возможных участников процесса по сравнению со стандартными правилами. По нормам ст. 170 127-ФЗ при рассмотрении дела о банкротстве такого предприятия в процессе могут дополнительно участвовать:

Особенностью рассмотрения дела о банкротстве в отношении отсутствующего должника является то обстоятельство, что закон предусматривает на это сокращенный срок (один месяц), поскольку в отношении данного должника не применяются процедуры наблюдения, финансовое оздоровление и внешнее управление.

  1. Прокуратура при наличии подозрений на неправомерные действия руководителей.
  2. Кредиторы, которые устали ждать возврата долгов.
  3. Сами учредители, когда они не справляются с финансовой нагрузкой.
  4. Государственные службы, перед которыми предприятие имеет финансовые или иные задолженности.

Если кто-либо дал поручительство по обязательствам должника, крайний срок выплаты долгов может отодвинуться ещё дальше. Поручителями в этом случае выступают региональные и даже федеральные органы исполнительной власти. Однако, если они не справляются, их в судебном порядке причисляют к делу.

Банкротство градообразующих организаций: законодательство, доктрина, судебная практика

Для правильного понимания частной ситуации, увы, общей информации недостаточно. Не лишним будет задать вопрос юристу во время юридической консультации. Благодаря помощи адвоката по банкротству можно спланировать свои действия наиболее эффективно, в рамках тех обстоятельств, с которыми столкнулась ваша компания.

Среди владельцев бизнеса распространено мнение, что банкротство равно завершению деятельности предприятия, процедура с негативным финалом, даже путают с ликвидацией. Как участник рыночных отношений, юридическое лицо производит определенные товары, работы или услуги. В случае возникновения условий, приводящих к введению процедуры банкротства, производство данных товаров, работ, услуг приостанавливается либо завершается полностью. В этом, безусловно, могут быть заинтересованы конкуренты, но здоровая конкуренция предполагает наличие противоборствующих сторон, а здесь одна полностью сходит с дистанции. Потери для региона нахождения компании будут существенные. Поэтому одна из целей — сохранение предприятия, восстановление его платежеспособности, избавление от долгов. В этой перспективе банкротство видится несколько в ином ключе. Фирмы получают возможность законным путем удовлетворить требования своих кредиторов и по завершении продолжить свою деятельность.

  1. руководство или учредители организации, которая не может выполнять свои финансовые обязательства;
  2. кредиторы, перед которыми предприятие имеет задолженность;
  3. прокурор;
  4. уполномоченные органы налоговых, таможенных и других государственных служб.

Особенностью банкротства градообразующего предприятия является также этап поручительства. На основании ст. 173 127-ФЗ под поручительством понимается обязанность лица (в лице федеральных, региональных и муниципальных властей) отвечать за исполнение денежных обязательств должником. Такое поручительство передается суду в письменной форме и должно содержать указание на следующее:

В реальности возможен вариант куда более привлекательный, чем закрытие фирмы. Предусмотрены инструменты, позволяющие вдохнуть новую жизнь в деятельность организации, меры по предотвращению критических ситуаций, помощь в преодолении тяжелых периодов с целью продолжить дальнейшую работу без задолженностей.

Арбитражный суд при решении вопроса о введении внешнего управления обладает более широкими полномочиями в отношении градообразующих организаций по сравнению с обычными юридическими лицами. Суд может принять решение о введении внешнего управления в отношении градообразующего должника под поручительство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или субъекта муниципального образования в лице их уполномоченных органов.

План финансового оздоровления может включать как обычные условия плана внешнего управления об инвестициях в деятельность должника, перепрофилировании производства, изменении структуры производства и (или) управления, продаже имущества должника и т.д., так и условия социального характера, причем последние имеют решающее значение при оценке судом необходимости продления внешнего управления имуществом градообразующего должника.

Понятие «градообразующая организация» как таковое отсутствует в терминологии законодательств других стран, в связи с чем отсутствуют и какие-либо особенности признания несостоятельными должников, которые по российскому законодательству могут быть отнесены к градообразующим. Специальные правовые акты Германии (в частности, Положение о несостоятельности, вступившее в силу с 01.01.1999 года) выделяют некоторые особые виды производства по делу о несостоятельности, но банкротство градообразующих должников к ним не относится.

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Социальными условиями могут являться мероприятия по трудоустройству работников должника, созданию новых рабочих мест, переобучению персонала, повышению квалификации работников, обучению руководящего персонала стратегии маркетинга и т.д. Все эти меры должны быть направлены на то, чтобы работники должника смогли существовать как в случае ликвидации предприятия, так и в случае его существенного перепрофилирования.

Банкротство градообразующих предприятий

2. Орган местного самоуправления, или привлеченный к участию в деле о банкротстве градообразующей организации соответствующий федеральный орган исполнительной власти, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представившие поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

1. В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.

Вам может понравиться =>  Как предоставить стандартные вычеты в 2022 году если заявление представлено не сначала года

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

1. В целях настоящего Федерального закона под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед конкурсными кредиторами, обязательств о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

4. В случае неисполнения требований кредиторов и уполномоченных органов в порядке и в сроки, которые предусмотрены графиком погашения задолженности, кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в общем порядке, предусмотренном законодательством.

Банкротство градообразующих предприятий

3) кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника;

4) в случае неисполнения требований кредиторов и уполномоченных органов согласно утвержденному графику погашения задолженности кредиторы и уполномоченные органы имеют право в соответствии с п. 4 ст. 173 Закона о банкротстве предъявить к поручителю, а не к должнику, требования о взыскании с него невыплаченных сумм в общем порядке, предусмотренном законодательством, а именно ст. ст. 329, 361 и др. ГК РФ;

2) поручительство по обязательствам должника должно быть предоставлено арбитражному суду только в письменной форме с указанием данных о сумме обязательств должника перед кредиторами; обязанности по уплате обязательных платежей; графика погашения задолженности.

2) при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченных к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации существенным условием договора купли-продажи предприятия или имущества градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников указанного предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение 3-х лет с момента вступления договора в силу.

— Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в любое время, но до окончания времени финансового оздоровления или внешнего управления вправе произвести расчеты со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным способом, но предусмотренным Законом N 127-ФЗ;

  • инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
  • перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
  • инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
  • этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
  • дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
  • при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
  • новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
  • выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
  • признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.

Этот термин применяется для организаций, в которых работает как минимум четверть проживающего в городе населения. Это значение отражено в Федеральном Законе 127-ФЗ.

Согласно законодательству, банкротство юрлицоформляется при наличии двух сторон (истца и ответчика, которые представлены должником и кредитором (или советом кредиторов)). Особенности рассмотрения дел о несостоятельности градообразующих предприятий подразумевают также наличие третьей стороны: органы местного самоуправления. Кроме того, принимать участие в деле могут представители региональной или федеральной власти.

  1. Общий долг превышает 500 тыс. рублей (правительство рассматривает увеличение данного порога до 5 млн.). Для сравнения, банкротство юр лиц другого статуса возможно, когда долг больше 300 тыс. рублей. А признание гражданина банкротом (в том числе, ИП) возможно при задолженности от 500 тыс. рублей.
  2. Обращение в арбитраж возможно только через полгода с даты последнего запланированного платежа, если в течение этого времени руководством не принимаются никакие меры для расчета с долгами. При банкротстве ООО и других юридических лиц, данный срок сокращен до 3-х месяцев.

Таким образом, государство максимально заинтересовано в сохранении статуса градообразующего предприятия, так как его закрытие может спровоцировать социальную напряженность и приведет к резкому росту безработицы. Поэтому особое внимание в рамках банкротства уделяется реабилитационным процедурам (внешнее управление и финансовое оздоровление). Государственные, региональные и муниципальные органы власти вправе выступить поручителями градообразующих предприятий или погасить за них задолженность. Но если властные организации не исполняют должным образом свои обязанности, то суд также может признать градообразующее предприятие банкротом и ввести в отношении него этап конкурсного производства.

Банкротство градообразующих организаций и этапы процедуры

Банкротство градообразующего предприятия имеет огромные социальные последствия, так как существенная часть населения близлежащего города задействована на таком предприятии и при его банкротстве может остаться без работы. Именно поэтому процедуре банкротства градообразующего предприятия посвящен отдельный параграф в банкротном законодательстве.

Процедура признания финансовой несостоятельности подразумевает и такую возможность. Поручительство дает возможность получения отсрочки со стороны кредиторов, а поручителем могут выступать субъекты местной, региональной или федеральной власти, которые берут на себя денежные обязательства предприятия-должника.

Градообразующая организация — юридическое лицо, численность работников в котором, с учетом их семей, составляет не менее 25% от общей численности трудоустроенного населения конкретного населенного пункта. К данной категории приравниваются иные предприятия, количество сотрудников которых составляет не менее 5 тысяч человек.

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

Особенностью банкротства градообразующего предприятия является также этап поручительства. На основании ст. 173 127-ФЗ под поручительством понимается обязанность лица (в лице федеральных, региональных и муниципальных властей) отвечать за исполнение денежных обязательств должником. Такое поручительство передается суду в письменной форме и должно содержать указание на следующее:

Adblock
detector