Категория граждан понятые

Понятие и содержание дееспособности граждан

Содержание дееспособности граждан тесно связано с содер­жанием их правоспособности. Если содержание правоспособнос­ти составляют права и обязанности, которые физическое лицо может иметь, то содержание дееспособности характеризуется спо­собностью лица эти права и обязанности приобретать и осущест­влять собственными действиями. Поэтому можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями

• признанные судом недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Над такими гражданами устанавливается опека. При отпадении оснований, в силу которых гражданин был признан недеес­пособным, суд признает его дееспособным.

Полная дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые за­коном имущественные и личные неимущественные права, прини­мать на себя и исполнять любые обязанности, т. е. реализовать при­надлежащую ему правоспособность в полном объеме.

Во-первых, лицо, вступившее в порядке исключения в брак до достижения 18 лет, приобретает дееспособность в полном объ­еме со времени вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК). Во-вторых, несовершеннолетний, достигший 16 лет, соглас­но ст. 27 ГК может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качес­тве предпринимателя.

Иные сделки они совершают с письменного согласия законных пред­ставителей. Они самостоятельно несут ответственность за причинен­ный вред. Законные представители в этом случае несут субсидиарную ответственность, если у совершеннолетнего нет достаточных средств для возмещения причиненного вреда.

Категория граждан понятые

Обеспечение жильем отдельных категорий граждан известно различным правовым системам. Так, в настоящее время во Франции существуют законы, регулирующие рынок социального жилья, которое предоставляется на льготных условиях отдельным категориям граждан. Особое внимание уделяется предоставлению жилья и льгот при его приобретении молодым семьям, родителям-одиночкам и холостякам, а также обеспечению жильем престарелых и инвалидов. Социальное жилье во Франции предоставляется в форме аренды. Во Франции 45% таких квартиросъемщиков получают жилищные пособия. Семьям с низкими доходами выдаются субсидии на оплату арендуемого жилья. Во Франции существует Закон, принятый в 1990 г., по которому ни один квартиросъемщик не может быть выселен, не получив финансовой помощи для погашения своей задолженности по квартплате. Суды, рассматривающие такие дела, могут продлевать сроки выселения до трех лет, если квартиросъемщик не может переселиться в приемлемое по цене и качеству жилье. Следует отметить, что во Франции на приобретение жилья и его бесплатное (льготное) содержание ежегодно выделяется 1,9% ВВП. По действующему законодательству в каждой комплексной застройке должно выделяться как минимум 20% под социальное жилье. Согласно новому законопроекту с конца 2008 г. наиболее нуждающиеся категории — собственно бездомные, а также низкооплачиваемые работники и матери-одиночки — смогут добиваться предоставления жилья через суд. С начала 2012 г. такое же право получат те, кто живет в ветхом и неприспособленном жилье. Благодаря такой законодательной инициативе право на жилье во Франции окажется на одном уровне с правами на другие формы государственного социального обеспечения, такие как образование и здравоохранение. Аналогичное право в мире предусмотрено пока только в Шотландии, где в 2003 г. был принят Акт о бездомных. Однако из проекта закона остается неясным, в каких именно судах можно будет требовать предоставления жилья и кто конкретно в конечном счете будет обязан обеспечивать им нуждающихся Дышекова А. М. Государство и современное ипотечное кредитование // Общество и право. 2010. № 1. С. 31..

Так, согласно Закону об основах социального обслуживания к подобным категориям относятся: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные несовершеннолетние; дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; граждане без определенного места жительства и определенных занятий; граждане, пострадавшие от физического и психического насилия, и проч.

В дополнительной помощи нуждаются молодые семьи, молодые ученые, семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, военнослужащие, увольняемые с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; граждане РФ, постоянно работающие на комплексе «Байконур» и подлежащие отселению; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска; вынужденные переселенцы Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации. М., 2009. С. 2..

Понятие отдельных категорий граждан не новое для законодательства Российской Федерации, вместе с тем в теории права данная категория субъектов не достаточно изучена. Отдельные категории граждан — понятие сложившиеся в праве социального обеспечения. Вместе с тем для жилищного права данные субъекты имеют огромное значение.

Российским жилищным законодательством установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

В проекте Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ», внесенного в Государственную Думу Минздравом РФ, социальные услуги предоставляются гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (основание получения помощи), под которой понимается не только ситуация, которая нарушает жизнедеятельность гражданина, но и ситуация, которая создает риск для такого нарушения . Неопределенность понятия трудная жизненная ситуация уже давно является предметом обоснованной критики , но тем не менее разработчики законопроекта решили его оставить, лишь немного модернизировав.

Понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе не имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований, чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.

О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N 1169-ПП и др.
Постановление Правительства Ленинградской области от 13 ноября 2010 г. N 299 «О порядке расходования средств областного бюджета Ленинградской области в целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009 — 2013 годы».

На основе анализа действующего российского законодательства рассмотрена дефиниция «социально незащищенные категории граждан», понимаемая как группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. Сделан вывод о некорректности данного понятия с точки зрения статей 2 и 7 Конституции РФ и его идентичности понятию «малоимущие граждане».

Во-первых, лицо, вступившее в порядке исключения в брак до достижения 18 лет, приобретает дееспособность в полном объ­еме со времени вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК). Во-вторых, несовершеннолетний, достигший 16 лет, соглас­но ст. 27 ГК может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качес­тве предпринимателя.

Полная дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые за­коном имущественные и личные неимущественные права, прини­мать на себя и исполнять любые обязанности, т. е. реализовать при­надлежащую ему правоспособность в полном объеме.

• признанные судом недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Над такими гражданами устанавливается опека. При отпадении оснований, в силу которых гражданин был признан недеес­пособным, суд признает его дееспособным.

Закон, определяя содержание правоспособности граждан, говорит только о правах, но прямо не упоминает об обя­занностях. Но косвенное указание на обязанности в законе при­сутствует. Например, говорится о праве граждан «участвовать в обязательствах». Обязательство трактуется законом как правовое отношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совер­шить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК).

Содержание правоспособности граждан образует те имущес­твенные и личные неимущественные права и обязанности, кото­рыми гражданин согласно закону может обладать. Другими слова­ми, содержание гражданской правоспособности составляют не сами права, а возможность их иметь.

Понятие занятости и занятых граждан

К числу занятых относятся граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей). Перечисленные виды деятельности также выходят за рамки применения норм трудового права. Данные виды деятельности осуществляются на возмездной основе. В связи с чем также можно сделать вывод о соответствии перечисленных видов деятельности правовому понятию занятости граждан.

В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определена через деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок). Данное определение носит общий характер, оно применимо при решении вопроса о признании граждан занятыми. Из содержания рассматриваемого определения можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству. Во-вторых, к числу таких обстоятельств относится возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса о признании гражданина занятым является возмездный характер осуществляемой им деятельности.

В ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми названы лица, проходящие общий курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов государственной службы занятости.

Вам может понравиться =>  Расчет ночных часов в 2022

В ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К их числу отнесены работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы. Для отдельных категорий граждан для признания их занятыми достаточно привлечения к общественным работам. Перечисленные категории работников соответствуют понятию занятости. Такой вывод напрашивается в связи с тем, что они осуществляют возмездную деятельность на основании норм трудового законодательства.

К числу занятых в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» отнесены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Названные лица осуществляют предпринимательскую деятельность, что подтверждается наличием у них документов, позволяющих вести данный вид деятельности. Предпринимательская деятельность проходит вне рамок применения трудового законодательства. В связи с чем можно констатировать, что деятельность занятых граждан гораздо шире работ, выполняемых на основании норм трудового законодательства. Предпринимательская деятельность носит возмездный характер, так как ее целью является извлечение прибыли. Поэтому и данный вид деятельности вписывается в обстоятельства, характеризующие правовое понятие занятости.

Категория граждан понятые

1) Право на жизнь; 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право на сохранение индивидуальности; 4) право жить в семье, знать своих родителей; 5) право свободно формулировать и выражать своё мнение; 6) право на доступ к необходимой информации; 7) право на свободу мысли, религии; 8) право на свободу ассоциаций и мирных собраний; 9) право на защиту государства от всех форм насилия; 10) право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 11) право на образование; 12) право на отдых и досуг; 13) право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Значение этого документа состоит в том, что в нем отражены права человека. Чтобы предотвратить саму возможность сделать/повторить преступление против человечества. Так же в ней описаны основные права и свободы человека, подлежащие всеобщему соблюдению.

Неотчуждаемый, естественный характер основных прав и свобод – принцип, в основу которого положена идея естественного права, презюмирующая, что каждый человек рождается свободным и в силу факта рождения обладает комплексом присущих ему прав и свобод. Соответственно у государства возникают обязанности: 1) признать эти права, т.е. закрепить их в национальном законодательстве; 2) соблюдать эти права, т. е. не нарушать права и свободы гражданина и создавать условия для их реализации; 3) защищать права и свободы, т. е. охранить их от нарушения, а в случае нарушения восстанавливать нарушенное право. Данный принцип означает также, что никто (ни граждане РФ, ни те, кто законно проживает на территории РФ) не может быть лишен какого-либо конституционного права; граждане РФ не могут быть лишены гражданства; Российское государство обязано оказывать покровительство гражданам, находящимся за пределами страны.

Права ребёнка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка, это лица, не достигшие восемнадцати лет).На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Нельзя ограничиться принятием Всеобщей декларации прав человека и международных пактов, потому что: 1) У каждого государства есть свои особенности правовой системы, обусловленные его историей, традициями. Сблизить англосаксонскую, романо-германскую и мусульманскую правовые системы невозможно. 2) Государства находятся на разных этапах развития; соответственно, одни могут гарантировать своему народу больше прав, другие — меньше. 3) Издание государством законов говорит о его суверенитете.

Понятие правоспособности граждан (физических лиц)

2. Признается в равной мере за всеми гражданами (п.1 ст. 17 ГК РФ). Она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью (п.2 ст.7 ГК РФ). Правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья.

4. Назначение правоспособности заключается в том, что она призвана обеспечить каждому гражданину юридическую возможность приобретать конкретные гражданские права и обязанности, используя которые он может удовлетворять свои потребности, реализовать интересы.

1. Е.А. Сухановпридерживается концепцииотождествления данных элементов —это право корреспондирует с соответствующими обязанностями: все, кто вступает в какие-либо отношения с данным гражданином, не должны нарушать его правоспособность.

3. И.А. Михайлова, профессор кафедры гражданского права и правовой охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности, доктор юридических наук, говорит о необходимости корректировки ст. 18 ГК РФ –необходимо дополнить частью второй, следующего содержания: «граждане обязаны воздержаться от действий, нарушающих права и интересы других лиц; надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства; возмещать убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; в порядке, предусмотренным законом, возмещать вред, причиненный жизни или здоровью граждан или имуществу юридических лиц; исполнять другие обязанности, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором».

Принудительное ограничение правоспособности нельзя смешивать с лишением гражданина отдельных субъективных прав. Например, конфискация имущества (ст. 243 ГК РФ) по приговору суда означает лишение гражданина права собственности на определенные вещи и ценности, но не связана с ограничением правоспособности.

В ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми названы лица, проходящие общий курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов государственной службы занятости.

Прохождение перечисленных видов обучения предполагает осуществление обучающимся гражданином деятельности по освоению преподаваемого учебного курса. Однако далеко не все виды деятельности в процессе обучения имеют возмездный характер. Возмездной может быть признана деятельность при получении обучающимся стипендии. В связи с изложенным напрашивается вывод о том, что правовому понятию занятости граждан соответствует деятельность обучающегося, который получает стипендию.

Предпринимательская деятельность проходит вне рамок применения трудового законодательства. В связи с чем можно констатировать, что деятельность занятых граждан гораздо шире работ, выполняемых на основании норм трудового законодательства. Предпринимательская деятельность носит возмездный характер, так как ее целью является извлечение прибыли. Поэтому и данный вид деятельности вписывается в обстоятельства, характеризующие правовое понятие занятости.

К числу занятых в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» отнесены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Названные лица осуществляют предпринимательскую деятельность, что подтверждается наличием у них документов, позволяющих вести данный вид деятельности.

К числу занятых относятся граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).

Второе поколение связано с социальными, экономически­ми и культурными правами, которые как таковые утвердились к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улуч­шение своего социально-экономического, культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные пра­ва иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отли­чие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т. с. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создание не­обходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, участие в культурной жизни общест­ва и т. п.);

Третье поколение — права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле­жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благопри­ятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права ста­ли возникать после Второй мировой войны на фоне освобожде­ния многих стран от колониальной зависимости, углубления эко­логических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязатель­ных норм.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юри­дически возможного поведения, направленная на удовлетворе­ние интересов не всякого человека, а лишь того, который нахо­дится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав человека права гражданина всегда выступа­ют как юридические категории (а не только как моральные или социальные). Они не могут существовать независимо от их го­сударственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

4) в зависимости от степени распространения — на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от со­циального, служебного положения, пола, возраста лица, а так­
же других факторов, например, права потребителей, служа­щих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

6) в зависимости от роли государства в их осуществле­нии — на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

Санаторно-курортное лечение, как и медицинские изделия и лекарственные средства, бесплатный проезд к месту лечения входят в перечень социальных услуг, предоставляемых гражданам, имеющим право на федеральные льготы. Право на получение данных льгот возникает при подаче документов на получение ЕДВ, отдельно заниматься их оформлением не требуется.

Право на бесплатный проезд в поездах осуществляется круглогодично, вне зависимости от маршрутов, количества поездок. Органами социальной защиты выдается проездной билет, который нельзя никому передавать или обменивать. Предоставляется он обязательно вместе с документом, подтверждающим ваше право на данную льготу. Чтобы обеспечить бесплатный проезд к месту лечения, льготнику предоставляются проездные документы или социальные талоны, по которым появляется право на получение проездных билетов. Если в маршруте участвует несколько видов транспорта, то талоны выдаются на каждый отдельно туда и обратно. Ехать можно автомобилем, поездом либо самолетов.

Лечащий врач должен выписать вам рецепт с назначением льготных препаратов, которые обязательно должны входить в перечень утвержденных Правительством. С ним можно ознакомиться в интернете либо возможно вывешивают в поликлиниках. Получить лекарственные препараты можно так же не во всех аптеках, а в определенных.

По вопросу получения, оформления путевок на оздоровление и лечение необходимо обращаться в органы социальной защиты населения. Путевки предоставляются в соответствии с установленной очередью. Длительность лечения составляет восемнадцать дней, для детей – инвалидов двадцать один день.Для того, чтобы получить медицинские препараты, продукты для лечебного питания детей-инвалидов нужно обратиться в поликлинику по району проживания и предоставить следующие документы:

Граждане, которые имеют право на получение ЕДВ должны самостоятельно решить, будут ли они получать НСУ как саму услугу или же хотя ее денежный эквивалент. Для этого нужно подать заявление в ПФ один раз, указав форму получения, и каждый год подтверждать не требуется, но в случае изменения выбора, заявление следует переписать до 1 октября.

Вам может понравиться =>  В Связи С Вандальными Действиями Была Разрушина Сцена

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

В целом, необходимость существования льгот была обоснована: льгота, являясь эффективным правовым средством реализации прав граждан, была призвана облегчить им доступ к социальным благам и повысить эффективность основного вида обеспечения. При ретроспективном взгляде на ситуацию, сложившуюся к 2004 г., следует признать, что законодательство того времени содержало значительное число льгот для населения, при этом не было предусмотрено финансирование предоставления этих разнообразных льгот, что стало одной из причин реформирования системы льготноправового регулирования Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ [2] (далее — Закон № 122-ФЗ).

Представляется ошибочным отождествление льготы с тем благом, доступ к которому она предоставляет. На этом основании многие авторы выделяют материальные и нематериальные льготы: материальные льготы представляют собой скидку но оплате тех или иных социальных услуг или бесплатное их предоставление, а сущность нематериальных льгот заключается в преимущественном (первоочередном, внеочередном) праве на различное социальное обеспечение. На наш взгляд, по своему существу льгота всегда нематериальна, она носит только организационный характер [1] .

Меры социальной поддержки — это объединенная общей целевой направленностью группа видов социального обеспечения, выраженных в дополнительных денежных выплатах (отличающихся от пенсий и пособий по основаниям предоставления и принципам определения размеров), в освобождении от несения некоторых расходов и в дополнительных социальных услугах, т.е. являющихся дополнительными денежными или натуральными предоставлениями наряду с основным видом социального обеспечения.

  • — при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
  • — должен реализовываться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
  • — гражданам должна предоставляться возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности посредством установления временного регулирования общественных отношений;
  • — недопустимы при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц;
  • — вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.;
  • — при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Последствия принятия Закона № 122-ФЗ можно разделить на две группы: монетизация льгот (изменение формы предоставления: с натуральных льгот на денежные выплаты) и расширение полномочий субъектов РФ (меры социальной поддержки отдельных категорий льготников стали предусматриваться в законах субъектов РФ).

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. . Свободы являются теми основными правами, которые защищают возможность людей формировать и выражать свои собственные убеждения, вести свою частную и семейную жизнь без принуждения и государственного вмешательства и поступать в соответствии со своими собственными решениями.

Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.

Таким образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», объединяющий обе группы прав и свобод.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право на. «, «никто не может быть лишен. «, «все». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

Эти две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

Понятие прав человека и гражданина

Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Именитые граждане

Именитые граждане — сословная категория городского населения России в 1785—1832 годы. Появилась в соответствии с Жалованной грамотой городам от 21 апреля 1785 года, включала 7 групп: лица, дважды с похвалой отслужившие на выборных должностях; имеющие академические или университетские аттестаты; «художники трех художеств, а именно архитекторы, живописцы, скульпторы и музыкосочинители»; «всякого звания и состояния капиталисты» с объявленным капиталом от 50 тысяч руб.; банкиры с объявленным капиталом от 100 тысяч руб.; не имеющие лавок оптовые торговцы; владельцы плавающих за границу кораблей. Именитые граждане освобождались от телесных наказаний, имели право владеть фабриками и заводами, морскими и речными судами, садами и загородными дворами. Именитый гражданин, отец и дед которого были именитыми гражданами, мог по достижении 30-летнего возраста просить о дворянстве. Манифестом императора Александра I от 1 января 1807 из числа именитых граждан исключены представители купечества. По указу императора Николая I от 10 апреля 1832 года взамен именитых граждан учреждено сословие почетных граждан.

Грамота на права и выгоды городам Российской империи // Полное собрание законов Российской империи — I. Т. XXII. № 16.187; Манифест о дарованных купечеству новых выгод // Полное собрание законов Российской империи — I. Т. XXIX. № 22.418; Об установлении нового сословия почетных граждан // Полное собрание законов Российской империи — II. Т. VII. № 5284.

Финансирование выплаты пенсий осуществляется за счет средств Пенсионного фонда, образуемых за счет уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд, и ассигнований из федерального бюджета. За счет второго источника осуществляется выплат пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, а также социальных пенсий, кроме того, начиная с 1998 года, этими средствами финансируются расходы на выплату пенсий за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФ РФ. Остальные пенсии финансируются за счет средств Пенсионного фонда России.

  • гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
  • гражданам, перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом;
  • студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям;
  • неработающим женам сотрудников органов внутренних дел в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
  • неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
  • супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Компенсационные выплаты – возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законом. Это такие денежные выплаты, которые адресованы лицам, нуждающимся в материальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя компенсации[37];

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.

Правовой статус гражданина: понятие, структура, виды

Понятия «правовой статус» и » правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности используется то или другое выражение. Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Указанные термины совпадают, это слова-синонимы. Подобно тому, например, как «норма» и «правило» определяются обычно друг через друга, «статус» и «положение» также взаимозаменяемы.

Еще более вредно и недопустимо наделение должностных лиц не предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение функций, что нарушает их официальный статус, свидетельствует о правовом нигилизме. Кроме того, статус может быть юридически нечетким, аморфным, размытым, что ведет к неразберихе, нарушениям законности, прав личности.

Подобная переоценка ценностей, ломка сложившихся устоев, изменение морально-политического климата, образа жизни в целом не могли не сказаться как на состоянии общества в целом, так и на положении отдельной личности. Социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, угроза экологических и технологических катастроф, шоковые методы проведения реформ 90-х годов ХХ века, привели к существенной дестабилизации правового статуса личности, проявившейся в неустойчивости и слабой социально-правовой защищенности, неспособности государственных властных структур эффективно защитить интересы гражданина, его права и свободы.

Вам может понравиться =>  Что Полагается 3 Ребенку В 2022 Году Город Красноярск

Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством — праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки.

В догосударственном обществе был определенный статус индивида, , но он не был правовым, поскольку еще не было права. Такое неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей частью в дальнейшем и стал правовой статус. Последний, как уже отмечалось, представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

3. Основные права человека должны закрепляться в конституциях, становясь тем самым правами гражданина, а реализуются как права лица в правоотношении. Права человека, рассматриваемые как социальные возможности вне государственного регламентирования, так и остаются в потенции, ибо только после государственного признания они становятся реально действующими. Без государственного признания даже в самом общем Виде невозможно не только обладание, но и пользование имя. С.А Комаров. 7-е издание 2005. Питер. В Конституции Российской Федерации высшей ценностью провозглашается человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность я безопасность, другие права я свободы, а их обеспечение осуществляется согласно положениям Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Государство исходит от приоритета прав и свобод человека и гражданина. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главная обязанность государственной власти. Права я свободы личности неотделимы от обязанностей. В Конституции России закрепляется, что личность обязана не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц; не допускать пропаганды или агитация, возбуждающих социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду; не допускать экономической деятельности, направленной на монополизацию или недобросовестную конкуренцию: не наносить ущерба окружающей среде; получить основное общее образование; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории в культуры; платить законно установленные налоги в сборы; защищать Отечество.

Тем самым между государством и гражданином создаются очень сложные содержательные отношения, юридическим аспектом которых являются правовые отношения между личностью и государством, складывающиеся на началах равенства и справедливости. В настоящее время эта концепция получила право на существование. Правовой статус представляет собой систему правовых норм, фиксирую их права, свободы и обязанности, выступающую как важное средство регулирования взаимоотношений личности и государства, а также личностей между собой. Закрепляя в праве меру свободы личности, государство в этих же пределах самоограничивается в собственных решениях и действиях, берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждой личностью. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На праве основана ответственность личности перед государством. Любое применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Права и свободы человека это его социальные возможности в различных сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной, личной. Их объем, и характер раскрывают уровень демократизма гражданского общества. В цивилизованном обществе личность стоит во первом месте среди всех общественных ценностей, но не как объект попечения со стороны государства, лишенный самостоятельности, а как субъект, наделенный реальными правами и возможностями. Долгое время в нашей стране права человека не рассматривались как самостоятельно существующая правовая категория, хотя уже определились мировые стандарты прав человека. достаточно сослаться на Всеобщую декларацию прав человека, в которой выделены так называемые элементарные права и свободы: на жизнь; свободу и неприкосновенность личности; свободу от рабства; запрет пыток или жестокого бесчеловечного обращения или наказания; равенство перед законом; ряд прав, касающихся процессуальных моментов; защита от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию; неприкосновенность жилища; тайна переписки. Вторую группу составляют гражданские права: право личности на признание ее правосубъектности; свобода передвижения и выбора места жительства; право на убежище; право на гражданство: право владения имуществом.

Понятие «гражданин» возникло в тесной связи с понятием «город», «горожанин». Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности — служили в войске, участвовали в народных собраниях, имели имущественные и личные права. В средневековой Европе понятие «гражданин» тоже первоначально относилось лишь к горожанам, именно они отвоевали некоторые гражданские права, в частности иметь свой суд и самоуправление.
В современной жизни слово «гражданин» имеет два основных значения:
1.Гражданин — это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности.
2. Гражданин — это человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает общественным чувством соучастия в больших и малых делах. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть. В этом высоком значении понятие «гражданин» вошло в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Право индивида — это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегума-низирует его. Вот почему трудно переоценить значимость принципа «человеческое измерение», выработанного международным сообществом в последней четверти XX в. и являющегося ориентиром в тех сложных противоречивых процессах, которые происходят сегодня в мире.

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отлича ются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

Согласно новому законопроекту с конца г. С начала г. Благодаря такой законодательной инициативе право на жилье во Франции окажется на одном уровне с правами на другие формы государственного социального обеспечения, такие как образование и здравоохранение. Аналогичное право в мире предусмотрено пока только в Шотландии, где в г.

А где их получать? Основным обеспечением социальной поддержкой занимается так называемая социальная служба. В ней каждый может узнать о положенных льготах и получить некоторые выплаты. Статья При этом право на указанную компенсацию не распространяется на членов семьи, совместно проживающих с указанными категориями граждан.

Порядок и условия признания граждан инвалидами — В соответствии с правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением правительства РФ от 20 февраля г. Чтобы обеспечить бесплатный проезд к месту лечения, льготнику предоставляются проездные документы или социальные талоны, по которым появляется право на получение проездных билетов.

Ряд лиц имеет право выйти на пенсию раньше установленного времени не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Такая привилегия зависит от условий труда, региона проживания, а также половой принадлежности женщина или мужчина. В России льготная система основана на уравнительном принципе — в первую очередь государство заботится о наименее защищенных гражданах. Это связано с ограниченностью средств, распределяемых через бюджет.

Отказ от НСУ с заменой денежной компенсацией производится по заявлению инвалида его законного представителя. В состав набора, начиная с февраля года, входит 3 вида услуг общей стоимостью ,42 рубля. Перечень включает ,75 рубля на обеспечение медикаментами; ,62 рубля на СКЛ; ,05 рубля на оплату проезда к месту лечения. При наличии стажа и по достижении пенсионного возраста лица с инвалидностью могут претендовать на страховую пенсию.

Дееспособность граждан как правовая категория

Закон определяет дееспособность как способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ч. 1 ст. 21 ГК). Дееспособность, как и правоспособность, является общей правовой предпосылкой к приобретению лицом своими действиями прав и обязанностей, реализации их и несению ответственности Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханова. — М.: Юристъ, 2001. С.121.

Правоспособность и дееспособность, обладая известными чертами общности, в то же время являются различными правовыми категориями. Если одна из них очерчивает круг того, что может иметь, то другая, прежде всего, что может создавать для себя своими действиями субъект права. В силу ст. 8 ГК это могут быть действия, прямо указанные в законе, а также не предусмотренные законом или иными правовыми актами.

Дееспособность тесно связана с правоспособностью, как бы основана на ней. Правоспособность граждан предшествует «приобретению» дееспособности. Так, если в объеме (содержании) правоспособности не заключена возможность права собственности на имущество, изъятое из гражданского оборота (недра, воды, нефтеразработка и т. п.), то, естественно, гражданин, не может стать его собственником. Наличие или отсутствие дееспособности не влияет на объем правоспособности. Например, лица, признанные недееспособными, полностью сохраняют правоспособность.

Кто Относится к Отдельным Категориям Граждан

Чтобы обеспечить бесплатный проезд к месту лечения, льготнику предоставляются проездные документы или социальные талоны, по которым появляется право на получение проездных билетов. Если в маршруте участвует несколько видов транспорта, то талоны выдаются на каждый отдельно туда и обратно. Ехать можно автомобилем, поездом либо самолетов.

Граждане, получающие ежемесячную денежную выплату, обязаны безотлагательно сообщать в территориальный орган Пенсионного фонда России об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты. Например, если установлена другая группа инвалидности.

5) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

Теперь понятно, какие есть льготные категории граждан в России. На самом деле все просто — точная информация о льготниках и бонусах, которые им положены, уточняется в социальной службе. Здесь, как уже было сказано, оформляются некоторые пособия и денежные выплаты.

Некоторые категории федеральных льготников так же имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
Федеральные льготники – кто к ним относится
Федеральные льготники – это категории граждан, обеспечение которых льготами и мерами социальной поддержки осуществляется на основании федеральных законов и отнесено к полномочиям федерального уровня (Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Adblock
detector