Корпоративные и унитарные юридические лица

К вопросу о целесообразности деления организаций на корпоративные и унитарные

В статье рассматривается выдвинутая в Концепции развития гражданского законодательства идея деления юридических лиц на корпоративные и унитарные, мнения экспертов по этому поводу и отражение этой идеи в Федеральном законе от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». На основе сравнительного анализа норм этого Закона, посвященных отличиям в статусе корпоративных и унитарных организаций, авторы обосновывают мнение, что нормативное деление организаций на корпоративные и унитарные лишено не только практического смысла, но и логических оснований.

В то же время в ст. 65.2 ГК РФ есть п. 3, который не распространяется не только на унитарные организации, но и на некоммерческие корпорации. Этот пункт предоставляет участникам коммерческих корпораций, утратившим помимо своей воли права участия в них, право требовать возвращения «доли участия, перешедшей к иным лицам». Эта норма корреспондирует с другой статьей ГК РФ — 60.2, единственной статьей, содержащей практические отличия в статусе корпоративных и унитарных организаций. При этом между данными нормами имеются несоответствия, поскольку ст. 60.2 ГК РФ предусматривает возможность признания несостоявшейся реорганизации любой (а не только коммерческой) корпорации по требованию ее участников в случае, если решение о реорганизации не принималось участниками, а также в случае представления для государственной регистрации документов, содержащих заведомо недостоверные сведения. Последствиями признания реорганизации несостоявшейся являются, в частности, восстановление юридических лиц, существовавших до реорганизации, и признание участников ранее существовавшего юридического лица обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. Разумеется, восстановление долей участия к некоммерческим организациям неприменимо. Вместе с тем, как было показано выше, учредители некоммерческих организаций, причем не только корпоративных, но и унитарных, обладают правами на участие в управлении и, по нашему убеждению, должны иметь возможность требовать восстановления этих прав, утраченных в результате незаконной реорганизации. Тем более это замечание касается учредителей унитарных коммерческих организаций (т.е. государственных унитарных предприятий), которые наделены не только правом на участие в управлении, но и имущественными правами. Однако учредители унитарных предприятий ст. 60.2 ГК РФ в новой редакции лишены возможности добиваться восстановления статус-кво при обнаружении существенных нарушений в процессе реорганизации, а вправе требовать лишь возмещения убытков на основании ст. 60.1 ГК РФ (которая регулирует последствия признания решения о реорганизации недействительным, что не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица). Таким образом, мы не усматриваем оснований для установления различных правовых последствий обнаружения существенных нарушений в процессе реорганизации юридических лиц в зависимости от отнесения таковых к числу корпоративных или унитарных, коммерческих или некоммерческих. На наш взгляд, выбор последствий допущенных в процессе реорганизации любого юридического лица нарушений (т.е. применение ст. ст. 60.1 или 60.2 ГК РФ) должен быть предоставлен суду с учетом степени существенности таких нарушений, исходя из необходимости обеспечения наиболее полного восстановления прав прежних участников реорганизованного лица без ущемления прав третьих лиц.

Zolotareva Anna B., head, the Laboratory of Expert Evaluation of Legislation, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, head, the Scientific Department «Legal Studies», Institute of Economic Policy named after E.T. Gajdar, candidate of juridical sciences.

В Концепции подчеркивалось, что корпорации предполагают членство их участников и коллегиальное решение вопросов управления деятельностью организации, тогда как учредители унитарных организаций «не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства». По мнению авторов Концепции, эта классификация позволяет установить общие требования (в определенной мере единообразно даже для коммерческих и некоммерческих организаций) к структуре управления и статусу (компетенции) органов корпораций. Также предполагалось унифицировать ряд внутриорганизационных отношений, вызывающих практические споры (возможность оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, условия выхода или исключения из числа участников и т.п.).

Из этого, на наш взгляд, следует вывод, что право учредителей на участие в управлении не может служить критерием разграничения организаций на корпоративные и унитарные. Видимо, этот вывод не укрылся и от внимания законодателей, которые исключили право учредителей на участие в управлении организацией из определяющих признаков корпорации. Однако при этом они не дали ответа, в чем же другом, кроме права на участие в управлении, состоит сущность членства как особой правовой связи учредителей именно с корпоративными организациями.

Статья 65

В теории и практике развитых стран выработаны общие представления о корпоративных и унитарных юридических лицах. Так, корпорация (от лат. corporatio — объединение) определяется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права — юридическое лицо.

В п. 1 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень корпоративных юридических лиц. Корпоративными могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, как хозяйственные общества, так и товарищества. Тот факт, что к корпоративным организациям относятся и некоммерческие организации, говорит о влиянии европейского корпоративного права на российское законодательство (в англо-американском праве корпорациями считаются только коммерческие юридические лица).

Вопрос о необходимости существования такой организационно-правовой формы, как унитарные предприятия, был одним из самых обсуждаемых. В п. 6.3 Концепции развития гражданского законодательства была отмечена бесперспективность данной организационно-правовой формы юридического лица и желательность ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами со 100-процентным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. Там же было указано, что «исходя из реальных потребностей федерального государства представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики».

ГК РФ в качестве одного из новых классификационных критериев разделения юридических лиц предлагает разделение юридических лиц на юридические лица корпоративного типа, основанные на началах членства (корпорации), и некорпоративного (унитарные). Под правом членства в ГК РФ понимается право участников юридического лица на участие в управлении деятельностью корпораций. К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий.

Таким образом, в отношении всех корпораций (в том числе и некоммерческих) установлены единые права их участников и единые правила управления ими. Корпорации противопоставляются унитарным юридическим лицам, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Унитарной (от лат. unitus — объединенный, единый) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками организации. Кроме того, их уставный капитал не делится на части.

Корпоративные и унитарные ЮЛ

оспаривать, действуя от имени корпорации, совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным ст.174 ГК РФ или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

При праве собственности имущество и имущественные права полностью принадлежат ЮЛ. ЮЛ может по своему усмотрению совершить в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обменивать его другими способами, передать свое имущество в доверительное управление другому лицу, распоряжаться иным образом, вносить в качестве вклада в уставный капитал других ЮЛ.

коммерческие корпорации (рисунок 3.2): хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере) и хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества: публичные и непубличные), крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы;

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Унитарным предприятием (государственным и муниципальным) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Вам может понравиться =>  Услуга пересчета денег в сбербанке

Корпоративные и унитарные юридические лица

  • Производственные объединения и предприятия сельхоз назначения;
  • Кооперативы разных типов;
  • Общественные организации и благотворительные структуры;
  • Объединения владельцев недвижимости;
  • Общины малочисленных народов и реестр казачьих обществ.

Корпоративными (корпорациями) называют юридические лица, занимающиеся коммерческой или некоммерческой деятельностью. Учредители подобной организации владеют долей акций, и на основании этого имеют право участвовать в управлении компанией и формировании управленческих структур.

  • Своевременно и по запросу получать всю информацию о финансовом состоянии дел в компании;
  • Участвовать в формировании управленческих структур компании и оказывать влияние на некоторые производственные моменты;
  • Действовать от имени корпорации в вопросах, касающихся возврата долговых обязательств, и причинения убытков.
  • Участник компании обязан принимать участие в формировании материальных резервов организации;
  • Запрет в разглашении информации, которая предназначена исключительно для внутреннего пользования и считается конфиденциальной;
  • Запрет на совершение любых действий, которые могут поставить корпорацию в невыгодное положение, или же могут привести к убыточной деятельности.

К унитарным юрлицам можно отнести разнообразные государственные фонды и структуры, учреждения, которые контролируются муниципальными властными структурами, организации, чья деятельность связана с религией, разнообразные некоммерческие компании и публично-правовые объединения.

  • определения основных направлений деятельности организации, а также приобретения и пользования имуществом;
  • утверждения и изменения устава корпоративной организации;
  • определения правил приема в состав членов корпорации и исключения из состава ее участников, кроме случаев, если такие правила определены законодательно;
  • образования других органов предприятия, а также досрочного прекращения их полномочий;
  • утверждения годового отчета и бухгалтерских (финансовых) отчетов корпорации, если в уставе или в соответствии с законодательством РФ эти правомочия не отнесены к компетенции других органов организации;

Российским законодательством и уставом компетенция высшего коллегиального органа может быть расширена, и в нее могут включаться и другие вопросы корпорации. Корпоративные юридические лица должны соблюдать все нормы. Это важно, потому что до этого возможности собрания акционеров строго соответствовали тому, что указано в положениях Федерального закона «Об акционерных обществах». Выйти за пределы данного закона было нельзя. Кроме того, что в корпорации формируется высший орган власти, также происходит создание единоличного исполнительного органа (в лице директора, генерального директора, председателя и т.д.).

Из участников корпорации формируется главный орган управления юридическим лицом – общее собрание. Участие в корпорации наделяет ее участников соответствующими членскими правами и обязанностями относительно сформированного юридического лица. В виде корпоративного предприятия могут создаваться предприятия и коммерческого, и некоммерческого характера. К корпорациям относятся все коммерческие юридические лица, исключение здесь составляют только унитарные предприятия.

А в том случае, если Гражданским кодексом, другим законом или уставом организации предусмотрено создание коллегиального органа (правления, дирекции и пр.), то он формируется как подотчетный для высшего органа корпорации. Корпоративные юридические лица нередко формируют еще и совет, который контролирует деятельность всех этих органов.

  • потребительских кооперативов;
  • общественных организаций;
  • ассоциаций (союзов);
  • товариществ собственников недвижимости;
  • казачьих обществ, внесенных в соответствующий государственный реестр;
  • общин коренных малочисленных народов.

В п. 1 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень корпоративных юридических лиц. Корпоративными могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, как хозяйственные общества, так и товарищества. Тот факт, что к корпоративным организациям относятся и некоммерческие организации, говорит о влиянии европейского корпоративного права на российское законодательство (в англо-американском праве корпорациями считаются только коммерческие юридические лица).

Вопрос о необходимости существования такой организационно-правовой формы, как унитарные предприятия, был одним из самых обсуждаемых. В п. 6.3 Концепции развития гражданского законодательства была отмечена бесперспективность данной организационно-правовой формы юридического лица и желательность ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами со 100-процентным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. Там же было указано, что «исходя из реальных потребностей федерального государства представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики».

1. Понятие корпоративных юридических лиц, о которых идет речь в комментируемой статье, известно законодательству всех развитых стран. Такое деление позволяет урегулировать в общем виде не только структуру управления и статус (компетенцию) органов корпоративных коммерческих и некоммерческих организаций, но и ряд их внутренних отношений, вызывающих споры на практике (возможность оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, условия выхода или исключения из числа участников и т.п.). Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников. Следует отметить, что аналогичной общей части, касающейся унитарных юридических лиц, в ГК нет.

2. Важными являются положения п. 2 комментируемой статьи, согласно которым в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК. Так, согласно п. 2 ст. 84 ГК (см. комментарий к ней) вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

Статья 65

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

Доводы о неправомерном, по мнения заявителя, отнесении спора к числу корпоративных, являются ошибочными и основанными на неправильном толковании положений статей 65.1 — 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, специального корпоративного законодательства, а также статьи 225.1 процессуального закона.
Учитывая изложенное и, руководствуясь статьями 291.6, 291.8, 291.11 Кодекса, судья

Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 65.1, 166, 170, 807 Гражданского кодекса Российской Федерации и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что сложившиеся между сторонами обязательства вытекают из факта участия истца в инвестировании денежных средств в целях развития хозяйственной деятельности ответчика.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 65.1, 65.3, 173, 174 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статьями 34 — 37, 43 — 46 Закона N 14-ФЗ, суды правомерно отказали в удовлетворении требований о проведении собрания участников Общества с предлагаемой повесткой, поскольку истец, обладающий 33% от общего числа голосов, в случае принятия решения об отказе в проведении внеочередного общего собрания вправе инициировать проведение такого собрания самостоятельно, а также оспаривать решения органов управления.

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд округа, действуя в пределах осуществления полномочий, предоставленных ему статьями 286, 287 Кодекса, руководствуясь положениями статей 10, 65.1, 123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», обоснованно исходил из того, что выводы нижестоящих судов относительно неправомочности собрания сделаны в отсутствие надлежащего исследования обстоятельств спора и оценки доказательств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора: относительно того, кто является членом ассоциации «Единство» и на каком основании; каков количественный состав членов ассоциации «Единство», от которого судам и следует определить кворум для проведения внеочередного собрания и принятия на нем решений.

Следует отметить, что право собственности на имущество, которое закреплено за предприятием собственником, этому предприятию не предоставляется. Оно также не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия (абз. 1 п. 1 ст. 113 ГК РФ), что, соответственно, характеризует это имущество как неделимое.

Вам может понравиться =>  Все Законодательство Об Инвалидах В 2022 Году

Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, не становясь, при этом, участниками этих юридических лиц и не приобретая прав членства в них, признаются унитарными юридическими лицами (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Обновленная классификация юридических лиц (здесь – именно унитарных) с сохранением прежнего деления на коммерческие и некоммерческие выглядит следующим образом:

д) публично-правовые компании (также введены реформой 2014 г., а в июле 2016 г. был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее – Закон о публично-правовых компаниях);

Приведенная классификация, по мнению некоторых теоретиков, не является безупречной. Например, достаточно спорным признается выделение религиозных организаций, ранее признававшихся разновидностью общественных организаций, в самостоятельную организационно-правовую форму. Так как фактическое закрепление приоритета специального законодательства и внутренних установлений над гражданско-правовым статусом данных юридических лиц не позволяет закрепить правовое положение религиозных организаций как участников гражданского оборота.

Новая статья 65.3 ГК РФ посвящена организации управления в корпорации, согласно которой, общее собрание участников является высшим органом корпорации. Оно обладает широкими полномочиями, которые наделяют общее собрание правами на: утверждение и изменение устава корпорации, самостоятельное определение приоритетных направлений ее деятельности, регламентацию порядка приема участников корпорации, создание или прекращение деятельности других органов корпорации, утверждение годовых отчетов и бухгалтерской отчетности, принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, ее реорганизации, ликвидации и другое.

Изложенное относится и к учреждениям-несобственникам, ибо в классическом понимании учреждения — это унитарные юридические лица, являющиеся собственниками своего имущества и управляемые их учредителями (последнее обстоятельство отличает их от фондов). Новая редакция гл. 4 ГК рассматривает учреждения в их прежнем понимании, присущем исключительно правопорядку, основанному на огосударствленной, а не рыночной экономике (см. п. 1 ст. 123.21 ГК и комментарий к ней). Наряду с сохранением унитарных предприятий, это обстоятельство также свидетельствует о сохранении нерыночных элементов, присущих экономике переходного типа.

Кодекс не упоминает о существовании некоммерческих партнерств (НП), что в соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ означает прекращение существования названной формы юридических лиц, которое и ранее не вызывалось какой-либо особой необходимостью. В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях НП по своей юридической природе принципиально ничем не отличалось от ассоциации (союза), имея лишь одну важную особенность — при его ликвидации (либо исключении участника из НП) члены НП могли получить соответствующую часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами (ликвидационную квоту). Данное обстоятельство противоречило статусу НП как некоммерческой организации и могло служить лишь основой для различных злоупотреблений. Поэтому подп. 5 п. 8 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ установил, что со дня вступления его в силу к некоммерческим партнерствам применяются нормы ГК РФ об ассоциациях (союзах).

1. Правила комментируемой статьи раскрывают провозглашенное абз. 2 п. 3 ст. 48 ГК РФ деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации. Появление этих правил является прямым следствием включения «отношений, связанных с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративных отношений)», в предмет гражданского законодательства (абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ), т.е. гражданского (частного) права. Восстановление в отечественном гражданском праве такого деления юридических лиц, традиционного для большинства правопорядков, было одним из ключевых положений Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации и Концепции развития законодательства о юридических лицах , лежащих в основе многих новелл новой редакции гл. 4 ГК РФ.

3. Во втором предложении абз. 1 п. 1 комментируемой статьи закреплен исчерпывающий перечень (numerus dausus) отдельных видов корпораций. Наряду с традиционными, для всякого правопорядка пятью видами корпораций — хозяйственными товариществами, хозяйственными обществами и кооперативами, а также некоммерческими корпорациями — общественными организациями и ассоциациями (союзами), здесь названы еще и пять новых самостоятельных видов корпораций, ранее неизвестных отечественному праву, а в большинстве случаев — и каким-либо иным правопорядкам:

Автономные некоммерческие организации (АНО) в новой редакции ГК РФ по существу стали учреждениями в традиционно общепринятом понимании, т.е. унитарными организациями-собственниками, которыми (в отличие от фондов) управляют их учредители (см. особенно ст. 123.25 ГК и комментарий к ней). Ранее существование АНО как особого вида юридических лиц вызывало сомнения в своей обоснованности, ибо из сравнения содержания п. 1 ст. 7 и п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях вытекала полная идентичность их гражданско-правового статуса и статуса фондов. Теперь эта несуразность устранена, а существование АНО как самостоятельного вида юридических лиц стало вполне оправданным.

Итак, для начала напомню, что разделение на корпоративные и унитарные юр. лица является новеллой. В принципе, ничего особо нового, но законодатель решил просто структурировать все многообразие российских организаций не только по разделению на коммерческие или некоммерческие (то есть по их деятельности), но также и на корпоративные и унитарные (то есть по характеру управления).

Корпоративные — это организации, в которых руководство осуществляется коллегиально, это необязательно коммерческие структуры. Соответственно, унитарное юр. лицо — это лицо, в котором имущество не может быть разделено на доли или паи, в том числе и между работниками предприятия, и вообще оно организации не принадлежит на праве собственности.

Статья 65

Цит. по книге: Корпоративное право. Учебник для студентов вузов / Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2008. Гл. I. Параграф 1 «Понятие корпоративного права» (Корпорации в дореволюционной России). URL: eknigi.org/uploads/posts/2010-03/1267746607_1252691339_korporativnoe_pravo.jpg.

Следует заметить, что в российском и зарубежных правопорядках слово «корпорация» не отличается однозначностью понимания. Такая ситуация объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в большинстве стран это понятие не является законодательно закрепленным, а присутствует только на доктринальном уровне. Во-вторых, термин «корпорация» имеет различную трактовку в англосаксонской и континентальной системах права. В связи с этим, как совершенно справедливо отметила И.С. Шиткина , внесенное в ГК РФ законодательное закрепление разделения организаций на корпоративные и унитарные является передовой идеей.
———————————
См.: Шиткина И.С. Вопросы корпоративного права в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ» // Хозяйство и право. 2012. N 6. URL: shitkina-law.ru/publikatsii/voprosy-korp-prava.html.

В современной научной доктрине под корпорацией традиционно понимают организацию, основанную на началах участия (членства), которая создается для реализации интересов ее участников (членов) путем организации управления ею через особую систему органов . Устроенной на началах членства корпорации, как правило, противопоставляются унитарные организации или учреждения, которые не имеют членства и создаются, как правило, в интересах неограниченного круга лиц для реализации общественно полезных целей.
———————————
См.: Серова О.А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права России: Монография. М.: Юрист, 2011. URL: window.edu.ru/resource/904/74904/files/Serova_Problemy_klassifikatsii_yuridicheskikh_lits.pdf.

Правовое регулирование управления в корпорации осуществляется ст. 65.3 ГК РФ; в ст. 66.3 ГК РФ предусмотрены особенности управления в публичных и непубличных обществах; ст. 67.1 ГК РФ регулирует особенности управления в хозяйственных товариществах и обществах, а в ст. 97 ГК РФ предусматриваются особые требования к управлению публичным акционерным обществом. При этом указанные статьи ГК РФ содержат многочисленные взаимные ссылки, усложняющие применение соответствующих норм. На вопрос, удобен ли такой подход для практического применения, не находится однозначного ответа. По мнению И.С. Шиткиной, вряд ли для иных целей, кроме научной классификации, которая могла бы быть осуществлена на уровне доктрины, кому-то понадобится, например, выявлять права и обязанности, присущие одновременно и публичному акционерному обществу, и гаражному кооперативу .
———————————
Там же.

Деление юридических лиц на корпоративные и унитарные формы (исходя из природы связи между участниками) соответствует исторически сложившейся доктрине большинства западных стран и российского правопорядка, что нашло отражение еще в трудах немецких цивилистов Гейзе, Ф. Савиньи, О. Гирке, Бернацика . Вот как разграничивал «соединения лиц» и учреждения российский ученый Г.Ф. Шершеневич: «. понятие юридического лица играет как бы роль «скобок», в которых заключаются однородные интересы известной группы лиц для более упрощенного определения отношений этой коллективной личности к другим. Эти соединения могут быть публичного характера, как, например, дворянское общество, или же частного характера, как, например, акционерное товарищество» . Проанализировав мнения российских правоведов, С.Д. Могилевский заключает, что в российской доктрине XIX в. термин «корпорация», подобно германским концепциям, использовался как родовое понятие для группы юридических лиц, внутри которой выделялись два вида корпорации: публичные и частные. Еще в 1861 г. С. Пахман, высказываясь по вопросу акционерной реформы, предлагал разделить акционерные компании на два вида: государственно-хозяйственные (публичные) и частнохозяйственные (частные). Отличительной чертой компаний, входящих в первую группу, являлась необходимость решения ими социальных задач, например строительство железных дорог, организация судоходства и т.п. Акционерные общества, относящиеся ко второй группе, цели достижения общественно полезных задач перед собой не ставили. Частные корпорации в российском праве именовались торговыми товариществами. При этом Г.Ф. Шершеневич писал, что терминология нашего законодательства в отношении акционерных товариществ совершенно не выдержана. Она называет их товариществами, обществами, компаниями с присоединение выражений: «на акциях», «по участникам», «на паях» .
———————————
См.: Шиткина И.С. Вопросы корпоративного права в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ» // Хозяйство и право. 2012. N 6. URL: shitkina-law.ru/publikatsii/voprosy-korp-prava.html.

Вам может понравиться =>  Что Дают На 3 Ребенка В 2022 Году В Ульяновске

Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).

В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.

По общему правилу общее имущество в многоквартирном доме, а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности (иное, однако, может быть предусмотрено законом). Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом.

1) это некоммерческая организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а имеющая некоммерческие цели; 2) фонд является унитарной организацией и учреждается на основе добровольных имущественных взносов учредителей не на условиях членства (фиксированного участия) (ст. 123.17 ГК).

Легальное понятие производственного кооператива содержится в п. 1 ст. 106.1 ГК: производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Сущностные черты, которые определяют содержание правил, регулирующих правовое положение производственных кооперативов:
— производственный кооператив является объединением лиц, основанным на личном трудовом и ином участии;
— производственный кооператив является закрытой корпорацией;
— члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива;
— производственный кооператив является либеральной организационно-правовой формой корпорации.
Правовое положение производственных кооперативов определяется ГК, Законом о производственных кооперативах и Законом о сельскохозяйственной кооперации.
При создании производственного кооператива его члены формируют паевой фонд, минимальный размер которого не определяется законом, что обусловлено наличием правил о субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам.
Поскольку производственный кооператив является объединением лиц, прекращение участия в кооперативе возможно путем выхода (п. 1 ст. 106.5 ГК), состав членов кооператива не может измениться помимо воли товарищей (п. 3 ст. 106.5 ГК), член кооператива может быть исключен по решению общего собрания (п. 2 ст. 106.5 ГК).
Особенностью правового положения члена кооператива является возложение на него субсидиарной ответственности по долгам кооператива, размер которой определяется уставом кооператива, но не может быть менее 5% от размера паевого взноса.
В кооперативе обязательными являются два органа: высший орган — общее собрание членов кооператива и исполнительный орган — председатель кооператива. Уставом может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа — правления и наблюдательного совета.

Законодательное требование к размеру складочного капитала партнерства отсутствует. Вклад в складочный капитал партнерства допустимо осуществлять деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Вкладом в складочный капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ. Соглашением об управлении партнерством возможно установить виды имущества и иных объектов гражданских прав, которые нельзя внести в качестве вклада в складочный капитал партнерства. Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, денежная оценка имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада в складочный капитал партнерства, утверждается единогласным решением всех участников партнерства (п. 4 ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах).

С точки зрения американского профессора Стефана Прессера, наиболее существенными признаками корпорации являются: 1) ограниченная ответственность акционеров; 2) возможность свободной передачи долей участия; 3) бессрочное существование; 4) разделение между участием в акционерном капитале и управлением («централизованный контроль»); 5) правовой статус корпорации как самостоятельного образования («искусственная личность»).

Наименование ассоциации может включать указание на территорию, на которой она действует (местная, региональная, федеральная). В наименованиях общероссийских общественных объединений, общероссийских (в том числе отраслевых, межотраслевых) объединений работодателей, некоторых других некоммерческих организаций официальное наименование «Российская Федерация» («Россия») и слова, производные от этого наименования, используются без разрешения (п. 1 ст. 54 ГК РФ; п. п. 4 — 7 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях). Остальные некоммерческие организации должны получать разрешение на использование в своем наименовании слов «Российская Федерация» («Россия»), а также их производных.

Следует отметить, что особенности организации труда в кооперативе отразились и на порядке распределения прибыли. Так, по общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 106.3 ГК РФ, прибыль производственного кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

Некоммерческая организация, которая в соответствии с уставом может осуществлять приносящую доход деятельность, должна иметь имущество, достаточное для осуществления указанной деятельности. Данное требование не распространяется лишь на казенные и частные учреждения. Рыночная стоимость этого имущества должна быть не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (п. 5 ст. 50, п. 1 ст. 66.2 ГК РФ).

Корпоративные и унитарные юридические лица

Подразделение видов юридических лиц на унитарные и корпоративные относится к правовой новелле. Главной целью при изменении положений ГК РФ ставится структурирование многообразия форм предприятий на территории страны. Оно выражается в подразделении их:

Законодательство вводит деление корпоративной компании на коммерческие и некоммерческие структуры. Этот параметр соотносится с задачей ведения деятельности (получение прибыли) и деления дохода между участниками. В таблице представлены изменения в разновидностях коммерческих организаций:

Принятие в мае 2014 года закона №99-ФЗ привело к появлению новых понятий – корпоративные и унитарные юридические лица. Нововведение является очередным шагом претворения в жизнь Концепции развития законодательства в области гражданских прав согласно Указу Президента от 18.07.2008 №1108. Важным в понимании принятых форм предприятий является установление критериев разграничения.

  • потребительский кооператив сохранил свою форму. К нему были добавлены различные виды аналогичных структур – гаражный, жилищный, строительный, садоводческий или кредитный кооператив. Также к нему приравнивается фонд проката и взаимного страхования;
  • общественная организация также оставлена в списке НКО. Наравне с ней стали существовать такие разновидности, как политическая партия, общественное движение, профсоюзы, существующие в форме юрлица;
  • изменения не коснулись союзов. К ним были добавлены СРО, адвокатские объединения и нотариаты;
  • новшеством стало введение товарищества собственников жилья, казачьих объединений, сообществ малых народностей.
  • фонд. Это разновидность компании, учреждаемой гражданами или организациями на основании добровольных вложений. Целью образования подобной организации является благотворительность, реализация проектов в области образования или культуры, оказание помощи социальной направленности;
  • учреждение. Сюда входят компании, создаваемые для реализации управленческих функций, ведения культурной, социальной или прочей деятельности;
  • автономная некоммерческая организация – разновидность юридического лица, создаваемого с использованием имущественных взносов для предоставления различных услуг. Ее особенностью служит отсутствие членства;
  • религиозная организация создается на праве добровольного участия лицами, которые проживают на территории РФ постоянно или на законных основаниях. Целью образования служит осуществление совместного вероисповедания или распространения религии. Особенностью религиозного объединения служит владение имуществом на правах собственника.

Adblock
detector