Психологическая Характеристика Опекунской Семьи

Результатом подобной работы с мамой стало то, что количество конфликтных ситуаций в семье значительно снизилось, а девочка стала проявлять признаки образования стойкой привязанности к опекунам. Девочка стала дразнить своего старшего сводного брата, тоже опекаемого ребенка, что ее мама родила, а его нет.

По отношению к кому или к чему возникает это чувство вины? Варианты различны. При кровной опеке (особенно если опекун бабушка) чувство вины возникает по отношению к опекаемому ребенку, внуку, из-за того, что воспитание собственных детей было неудачным – собственные дети лишены родительских прав. Если опека не кровная чувство вины может возникать у опекуна как реакция на несоответствие ожиданиям своих родителей, супругов, общества в лице и надзирающих органов, и школы, и окружающих людей. Чувство вины у опекуна может возникать и перед самим собой, как результат гиперответственности самого опекуна.

Подросткам, родители которых были лишены родительских прав, свойственно состояние беспомощности – состояние, когда человек не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находиться в дискомфортном состоянии. У указанных подростков это состояние связано с конкретными ситуациями:

Ребенок может испытывать не только прямое воздействие травмирующей ситуации, но и косвенное. Потерпевшими могут являться бабушки, дедушки, изменение в структуре личности и поведении которых не могут не отразиться на ребенке. Человек, потерявший близкого, иногда не в состоянии справиться с охватившим его горем, сильные душевные переживания вызывают реакцию сочувствия у окружающих. Ребенок при таком родственнике чувствует себя лишним, отверженным. Воздействие травматического события на психику ребенка зависит от его возраста, уровня индивидуального развития, конституции, предшествующего жизненного опыта, семейного и культурного обслуживания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

«Особое внимание следует уделять ознакомлению детей с бытовой обстановкой нового места жительства. В условиях детского дома дети лишены возможности обучиться пользоваться электробытовыми и газовыми приборами. Эти приборы вызывали повышенный интерес у всех детей, что становилось постоянной угрозой безопасности семьи» [2, с. 79].

В то же время, несмотря на эмоциональное напряжение, большинство детишек наслаждаются любыми проявлениями заботы и ласки со стороны взрослых, в первую очередь, конечно, «новых» мамы и папы. Ребёнок держится за семейные отношения на основе постоянного страха, что он может всё это потерять, что его вернут обратно в детский дом, где его «не полюбят». У детей появляется постоянная эмоциональная зависимость от матери. Они постоянно заглядывают в глаза, ластятся, часто просят обнять, поцеловать, почесать спинку. Наравне с этим они не понимают истинного значения слова «мама» и зачатую вкладывают в это понятие отношения со всеми женщинами, которые хоть каким-то образом проявили к ним заботу или ласковое отношение. Это могут быть и близкие знакомые семьи, и воспитатели в детском саду. Также на данном этапе отмечается чрезвычайное пристальное изучение поведения своих ровесников, копирование их поведения, и применение его при взаимодействии с приёмными родителями.

Состав тренинговойгруппы для опекунов 6 — 8 человек. Занятия с опекунами проводится совместно педагогом — психологом и социальным педагогом, их продолжительность составляет 40 минут. На занятия в одну группу включаются опекуны, имеющие разный социальный статус и уровень образования. Полиморфность состава групп позволяет педагогу — психологу создавать на занятиях различные ситуации, требующие от родителей взаимопомощи, взаимообучения, гибкости поведения, эмпатии и эмоционально-адекватного восприятия своих и чужих семейных проблем.

Вам может понравиться =>  Какие выплаты за третьего ребенка в 2022 в республике башкортастан

В связи с этим, специалистам ГКУ СО «Центр Семья Самарского округа» Куйбышевского отделения представляется необходимой разработка направлений и определение форм психолого — педагогического сопровождения таких семей, с помощью которых могли успешно преодолеваться внутриличностные конфликты и эмоциональные проблемы опекаемых детей и их новых родителей.

Психологическая Характеристика Опекунской Семьи

Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец сепарирован. Иногда, приемный ребенок подбирается в качестве компенсации недостающего ребенка по половому признаку. Тут ребенок «отдувается» за все несбывшиеся мечты родителей.

Весьма популярный. Бездетная пара или одинокий родитель живут в согласии и гармонии. Но общественное мнение давит: «Желаем вам, наконец, детишек!».
Старики требуют внуков: «Пока мы молодые, поможем поднять».
Пара поддается влиянию и начинает путь к усыновлению.
Доминирующей мотивацией является обслуживание запросов общественности, которым проще подчиниться, чем сопротивляться.
Семья совершает благое дело. Забегая вперед, скажу, что на консультации всегда настоятельно рекомендую паре (родителю) начать с гостевой заботы и опекунства. Если мотивация не сформирована, то детско-родительские отношения строятся по модели симбиотической связи.
Родители ожидают поклонение, вселенскую благодарность ребенка, восторгов общества за их героический, мужественный поступок.
Послания к ребенку звучат так: «Видишь, как тебе повезло! Цени нас!».

Еще одним фактором риска могут быть конфликтные отношения между родителями и опекунами воспитанника. Старшее поколение может ругать, и критиковать мать или отца, лишенных родительских прав, осуждать их образ жизни, грозить воспитаннику: «…станешь таким же!», «Весь в мать!» и использовать подобные высказывания в случаях, если воспитанник ведет себя не так, как хотели бы опекуны. Всё это негативно сказывается как на взаимоотношениях в семье, так и на эмоционально-личностном развитии ребенка.

Так же сложной темой является тот факт, что опеку зачастую оформляют люди, уже воспитавшие родителей опекаемого, которые вели асоциальный образ жизни. Некоторые воспитательные паттерны (гиперопека, авторитарный или попустительский стиль воспитания), которые уже сыграли негативную роль в судьбе семьи, могут так же повлиять и на ребят.

За годы выживания страдают и природные задатки. Часто бывает, что у приёмного ребёнка хорошо развиты образная и ассоциативная память, внимание, скорость реакции и другие психофизиологических свойства. Но, к сожалению, всё это – невостребованный потенциал, который ребёнок не научился грамотно использовать.

Другая крайность – дети, никогда и ни к кому не испытавшие привязанности. Их били и унижали. Они рано поняли для себя, что не имеют никакой ценности, а выжить и добиться успеха может только тот, кто умеет использовать силу и власть. «Кто сильнее, тот и прав» – это их принцип жизни. Такие дети поначалу могут показаться приёмным родителям вполне милыми и приятными, потому что они умеют играть на чувствах, манипулировать и лицемерить. Но через некоторое время новые родители начинают видеть в своём ребёнке эгоиста и потребителя, сталкиваться с агрессией, хамством и неприятием. Для этих детей не существует общепринятых рамок и правил. Они могут идти к своей цели напролом, не желая учитывать интересов и прав окружающих.

Вам может понравиться =>  Что Полагается В Ростовской Области За Рождение 3 Ребенка

В процессе психологической работы выясняется, что все это является следствием отношения к поведению ребенка (детей) в семье. Это поведение характеризуется тем, что ребенок «не слушается, не делает то, что ему говорят», «все делает по-своему, все делает не так», «бегает, бесится, кричит, мешает отдыхать», «пристает с глупыми вопросами», «обманывает, врет, ворует деньги из дома, лазит по карманам и шкафам», «все делает назло, проявляется глупая настырность», «не знает никакой меры». Отметим, что речь идет о детях 5-9 лет.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Важнейшим показателем адаптации детей является принятие ими своего прошлого, позитивное отношение к кровным родителям, прежней семье. И несомненно, что в опекунской семье своих родственников дети знают всё о своих родителях. К сожалению, часто бабушки и дедушки, не выбирая выражений, прямо определяют поведение их дочерей. Опекуны не стараются поддерживать реальные отношения детей с их родителями [2]. Однако в ситуациях, когда это возможно (если родители в трезвом состоянии, положительно настроены на общение с ребёнком и родителями) они должны поощрять посещения и взаимодействия детей и родителей, потому что, несмотря на любовь и заботу бабушек и дедушек, которые они дают своим внукам, это никогда не заменит истинной родительской любви. Даже маленькое словечко от родителей может полностью изменить настроение ребёнка и его поведение.

В настоящее время существует достаточное количество государственных и общественных организаций, которые оказывают подобную помощь и поддержу. Однако основными потребителями их услуг становятся люди, не имеющие родственной связи с приёмным ребёнком. Бабушки и дедушки пользуются подобной поддержкой крайне редко из-за своей низкой социальной компетентности, возраста и отсутствия необходимой для этого информацией. А ведь проблемы, с которыми они сталкиваются, воспитывая собственных внуков, довольно серьёзные и могут оказать пагубное влияние на развитие и социальную адаптацию опекаемых ими детей.

Психологическая Характеристика Опекунской Семьи

Дан образец характеристики на опекунскую семью, в которой указаны условия семейного воспитания, какие существуют отношения между родителями и ребёнком, достаточное ли внимание уделяется воспитанию и обучению ребёнка. Характеристика будет полезна для педагогов, для написания в органы опеки, полицию и ПДН, для поступления в другую школу и т.д.

Данная характеристика учащейся 6 класса, отражает такие ее черты как ответственность, внимательность, уважение к старшим, хорошие отношения с одноклассниками. Является скорее положительной характеристикой, не смотря на слабую успеваемость учащейся. Также данная характеристика показывает роль опекуна в воспитании, образовании и жизни девочки.

Особенности взаимоотношений в опекунских семьях

Ближайшим окружением для ребенка-сироты, переданного для дальнейшего воспитания под опеку, являются члены опекунской семьи, которая призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать им эмоциональную поддержку и обеспечить их психологическую защиту. В процессе взаимодействия опекунов и ребенка происходит его семейная социализация, усвоение им определенной системы норм, ценностей, знаний, национальной и общечеловеческой культуры.

Роль семьи в обществе, по своей значимости, несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе. По данным специалистов ООН, по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает одно из первых мест в мире.

Вам может понравиться =>  В Барнауле Автобусы Для Ветеранов Труда

Как составить характеристику на опекуна

Марченко Александр Иванович, 30.02.1967 года рождения. Имеет высшее образование по специальности «инженер конструктор авиационных двигателей и энергетических установок», о чем свидетельствует наличие государственного диплома №52/28 от 27.06.1982 года, выданный Московским государственным техническим университетом.
Занимает должность старшего конструктора в ОАО «Моторстрой» с 06.12.1985 года. В 1995 году Александром Ивановичем были успешно пройдены курсы повышения квалификации, после которых им была занята должность главного конструктора предприятия.
В обязанности входит управление конструированием новейшей авиационной техники. Работу выполняет добросовестно, находится в постоянном совершенствовании своих знаний. Присутствует стремление к проектированию и воссозданию новых технологий.
В отношении к коллективу вежлив, принципиален, справедливый и общительный. Не раз занимал первые места в ежегодных соревнованиях по шахматам среди сотрудников ОАО «Моторстрой». В молодые годы являлся капитаном гандбольной команды предприятия.
Вредных привычек не имеет, активно занимается спортом. Является примерным семьянином, занимается воспитанием сына. Увлечения – футбол, гандбол, шахматы, автомобили.

Наиболее желаемым является именно данный вариант характеристики. Это можно объяснить тем, что руководство потенциального опекуна обладает полной информацией, относительно его финансовых возможностей и психологического состояния. Также ими может быть полноценно, объективно и достоверно описана личность их работника.

Опекунская семья понятие характеристика

Законы РФ стоят на страже интересов детей, именно поэтому приветствуется воспитание ребятишек, оставшихся без заботы и контроля со стороны близких, в семейной обстановке, для чего приемлема любая форма — усыновление, опекунство, приемная семья.

Отличие приемной семьи от простой опеки (попечительства) в том, что ребенка берут в семью на возмездной основе. При таком устройстве ребенка в семью между органом опеки и попечительства и приемным родителем (родителями) заключается срочный договор о приемной семье (отношения, возникающие в результате заключения такого договора, регулируются не Трудовым, а Гражданским кодексом). Срок нахождения ребенка в приемной семье определяется договором.

  • какой потенциал у несовершеннолетнего;
  • перечислить заслуги – участие в мероприятиях за честь школы, района, города, области или края;
  • проинформировать об отношениях с одноклассниками;
  • имеются ли особенности личностного развития;
  • оценки по предметам;
  • как организована дополнительная занятость;
  • уровень взаимоотношений с опекуном и членами семьи.

В нем желательно не использовать общие фразы, здесь оценка школьника происходит по заранее определенным показателям. Главная особенность этой характеристики – она содержит максимум информации для преподавателя, при ее составлении не требуется много времени, и она понятна любому учителю.

ВАЖНО! В случае запроса, направляемого из суда, перед составлением характеристики стоит пообщаться с адвокатом, представляющим интересы сотрудника. Это делается для того, чтобы исключить информацию в характеристике с места работы в суд, которая может навредить последнему.. В некоторых случаях на плохого работника составляется отрицательная характеристика с места работы, которая впоследствии может быть представлена в суд или в любой другой орган по требованию

Неконфликтен. С коллегами находится в доброжелательных отношениях, проявляет деликатность и терпение. Выдержан, корректен. Отличается пунктуальностью, высокой требовательностью к себе и стремлением к профессиональному росту. Зарекомендовал себя инициативным, ответственным и надежным специалистом, способным выполнять порученные задания в установленные сроки. Способен самостоятельно принимать решения в трудных ситуациях и нести ответственность за результат своей деятельности..

Adblock
detector