Психология Дознания В Таможенных Органах

Похожая ситуация складывается и при обнаружении таможенными органами признаков преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ (незаконное использование товарного знака). Поскольку закон определил расследование этого преступления — ч. 1 и 2 — в форме дознания, а ч. 3 в форме предварительного следствия органами внутренних дел, то на практике возникло непонимание того, какой орган дознания должен возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по этому составу. ГТК РФ письмом от 29 мая 2003 г. № 01-06/22096 вынужден был направить «Методические рекомендации по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков», в котором обратил внимание таможенных органов на то, что они, «принимая непосредственное участие в защите прав на объекты интеллектуальной собственности, должны учитывать, что нарушение прав в отношении зарегистрированного товарного знака может содержать не только признаки административного правонарушения, но и признаки преступления. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака установлена ст. 180 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Немало таможен и таможенных постов территориально находятся за пределами места нахождения прокурора, а случаи, когда необходимо немедленно возбудить уголовное дело после обнаружения достаточных данных, указывающих на признаки преступления, произвести неотложные следственные действия и применить одну из мер процессуального принуждения, весьма распространены.

Таможенный орган, осуществляющий уголовно-процессуальную деятельность, приобретает процессуальный статус — «орган дознания». Орган дознания — это должностное лицо либо государственное учреждение (таможенный орган), принявший к своему производству материалы о преступлении или уголовное дело для предварительного расследования в форме дознания. После возбуждения уголовного дела процессуальные действия по нему выполняет дознаватель (ст. 41 УПК РФ).

Следственными действиями являются: осмотр; задержание подозреваемого; допрос; очная ставка; обыск; выемка; освидетельствование; предъявление для опознания; следственный эксперимент; получение образцов для сравнительного исследования; эксгумация трупа; назначение экспертизы; контроль и запись переговоров; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления; наложение ареста на имущество (всего 15 видов).

Дознание в таможенных органах, его организация и управление

Дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Таможенные органы правомочны осуществлять обе разновидности дознания.

— в случаях, вызванных необходимостью, совместно с отделом таможенных расследований проверяет дела о нарушении таможенных правил на предмет установления фактов контрабанды и иных преступлений, производство дознаний по которым отнесено к компетенции таможенных органов, необоснованно квалифицированных в таможне и в подчиненных таможне таможенных постах как нарушение таможенных правил. (7)

2-4. Привлечение органами дознания лица в качестве обвиняемого и его допрос.
Таможенные органы как органы дознания правомочны привлекать в качестве обвиняемого лишь по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей»), так как по этим преступлениям не обязательно проведение предварительного следствия и расследование производится в форме дознания.
По остальным преступлениям, совершенным в сфере таможенного дела, которые предусмотрены в ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ, по которым предварительное следствие является обязательным, процессуальными полномочиями по привлечению лица в качестве обвиняемого таможенные органы как органы дознания не обладают и эти функции отнесены к компетенции следователя.
Дознаватель таможенного органа, располагая достаточными доказательствами по уголовному делу, находящемуся в его производстве, указывающими на определенное лицо как на лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей»), привлекает его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого.
Дознаватель привлекает лицо в качестве обвиняемого после установления события преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, получения фактических данных, свидетельствующих о виновности конкретного лица в совершении указанного преступного деяния, отсутствия обстоятельств, устраняющих его уголовную ответственность.
При наличии достаточных доказательств, дающих основания для предъявления обвинения в совершении преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, дознаватель выносит мотивированное постановление о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого. Это постановление утверждается начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим.
Предъявление обвинения должно последовать не позднее двух суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в случае привода — в день привода.
Обвинение может быть предъявлено по истечении двух суток в случаях, если не известно место пребывания обвиняемого или он не явился по вызову дознавателя таможенного органа.
Дознаватель, удостоверившись в личности обвиняемого, объявляет ему постановление о привлечении в качестве обвиняемого и разъясняет сущность предъявляемого обвинения. Выполнение этих действий удостоверяется подписями обвиняемого и дознавателя на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого с указанием времени предъявления обвинения.
В случае отказа обвиняемого от подписи дознаватель удостоверяет на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, что обвиняемому текст постановления объявлен.
2-5. Окончание дознания и деятельность органа дознания после передачи уголовного дела следователю.
По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188, 194 РФ, дознаватель таможенных органов составляет постановление о передаче уголовного дела следователю.
Постановление выносится дознавателем и утверждается начальником таможенного органа (как органом дознания) или лицом, его замещающим. В постановлении должны быть кратко изложены обстоятельства дела.
Таможенный орган как орган дознания не вправе приостановить и прекратить уголовное дело о вышеуказанных преступлениях.
При передаче дела все документы и материалы должны быть подшиты, пронумерованы и занесены в опись.
После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.
Таможенный орган по поручению следователя, в случае приостановления дела в связи с неизвестностью места нахождения обвиняемого или не установленного лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, производит необходимые розыскные действия.
По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей»), по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения (если не имеется законных оснований для приостановления или прекращения дела), знакомит обвиняемого, а в случаях, предусмотренных УПК, — и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела

Вам может понравиться =>  Если Приставам Платить Через Месяц Они Домой Неприедут

Практически на каждой стадии уголовного процесса, в том числе и при производстве дознания, необходимо доказывать событие преступления, виновность обвиняемого и ряд других обстоятельств. Это происходит путем собирания доказательств, в частности — путем производства следственных действий, точно описанных в законе.
Как уже сказано выше, по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит так называемые «неотложные следственные действия». Их перечень, разумеется, уже, чем следственные действия вообще. Это: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.?

Мотивационное значение имеют возможности достаточно быстрого продвижения по службе (досрочного присвоения специального звания, выдвижения на вышестоящую должность, денежного премирования, направления на дополнительную профессиональную учебу и применения мер морального поощрения непосредственно от практических результатов деятельности).

Основное психологическое содержание деятельности специалиста: логико-аналитическая, контролирующая, познавательная деятельность, связанная с высоким уровнем персональной ответственности и необходимостью самостоятельно принимать решение при определенном дефиците времени.

Существующая в настоящеевремя система подготовки таможенных специалистов не является оптимальной,так как не в полной мере обеспечивает высокий профессиональный уровеньих деятельности, что является одним из факторов, снижающих эффективностьгосударственного таможенного контроля в России.

Изложенные психологическиеособенности деятельности и личности таможенного специалиста целесообразноучитывать при профессиональном отборе и расстановке кадров, прогнозе способностейк адаптации к таможенной деятельности и степени успешности ее осуществления.

    ДОЗНАНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Общее понятие и назначение органов дознания

В осуществлении таможенного оформления, таможенного и валютного контроля находит свое отражение правоохранительная деятельность таможенных органов. Однако этим она не завершается. На них возложена борьба с некоторыми видами экономических преступлений, связанных с посягательством на таможенное дело. В их числе: контрабанда; незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращение на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; уклонение от уплаты таможенных платежей и др. 9
По делам о перечисленных преступлениях таможенные органы являются органами дознания. При обнаружении признаков контрабанды и иных преступлений, производство по которым отнесено к компетенции таможенных органов, соответствующий таможенный орган возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами УПК, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. Затем уголовное дело передается следователю по подследственности.
Непосредственно функции дознания в таможенных органах реализуют только подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. С учетом действующей системы таможенных органов к ним относятся:10
— управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ФТС РФ;
— структурные подразделения ( отделы и группы) по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил региональных таможенных управлений;
— аналогичные подразделения таможен.
Таможенные подразделения осуществляют также оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, производств дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов. Оперативно-розыскную работу таможенные органы проводят также по запросам международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств (в соответствии с международными договорами по таможенным вопросам). При осуществлении этой деятельности таможенные органы руководствуются Законом об оперативно-розыскной деятельности.
Таможенные органы призваны оказывать содействие в борьбе с между- народным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации. Они также содействуют осуществлению мер по защите государства, безопасности, общественного порядка, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды, по защите интересов российских потребителей ввозимых товаров.

Вам может понравиться =>  Что Дают На 3 Ребенка В Ленинградской Области

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1.1 Понятие и назначение таможенных органов Российской Федерации

Особое место в системе правоохранительных органов занимают таможенные органы Российской Федерации, осуществляющие защиту ее экономического суверенитета и экономической безопасности. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. 1
Таможенное деятельность появилась и существует потому, что через границы государств перемещаются разнообразные виды товаров и транспортных средств. С возрастанием массы движимого имущества, которое обращается между разными странами, увеличиваются объем и значение таможенного дела.
Таможенная деятельность — сложное комплексное понятие, она теснейшим образом связана с внешней и внутренней политикой Российского государства. В процессе ее осуществления реализуются две группы целей: экономические и правоохранительные.
Экономические цели таможенной деятельности связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функций таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей. Регулятивная функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т. д.
Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.
Таможенное дело является исключительной монополией государства. Это вытекает из ряда положений Конституции Российской Федерации. В ст. 8 Конституции РФ закреплены принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Статья 71 относит к исключительному ведению Российской Федерации таможенное регулирование; ч. 1 ст. 74 Конституции запрещает установление на территории РФ таможенных границ. В соответствии с этими конституционными положениями Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает, что таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Из этого следует, что все таможенные органы являются федеральными органами, их сотрудники — федеральными служащими, их имущество — федеральной собственностью, нормы таможенного права — федеральными нормами. 2
Таким образом, монополия государства в области таможенного дела обеспечивается единой таможенной политикой, единством таможенной территории, таможенной границы, таможенного права, единой системой таможенных органов.
Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории и таможенной границы России. Таможенная территория Российской Федерации включает ее сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в морской исключительной экономической зоне России. На территории России могут находиться так называемые свободные экономические зоны и свободные склады, которые рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.
Таможенную границу России составляют пределы ее таможенной территории, а также параметры свободных зон и свободных складов.
В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конституцией РФ, Таможенным кодексом Таможенного союза, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским таможенным законодательством, то применяются правила международного договора.

Психология Дознания В Таможенных Органах

К компетенции дознавателей таможенных органов отнесена функция предварительного расследования преступлений в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ (контрабанда) и ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей). Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ на таможенные органы как органы дознания возложено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 2-4 ст. 188, а также ст. 189, 190 и 193 УК РФ.

Таможенные органы как органы дознания обязаны принимать необходимые оперативно-розыскные и иные, предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Также таможенные органы обязаны принимать все меры для предупреждения и пресечения преступлений.

Дознание и орд таможенных органов в сфере государственной безопасности

Пунктом 3 ст. 151 УПК РФ установлено, что дознавателями таможенных органов производится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 («Контрабанда») и ст. 194 («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица») УК РФ. Однако ст. 223 УПК РФ определено условие, при котором таможенные органы вправе самостоятельно проводить дознание по уголовным делам по ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ. Этим условием является возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, т.е. когда к моменту возбуждения уголовного дела лицо, подозреваемое в совершении преступления, уже установлено.

Вам может понравиться =>  Должен ли ИП платить НДФЛ за себя при УСН

Современное уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы расследования преступлений: дознание и предварительное следствие . Дознание, как и предварительное следствие, представляет собой деятельность по раскрытию уголовных преступлений, которая проводится в процессуальных формах, установленных законом. Основное отличие этих двух видов предварительного расследования заключается в компетенции органов, их осуществляющих.

Организация взаимодействия оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации

Таможенные органы Российской Федерации являются субъектом исполнительной власти и специализированы на работе с участниками внешнеэкономической деятельности и контроле перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. Однако кроме проведения таможенных операций они уполномочены на осуществление и правоохранительной деятельности.

«Исходя из конкретной обстановки, формы взаимодействия выбираются начальником органа дознания. Таким образом, на начальника органа дознания возлагается обязанность по координации деятельности оперативных подразделений и подразделений дознания. Согласно приказу работа в режиме взаимодействия наступает с момента подтверждения оперативной информации о признаках правонарушения. Оперативные работники передают имеющиеся материалы в орган дознания для правовой оценки. Проанализировав представленные материалы, дознаватель должен составить справку с рекомендациями для подразделения ОРД. Такое изучение не должно превышать десяти суток с момента получения материалов. По результатам исследования материалов ОРД дознавателем может быть сделан один из следующих выводов» [4]:

Дознание в таможенных органах

Выемка и обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, могут производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя. Согласие дипломатического представителя на выемку или обыск испрашивается через Министерство иностранных дел.

Перед допросом подозреваемому должны быть разъяснены его права: на защиту, давать объяснение по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания или заключения под стражу; равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу; заявлять ходатайства; представлять доказательства; приносить жалобы на действия и решения прокурора;

Приказ ФТС России от № 1634 Об утверждении типовых положений о подразделении административных расследований таможни, подразделении административных расследований таможенного поста, подразделении дознания, криминалистическом подразделении и учетно-регистрационном подразделении таможни

9. Обеспечение при административном производстве всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела об административном правонарушении и разрешения его в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления.

16. Исполнение самостоятельно или с привлечением должностных лиц других структурных подразделений таможенного поста запросов либо поручений таможенных органов о производстве процессуальных действий по делам об административных правонарушениях в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными КоАП России.

По окончании допроса протокол предъявляется подозреваемому для прочтения или по его просьбе прочитывается дознавателем. Если у подозреваемого имеются дополнения или он требует внести поправки в протокол, эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол.

Дознаватель имеет право запретить этим лицам покидать помещение, в котором производится обыск, а также разговаривать друг с другом или с другими лицами по телефону, передавать друг другу или иным лицам какие-либо предметы или документы до окончания обыска.

Так, дознавателями отдела дознания Забайкальского таможенного поста Читинской таможни в период с 11 января по 22 марта 2012 г. было возбуждено всего шесть уголовных дел. Все о совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. В ходе осуществления по ним процессуальной деятельности в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ, дознавателями указанного органа в качестве неотложных были проведены: допрос подозреваемого, его личный обыск, обыск помещений, выемка документов, а также назначены разного рода экспертизы (Результаты изучения и обобщения процессуальной деятельности отдела дознания Забайкальского таможенного поста Читинской таможни, проведенных в марте 2012 г.).

3. В комментируемой статье четко предусмотрена деятельность органа дознания, а не дознавателя. Из этого следует, что: а) неотложные следственные действия производит должностное лицо органа дознания (необязательно штатный дознаватель), а его решения по общему правилу должны утверждаться начальником органа дознания. Например, таким должностным лицом является участковый уполномоченный милиции (п. п. 10.2 и 14.3 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900); б) на должностное лицо органа дознания в этом случае не распространяются требования ч. 2 ст. 41 УПК. Ему не запрещено проводить по делу оперативно-розыскные мероприятия.

Adblock
detector