Роль Конституционного Суда Рф В Обеспечении Зашиты Прав Местного Самоуправления

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы о только работы по праву ).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

На нашем сайте Вы можете заказать консультативную помощь в подготовке магистерской диссертации, дипломной или курсовой работу по праву (юриспруденции). Также мы поможем подготовить Вам отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

. предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия в части определения порядка формирования органов местного самоуправления, по буквальному смыслу устанавливающих эти полномочия законоположений и при отсутствии каких-либо специальных оговорок, не исключают воспроизведение в законе субъекта Российской Федерации как единственно возможного (обязательного), так и нескольких (альтернативных) из числа предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» способов формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, а также избрания главы муниципального образования, причем как в отношении отдельных (конкретных), так и нескольких или всех муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

[. ] законодательное регулирование общих принципов организации системы органов местного самоуправления не может быть произвольным и должно соотноситься с конституционными основами местного самоуправления в Российской Федерации. При этом не исключается введение нормативных правил организации местного самоуправления на конкретных территориях, объективная специфика которых — определяемая, в частности, наличием в пределах их границ объектов особого государственного значения — допускает специальное правовое регулирование соответствующих муниципальных отношений в целях обеспечения необходимого уровня гарантирования баланса местных и общегосударственных интересов.

Защита прав местного самоуправления конституционным судом Российской Федерации Текст научной статьи по специальности; Право

В статье рассматриваются правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам защиты прав местного самоуправления . Анализируются факторы, способствовавшие принятию конституционных судебных актов по ключевым вопросам организации местного самоуправления в России.

In article positions of the Constitutional court of the Russian Federation on protection of the rights of local government are considered. The factors promoting adoption of the constitutional judicial acts on key questions of the organization of local government in Russia are analyzed.

Учитывая, что положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации могут быть предметом рассмотрения не только судов общей юрисдикции и арбитражных судов, но и конституционных (уставных) судов, представляется необходимым направлять решение суда по делу о признании недействующим нормативного правового акта субъекта Российской Федерации в конституционный (уставный) суд соответствующего субъекта Российской Федерации, что потребует внесения изменений в часть 6 статьи 195 АПК РФ и в статью 253 ГПК РФ.

Существуют и другие пробелы в законодательстве, касающиеся взаимодействия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции. В частности, статья 215 ГПК РФ предусматривает основания, при наличии которых суд обязан приостановить производство по делу. Среди этих оснований вполне обоснованно указано обращение суда с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации. Вместе с тем законодательством практически всех субъектов Российской Федерации, в которых функционируют конституционные (уставные) суды, предусмотрено право всех иных судов обращаться и в конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона или иного нормативного правового акта, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Так как статья 215 ГПК РФ не обязывает суд в этом случае приостановить производство по делу, он фактически, после обращения в конституционный (уставный) суд, продолжает производство и выносит решение на основании закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, который впоследствии может быть признан неконституционным.

Вам может понравиться =>  Фонд Недвижиного И Особо Ценного Имущества

Рассматриваемые концепции также опосредованно подтверждают норму ст. 96 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ. Право на обращение в Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод предоставлено только гражданам и их объединениям.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам органов местного самоуправления разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации уставов, муниципальных правовых актов местного самоуправления, а также разрешает споры о компетенции между органами местного самоуправления.».

Законы, касающиеся местного самоуправления, подразделяют на три группы:
1) систематизированные (ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и законы субъектов федерации о местном самоуправлении). Законы данной группы объединяют правовые предписания различных отраслей права.
2) отраслевые (Градостроительный и Земельный кодексы РФ и др.), устанавливающие полномочия муниципальных органов в различных сферах общественной жизни.
3) специализированные (федеральные и региональные законы, регламентирующие отдельные аспекты самоуправления на местах). Например, ФЗ РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан избрать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.96 г., «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.07 г.

Вступление в силу ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обусловило существенную перестройку законодательства о местном самоуправлении, сложившегося в ряде субъектов РФ. Очевидно, что такие региональные законы, как о порядке регистрации уставов муниципальных образований; порядке образования и преобразования муниципальных территориальных единиц; порядке издания нормативных актов органов местного самоуправления; отзыве депутатов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальном заказе, — теряют силу, поскольку соответствующие отношения урегулированы на федеральном уровне или должны быть регламентированы в соответствии с федеральным законом муниципальными правовыми актами. Другие законы субъектов РФ — такие как о полномочиях представительных органов местного самоуправления; наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ, — должны быть приведены в соответствие с новым федеральным законом.

Влияние правовых позиций конституционного суда Российской Федерации на развитие законодательства о местном самоуправлении

В силу приведенных конституционных положений в их интерпретации Конституционным Судом РФ не может считаться вмешательством в самостоятельную деятельность органов местного самоуправления само по себе закрепление за ними в федеральном законе тех или иных обязанностей во исполнение нормативных предписаний, получивших непосредственное выражение в Конституции РФ, поскольку такие обязанности являются неотъемлемым элементом нормативного содержания конституционно-правового статуса местного самоуправления [5].

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ это лишь небольшая часть принятых органом конституционной юстиции актов в сфере местного самоуправления. Особенность правовых позиций Конституционного Суда РФ заключается в том, что они не могут быть обжалованы и вступают в силу немедленно после их провозглашения. В то же время они не могут бесконечно долго действовать во времени, ввиду того, что законодательство о местном самоуправлении, в соответствии с которым принимаются правовые позиции Конституционного Суда РФ, находится в процессе постоянного изменения. В связи с этим и правовые позиции Конституционного Суда РФ должны корректироваться.

Вам может понравиться =>  Какие льготы и выплаты положены матерям одиночкам в башкирии

Вместе с тем в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, часть 8 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает проведение досрочных выборов главы муниципального образования в сроки, установленные федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий (пункт 4 статьи 10).

Конституционным Судом РФ принято постановление от 27.06.2013 № 15-П по делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.

На своем месте: КС РФ решил вопрос о правомерности ограничений муниципальными властями размещения нестационарных торговых объектов на придомовых территориях

— безосновательно ограничивать возможность свободного распоряжения принадлежащими собственникам помещений в многоквартирных жилых домах земельными участками, находящимися под придомовой территорией, и, соответственно, не только самовольно вмешиваться в вопросы регулирования права частной собственности, но и стеснять граждан в возможностях получения от использования соответствующего имущества дохода для целей реализации права на жилище;

1. Недавно обнародованное определение КС РФ по жалобе индивидуальных предпринимателей и ТСЖ из г. Перми, оспаривавших при содействии Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» ряд норм федерального законодательства, на основании которых местными властями было полностью исключено размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории, стало безусловно знаковым событием.

К договорам присоединения относится и договор банковского вклада, условия которого в соответствии с пунктом 1 статьи 428 ГК Российской Федерации определяются одной стороной — банком в стандартных формах и который признается публичным договором, если другой стороной (вкладчиком) является гражданин (пункт 2 статьи 834 ГК Российской Федерации), что позволяет учесть специфику договора банковского вклада с гражданами, которые, заключая его с целью получения процентов по вкладу, осуществляют тем самым экономическую деятельность, и достичь баланса интересов его сторон на основе вытекающих из статей 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов равенства и пропорциональности, не затрагивая при этом самого существа свободы договора.

[. ] возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.

Местное самоуправление в Российской Федерации

Таким образом, данное в Федеральном законе определение вобрало в себя в концентрированном виде нормы Конституции РФ и Европейской хартии о местном самоуправлении 1985 г., что свидетельствует о преемственности действующего Закона с предшествующим законодательством Российской Федерации.

  1. право на судебную защиту;
  2. право на справедливую (соразмерную) компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации;
  3. конституционный запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных на федеральном уровне.
Вам может понравиться =>  Когда придут детские пособия за декабрь 2022

Муниципальное право России

Не менее важное значение имеет группа дел об оспаривании гражданами решений и действий органов местного самоуправления, нарушающих субъективное право личности на местное самоуправление. Особо значимы из них дела в сфере местного избирательного права. Это дела, связанные с нарушением прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, права на участие в местном референдуме, с невнесением в списки избирателей и т.д.

Под правосудием можно понимать форму государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел — об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. 1 Юридический энциклопедический словарь / Пол общ. ред. B.F.. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. С. 315.

В исковом производстве – это фактически гражданско-правовые решения, есть материальное и процессуальное отношения. Если вы пришли в исковое производство, то это означает, что материальном правоотношении вы равны – заключили договор, например. Тогда вы рассматриваетесь в исковом производстве независимо от вашего процессуального статуса. Другой вопрос – когда вы вступаете в материальные отношения с гражданином, например, гражданин попросил у вас материальную помощь. Вот это материальные отношения , вы ему отказали. Он пошел и обжаловал ваше решение в суд. Процесс будет стремиться к тому, чтобы обеспечить вам именно равноправие с помощью разных процессуальных прав и обязанностей . Почему это производство отличается от искового?

8. Одно из самых важных правил – опосредованный характер защиты. 258 — Суд обязывает орган, но направляет решение руководителю органа государственной власти или в вышестоящий орган. Тем не менее складывается практика, при которой признать акт недействительным можно и по истечении исковой давности, однако требовать применения последствий (258) можно только в рамках ИД. Для убытков этот срок 3 года, для обязания госоргана сделать что-либо – 3 месяца. То есть суд должен констатировать, что акт незаконен в любом случае, но может отказать в обязывании в связи с истечением срока.

Вопрос 3

В случае признания федерального закона или закона субъекта Российской Федерации либо отдельных положений указанных законов не соответствующими Конституции Российской Федерации гражданам и (или) объединениям граждан, обратившимся в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 96 Федерального конституционного закона, за счёт средств федерального бюджета иди бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:

Защите территориальных основ местного самоуправления были посвящены постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. и от 15 января 1998 г., в которых содержится правовая позиция относительно определения территорий осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государствен-ной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ

Муниципально-правовая проблематика является одной из весьма значимых в деятельности Конституционного Суда РФ. Достаточно сказать, что доля постановлений по вопросам местного самоуправления в общей массе дел, прошедших стадию публичных слушаний, составляет 10%, т.е. каждое 10-е (!) постановление (по состоянию на 1 января 2008 г. их принято 258) посвящено проблемам местного самоуправления. Справедливости ради следует отметить, что процент «самоуправленческих» определений ниже, чем постановлений; но в абсолютных цифрах это весьма внушительный показатель: 137 определений (принятых за тот же период) напрямую касаются муниципально-правовой проблематики.

Adblock
detector