Счет Учета Затрат По Амортизации В 2022г Бюджет Библиотечного Фонда

Обоснование вывода:
Необходимость учетной политики обусловлена прежде всего спецификой деятельности конкретной организации, ведь отдельные вопросы, связанные с организацией (ведением) бухгалтерского учета, действующие нормативно-правовые акты, по сути, относят к компетенции учреждений.
В ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ установлено, что субъект учета самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Аналогичная норма содержится и в п. 6 Инструкции N 157н.
Начиная с 2022 года организации госсектора переходят на федеральные стандарты бухгалтерского учета. Этим обусловлены изменения инструкций по учету, отчетности и оформлению документов. Введение новых правил бухгалтерского учета требует внесения соответствующих изменений в учетную политику (п. 1 ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). В частности, при формировании учетной политики на 2022 год в части положений по ведению бухгалтерского учета библиотечного фонда необходимо учитывать следующее.
1. С 2022 года согласно СГС «Основные средства» объекты библиотечного фонда больше не выделяются в отдельную учетную группу, а отражаются в составе прочих основных средств на счете 101 08, амортизационные отчисления по ним — на счете 0 104 08000. Поэтому бюджетному учреждению в межотчетный период необходимо было перевести учтенные по состоянию на 01.01.2022 объекты библиотечного фонда и начисленную на них амортизацию в соответствующую группу учета основных средств (амортизационных отчислений) в соответствии с требованиями Методических рекомендации, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237 (далее — Методические рекомендации).
Подобные изменения следует учесть при составлении учетной политики бюджетного учреждения на 2022 год, в том числе в части формирования рабочего плана счетов, принимая во внимание право субъекта учета вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета (п. 1 Инструкции N 157н). В частности, в целях обособленного учета объектов библиотечного фонда могут быть введены дополнительные аналитические коды (разряды) к счетам 0 101 08 000 и 0 104 08 000*(1).
2. В соответствии с п.п. 46, 54 Инструкции N 157н объектам библиотечного фонда инвентарные номера не присваиваются и инвентарные карточки не заводятся. Для библиотечного фонда открывается одна Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (п. 54 Инструкции N 157н, приложение 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н, далее — Приказ N 52н).
Несмотря на то, что из прямого прочтения положений Инструкции N 157н, Приказа N 52н следует, что в отношении библиотечного фонда открывается одна инвентарная карточка, специалисты финансового ведомства в предыдущие годы неоднократно указывали на возможность ведения двух и более инвентарных карточек в отношении объектов библиотечного фонда*(2). Данные разъяснения основаны на недействующих в настоящее время нормах, однако и в момент написания разъяснений, и в настоящее время нормы Инструкции N 157н, Приказа N 52н в части порядка ведения инвентарных карточек для библиотечного фонда идентичны утратившим силу.
Кроме того, пунктом 10 СГС «Основные средства» определено, что объекты основных средств, в том числе библиотечные фонды, объединяются в один инвентарный объект (3), признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике субъекта учета с учетом положений Инструкции N 157н. При этом срок их полезного использования должен быть одинаковым, а стоимость — не являться существенной (п. 17 СГС «Концептуальные основы»). Учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта с учетом положений СГС «Основные средства» и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. С целью объединения основных средств (в данном случае — объектов библиотечного фонда) в один инвентарный объект учреждение вправе в рамках учетной политики определить, что критериями отнесения стоимости объектов основных средств к несущественной стоимости являются критерии, установленные СГС «Основные средства» для начисления 100% амортизации при вводе в эксплуатацию (раздел 4 Методических рекомендаций).
Учитывая изложенное, можно прийти к выводу о том, что ведение библиотечного фонда на одной или нескольких инвентарных карточках определяется положениями учетной политики учреждения. При определенных условиях библиотечные фонды могут быть объединены в один инвентарный объект. Данное решение принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и оформляется соответствующим актом.
Подчеркнем: очень важно детально определить в учетной политике порядок объединения основных средств (в том числе объектов библиотечного фонда) в один инвентарный объект, ведь в стандарте прямо не указано, является ли применение этого учетного приема правом учреждения или обязанностью — в данном случае учетная политика позволит свести к минимуму разногласия с ревизорами.
3. Согласно п. 14 СГС «Основные средства» основные средства, в том числе объекты библиотечного фонда, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая определяется в порядке, установленном в разделе IV СГС «Основные средства». В данном разделе разъясняются особенности формирования стоимости объектов, приобретенных (полученных) в результате обменных, необменных операций или созданных учреждением самостоятельно. Понятия обменных и необменных операций закреплены в п. 7 СГС «Основные средства».
Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных в результате обменных операций или созданных субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений (п. 15 СГС «Основные средства»). А вот первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения (п. 22 СГС «Основные средства»). При этом методы определения справедливой стоимости описаны в разделе V СГС «Концептуальные основы». Положениями стандарта предусмотрена возможность выбора между методом рыночных цен и методом амортизированной стоимости замещения.
Поэтому порядок определения стоимостных оценок библиотечного фонда, полученного в рамках необменных операций (например, дарения (безвозмездного получения), получения по распоряжению собственника без указания стоимостных оценок, при выявлении в ходе инвентаризации неучтенных объектов, по которым утрачены приходные документы) необходимо установить в рамках формирования учетной политики.
4. Применяемые способы начисления амортизации также являются вопросом, который следует урегулировать в учетной политике бюджетного учреждения в 2022 году. В соответствии с п. 36 СГС «Основные средства» амортизацию можно начислять не только линейным методом, но и методами «уменьшаемого остатка» и «пропорционально объему продукции». Согласно п. 37 СГС «Основные средства» учреждение не может выбирать метод начисления амортизации произвольно. Выбор метода амортизации надо обосновать — он должен наиболее точно отражать предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала. Так как по разным группам основных средств допускается использовать различные методы начисления амортизации, то выбранный способ амортизации, в том числе относительно библиотечного фонда, должен быть закреплен в учетной политике.
Смотрите также Примерную форму Учетной политики для целей бухгалтерского учета (для государственного (муниципального) учреждения) (редакция на 2022 год), в которой учтены все указанные изменения.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В части ведения бухгалтерского учета библиотечного фонда учетной политикой на 2022 год могут быть предусмотрены следующие положения:
— введение в Рабочий план счетов дополнительных аналитических кодов (разрядов) к счетам 0 101 08 000 и 0 104 08 000 в целях обособленного учета объектов библиотечного фонда;
— ведение библиотечного фонда на одной или нескольких инвентарных карточках;
— критерии существенности при принятии решения об объединении объектов библиотечного фонда в один инвентарный объект;
— порядок определения стоимостных оценок библиотечного фонда, полученного в рамках необменных операций;
— способ начисления амортизации объектов библиотечного фонда.

————————————————————————-
*(1) Смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Рабочий план счетов (для госсектора).
*(2) Смотрите, например, материал: Новая методология бухгалтерского учета. Утверждаем рабочий план счетов (С.В. Сивец, «Бюджетный учет», N 3, март 2011 г.), п. 3.3 письма Минфина России от 10.04.2009 N 02-06-07/1505).
*(3) Смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Групповой учет основных средств (для госсектора).

Учет библиотечного фонда по новым правилам

Для группового учета объектов библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (п. 54 Инструкции № 157н,Приказ Минфина РФ № 52н). Данная карточка открывается на основании акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), а закрывается на основании акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

При этом по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» в 1 – 9-ю амортизационные группы, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп.

Дебет счета 1 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», соответствующих счетов аналитического учета счета 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (1 109 60 271, 1 109 70 271, 1 109 80 271)

С целью объединения библиотечного фонда в один инвентарный объект учреждение вправе в рамках учетной политики определить, что критериями признания стоимости объектов библиотечного фонда несущественной являются критерии, установленные СГС «Основные средства» для начисления 100 %-й амортизации при вводе в эксплуатацию (стоимость до 100 000 руб.) (ч. 4 Методических рекомендаций).

Вам может понравиться =>  Требования К Межеванию Земельного Участка 2022

Согласно п. 220 Инструкции № 157н при определении размера ущерба, причиненного хищениями, потерями от порчи материальных ценностей, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. Но в п. 86 Инструкции № 162н отмечено, что суммы выявленных хищений, потерь от порчи имущества, отнесенные на виновных лиц, отражаются по текущей оценочной стоимости. Она определяется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) упомянутых активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н).

Затраты на регистрацию исключительного права на товарный знак в сумме расходов на оплату регистрационных пошлин формируют стоимость объекта нефинансовых активов, подлежащего признанию в учете в составе группы НМА, на основании свидетельства на товарный знак.

Вместе с тем, согласно п. 9 СГС «Нематериальные активы», инвентарным объектом НМА признается совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) согласно патенту, свидетельству и/или возникающих из договора (госконтракта), иного правоустанавливающего документа, подтверждающего право на созданные результаты интеллектуальной деятельности (на средства индивидуализации).

  • дебет счета 01066X352 «Увеличение вложений в права пользования НМА с определенным сроком полезного использования» и кредит 040150226 «Расходы будущих периодов по прочим работам, услугам»;
  • Дт 01116X352 «Увеличение прав пользования НМА с определенным сроком полезного использования» и Кт 01066X352 «Увеличение вложений в права пользования НМА с определенным сроком полезного использования» (в сумме стоимости неисключительного права пользования НМА, отраженной на счете 040150000 на 01.01.2022) с одновременным уменьшением забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».
  1. Затраты на оплату труда работников учреждения, занятых в разработке элементов товарного знака, и иные затраты, непосредственно связанные с трудом работника.
  2. Затраты на оплату регистрационных пошлин — за государственную регистрацию (экспертизу) товарного знака и за выдачу свидетельства на него (ст. 1503 ГК РФ).

Расходы, отраженные до даты обязательного применения СГС «Нематериальные активы» (до 01.01.2022) на счете 040150000, на приобретение неисключительных прав срок полезного использования которых на 01.01.2022 не более 12 месяцев (отраженных на забалансовом счете 01) относят на финансовый результат первым рабочим днем года применения стандарта «Нематериальные активы» (разд. 11 Методических рекомендаций).

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне завситмости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2022-2022 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. С начала 2022 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а такжео логику составления проводок.

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Библиотечный фонд в 2022 году на каком счете в бюджете

Ранее предполагалось, что с 2022 года расходы на приобретение лицензий на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных будут относиться на специально выделенные коды КОГСУ (352 и 353), а не на КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». Теперь данная норма отложена, и пока расходы на приобретение программного обеспечения необходимо относить на КОСГУ 226, как и до 2022 года.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации расходы по подписке на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки, отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Дебет счета 1 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», соответствующих счетов аналитического учета счета 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (1 109 60 271, 1 109 70 271, 1 109 80 271)

В соответствии с п. 92 Инструкции № 157н на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется единовременно в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче в эксплуатацию. На объекты свыше этой стоимости амортизация начисляется ежемесячно по рассчитанным в установленном порядке нормам амортизации.

  1. В п/ст. 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» из п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» были перенесены затраты на покупку БСО (бланков строгой отчетности).
  2. Затраты на покупку неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (в т.ч. покупку и обновление справочно-информационных БД, покупку пользовательских лицензионных прав на ПО) были исключены из п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» и подлежат отражению по двум подстатьям гр. 300 «Поступление нефинансовых активов» – п/ст. 352 (353) «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным (определенным) сроком полезного использования».
  3. Появилась новая п/ст. 227 «Страхование» для отражения операций по уплате страховых взносов по договорам страхования со страховщиком.
  4. Введена в действие новая п/ст. 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» для отражения операций по оплате работ и услуг, осуществляемых для целей капитальных вложений (пусконаладочные работы, реконструкции объектов нефинансовых активов, разработка проектов, составление смет, экспертиза проектной документации и др.).
  5. По п/ст. 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и др. обособленными природными объектами» будут выделяться затраты по арендной плате в соответствии с заключенными договорами.
  6. Расходы на покупку бутилированной воды учреждениями, в которых отсутствует питьевое водоснабжение (или вода не соответствует санитарным нормам) исключены из перечня операций в порядке применения п/ст. 223 «Коммунальные услуги» и сейчас подлежат отражению по п/ст. 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».
  7. В п/ст. 222 «Транспортные услуги» добавлены расходы на выплату компенсаций сотрудникам за использование личного автомобиля в служебных целях.
  8. В п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» перенесены 4 операции:
    • выплата суточных, денег на питание, возмещение затрат на проживание и проезд студентам и спортсменам;
    • компенсация сотрудникам затрат, понесенных во время пребывания в командировке;
    • представительские расходы, прием и обслуживание делегаций;
    • компенсация работникам затрат на прохождение медкомиссии.

В бухгалтерском учете списание утерянного или испорченного по вине читателя объекта библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) с указанием причины его выбытия из фонда. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, а другой – материально ответственному лицу.

Библиотечное учреждение должно вести учет всех поступивших и выбывших бумаг. Неважно, когда поступила и на чем содержалась информация. Однако есть исключения. В частности, можно не вести учет бумаг, не связанных с библиотечным фондом. Это могут быть эти поступления:

Дебет счета 1 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», соответствующих счетов аналитического учета счета 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (1 109 60 271, 1 109 70 271, 1 109 80 271)

Для группового учета объектов библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (п. 54 Инструкции № 157н,Приказ Минфина РФ № 52н). Данная карточка открывается на основании акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), а закрывается на основании акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

В бухгалтерском учете списание утерянного или испорченного по вине читателя объекта библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) с указанием причины его выбытия из фонда. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, а другой – материально ответственному лицу.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

  1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
  2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
  3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
  4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
  5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
  6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
  7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.
Вам может понравиться =>  Как попасть в желаемый детский сад — пошаговая инструкция

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.
  • Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730. Выплата заработка.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730. Удержание НДФЛ.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730. Перевод заработка на карту работника.
  • Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211. Учет выдачи зарплаты.

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

Вопрос: Как отразить в учете организации — плательщика ЕСХН расчеты с казенным учреждением по аренде земельного участка, находящегося в федеральной собственности?
Согласно договору аренды:
— арендная плата в сумме 90 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным;
— стоимость арендуемого земельного участка равна 3 000 000 руб.
Земельный участок используется организацией для выращивания сельскохозяйственных культур. Договор аренды заключен на срок менее года.
Посмотреть ответ

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Каждому объекту, входящему в комплекс объекта основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом (далее – инвентарная группа), присваивается внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы, формируемый как совокупность инвентарного номера инвентарной группы и порядкового номера объекта, входящего в комплекс (применяется с 01.01.2022).

Положениями СГС «Обесценение активов» [4] установлена обязанность при проведении инвентаризации перед составлением годовой отчетности проводить оценку обесценения актива и определять расчетным путем убыток от обесценения актива. На счетах бухгалтерского учета отражаются операции по накопленному убытку от обесценения актива. При выбытии объекта с учета списываются сумма начисленной на объект амортизации, сумма остаточной стоимости объекта и величина накопленных убытков от обесценения актива. Положения п. 51 Инструкции № 157н были дополнены нормой, уточняющей действия бухгалтера при списании объекта, в отношении которого были выявлены признаки обесценения актива. В новой редакции данного пункта сказано, что в бухгалтерском учете выбытие объекта основных средств отражается по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 101 00 «Основные средства». Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств вследствие их выбытия по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 104 00 «Амортизация» подлежит списанию с балансового учета сумма накопленных амортизационных отчислений и накопленных убытков от обесценения по этим объектам (норма применяется на 01.01.2022).

Приказом № 198н внесены изменения в правила присвоения инвентарных номеров объектам основных средств. По общим правилам, установленным п. 46 Инструкции № 157н, каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (далее – инвентарный номер) – независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации.

Учет нефинансовых активов (основных средств, материальных запасов, нематериальных активов, непроизведенных активов и других объектов учета) ведется по правилам, установленным федеральными стандартами и положениями Инструкции № 157н [1] . С 01.01.2022 вступают в силу СГС «Нематериальные активы» [2] , «Непроизведенные активы» [3] , в связи с чем Приказом Минфина РФ от 14.09.2022 № 198н (далее – Приказ № 198н) положения Инструкции № 157н были приведены в соответствие требованиям данных федеральных стандартов. Большая часть изменений применяется при формировании учетной политики начиная с 2022 года, за исключением отдельных положений, которые учитываются при формировании отчетности за 2022 год. В рамках этой статьи поговорим о новшествах, которые произошли в учете нефинансовых активов.

Присвоенный объекту инвентарный номер (внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы) обозначается лицом, ответственным за сохранность объекта имущества и (или) использование его по назначению (применяется с 01.01.2022). Ранее в этой норме говорилось не о лице, ответственном за сохранность объекта, а о материально ответственном лице. Объекту основных средств, принятому к учету в результате разукомплектации объекта основных средств, присваивается новый инвентарный номер (норма действует начиная с отчетности на 01.01.2022).

6. Синтетические счета 7 «Библиотечный фонд» больше не используются, на этом синтетическом счете теперь ведется учет биологических ресурсов, а учет библиотечных фондов ведется на синтетическом счете 8 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения». Соответственное, казенные учреждения используют счет 101.38, а автономные и бюджетные – 101.28, 101.38.

2. периодические издания, в свою очередь, можно относить к библиотечному фонду, но они учитываются за балансом по условной стоимости 1 рубль – 1 объект (покупка периодики отличается от покупки основных средств: затраты сразу относятся на счета расходов или финансовый результат, в зависимости от вида учреждения, а периодическое издание отражается сразу на забалансовом счете, покупка же отражается как покупка материальных запасов);

В серии статей, посвященных учету основных средств в учреждениях госсектора, мы поговорили обо всех основных операциях: поступление, принятие к учету, введение в эксплуатацию, перемещение, списание, а также разобрали учет основных средств на забалансовых счетах. И, как было выяснено, основные средства, общая стоимость которых ниже 10000 рублей, при введении в эксплуатацию списываются на счета за баланс, а вся сумма относится на затраты учреждения. При работе с библиотечным фондом в бухгалтерском учете существует немного иной порядок. В этой статье мы остановимся на учете библиотечного фонда в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, редакция 2.0».

1. фонд, составляющий библиотеку, будет учтен как основное средство без оглядки на срок полезного действия (как мы помним – под основным средством подразумевается ценность, которая используется в процессе деятельности учреждения, со сроком полезного действия свыше 12 месяцев);

В связи в вступлением в силу нового законодательства, в частности Федерального стандарта «Основные средства», учет библиотечных фондов также сильно изменился. В этой статье буду обращать внимание на то, как учет велся до изменений, и как нужно его вести теперь.

Вам может понравиться =>  В Какие Дни Переводят Стипендию Перед Новым Годом

Топ‑10 изменений с 2022 года для бухгалтера бюджетной сферы

В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2022 года.

Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.

Законодатели ввели понятие «единый казначейский счет» и утвердили новые правила обслуживания для участников системы казначейских платежей. Участники системы делятся на прямых (ФК, финорганы субъектов РФ, администраторы, федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения) и косвенных (муниципальные бюджетные и автономные учреждения, ПБС субъектов РФ и др.). Каждому участнику системы будет открыт счет в территориальных органах ФК (ТОФК). О том, в каком порядке и в какой период откроются счета, — в Приказе ФК от 01.04.2022 № 15н .

Внесли поправки в Порядок № 209н и добавили новые доходные и расходные коды, а также скорректировали описание действующих КОСГУ. Например, с 2022 года появился новый КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По коду следует учитывать доходы (возмещение) от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях.

  • заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • распоряжение о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и др.

Счет Учета Затрат По Амортизации В 2022г Бюджет Библиотечного Фонда

Согласно п. 21 Инструкции № 157н автономные учреждения в разрядах 24 – 26 номера счета указывают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной в учетной политике. Эта структура должна обеспечивать раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. По счетам финансового результата, затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, внутриведомственных расчетов в разрядах 24 – 26 номера счета отражаются коды КОСГУ. Номер счета (разряды 1 – 17, 24 – 26) формируется с учетом плана счетов автономных учреждений.

Из системного анализа норм планов счетов и инструкций № 157н, 183н вытекает, что автономные учреждения могут указывать аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной в учетной политике, отличный от кода КОСГУ, только в счетах учета нефинансовых активов (101 00 – 106 00), за исключением отдельных счетов аналитического учета.

В свою очередь в п. 3 Инструкции № 183н установлено, что в разрядах 24 – 26 номера счета ставятся коды КОСГУ. Номера счетов автономных учреждений, где в разрядах 24 – 26 необходимо указывать код КОСГУ, в плане счетов отмечены сноской «1». Кроме того, Приказом № 256н план счетов дополнен счетами, увеличение и уменьшение по которым показывается по конкретным кодам КОСГУ:

  • 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»;
  • 0 205 00 000 «Расчеты по доходам»;
  • 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;
  • 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;
  • 0 210 00 000 «Прочие расчеты с дебиторами»;
  • 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;
  • 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;
  • 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами».
  • на основании первичных учетных документов, составленных в форме электронного документа, подписанного в соответствии с законодательством квалифицированной или простой электронной подписью;
  • на счетах рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета, утвержденного централизованной бухгалтерией в рамках единой учетной политики – при централизации учета.
  • 304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».

Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так, на счете 502.01 учет ведите в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 — в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в регистрах аналитического учета отражайте идентификационный номер закупки.

Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.

Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.

Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.

Организация приобретает программное обеспечение по лицензионному или сублицензионному договору. Согласно договору лицензиар передает лицензиату неисключительные права использования программ, при этом вносится фиксированный разовый платеж. Программа лицензиаром либо передается посредством Интернета, либо устанавливается непосредственно на компьютер. Срок договора — 1 год или 3 года.

  • Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
  • Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
  • Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
  • Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
  • Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.
  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Независимо от выбранной методики общесуммового учета библиотечного фонда для объектов библиотечного фонда балансовой стоимостью свыше 100 000 руб. 16 за единицу (далее – второй ценовой предел) предписано 17 начисление амортизации линейным способом. Для того чтобы начислять на отдельный объект библиотечного фонда амортизацию линейным способом, необходимо учитывать этот объект обособленно. В Инструкции № 157н вопрос учета объектов библиотечного фонда балансовой стоимостью свыше второго ценового предела специально не оговорен. Но логически можно заключить, что:

Остановимся на организации бухгалтерского учета подробнее. Активы, составляющие библиотечный фонд, за исключением периодических изданий, принимаются к учету в качестве основных средств с применением счета 101 07 «Библиотечный фонд» Единого плана счетов. Для учета периодических изданий, приобретаемых для комплектации библиотечного фонда, следует использовать счет 23 «Периодические издания для пользования». Согласно «Инструкции об учете библиотечного фонда», принятой в 1998г., срок хранения актов о списании – «постоянно». В проекте «Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» срок хранения данного акта сокращен до 10 лет.

Учет библиотечного фонда в бюджетном учреждении в 2022 году

Для группового учета объектов библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (п. 54 Инструкции № 157н,Приказ Минфина РФ № 52н). Данная карточка открывается на основании акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), а закрывается на основании акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

Порядок учета документов библиотечного фонда утвержден Приказом Минкультуры России от 08.10.2022 N 1077 (далее — Порядок). В соответствии с данным Порядком документы выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств.

Обязанность по учету обычно возлагается на сотрудников отдела создания фонда. За достоверность сведений, указанных в учетных документах, отвечает руководитель этого отдела. Однако в маленьких библиотеках может просто не быть подобного отдела с узкой специализацией. Что делать при наличии этих обстоятельств? Следует возложить ответственность за учет на работника учреждения с высокой квалификацией. Бухучетом будут заниматься бухгалтеры.

Акт о вручении документально подтверждает выдачу ценных подарков и сувенирной продукции и является основанием для списания их стоимости на расходы текущего финансового периода в Дт 0 401 20 272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года» (Письмо Минфина России от 26.04.2022 № 02-07-07/31230).

В новой инструкции описаны правила присвоения инвентарных номеров и классификации хозяйственной номенклатуры. В частности, приборы измерения, передачи и хранения информации, оборудование для пресс-конференций и некоторые элементы освещения признаны самостоятельными инвентарными объектами.

Adblock
detector