Возникновение Прав Ребенка В России

  • представить информацию о том, как развивались права детей от Древней Руси до наших дней в плакатах;
  • изложить собранный материал доступным языком для восприятия учащихся 5-7 классов;
  • воспитывать уважение к правам и обязанностям человека.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. В результате обучения возникает потребность дополнять и расширять свои представления о правах и обязанностях граждан, самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в правовых источниках. Полученные знания помогут ребенку сформулировать собственное мнение и позицию, адекватно воспринимать оценку товарища, принимать другое мнение.

Несколько полнее определен порядок ответственности малолетних в Указе Екатерины II 1765 г., по которому была установлена ответственность малолетних с 10 лет. Детей, не достигших этого возраста, отдавали для наказания и исправления родителям или помещику, если это был ребенок крепостных крестьян. Правонарушителей от 10 до 15 лет наказывали розгами, а от 15 до 17 – плетьми. Для подростков от 10 до 17 лет допускались смягчения наказаний. В 1775 г. были созданы совестные суды, в которых рассматривались дела по обвинению малолетних преступников. Совестные суды в своей деятельности должны были руководствоваться человеколюбием и справедливостью.

«Домострой» повторял церковную заповедь о почитании родителей: «Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и многие лета пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет вовеки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигните старости маститой, в благоденствии дни свои проводя».

История развития прав несовершеннолетних

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г.[15] за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 г., хотя начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX в. если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Возникновение и развитие института по правам ребенка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности; Право

Подводя итоги, отметим еще раз: в сложнейшей проблеме прав детей мы выделяем два аспекта: юридический и педагогический. Как видим, общество много сделало для того, чтобы юридически защитить права детей. Но в России и в этой сфере еще есть нерешенные вопросы. Как на практике ребенок может защитить свои права? К кому он может обратиться и каков механизм этого обращения? Кто несет ответственность за ознакомление ребенка с его правами? Эти и другие вопросы требуют разработки и практической реализации.

ка при Президенте РФ и др. Необходимо подчеркнуть, что институт внесудебной защиты (омбудсмена) не включается в судебную систему (не подменяется и не заменяется ею), в связи с чем он успешно развивается и функционирует в первую очередь в странах со стабильными и высоко развитыми традициями судебной защиты прав человека.

Так, в соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Вам может понравиться =>  Что Делать Чтобы Приставы Не Описали Имущество За Долг

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В XIX в. интерес взрослых к ребенку стал основываться на конкретных проблемах его воспитания и обучения. Эпоха романтизма характеризуется появлением культа ребенка и культа детства. Именно в этот исторический период особое значение приобрела игровая деятельность ребенка, которая по праву заняла основное место в его воспитании и процессе обучения. Огромным стимулом к пересмотру системы передачи молодому поколению опыта и знаний послужила техническая революция. Философия и педагогика XX в. обозначили проблему социокультурной роли ребенка в обществе.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры — 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.

Все дети имеют право на защиту. В первую очередь, гарантами сохранения интересов и свобод несовершеннолетнего выступают родители. Они являются законными представителями ребенка перед государственными, правоохранительными, местными и прочими органами, физлицами. В этом случае родителям не нужна доверенность. Они могут обеспечивать защиту прав своих детей по факту родства. Для его подтверждения предоставляется свидетельство о рождении. Если родители отсутствуют, то их функцию исполняют опекуны, усыновители, попечители. Права ребенка находятся под защитой прокуратуры. В законе предусмотрены случаи, когда несовершеннолетний может сам отстаивать свои интересы. Это допускается, если он признан дееспособным до 18-ти лет (эмансипирован).

  • Семейный кодекс РФ.
  • Декларацию прав ребенка.
  • ФЗ, регулирующий деятельность опекунских и попечительских советов.
  • ФЗ, устанавливающий основы системы предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
  • Указ Президента, согласно которому осуществляет свою деятельность Уполномоченный по правам ребенка России.
  • Кодекс об административных правонарушениях и другие акты.

Становление и развитие прав ребенка в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности; Право

В дальнейшем в древнерусском праве можно найти расширение правовой регламентации статуса ребенка, определение порядка решения отдельных вопросов, связанных с ним. В частности, находят отражение вопросы принятия в семью ребенка, потерявшего кровных родителей. Как отмечает Т. Б. Фабричная, формальное понятие усыновления в Древней Руси в IX -XVII вв. отсутствовало, однако фактическое принятие в семью, основанное на обычном праве и поощряемое христианской церковью, имело место [4, с. 12].

Соборное уложение 1649 года также устанавливало ответственность за убийство родителями своих детей, но наказание при этом было несущественным: один год тюремного заключения и церковное покаяние [6]. Как и прежде демонстрировался высокий авторитет родителей и невмешательство государства в вопросы выбора родителями ^ средств к воспитанию детей. Напротив, ^ родителям предоставлялась возмож- ¡® ность обращения к публичной власти г^ для наказания нерадивых детей. §

Возникновение Прав Ребенка В России

Конвенция ООН о правах ребёнка – это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны – члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвенции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Вам может понравиться =>  Стоимость Горячей Воды В Тольятти 2022

Но именно принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года стало переломным моментом в истории прав детей. Впервые был принят документ прямого действия, полностью посвященный детям. К концу 1997 года Конвенция была ратифицирована всеми странами, за исключением Сомали и США.

Значительно позже, по распоряжению императора Николая I, создается специальный «Комитет по разбору просящих милостыню», действовавший по принципу сословного разделения. Установив сослоdную принадлежность ребенка, Комитет препоручал дальнейшее попечение о нем соответствующему сословному комитету. Таким образом, дети помещичьих крестьян передавались под расписку в журнале на руки помещику, государственных крестьян — старосте, детей солдат отправляли в роту кантонистов.

ПРАВА РЕБЕНКА

– работа с детьми-инвалидами, создание благоприятных условий для их адаптации в общество, создание и развитие центров интеграционного образования («Ковчег», «Родник», «Даун Синдром», «Такие же, как вы», «Дорога в мир»). Эти организации работают с детьми-инвалидами, организуют центры дневного пребывания для детей, службы помощи семьям, имеющим таких детей и т.п.;

ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,

  • может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, статья 27),
  • может быть членом кооператива,
  • право вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (Семейный кодекс, статья 13),
  • право на управление мотоциклом,
  • прав самостоятельно заключать трудовой договор (Трудовой кодекс, статья 63).

До 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (приобретается право совершать мелкие сделки), с 18 лет — полная дееспособность.

  • имеет возможность трудиться при наличии письменного согласия законных представителей, о чем говорится в п.1 ст. 37. Общая продолжительность трудового дня — не более 4 часов в свободное от учебы время;
  • вступать в молодёжные общественные организации;
  • самостоятельно совершать выбор своего места жительства (с согласия законных представителей), о чем говорится в ст. 27, п. 1.

В России каждый гражданин обладает широким списком возможностей, которые прописаны в Конституции РФ. Даже самый маленький житель страны имеет свои права и обязанности, о которых он даже не задумывается, но родители и специальные органы следят за соблюдением данных законодательством привилегий.

Способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности и ответственность (дееспособность) — возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста; а также в (предусмотренных законом) случаях вступления в брак до достижения 18 лет; при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо, с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью.

— право на жизнь (ст.6 Конвенции о правах ребёнка, ч.1 ст.20 Конституции РФ); — право на имя, отчество и фамилию – с момента регистрации (ст.7 Конвенции оправах ребёнка, ст.58 Конституции РФ); — право на гражданство (ст.7 Конвенции о правах ребёнка); — право знать своих родителей, право жить и воспитываться в семье; — право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27 Конвенции о правах ребёнка); — право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст. 3 Конвенции о правах ребёнка, ст. 56, 57 Семейного Кодекса РФ); — имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции о правах ребёнка, ст. 60 Семейного Кодекса (СК) РФ); — право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции о правах ребёнка); — право на отдых и досуг; на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции о правах ребёнка); — право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции о правах ребёнка); — право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции о правах ребёнка); — право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции о правах ребёнка); — право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 36 Конвенции о правах ребёнка). С полутора лет ребёнок имеет право посещать ясли. С трех лет — вправе посещать детский сад. С шести лет ребёнок имеет право на поступление в школу (право на образование, ст.43 Конституции РФ) и право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупка канцелярских принадлежностей или продуктов); сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации; сделок по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или, с их согласия, третьим лицом (ст. 28 ГК РФ). С восьми лет ребенок приобретает право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»). С десяти лет — имеет право дать согласие на изменение своего имени и (или) фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на своё усыновление или передачу в приёмную семью (ст. 132, 134, 154 СК РФ). Выразить свое мнение о том, с кем из своих родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода. С четырнадцатилетнего возраста правовой статус ребёнка значительно расширяется. У детей, достигших 14-летнего возраста, есть право давать согласие на изменение своего гражданства (ст.9 Закона «О гражданстве РФ»), право отмены усыновления (ст.142 СК РФ), право требовать установления отцовства в отношении своего ребёнка в судебном порядке (ст.62 СК РФ), право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами, право без согласия родителей осуществлять права автора результатов своей интеллектуальной деятельности, право самостоятельно совершать некоторые сделки, нести ответственность по заключенным сделкам (ст.26 ГК РФ), а также за причиненный вред от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст.56 СК РФ), право быть принятым на работу в свободное от учёбы время для выполнения лёгкого труда (ст.63 ТК РФ), право работать не более 24 часов в неделю (ст.92 ТК РФ), право на поощрение за труд (ст.191ТК РФ); право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для себя время (ст.267ТК РФ); право на объединение в профсоюзы (ст.21 ТК РФ); право и обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»). С пятнадцатилетнего возраста у подростка появляется право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан); право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования, либо продолжение его освоения по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК РФ). С шестнадцатилетнего возраста молодой человек имеет право работать не более 35 часов в неделю (ст.92 ТК РФ); право на признание членом кооператива (ст.26 ГК РФ); право с разрешения органа местного самоуправления при наличии уважительной причины вступить в брак (ст.13 СК РФ); право самостоятельно осуществлять родительские права (ст.62 СК РФ).

Возникновение Прав Ребенка В России

Правовое положение детей в дохристианский период в истории России было бесправным. Воспитание детей происходило в строгом соблюдении языческих обычаев и традиций. Родители могли продавать своих детей. Первое запрещение продажи детей появилось только в XIV в. До этого времени власть отца была всеобъемлющей. Отцы распоряжались брачной судьбой своих детей: женили сыновей и выдавали замуж дочерей по своей воле.

Вам может понравиться =>  Может ли суд арестовать подаренное мне имущество за долги

«Домострой» повторял церковную заповедь о почитании родителей: «Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и многие лета пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет вовеки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигните старости маститой, в благоденствии дни свои проводя»[36 — Там же. – С. 158.].

Adblock
detector