6.2.3. Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими

Статья 28

1. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.

нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;

отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, привлечению военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к установленной настоящим Федеральным законом дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;

Что делать при неуставных взаимоотношениях

Военнослужащий может подать жалобу непосредственному командиру того лица, действия которого обжалуются. До принятия решения о применении к виновному лицу дисциплинарного взыскания проводится разбирательство, срок которого по общему правилу не может превышать 30 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении дисциплинарного проступка.

В рассматриваемом случае военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, в частности, по служебной необходимости и по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (ст. 15 Положения, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237).

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими относится к грубым дисциплинарным проступкам, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест (п. 10 Дисциплинарного устава, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495; п. 1 Приложения N 7 к Дисциплинарному уставу).

Военнослужащий может самостоятельно обратиться в органы военной полиции в конкретном военном гарнизоне. В свою очередь, должностные лица военной полиции обязаны принять меры для защиты жизни, здоровья и законных прав и свобод такого военнослужащего. Разбирательство по дисциплинарному проступку проводится в пределах компетенции военным комендантом гарнизона или назначенным им лицом (п. 7, пп. 3, 7 — 10 п. 20, п. 187 Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 25.03.2015 N 161).

Если в действиях (бездействии) военнослужащего будут усмотрены признаки преступления, об этом докладывают командиру воинской части, который, в свою очередь, уведомляет органы военной полиции, военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета РФ (п. п. 81, 81.1, 108 Дисциплинарного устава).

Формы и методы работы офицера по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделении, части

Главной причиной превращения отдельных фактов неуставных взаимоотношений в явление, в негативную традицию является неадекватность принимаемых мер по их предупреждению. Работа по профилактике, исследованию этих процессов всегда значительно отставала от масштабов и остроты распространения этих позорных явлений в войсках. Основные причины живучести этого негативного явления — безнаказанность обидчиков, низкий авторитет и неэффективность работы сержантского состава, умышленное сокрытие командованием нарушений, нежелание прослыть «жалобщиком», «стукачем», незнание офицерами реальной обстановки в подразделении, неверие в способность командиров искоренить негативные явления.

Профилактика и предупреждение неуставных взаимоотношений — это комплексная проблема, содержащая разнообразные аспекты деятельности, которые применяются командирами подразделений, всеми органами по работе с личным составом. Прежде всего необходимо использовать ранее накопленный опыт в войсках по предупреждению этих отрицательных явлений, выработанные на протяжении десятилетий формы и методы борьбы с ними не утратили своей актуальности и сегодня. Их надо умело использовать с учетом изменившейся обстановки в Вооруженных Силах.

Главная цель индивидуальной работы — изучить сложившуюся систему формальных и неформальных отношений для учета в работе по предупреждению неуставных взаимоотношений. Индивидуальность каждого воина, его социальная природа проявляются в повседневной жизни. Интересы, убеждения, мотивы, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации представляют собой основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель.

Индивидуальная работа должна проводиться не от случая к случаю, а систематически. Системный подход имеет четыре этапа:
— изучение личностных качеств и особенностей воина, его сильных и слабых сторон;
— выбор оптимальных форм и методов, приемов психолого-педагогического воздействия;
— практическое осуществление спланированного воздействия;
— анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие поведенческих характеристик военнослужащего с целью выявления предрасположенности к межличностным конфликтам. В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить на первый взгляд скрытые процессы в ходе прямых контактов с военнослужащими.

Необходимо узнать каждого воина подразделения буквально с первого дня его службы, используя для этого знакомство с документами, личные беседы. Нужно постараться выяснить, в каких условиях рос и воспитывался военнослужащий до прихода в армейскую среду, какие привычки у него сложились, нет ли среди них резко отрицательных. Словом, командиру предстоит увидеть подчиненных такими, каковы они есть на самом деле, со всеми их сильными и слабыми сторонами характера, будничными заботами и нуждами. Важно знать, что пишут юношам из дома, какое у них настроение.

Во втором вопросе следует отметить, что успех в предупреждении нарушений уставных правил взаимоотношений во многом зависит от стиля работы офицерских кадров. К сожалению, как это ни печально, многим из них недостает профессионализма в этом сложном деле. Не теряя времени, офицерам нужно критически пересматривать прежний опыт, искать новые методы и формы работы по диагностике и профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, отвечающие реалиям сегодняшнего дня и ориентированные на перспективу.

Важнейшим направлением организаторской и воспитательной работы по предупреждению негативных явлений в подразделениях, связанных с глумлением и издевательством над сослуживцами, является повседневная забота, прежде всего командиров, о создании нормальных условий для жизни и службы, о полном обеспечении положенным обмундированием и имуществом, об отдыхе и здоровье военнослужащих.

Офицерам, особенно молодым, важно знать, с какими разновидностями конфликтов им придется сталкиваться чаще всего. По статистике, 48 % конфликтов происходит в звене «подчиненный — непосредственный начальник». Еще 30 % конфликтов имеют место в звене «подчиненный — прямой начальник». 19 % от общего количества конфликтов происходит между офицерами, не находящимися в отношениях подчиненности, а 3 % — между временно подчиненными.

Получить ценную информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики их поведения. В интересах выявления военнослужащих, склонных к неуставным взаимоотношениям, необходимо опрашивать все категории личного состава подразделения.

Офицеры подразделений обязаны
постоянно контролировать выполнение распорядка дня, службу внутренних нарядов. Глумления и издевательства происходят в вечернее и ночное время, когда
за состояние дисциплины отвечают командиры
отделений. Но сержантский состав подразделений
зачастую не выполняет своих служебных
обязанностей по предупреждению нарушений
уставных правил взаимоотношений.

  • сексуальное насилие;
  • эксплуатация подчиненных;
  • оскорбления, насмешки;
  • избиения, угрозы;
  • дискриминация по религиозному или национальному признаку;
  • лишение отдыха;
  • изъятие денежных средств и продуктов питания;
  • принудительные денежные сборы;
  • принуждение к совершению противоправных действий;
  • изнурительные программы физической подготовки.

Нарушения уставных правил при отсутствии отношений подчиненности
составляют более 16 % от общего числа
преступлений, совершенных военнослужащими. Отмечается рост преступности, связанной
с рукоприкладством по отношению
к подчиненным, среди офицеров и
сержантов.

Во всех подразделениях необходимо установить четкий контроль над службой
в суточном наряде, над равномерным
распределением нагрузок на военнослужащих всех периодов службы, над организацией и проведением хозяйственных
работ. Основные усилия должны быть сосредоточены
там, где образовался значительный некомплект младших офицеров.

  1. — правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего с целью формирования у него навыков уставных взаимоотношений с сослуживцами.
  2. Индивидуальная работа должна проводиться не от случая к случаю, а систематически. Системный подход имеет четыре этапа:- изучение личностных качеств и особенностей воина, его сильных и слабых сторон;- выбор оптимальных форм и методов, приемов психолого-педагогического воздействия;- практическое осуществление спланированного воздействия;
  3. — анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.
  4. Главная ее задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, выявить лиц, положительно относящихся к воинской службе, и конкретных носителей негативных отношений.

При рассмотрении подобных дел следует иметь в виду, что, хотя конечной целью виновного является расправа над потерпевшим, для достижения этой цели он вынужден умышленно нарушать воинский правопорядок (причем с прямым умыслом, поскольку лицо сознает неизбежность такого нарушения и желает этого).

Данную позицию подтверждает хронология событий, предшествующих вынесению обжалуемого постановления, а именно: в фабуле уголовного дела рассматриваются события, имевшие место быть, потерпевший информирует о произошедшем руководство воинской части и обращается с заявлением о возбуждении уголовного дел лишь, в то время как подозреваемый в лице моего доверителя, демобилизуется и покидает расположение все той же воинской части. Таким образом, складывается абсурдная ситуация, при которой в расположении в воинской части находился один военнослужащий с серьезнейшими травмами лица, которые невозможно было бы скрыть от непосредственных командиров, тем более на протяжении более 10 дней.

Вам может понравиться =>  Форсига Входит В Льготный Список Лекарств Для Диабетиков На 2022 Год

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности карается ст. 335 УК РФ. Данный состав преступлений наиболее распространен в рядах Вооруженных сил РФ, на бытовом уровне данные преступления принято называть «дедовщина».

Мотивы совершения преступления могут быть различными (на почве недовольства отношением потерпевшего к выполнению обязанностей военной службы, из личной неприязни к потерпевшему, из желания подчеркнуть свое мнимое превосходство над солдатами более позднего срока призыва на военную службу, других низменных, в том числе хулиганских, побуждений).

В данном случае помощь нашего опытного адвоката по военным делам военнослужащему АБ «Кацайлиди и партнеры» просто необходима, ведь именно с его помощью можно будет собрать необходимый плат доказательственной информации для улучшения положения подозреваемого, а ряде случае и исключения уголовной ответственности. Что касается потерпевшего, то в данном деле заявление гражданского иска в уголовном процессе будет его защитой, по ссылке подробнее как его составлять.

Наиболее распространенным видом неуставных взаимоотношений в вооруженных силах среди военнослужащих срочной службы, грубо нарушающим законодательство и требования устава, является дедовщина. Она основывается на иерархическом неформальном разделении сержантов, ефрейторов и солдат по призыву в зависимости от фактически выслуженных сроков службы каждого конкретного лица. Именно на этом основывается дискриминация подобного типа.

Например — солдат ударил солдата. В этом случае уголовное дело возбуждается в соответствии с тяжестью причиненных телесных повреждений. Командир ударил подчиненного — действия первого могут быть квалифицированы как должностное преступление — превышение полномочий или злоупотребление властью. Подчиненный ударил командира — воинское преступление — применение насилия в отношении начальника (в УК разных стран данное действие трактуется по разному, однако смысл тот же). В первом случае преступление относится к категории легких или средней тяжести. Во втором и третьем случае преступления могут относиться к категории тяжких или особо тяжких.

Для того чтобы понимать, что подразумевает законодатель под уставными отношениями, и какая существует законная «иерархия», следует обратиться к положениям Указа Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 “Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации” и выделить из них несколько ключевых момент, заключающиеся в следующем (Глава 2. «Взаимоотношения между военнослужащими»):

  • оформите письменную жалобу, в которой указываются реквизиты подразделения, имя и должность руководителя, перечисление обстоятельств правонарушения (вымогательство, побои), а также требование по принятию мер к исправлению сложившейся ситуации и привлечения виновников к ответственности;
  • зафиксируйте телесные повреждения при обращении в медпункт воинской части, которые послужат доказательством физического насилия.
  • подайте жалобу командиру лица, действия которого обжалуются. В течение 30 дней проводится разбирательство, и в случае выявления признаков правонарушения докладывается командиру воинской части, военному прокурору и полиции (ст. 81, 81.1, 108 Дисциплинарного устава);
  • обратитесь в органы военной полиции, если ваши права нарушаются непосредственно командирским составом — разбирательство проводится военным комендантом или уполномоченным лицом (ст. 7, пп. 3, 7-10 ст. 20, ст. 187 Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ);
  • одновременно с подачей жалобы командиру и в органы военной полиции обратитесь к военному прокурору — обращение регистрируется в течение трех дней и рассматривается в течение 30 дней, если не требует дополнительной проверки (п. 2 ст. 1 Закона от 17.01.1992 N2202-1).

С объективной стороны под нарушением уставных правил взаимоотношений понимаются различные виды насилия одних военнослужащих над другими, унижение их чести ц достоинства, издевательства над ними, совершаемые в целях обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев, а равно из других, в том числе хулиганских, побуждений. Нарушения уставных взаимоотношений конкретно могут проявляться в принуждении потерпевших совершать действия, унижающие их личное достоинство, делать личные услуги старослужащим, выполнять за них те или иные обязанности военной службы, сексуальных извращениях и иных формах издевательств. Они могут быть связаны с изъятием у молодых воинов предметов обмундирования, продуктов питания, иных материальных ценностей. Все эти действия, как правило, сопровождаются применением насилия или угрозой его применения. Насилие может состоять в нанесении побоев, причинении различной тяжести вреда здоровью, иных насильственных действиях, связанных с причинением физической боли потерпевшему либо ограничением его свободы. Понятием насилия охватывается также угроза применения различных видов физического насилия.

Распространена практика перевода потерпевшего в другое места воинской службы или другую воинскую часть. Военнослужащий вправе указать соответствующее требование в письменной жалобе вышестоящему руководству, военной полиции или прокуратуре. Основанием служат личная просьба (для контрактников), служебная необходимость или неудовлетворительное состояние здоровья (ст. 15 положения «О порядке прохождения военной службы»).

Вместе с тем во взаимоотношениях военнослужащих могут наблюдаться и негативные явления, отклонения от уставных норм, и поэтому одним из наиболее сложных направлений в укреплении уставного порядка является борьба с неуставными взаимоотношениями, которые проявляются в моральном и физическом оскорблении, унижении человеческого достоинства военнослужащих.

Как ранее уже указывалось, к числу основных принципов уставных взаимоотношений между военнослужащими относится принцип единоначалия и строгой субординации. Суть данного принципа заключается в делении всех военнослужащих на начальников и подчиненных, старших и младших; в четком определении их прав и обязанностей; в присвоении начальникам права приказывать и обязанности подчиненных точно и беспрекословно выполнять приказы и распоряжения начальников, оказывать им и старшим по званию уважение, строго соблюдать правила воинской вежливости и отдания воинского приветствия. Уставы обязывают не только начальника, но и старшего требовать от подчиненного и младшего по воинскому званию соблюдения требований воинской дисциплины, уставного порядка взаимоотношений.

Взаимоотношения в личном составе вооруженных сил между военнослужащими, которые нарушают требования устава, грубо противоречат Конституции и УК РФ, принято называть неуставными отношениями в армии. Под данными нарушениями во взаимодействии военнослужащих любой категории подразумеваются:

  1. С косвенным умыслом — когда лицо, совершающее правонарушение, не предвидело опасных последствий своих действий, не желало их наступления, но при этом была возможность их предвидеть.
  2. С прямым умыслом — когда нарушитель, совершающий деяние, предполагает, осознает опасность и противоправность, предвидит и желает наступления последствий.

6.2.3. Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими

упущения в индивидуальной воспитательной работе с военнослужащими по формированию войскового товарищества, преодолению круговой поруки в подразделениях, отсутствие общественного воздействия и принижение воспитательной роли воинского коллектива и общественных институтов;

у молодых солдат: неряшливый внешний вид; отсутствие отдельных элементов обмундирования или ношение старых; подавленное морально-психологическое состояние; синяки и гематомы; самовольное оставление части; обращения в медицинские учреждения по поводу заболеваний; просьбы в письмах присылать крупные суммы денег и др.;

Во всех подразделениях необходимо установить четкий контроль над службой в суточном наряде, над равномерным распределением нагрузок на военнослужащих всех периодов службы, над организацией и проведением хозяйственных работ. Основные усилия должны быть сосредоточены там, где образовался значительный некомплект младших офицеров.

В общем виде неуставные взаимоотношения (дедовщина) выражаются в нарушении порядка и правил во взаимоотношениях военнослужащих, предусмотренных законами, воинскими уставами, приказами, и проявляются в моральном и физическом насилии, оскорблении и унижении человеческого достоинства одних военнослужащих другими.

неумение отдельных должностных лиц сочетать высокую требовательность и принципиальность по отношению к подчиненным с уважением их личного достоинства, обеспечением правовой и социальной защиты военнослужащих, организовать дифференцированную работу с личным составом, проходящим военную службу по контракту и по призыву, правовыми методами;

В молодёжной среде зачастую преобладает авторитет силы («закон джунглей»). Военнослужащие, склонные к нарушению уставных взаимоотношений, как правило, формируют вокруг себя микрогруппы отрицательной направленности и стремятся диктовать свою волю в коллективе.

Обеспечить максимальное присутствие личного состава на открытых судебных заседания, встречах с работниками военных прокуратуры в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации об организации работы по проведению выездных заседаний военных судов в расположении воинских частей и по объявлению приговоров и решений военных судов в приказах командования.

• положения статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) № 105 (Убийство), № 109 (Причинение смерти по неосторожности), № 110 (Доведение до самоубийства), №163 (Вымогательство), №286 (Превышение должностных полномочий), № 333 (Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы», № 334 (Насильственные действия в отношении начальника), № 335 (НУПВ между военнослужащими, при отсутствии между ними отношений подчинённости), № 336 (Оскорбление военнослужащего);

Разъяснить личному составу порядок действий младших командиров, суточного наряда, каждого рядового солдата матроса) в случае нарушения уставных правил взаимоотношений. При этомобратить внимание всех военнослужащих, что в случае попытки нарушения уставных правил взаимоотношений необходимо:

• поставить задачу всем должностным лицам подразделения предъявлять к ним повышенную требовательность и контроль. Военнослужащие, склонные к нарушению уставных взаимоотношений, должны постоянно чувствовать этот контроль до тех пор, пока не изменят своё отношение к требованиям командования подразделения;

Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений включает:
• диагностику (выявление) фактов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
• проведение организационно-воспитательных, психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, создающих условия для налаживания уставной организации учебно-воспитательного процесса и быта в подразделениях.
В интересах диагностики поведения применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, опрос и др.
В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Оно позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые процессы во время прямых контактов с военнослужащими.
Анализ документов в совокупности с наблюдением и другими методами выявляет предрасположенность к неуставным действиям. К документам, содержащим наиболее полную информацию, относятся автобиографии, характеристики на кандидатов на службу по контракту, заключения медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники и др.
Опрос военнослужащих – один из важнейших методов диагностики их поведения. Для того чтобы выявить лиц, склонных к нарушениям уставных правил взаимоотношений, необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения. Получить новую информацию и подтверждение предположениям помогают индивидуальные беседы и анонимные опросы.
Следует регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов в целях выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.
На основе информации, полученной в результате опроса, и с помощью других методов диагностики определяются меры по предотвращению нарушений уставных правил взаимоотношений.
Основные элементы работы по профилактике таких нарушений:
• наведение и поддержание уставного порядка и организация службы в подразделении;
• последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимодействие между военнослужащими, знание реального положения дел в воинском коллективе;
• повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.
Условия, при которых можно решить проблему нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:
• всесторонний учет специфики решаемых подразделением задач;
• правильное распределение военнослужащих по подразделениям;
• знание офицерами, прапорщиками своих функциональных обязанностей и должностных обязанностей своих подчиненных;
• тщательная подготовка воспитательных мероприятий и обеспечение максимального участия в них личного состава;
• повседневная целенаправленная воспитательная работа с каждым военнослужащим.
Предупреждение нарушений возможно при создании уклада воинской службы, который бы исключал возможность их проявления.
Офицеры подразделений обязаны постоянно контролировать выполнение распорядка дня, службу внутренних нарядов. Глумления и издевательства происходят в то время, когда за состояние дисциплины отвечают командиры отделений. Но сержантский состав подразделений зачастую не выполняет своих служебных обязанностей по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений.
Во всех подразделениях необходимо установить четкий контроль над службой в суточном наряде, над равномерным распределением нагрузок на военнослужащих, над организацией и проведением хозяйственных работ.
Для профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими необходимо:
• объективно и принципиально оценивать отрицательные явления в коллективе, принимать оперативные меры по их пресечению;
• не оставлять без соответствующего воздействия ни одного факта глумлений и издевательств над военнослужащими;
• вести бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия и очковтирательства, искривления дисциплинарной практики, грубости, оскорбления и унижения достоинства военнослужащих;
• исключить применение антипедагогических методов воспитания.
Целесообразно не реже одного раза в два месяца с сержантами проводить занятия по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений.
В целях такой профилактики командиру подразделения следует:
• организовать систематический анализ и выработать объективную оценку соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил поведения;
• вести организаторскую и воспитательную работу по обеспечению дисциплинированности военнослужащих исключительно на основе законов, требований военной присяги, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов командиров и начальников;
• организовывать воспитательную работу на основе знания реальной морально-психологической обстановки в воинских коллективах и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих;
• знать, как проявляются нарушения уставных правил взаимоотношений в конкретном подразделении, а также соответствующие негативные традиции;
• уметь оказывать влияние на микрогруппы, находить формы и способы противодействия этим негативным явлениям;
• сформировать эффективную систему воздействия общественных организаций и актива на морально-психологический климат в воинских коллективах;
• учитывать факторы, обусловливающие возникновение этого негативного социально-психологического явления, механизм его функционирования, обеспечить психологическую готовность командиров всех степеней целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению такого рода нарушений.
Важно организовать постоянное изучение взаимоотношений в коллективе подразделения. В основе этого лежит индивидуальная работа, которая должна проводиться систематически. Главная ее задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, выявить лиц, положительно настроенных к службе, и конкретных носителей негативных отношений.
Систематическая индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:
• выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;
• полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава;
• учитывать индивидуальные психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, вероисповедание военнослужащих и т. д.;
• постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;
• прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях между военнослужащими;
• правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего в целях формирования у него навыков уставных правил взаимоотношений с сослуживцами.
При изучении взаимоотношений военнослужащих необходимо:
• анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за их настроением, отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства;
• изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов, способы разрешения таковых, направленность агрессии подчиненных;
• овладевать приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях;
• анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;
• постоянно оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнение которых является определяющим для личности;
• анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ, особенно в выходные и праздничные дни;
• наблюдать за размещением военнослужащих в столовой, при просмотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования;
• проявлять постоянную заботу о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих.
В социальной защите нуждаются, прежде всего, те, кто имеет недостатки в общем и физическом развитии, а также лица с нервно-психической неустойчивостью.
Для того чтобы качественно проводить работу по профилактике неуставных взаимоотношений, командиры должны иметь следующие документы по вопросам воинской дисциплины.
Командир отделения, расчета, экипажа:
• список личного состава отделения, расчета, экипажа;
• социально-демографические данные на каждого солдата;
• сведения о количестве поощрений и взысканий у каждого солдата;
Командир взвода:
• журнал учета индивидуальной воспитательной работы;
• список личного состава взвода;
• сведения о поощрениях и взысканиях, примененных к личному составу взвода, служебные карточки;
• социально-демографические данные на личный состав взвода;
• список нарушителей воинской дисциплины;
• списки ознакомления личного состава с мерами безопасности при обращении с техникой и оружием, ядовитыми жидкостями, статьями закона об уголовной ответственности за самовольную отлучку, самовольное оставление части, дезертирство, неповиновение, угрозу начальнику, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащих;
• списки ознакомления личного состава с нормами закона о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству.

Вам может понравиться =>  Ходатайство Об Увеличении Размера Исковых Требований По Договру Займа

• список нарушителей воинской дисциплины, полные данные по ним, материалы расследования;
• социально-демографические данные о каждом офицере и сержанте роты;
• материалы подведения итогов воинской дисциплины в роте за каждую неделю месяца, месяц; материалы анализа работы по ее укреплению;
• журнал учета грубых нарушений воинской дисциплины, совершенных офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), солдатами (матросами) роты;
• служебные карточки;
• список актива, материалы работы с ним;
• сведения о дисциплинарной практике офицеров и сержантов (старшин);
Командир роты:
• педагогический дневник с данными по учету работы с офицерами, прапорщиками и сержантами роты, а так же неформальными лидерами и военнослужащими «группы риска»;
• социально-демографические данные о каждом офицере и сержанте роты;
• протоколы общих собраний личного состава роты;
• журнал учета доведения до личного состава приказов, приговоров военного трибунала, статей УК РФ об уголовной ответственности за воинские преступления и материальной ответственности военнослужащих;
• список нарушителей воинской дисциплины, полные данные по ним, материалы расследования;
• журнал учета грубых нарушений воинской дисциплины
• сведения о поощрениях и взысканиях, примененных к личному составу;
• служебные карточки на солдат и сержантов роты;
• материалы подведения итогов воинской дисциплины в роте за каждую неделю месяца, месяц; материалы анализа работы по ее укреплению;
• список актива, материалы работы с ним;
• сведения о дисциплинарной практике офицеров и сержантов (старшин).

Литература:
1. Приказ МЧС России от 30.11.2005 № 859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России»;
2. Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение. 1988.
3. Военная психология и педагогика. М.: Совершенство, 1998.
4. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: ВУ. 1995.
5. Колесникова И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д., Селиванова Н. Л. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2006.
6. Гриценко Л. И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. М.: Академия, 2005.
7. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002.
8. Справочник офицера-воспитателя. М.: Изд-во «За права военнослужащих», 2003.

Учебный вопрос № 1
Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими – моральное и физическое воздействие отдельных военнослужащих, групп (по принципу старшинства, землячества, национальной основе и др.) на других военнослужащих, чаще всего меньше прослуживших, слабых физически или обладающих физическими недостатками, в целях достижения за их счет определенных привилегий, послаблений, морального реванша, присвоения материальных средств, унижения и оскорбления сослуживцев.
В приказе министра обороны Российской Федерации № 40 «О мерах по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации» от 29 января 2007 г. отмечается, что нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими остаются одной из наиболее острых проблем в войсках, негативно влияющих на морально-психологическое состояние личного состава.
Переход на контрактный способ комплектования не снимает проблемы НУВ.
Нарушения уставных правил при отсутствии отношений подчиненности составляют более 16 % от общего числа преступлений, совершенных военнослужащими. Отмечается рост преступности, связанной с рукоприкладством по отношению к подчиненным, среди офицеров и сержантов.
Нарушения уставных правил взаимоотношений приобретают более скрытый, жестокий и изощренный характер и нередко оказываются причинами самовольных оставлений военнослужащими воинских частей, самоубийств, а также совершения тяжких преступлений, которые вызывают негативный общественный резонанс, снижают престиж военной службы, авторитет МЧС России.
Неуставные взаимоотношения – наиболее острая форма протекания и разрешения конфликтов, имеющая социально-психологические и исторические корни. Анализу причин их возникновения и живучести посвящены многочисленные исследования и публикации. Разработаны сотни инструкций, рекомендаций, систем, приказов, директив, однако полностью изжить это негативное явление не удается.
Основные причины нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими таковы:
• отсутствие контроля за личным составом, строгого и точного выполнения распорядка дня, недостатки в подготовке и несении суточного наряда;
• неумение многих командиров лиц сочетать высокую требовательность и принципиальность по отношению к подчиненным с уважением их личного достоинства, обеспечением правовой и социальной защиты военнослужащих, организовать дифференцированную работу с личным составом, проходящим военную службу по контракту и по призыву, правовыми методами;
• низкая правовая обученность офицеров, отсутствие дисциплинарной практики, выработки и проведения мер упреждающего характера по отношению к военнослужащим, склонным к нарушениям воинской дисциплины и совершившим грубые дисциплинарные проступки, несоответствие мер дисциплинарного воздействия тяжести совершенных проступков;
• недооценка отдельными должностными лицами негативных последствий нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
• сокрытие насильственных правонарушений и отсутствие дифференцированного подхода к выработке адекватных мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;
• слабая профессионально-должностная подготовка сержантов, отсутствие целенаправленной работы по повышению роли и ответственности старшин подразделений и сержантов за поддержание внутреннего порядка, пресечение попыток нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
• упущения в индивидуальной воспитательной работе с военнослужащими по формированию войскового товарищества, преодолению круговой поруки в подразделениях, отсутствие общественного воздействия и принижение воспитательной роли воинского коллектива и общественных институтов;
• неудовлетворительная организация правовой, воспитательной и предупредительно-профилактической работ в воинских частях и подразделениях;
• слабое взаимодействие с военными прокуратурами, военными судами и правоохранительными органами;
• отсутствие должного внимания со стороны должностных лиц к нуждам и запросам личного состава, организации быта и досуга военнослужащих, обеспечению их положенными видами и нормами довольствия;
• низкое качество комплектования воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
В общем виде неуставные взаимоотношения (дедовщина) выражаются в нарушении порядка и правил во взаимоотношениях военнослужащих, предусмотренных законами, воинскими уставами, приказами, и проявляются в моральном и физическом насилии, оскорблении и унижении человеческого достоинства одних военнослужащих другими.
Основные формы нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:
• перекладывание военнослужащими, больше прослужившими или более сильными физически и морально своих обязанностей на военнослужащих, которые меньше прослужили, слабее физически, по какой-либо причине не в состоянии дать отпор незаконным действиям «казарменных хулиганов»;
• нанесение побоев;
• словесные оскорбления, унижения;
• отбирание денег, продуктов питания, ценных вещей, предметов обмундирования;
• издевательства;
• издевательства ради развлечения;
• побуждение к совершению дисциплинарных проступков, принуждение к противоправным действиям и др.
Часто всего это происходит на хозяйственных работах, в нарядах, когда ослаблен контроль над действиями личного состава, на полевых выходах, в командировках, в караулах.
Внешние проявления нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:
• у «жертв»: неряшливый внешний вид; отсутствие отдельных элементов обмундирования или ношение старых; подавленное морально-психологическое состояние; синяки и гематомы; самовольное оставление части; обращения в медицинские учреждения по поводу заболеваний;
• у «насильников»: обособленное положение, пренебрежение к уставному порядку, нарушение ими формы одежды, распорядка дня, дисциплины, уклонение от выполнения служебных обязанностей, хозяйственных работ, грубость и неуважение в общении, обидные прозвища, нецензурная брань.
Причины живучести нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:
• безнаказанность обидчиков;
• низкие авторитет и действенность работы сержантского состава;
• умышленное сокрытие командованием нарушений;
• нежелание прослыть «жалобщиком»;
• незнание офицерами реальной обстановки в подразделении.
В воинском коллективе очень часто существуют негласные традиции выделения «парий» и последующего подчинения их неформальным лидерам. Почти всегда есть те, на кого возложена роль непосредственного исполнителя по поддержанию негативных традиций, и проводники идеи безропотного повиновения негласным законам. Они дают советы, как поступать в различных ситуациях, жестоко наказывают за непослушание. Качество исполнения этих ролей солдатами постоянно оценивается лидером неформальной микрогруппы. На основе этих оценочных мнений складывается внутригрупповой механизм функционирования неуставных взаимоотношений. Факты нарушений скрываются от офицеров.
Предметом особого внимания командиров должны быть все случаи травм и телесных повреждений военнослужащих.
Учебный вопрос № 2

Вам может понравиться =>  Когда в 2022 году прорется доплата за вкткран труда в тулеиндексируется

Учебно-воспитательные
цели: 1. Рассказать о формах проявления неуставных взаимоотношений и о правилах организации работы по их профилактике.
2. Добиваться повышения организаторских способностей слушателей.
3. Вырабатывать у слушателей непримиримое отношение к неуставным взаимоотношениям.

Алкоголизм у молодежи формируется в сжатые сроки и быстро прогрессирует. В среднем он развивается у молодых людей через 1– 3 года после начала систематического пьянства, т. е. в 3–4 раза быстрее, чем у взрослых. Особенно быстро это происходит у лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, умственно отсталых, имеющих неуравновешенный характер. Психическая зависимость от алкоголя в таких случаях формируется в среднем через 3–6 месяцев, а физическая – через 1–1,5 года. При появлении физической зависимости человек прибегает к алкоголю как к средству, помогающему справиться с тяжелым состоянием похмелья. Нередки случаи, когда алкоголь заменяют наркотиками или сильнодействующими медикаментами.

Христианская церковь не поощряет войну, ежедневно молясь о мире всего мира, как того требует Нагорная проповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся» (Мф: 5:9), молясь об избавлении от разного рода бедствий, в том числе от меча нашествия иноплеменников и междоусобной брани.

Огюст Конт в этом же контексте подчеркивал, что «величайшая проблема женщины состоит в преодолении трудности повиноваться». Это обстоятельство, не имеющее серьезного влияния на профессиональную самореализацию женщин в условиях гражданской жизни, приобретает исключительно важное (порой – решающее) значение в военно-социальной среде, где беспрекословное повиновение начальнику (каким бы он ни был) есть незыблемый постулат и основа всей деятельности.

Реализация военно-педагогической функции занимает особое место. Организация, осуществление обучения и воспитания подчиненных, направленные на качественное решение задач служебной деятельности, поддержание боеготовности, укрепление воинской дисциплины, формирование морально-боевых, психологических качеств военнослужащих, требуют от офицера специальных педагогических и психологических знаний, методических умений и навыков, педагогической культуры.

Очень важный воспитательный момент – аттестация прапорщиков и мичманов, которая проводится не реже одного раза в пять лет их прямыми начальниками. В ее выводе указывается, соответствует ли аттестуемый занимаемой должности, после чего излагается мнение о его дальнейшем, наиболее целесообразном служебном использовании. В аттестации с выводом об увольнении прапорщика или мичмана в запас записываются номер и наименование военно-учетной специальности, по которой он подлежит воинскому учету в запасе Вооруженных Сил.

Формы и методы работы офицера по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделении, части

Другое условие – командирское управленческое искусство: умение распоряжаться, приказывать, ставить задачи. Принимать разумные и верные решения может тот командир, который хорошо изучил военное дело, имеет глубокие теоретические знания и практический опыт решения задач, стоящих перед подразделением и частью. При этом необходимо твердо знать функциональные обязанности подчиненных и морально-психологические возможности своего подразделения. Командирское искусство включает также умение конкретизировать задачу каждого должностного лица подразделения. Правильная постановка подчиненным задач предполагает умение командира становиться на точку зрения исполнителя. Искусство командира немыслимо без умения добиваться неукоснительного и точного выполнения своих приказаний, приказов вышестоящего командования.

В качестве разделов плана можно выделить следующие наиболее приоритетные направления деятельности: обеспечение личной примерности офицерского состава; совершенствование стиля работы должностных лиц и повышение их персональной ответственности; создание безопасных условий военной службы, сохранение жизни и здоровья личного состава; совершенствование работы с личным составом, формирование и поддержание здоровой морально-психологической атмосферы в воинских коллективах, предупреждение суицидов; повышение дисциплинирующей роли боевой подготовки, службы войск, четкого выполнения распорядка дня; профилактика (предупреждение) неуставных взаимоотношений, уклонений от военной службы, краж и хищений; улучшение материально-бытового обустройства и организации досуга личного состава.

В воинских частях (подразделениях) формированием уставных взаимоотношений должны заниматься все должностные лица. У каждого из них имеется четкий круг обязанностей, позволяющий повседневно держать в поле зрения данную проблему и активно влиять на поддержание дисциплины и организованности в несении боевой службы и боевого дежурства, в боевой подготовке, выполнении планов и расписаний занятий; в эксплуатации, сбережении и хранении боевой техники и вооружения; в несении гарнизонной, караульной и внутренней служб; в строгом соблюдении распорядка дня; в материально-бытовом, медицинском и культурно-досуговом обслуживании личного состава и т.д. Четкое определение индивидуальных обязанностей, сфер ответственности должностных лиц и контроль за их выполнением побуждают каждого из них ответственно заниматься своим делом по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении).

С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих интересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот от соответствующих органов и должностных лиц. С другой стороны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значительной степени повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Очень часто именно в недостаточной правовой подготовке как командиров и начальников, так и подчиненных, коренятся причины многих нарушений уставных взаимоотношений в части (подразделении).

  • индивидуально-воспитательная беседа;
  • общее собрание военнослужащих;
  • наставничество;
  • доведение до военнослужащих приговоров военных судов;
  • работа с сержантами (старшинами);
  • работа с родителями;
  • СМИ, наглядная информация, стенная печать;
  • использование кинофильмов, телепередач на правовые темы;
  • правовые информации, встречи с юристами, организация работы уголка правовых знаний;
  • медицинские осмотры;
  • психологические обследования.
Adblock
detector