Федеральный Закон О Страховых Пенсиях Для Чернобыльцев

Статья 28

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 10, 16 — 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 — 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Пенсии и другие выплаты пострадавшим в результате радиационных катастроф на Чернобыльской АЭС

С 01.01.2015 г. по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом №1244-1, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Пенсии гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливаются согласно норм Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- законы № 1244-1, №166-ФЗ, №400-ФЗ).

Право и величина снижения пенсионного возраста выхода на пенсию по старости (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет), напрямую зависит от статуса лица, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы. А именно, для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1986-1987 годах, — возраст выхода на пенсию уменьшается на 10 лет; для принимавших участие в указанных работах в 1988-1990 годах — на 5 лет. Лицам, постоянно проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территориях, которые подверглись радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС (территориально определено законом 4 зоны), снижение возраста выхода на пенсию производится в зависимости от того, в какой зоне постоянно проживал (работал) гражданин, а также от продолжительности проживания (работы) в этой зоне.

  • — получившие или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий;
  • — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • — участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.
  • — дети до 18 лет — независимо от нахождения на иждивении, а также учащиеся дети в возрасте старше 18 лет по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет — в случае нахождения на иждивении умершего родителя;

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 10, 16 — 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 — 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Вам может понравиться =>  Что Полагается За 5 Ребенка В 2022 Году В Пермском Крае

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2021 г. N 54-П пункт 9 части 1 статьи 27.1 признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, на ежемесячную денежную выплату

*) К лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П положения части третьей статьи 5 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ во взаимосвязи с положениями части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» поскольку они не предусматривают такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, а в части перехода на новый критерий индексации сумм возмещения вреда — пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ — не противоречащими Конституции РФ

**) Под чистыми продовольственными товарами понимаются продукты питания, в которых содержание радионуклидов не превышает установленные международные нормы и которые признаны годными к реализации и потреблению органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 3-П пункт 7 статьи 17 настоящего Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом — вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) — однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

2) выплата пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа;

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

Срок военной службы (службы) в зоне отчуждения и порядок замены (перемещения) определяются условиями найма с учетом требований и по правилам, установленным в соответствии с Нормами радиационной безопасности, при этом срок военной службы (службы) не должен превышать полутора лет.

6) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.

Вам может понравиться =>  Что Дают За Третьего Ребёнка В 2022 Волгоград

Федеральный закон №1244-1 от 15 мая 1991 г

Решения о дополнительных мерах социальной поддержки гражданам, проживающим (работающим) на подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС территориях, принятые Правительством Российской Федерации, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, распространяются на граждан, проходящих военную службу (службу) на этих территориях, а также на членов их семей.

Организация и обеспечение контроля за экологической обстановкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.

В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца родителям, супругам и учащимся детям граждан, работавших на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, погибших (умерших) вследствие травм, ожогов, лучевой болезни и других заболеваний в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов в связи с чернобыльской катастрофой из числа этих же граждан.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Часть четвертая исключена. — Федеральный закон от 24.11.1995 N 179-ФЗ.
Очередное медицинское переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится ВТЭК через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

Территориальные программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются на основе базовой программы и по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой.

Федеральный Закон О Страховых Пенсиях Для Чернобыльцев

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4, пунктами 6, 8-10 и 13 части первой статьи 18, пунктами 5-7 части второй статьи 19, абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах) непосредственно перед предоставлением указанных мер:

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При необходимости в целях единообразного применения настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся реализации прав граждан на меры социальной поддержки, могут издаваться соответствующие разъяснения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

В случае пересмотра в соответствии с частью третьей статьи 7 настоящего Закона границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо переезда граждан на постоянное место жительства в зоны отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом из указанных зон, либо смены места работы в пределах указанных зон меры социальной поддержки и выплаты, предусмотренные частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, предоставляются с учетом времени постоянного проживания (работы) в указанных зонах, исчисляемого в следующем порядке:

Пенсия чернобыльцам в 2019 году

Ни один закон не содержит термина «чернобыльцы». Однако, что он означает в обычной жизни понятно каждому – это граждане, пострадавшие от взрыва ядерного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В нашей стране назначается государственная пенсия чернобыльцам. Россия признает ответственность за техногенную катастрофу, которая лишила жизни и здоровья тысячи людей. Чернобыльцы получают пенсию в повышенном размере и на особых условиях, о чем и расскажет наша статья.

По общему правилу ст. 28.1 закона № 1244-1, пострадавшие от радиационной катастрофы женщины не могут выйти на пенсию по старости ранее 45 лет, а мужчины – ранее 50 лет. Этот минимальный возраст не был повышен в ходе пенсионной реформы, начавшейся в 2019 году. Самая низкая возрастная планка для выхода на пенсию по старости установлена для узкой категории чернобыльцев – ликвидаторов последствий радиационной катастрофы, работавших в опасных условиях в первые два года после аварии, в 1986-1987 гг., а также эвакуированных граждан (ст.30, 32 закона № 1244-1). Для них возраст выхода на пенсию снижен на 10 лет. Для остальных чернобыльцев, в том числе, для лиц с инвалидностью, пенсионный возраст снижен не так значительно – в основном, на 3-7 лет.

Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, назначается государственная пенсия в соответствии с законом № 166-ФЗ (4-я статья). Они вправе получать страховую пенсию по старости, когда возникнет право на нее (будет выработан минимально необходимый стаж, достигнут пенсионный возраст, и т.д.). То есть, имея право на две пенсии, чернобыльцы могут выбрать, какая из них им выгоднее. Для назначения государственной пенсии по старости пострадавшим гражданам достаточно иметь пятилетний стаж.

В определенных случаях разрешается получать не одну, а две пенсии – по инвалидности и по старости. Такое право дано военнослужащим (военнообязанным), которые стали инвалидами, исполняя служебные обязанности на территории ЧАЭС. При подобных обстоятельствах заболевания, полученные в Чернобыле, приравниваются к военной травме (п. 2 ст. 29 закона № 1244-1). При этом необходимо иметь достаточный страховой стаж и число пенсионных коэффициентов не менее 30.

Размеры государственных пенсий по старости чернобыльцам установлены ст. 17 закона о государственном пенсионном обеспечении № 166-ФЗ. Их суммы разнятся в зависимости от урона, который авария нанесла здоровью человека и его вклада в устранение негативных последствий аварии:

— При условии проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом более 12 лет, начиная с 03.08.2009г., при соблюдении всех требуемых условий для назначения пенсии по старости, женщине будет установлена пенсия по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 в 52 года.

Кроме того, пенсия по старости в соответствии с законодательством устанавливается гражданам при наличии трудового стажа продолжительностью 5 лет при назначении пенсии по старости или страхового стажа не менее 15 лет (с учетом действия до 2024 года переходных положений) и наличие общего количества индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30 (с учетом переходных положений), при назначении пенсии по старости с применением норм Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Если период постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения совпадает по времени с документально подтвержденными периодами обучения, работы, военной службы и иными периодами за пределами этой зоны, указанные периоды исключаются из периода постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения.

Пенсия по старости на льготных основаниях в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливается гражданам Российской Федерации, которые находятся в зоне радиоактивного загрязнения либо в связи с постоянным проживанием в ней, либо в связи с работой в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года) по настоящее время.

— При условии проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом более 12 лет, начиная с момента регистрации по месту жительства (работы) в 2011 году, при соблюдении всех требуемых условий для назначения пенсии по старости, женщине будет установлена пенсия по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 в 52 года.

Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости

  1. Налог на землю. Льгота дает право на снижение стоимости налоговой базы на 10 000 руб. Реализовать его можно только в отношении земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании на бессрочной основе. Каждый регион может вводить отдельные дополнительные льготы в части начисления и уплаты налога.
  2. Налог на транспорт. Льгота устанавливается каждым регионом, на уровне федерации отсутствует. Например, в Москве чернобыльцы освобождены от уплаты налога на одно транспортное средство, однако перечень исключает владение водным и воздушным ТС, сани с мотором или двигателем, снегоходы.
  3. Имущественный сбор. Льгота введена в 2019 году, а до этого периода чернобыльцы были освобождены от уплаты этого налога. По новым правилам, чернобылец вправе не платить налог только за одну единицу имущества (из перечня) в собственности, а на остальную недвижимость предоставляется налоговая льгота.
  4. НДФЛ. Чернобыльцу предоставляется налоговый вычет в размере до 3000 руб. в зависимости от принадлежности к определенной категории льготников, пострадавших в аварии на Чернобыльской АЭС.
  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о рождении детей;
  • справку, подтверждающую, что в период катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданин присутствовал на пораженной территории;
  • справка МСЭ;
  • документы о родстве с чернобыльцем.
  • при наличии лучевой болезни от последствий катастрофы – 2227,55 руб.;
  • инвалиды – 2782,67 руб.;
  • ликвидаторы в 1986-1987 годах – 2782,67 руб.;
  • ликвидаторы в 1988-1990 годах – 2227,55 руб.;
  • эвакуированные в 1986 году с пораженной территории – 2227,55 руб.;
  • проживающие в г. Чернобыль – 556,88 руб.;
  • имеющие льготный статус в зоне проживания – 556,88 руб.;
  • дети, родившиеся после облучения одного из родителей – 1391,34 руб.;
  • дети, ставшие инвалидами от последствий облучения – 2786,67 руб.;
  • дети, проживающие на территории со льготным статусом – 836,24 руб.;
  • служащие ОВД, которые получили заболевания после радиации – 2227,55 руб.
  • граждане, находившиеся в зонах поражения с 1996 года по настоящее время;
  • выступавшие донорами, вне зависимости от того, где проводились процедуры;
  • инвалиды 1, 2 и 3 группы, получившие заболевания в связи с облучением;
  • граждане, у которых была выявлена болезнь после ядерной катастрофы;
  • рабочие, принимавшие участие в ликвидации в период катастрофы;
  • проживающие на территории г. Чернобыль и принявшие критическую дозу ядерного облучения во время аварии.
Вам может понравиться =>  Православный Юрист В Москве

Получить удостоверение пострадавшего при ядерной катастрофе в Чернобыле могут все граждане, находившиеся на тот момент на указанной территории. Согласно статистике, таких немало, и не только в России. Все пострадавшие делятся на категории: люди, которые получили поражение в определенных условиях, и те, у которых присутствуют различные степени нарушений здоровья вследствие ядерного облучения.

Обратите внимание, что здесь тоже не определены формулировки, которые требуются для установления инвалидности и, как следствие, – для получения двух пенсий, однако указана категория «военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы», – то есть та, к которой относится Алексей Подвязников.

Все суды общей юрисдикции, включая судью Верховного Суда РФ, поддержали позицию ПФР и посчитали, что сейчас (после изменения пенсионного закона) для получения права на две пенсии должны применяться только формулировки, указанные ПФР. Никакие иные такого права не предоставляют.

Жаль только, что ликвидаторов-чернобыльцев с каждым днем становится все меньше (по данным специального проекта ТАСС «Чернобыль, мифы и факты», со всего бывшего СССР в ликвидации аварии приняли участие 600 тыс. человек, из них 340 тыс. военнослужащих (в т. ч. 24 тыс. кадровых военных) и 18,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел). То есть количество ликвидаторов, не являющихся военнослужащими, составляет около 45%, и многие из них разочаровались как в праве, так и в том, что в России можно добиться справедливого социального обеспечения.

Конституционный Суд РФ в Определении от 19 января 2021 г. № 1-О подчеркнул, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости.

На мой взгляд, проблема не в законах, а в формулировках для установления чернобыльцам инвалидности и их трактовке сотрудниками Пенсионного фонда, в несогласованности их действий, а также в отсутствии разъяснений Правительства РФ о том, какие конкретно формулировки предоставляют те или иные права.

Пенсии и другие выплаты пострадавшим в результате радиационных катастроф на Чернобыльской АЭС

Для «чернобыльцев» действующим законодательством предусмотрен досрочный выход на пенсию по старости, установление пенсий по инвалидности, а также при определенных условиях предусмотрено установление двух пенсий и ЕДВ. При наличии нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, пенсия по старости (инвалидности) устанавливается в более высоком размере в зависимости от количества иждивенцев. Также, в случае смерти такого гражданина, для нетрудоспособных членов семьи (эти категории определены законом) предоставлены более льготные условия при назначении пенсии по случаю потери кормильца

С 01.01.2015 г. по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом №1244-1, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Право и величина снижения пенсионного возраста выхода на пенсию по старости (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет), напрямую зависит от статуса лица, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы. А именно, для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1986-1987 годах, — возраст выхода на пенсию уменьшается на 10 лет; для принимавших участие в указанных работах в 1988-1990 годах — на 5 лет. Лицам, постоянно проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территориях, которые подверглись радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС (территориально определено законом 4 зоны), снижение возраста выхода на пенсию производится в зависимости от того, в какой зоне постоянно проживал (работал) гражданин, а также от продолжительности проживания (работы) в этой зоне.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин. Таким образом, законодательством ограничена максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости на 10 лет).

  • — получившие или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий;
  • — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • — участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.

Для чернобыльцев предусмотрено право досрочного выхода на страховую пенсию по старости в соответствии с законом №400-ФЗ о страховых пенсиях от 28.12.2013 г (ст. 28.1 закона №1244-1). В этом случае пенсия будет выплачиваться за счет средств ПФР. Однако необходимо выполнение следующих условий:

Это были как непосредственно ликвидаторы аварии, так и обычные граждане, которые проживали вблизи от неисправной АЭС. Впоследствии за этими гражданами (а также за пострадавшими в других радиационных катастрофах) закрепилось традиционное наименование «чернобыльцы», которым государство предоставляет определенные пенсионные льготы.

  1. Люди, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием из-за катастрофы или с работами по ликвидации катастрофы.
  2. Люди, ставшие инвалидами из-за чернобыльской катастрофы, в том числе:
    • гражданские ликвидаторы, а также лица, работающие на АЭС;
    • военнослужащие, призванные из воинского резерва, сотрудники МВД и противопожарной службы, производящие ликвидацию катастрофы;
    • эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения (в том числе выехавшие добровольно);
    • доноры костного мозга для пострадавших от катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации и времени развития у них в связи с этим инвалидности.
  3. Военные и гражданские специалисты, участвующие в ликвидации катастрофы, медицинские работники, получившие сверхнормативное облучение при оказании медпомощи пострадавшим гражданам, являющимся источником ионизирующих излучений.
  4. Взрослые и дети (в том числе находящиеся в состоянии внутриутробного развития), эвакуированные (выехавшие добровольно) из зоны отчуждения или переселенные из зоны отселения.
  5. Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
  6. Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания со льготным социально-экономическим статусом.
  7. Военнослужащие, сотрудники ОВД и противопожарной службы, проходящие службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом.
  • Быть задействованным в ликвидации аварии или других работах в зоне отчуждения. При этом продолжительность работы в зоне отчуждения роли не играет.
  • Возраст 50 лет для мужчин и 45 — для женщин при нахождении в зоне отчуждения в период 1986-1987 годы.
  • Возраст 55 лет для мужчин и 50 — для женщин при нахождении в зоне отчуждения в период 1988-1990 годы.
  • Страховой стаж не менее 15 лет, а индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК) — не менее 30. На 2021 год действуют переходные положения, согласно которым стаж должен быть не менее 12 лет, а ИПК — не менее 21.

Adblock
detector