Характерные черты парламентской республики

Характерные черты парламентской республики

Акты, издаваемые президентом в парламентской республике, как правило, получают юридическую силу и подлежат исполнению только тогда, когда они скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра. При этом сами эти акты обычно издаются на основании решений, принятых парламентом, правительством или отдельными министрами. Президент в таких республиках обычно не обладает правом отлагательного вето по отношению к принятым парламентом законам, а если формально и обладает, то практически не ис­пользует его, как и монарх в парламентской монархии. Президент в парламентской республике назначает референдум, но на основе решения парламента и в соответствии с законом, принятым парламентом. Он же формально обладает правом назначения и отзыва послов, но фактически это зависит от решений главы правительства и министра иностранных дел.

Политико-правовой статус президента в парламентарной республике во многом схож со статусом монарха в современной парламентской монархии. Он так же, как правило, отдален от текущих политических процессов и не осуществляет реального правления в стране. В отличие от ситуации в президентских республиках, он не является главой правительства, исполнительной власти. Вся исполнительная власть практически осуществляется правительством и его главой. Даже если за президентом такой республики формально закрепляются более или менее широкие полномочия, они осуществляются, как и в случае с монархом в парламентарной монархии, по инициативе правительства и с помощью контрассигнации. Так, и в парламентской республике формально президент обычно назначает и увольняет правительство. Но, в отличие от президентской республики, где президент делает это действительно самостоятельно, здесь он фактически не свободен в своем выборе и вынужден обычно назначать премьер-министром того, кто пользуется поддержкой парламентского большинства, а министра­ми тех, кого представляет премьер, получивший вотум доверия от большинства парламента. В таких республиках именно парламент, как пра­вило, его нижняя палата, фактически назначает и увольняет правительство и министров.

В парламентской республике глава правительства, т. е. премьер-министр, официально не являющийся главой государства, реально является первым лицом в государстве. Президента в парламентской республике выбирает не народ, а парламент, т. е. окончательное решение всегда остается за партией, имеющей наибольшее количество мест в парламенте.

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. В них чаще сменяется правительство, проходят внеочередные выборы. В периоды социально-политических кризисов нестабильность правительства может привести к разрушению системы государственной власти. В настоящее время парламентские республики распространены преимущественно в Европе – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, а также вне пределов Европы – Индия, Турция, Израиль.

Отличительные черты парламентской республики

Конфедерация — это объединение государств на основе международного договора, при котором каждое государство, входящее в состав конфедерации, полностью сохраняет свою самостоятельность, то есть обладает независимой от другого члена конфедерации законодательной, исполнительной и судебной властью. Конфедерация не имеет своей единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета. Координацию между государствами конфедерации осуществляют общие органы, облада­ющие небольшой компетентностью, ограниченной лишь теми во­просами, которые послужили основанием для создания конфедерации. Создаются такие объединения в связи с тем, что перед разными государствами стоят одинаковые цели: экономические, политические, военные, например, совместная оборона. При дости­жении цели конфедерация обычно прекращает своё существование, либо превращается в федерацию. Примером конфедерации может служить Содружество Независимых государств (СНГ). Формально конфедерацией является Швейцария.

Характеристика парламентской республики

В то же время в парламентских системах есть на первый взгляд парадоксальная тенденция принижения роли парламента в условиях, когда члены правительства одновременно являются депутатами и выступают в качестве политической элиты в противоположность «заднескамеечками». В этом случае правительство узурпирует законодательную власть, предоставляя парламенту возможность только «штамповать» законы, чего не может в принципе быть в президентских системах

При подлинно многопартийной системе парламентская форма правления обеспечивает оптимальное парламентское большинство в виде коалиционного правительства. При этом и количество портфелей распределяется в правительстве пропорционально весу этих партий, что не возможно в президентской республике.

· президент является главой государства, но не главой исполнительной власти как в президентской республике. Исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все необходимые государственно-властные полномочия для осуществления правительственной политики;

Тому есть несколько причин. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и исполнительной власти в России (а отчасти — и внутри исполнительной власти), ведет к кризису всей политической системы. Создание смешанных и «гибридных» форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами, как, например, тенденция вытеснения роли правительства единоличной властью премьер-министра в условиях парламентарной формы правления.

президентско-монократическая республика — форма правления, при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Ахмеде Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);

Парламентская республика — характерные черты, признаки и список государств

Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.

Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).

Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП. То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.

Вам может понравиться =>  Стаж Для Ветерана Труда В Перми

Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.

Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.

  • Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
  • Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
  • Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
  • Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
  • За действия правительства ответственность несет его руководитель.

    Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

    Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

    Парламент в Австрии называется «ландтаг», а депутаты в правительство также выбираются на срок 4 года. Центральный австрийский орган государства (Федеральные Сборы) в себя включает две палаты: Бундесрат, куда входит 63 депутата, и Национальрат, где находится 184 человека. Помимо того, свой ландтаг есть во всех девяти федеральных регионах страны. Непосредственно в государстве зарегистрировано приблизительно 720 партий, но на сегодняшний день в парламенте Австрии находятся лишь 5 из них.

    Самая гнилая черта монархии – принцип престолонаследия. Если при республике, и даже при диктатуре, в верха может вырваться энергичный, умный, любящи свою страну человек, то при монархии в верхах будут только изнеженнее санки «дворянской» элиты, из который истинно пассионарным будет один из десяти.

    Впервые смешанная (полупрезидентская) республика была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать длительные традиции парламентаризма в стране. 1 Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысл названия «полупрезидентская», хотя точнее ее было бы назвать полупрезидентской – полупарламентарной или президентско – парламентарной республикой.

    Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламентов в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Федеративной Республики Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства.

    В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае, утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.

    Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки.

    Парламентарная республика

    В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

    Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

    Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

    ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА — ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА, вид республиканской формы правления, при которой парламент (см. ПАРЛАМЕНТ) юридически является полновластным органом, формирует ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или в составе особой… … Энциклопедический словарь

    ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА — разновидность государства с республиканской формой правления (см. также: Президентская республика). Зачастую существуют смешанные варианты, сочетающие элементы парламентарной и президентской республик. Специфика П. р. ведущая роль парламента в… … Энциклопедический словарь конституционного права

    В парламентской республике полномочия президента очень похожи на полномочия конституционного монарха, то есть в большинстве своем эти полномочия носят символический характер. Однако, в моменты острых политических кризисов (отставка правительства, обострение противоборства между различными политическими группировками и т.д.) роль главы государства резко возрастает, ибо именно он выступает в качестве института, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию ее стабильности.

    Достоинства парламентской республики. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчетно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной. Недостатки парламентской республики. Характерна неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией.

    В парламентской республике президент является лишь конституционным главой государства. Правительство и его деятельность выведены из сферы руководства президента. Главой исполнительной власти в парламентской республике является Премьер-министр (в ФРГ и Австрии — канцлер), который и осуществляет правительственную политику. Премьер и его правительство подотчетны парламенту. Конституция Италии (ст.87) гласит: «Президент Республики является Главой государства и представляет национальное единство. «. А в соответствии со ст.95, Председатель Совета Министров руководит «общей политикой и несет за нее ответственность». Конституционное право Италии как парламентской республики наделяет исполнительной властью главу правительства, а не главу государства — президента. Примерно также решается проблема разграничения полномочий президента и главы правительства в Конституции ФРГ. Статус президента определен в ст.59. Конституции ФРГ: «Федеральный президент осуществляет международно-правовое представительство Федерации». А согласно ст.62 той же Конституции, «Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров» (ст.62). По этой правовой норме фактически президент не является главой исполнительной власти.

    Вам может понравиться =>  Сколько Будут Получать Дети Инвалиды С 1 Апреля 2022 Года Пенсию

    Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами.

    Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.

    При подлинно многопартийной системе парламентская форма правления обеспечивает оптимальное парламентское большинство в виде коалиционного правительства. При этом и количество портфелей распределяется в правительстве пропорционально весу этих партий, что не возможно в президентской республике.

    Еще с древних времен, со времен античности устройство государства, его строение выражалось в понятии «форма государства». Нужно отметить, что в философии и юриспруденции того времени категории «форма» вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили: «форма дает бытие вещи».

    Следует отметить, что политический (государственный) режим является наиболее важной в практическом отношении характеристикой государства, ибо для человека, в конечном счете, не столь важно к каким государствам официально причисляется его страна с точки зрения формы правления или формы государственного устройства, для него важно, какова в ней реальная политическая атмосфера, каково его собственное экономическое и правовое положение.

    Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная — у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

    Сам политический стиль парламентской республики обеспечивает приобщение избирателей к более фундаментальным политическим ценностям и ориентациям. Он связан с обеспечением действительно глубокого и сущностного для парламентских систем политического плюрализма с выбором между большим числом политических платформ разных политических партий, в то время как президентская система персонифицирована и ориентирует избирателей на ярких лидеров.

    Характерные черты парламентской республики

    ПРЕЗИДЕНТ (от лат. praesidens – сидящий впереди) в государствах с республиканской формой правления является главой государства и исполнительной власти или только главой государства. Более 130 современных стран имеют пост президента. Должность президента впервые появилась в США в 1787 году. Независимо от типа республики, президент обычно располагает по конституции следующими полномочиями: он представляет страну в международных отношениях, заключает международные договоры, участвует в назначении членов правительства (администрации) и судей, утверждает законы, издает указы, имеет право законодательной инициативы и право вето, награждает орденами и медалями, присваивает высшие воинские звания, осуществляет право помилования, решает вопросы гражданства, назначает и отзывает глав дипломатических миссий. В парламентской республике и республике смешанного типа президент в определенных случаях имеет право роспуска парламента и объявления досрочных выборов.

    ПРЕЗИДЕНТ (від лат. praesidens — той, що попереду) у державах з республіканською формою правління є главою держави та виконавчої влади або тільки главою держави. Понад 130 сучасних країн мають пост президента. Посада президента вперше з’явилася в США в 1787 році. Незалежно від типу республіки, президент зазвичай має за конституцією наступними повноваженнями: він представляє країну в міжнародних відносинах, укладає міжнародні договори, бере участь у призначенні членів уряду (адміністрації) і суддів, затверджує закони, видає укази, має право законодавчої ініціативи і право вето, нагороджує орденами і медалями, присвоює вищі військові звання, здійснює право помилування, вирішує питання громадянства, призначає і відкликає голів дипломатичних місій. У парламентській республіці та республіці змішаного типу президент у певних випадках має право розпуску парламенту й оголошення дострокових виборів.

    Право вето – это субъективное право главы государства (монарха или президента) отказаться подписать и ввести в действие закон, принятый парламентом. Вето (от лат. veto – запрещено) – в современных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов. Особенно важное значение имеет представляемое главе государства право налагать вето на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или резолютивное) вето, когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов.

    Право вето — це суб’єктивне право глави держави (монарха або президента) відмовитися підписати і ввести в дію закон, прийнятий парламентом. Вето (від лат. veto — заборонено) — у сучасних державах акт, який призупиняє або не допускає набрання чинності рішення будь-яких органів. Особливо важливе значення має запропонований главі держави право накладати вето на закони, прийняті парламентом. Розрізняють абсолютне (або резолютивне) вето, коли главі держави належить право остаточного відхилення закону, прийнятого парламентом, і відносне (відкладальне), коли відмова глави держави санкціонувати закон лише зупиняє набрання його чинності, оскільки парламенту надається право прийняти цей закон вторинним голосуванням. При цьому для вторинного (остаточного) прийняття законопроекту в ряді парламентів потрібна кваліфікована більшість голосів.

    РЕСПУБЛИКА (от лат. res publica, где res – дело, publicus – общественный) – государство, в котором верховная государственная власть осуществляется коллегиальным органом, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

    Республиканская форма правления

    Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

    Республиканская форма правления — форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. При такой форме правления главой государства является президент, который избирается народом из числа граждан страны различными способами.

    • президент избирается путем народного голосования;
    • президент не является главой исполнительной власти;
    • правительство возглавляет исполнительную власть;
    • правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
    • основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
    • должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
    • решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.
    • президент является главой государства;
    • президент избирается путем всенародного голосования;
    • внепарламентский способ избрания правительства. Правительство формирует президент;
    • отсутствие ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом;
    • отсутствие у президента права роспуска парламента. Однако президент может наложить вето на законы принятые парламентом;
    • наличие у парламента права инициирования процесса отстранения президента от власти (импичмент);
    • жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
    • верховенство парламента;
    • глава государства выполняет представительскую роль;
    • парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
    • ответственность правительства перед парламентом;
    • правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
    • наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.
    Вам может понравиться =>  Размер Пособия По Потере Кормильца На Ребенка В 2022 Щекино

    Характеристика и черты президентской и парламентской республик

    В свою очередь парламент вправе инициировать против президента процесс импичмента (отстранения от власти). Данная процедура обычно запускается в случае, если президент злоупотребляет властью, совершает тяжкие преступления, умышленно нарушает положения конституции.

    Имеется и другая модель президентской республики. В ней президент выступает главой государства, но не совмещает эту должность со статусом руководителя правительства. В такой ситуации президент формирует при себе систему органов (например, в России – администрация Президента РФ), основной функцией которых является содействие президенту в выполнении им своих полномочий как главы государства и гаранта конституции.

    Правительство несет перед ним полную политическую и юридическую ответственность за эффективность собственной деятельности. Формальной отличительной чертой парламентской республики выступает наличие должности премьер-министра, которого выбирает и назначает парламент.

    У президента отсутствует право на роспуск парламента. Отсутствие права на роспуск парламента лишает президента и правительство возможности оказывать давление на парламент, что устраняет конъюнктурность представительного органа при рассмотрении и принятии им законов.

    Президентская республика предполагает определенное соотношение объема и характера полномочий президента, парламента и правительства. При этом в руках президента соединены правомочия главы государства и правительства (Аргентина, Бразилия, Мексика, США и т.д.). В президентских республиках государственное управление построено по принципу четкого разделения властей.

    Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры — Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

    Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, — большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

    • в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
    • в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
    • в Африке — Эфиопия;
    • в Америке — Доминика;
    • в Океании — Вануату.

    Парламентская республика (примеры стран этой формы правления вы найдете ниже) — это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу — парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг — в Германии, Ландтаг — в Австрии, Сейм — в Польше и т. д.

    Форма правления «парламентская республика» отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество «портфелей» в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

    Недостатком президентской республики является то, что президенты зачастую не справляются с задачей обеспечения согласованной деятельности крупных парламентских фракций, и эта проблема особенно ярко проявляется на примерах многопартийной или усеченной двухпартийной системы, приводя к негативному обострению естественного соперничества между ветвями власти.

    Глава государства в парламентской республике – президент. Избирается законодательным собранием или путем всеобщих выборов. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но не имеет права назначать правительство по своему усмотрению. Состав кабинета министров формирует лидер партии парламентского большинства. Несмотря на то что конституционные полномочия президента достаточно обширны, все же они сравнительно скромнее полномочий главы государства в президентской республике.

    Парламент может распустить правительство, выражая недоверие. Парламент обладает обширными полномочиями, а глава государства – ограниченным числом полномочий, в церемониальной, представительской сфере. Глава государства сам не может проводить политику. Президент в парламентской республики ближе к исполнительной власть. Парламент влияет на политику правительства. Правительство может влиять на парламентский законодательный процесс.

    Акты, издаваемые президентом в парламентской республике, как правило, получают юридическую силу и подлежат исполнению только тогда, когда они скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра. При этом сами эти акты обычно издаются на основании решений, принятых парламентом, правительством или отдельными министрами. Президент в таких республиках обычно не обладает правом отлагательного вето по отношению к принятым парламентом законам, а если формально и обладает, то практически не ис­пользует его, как и монарх в парламентской монархии. Президент в парламентской республике назначает референдум, но на основе решения парламента и в соответствии с законом, принятым парламентом. Он же формально обладает правом назначения и отзыва послов, но фактически это зависит от решений главы правительства и министра иностранных дел.

    Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. В них чаще сменяется правительство, проходят внеочередные выборы. В периоды социально-политических кризисов нестабильность правительства может привести к разрушению системы государственной власти. В настоящее время парламентские республики распространены преимущественно в Европе – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, а также вне пределов Европы – Индия, Турция, Израиль.

    Вопрос 4: Характерные черты парламентской республики

    Президент не является главой правительства и исполнительной власти. Глава государства обладает слабыми и ограниченными полномочиями. Парламент обладает сильнейшими полномочиями – он является полновластным органов, формирует правительство и избирает президента. Правительство подчиняется Парламенту.

    Отличительные черты: Избираемый на всенародных выборах Президент является главой государства и главой исполнительной власти, Президент формирует свою администрацию, которая и является Правительством (США), или Правительство (Перу). В таких республиках действует принцип недопустимости совмещения должности депутата и министра Должность Премьер-министра отсутствует. Правительство не может уволить администрацию. Глава государства избирается без участия Парламента на всенародных прямых выборах или через представителей, среди которых не может быть членов Парламента. Однако Президент не имеет права распустить Парламент. Основным принципом организации власти является принцип разделения властей.

    Парламент может распустить правительство, выражая недоверие. Парламент обладает обширными полномочиями, а глава государства – ограниченным числом полномочий, в церемониальной, представительской сфере. Глава государства сам не может проводить политику. Президент в парламентской республики ближе к исполнительной власть. Парламент влияет на политику правительства. Правительство может влиять на парламентский законодательный процесс.

    При классической президентской модели Президент сам возглавляет Правительство. Сам его формирует, но делает это с согласия верхней палаты Конгресса. Правительство самостоятельно и несет ответственность перед Президентом. В ряде афро-азиатских стран сформировался институт супер-президентской республики – установление авторитарного режима при пожизненном занятии должности, с повышением полномочий.

  • Adblock
    detector