Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок

1. Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе — орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

5. Не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для:

Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков. В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта, а вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.

Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование. После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.
Публичный сервитутможет быть установлен в следующих целях :
— проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
— размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
— проведение дренажных работ;
— забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой;
— прогон сельскохозяйственных животных;
— сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
— охота, рыболовство, аквакультура (рыбоводство).
Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица), например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях. Сведения об установлении публичного сервитута вносятся в ЕГРН.
Публичный сервитут устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Вы вправе обратиться в суд за защитой ваших прав и законных интересов, если не согласны с обременением вашего участка публичным сервитутом либо его условиями.
В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.
Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.Также он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется. Кроме этого, публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок .
Срок публичного сервитута, установленного в специальном порядке, имеет ряд особенностей в зависимости от цели обременения и оснований прекращения обременения.
При установлении публичного сервитута можно потребовать соразмерную плату, если он создает существенные затруднения в использовании вашего участка. Обращаться с заявлением, составленным в свободной форме, следует в орган, который установил сервитут. Учтите, что плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые вы испытываете из-за публичного сервитута. Необходимо обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута не можете использовать по назначению. Также следует приложить к заявлению заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут. Оно подтвердит ваши доводы и поможет рассчитать размер платы.
Если вам отказали в установлении платы, вас не устроил ее размер или на заявление не отреагировали, обращайтесь в суд. Для этого нужно подготовить иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии.
Плата за публичный сервитут, установленный в специальном порядке, определяется с учетом особенностей.
Для отдельных целей публичный сервитут устанавливается в специальном порядке. Такой сервитут в зависимости от целей обременения устанавливается на следующие сроки, например:
· размещение инженерных сооружений и их частей, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо предназначены для обеспечения населения коммунальными ресурсами, подключения к инженерно-техническим сетям, либо их переноса в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (на срок от 10 до 49 лет);
· складирование стройматериалов, размещение временных, вспомогательных сооружений, строительной техники для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов федеральной, региональной или местной транспортной инфраструктуры (на срок выполнения данных работ);
· устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на государственных земельных участках в границах полос отвода железных дорог (на срок от 10 до 49 лет);
· устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с автодорогами или примыканий одних автодорог к другим автодорогам на государственных или муниципальных земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги (на срок от 10 до 49 лет);
· размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях (на срок от 10 до 49 лет);
· инженерные изыскания при подготовке документации по планировке территории для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения, для строительства, реконструкции объектов и сооружений, перечисленных в п. 1 данного списка (на срок не более одного года).
Возможность установить публичный сервитут не зависит от формы собственности на земельный участок.
Обращаем внимание, что в отдельных случаях нельзя устанавливать публичный сервитут в отношении земельных участков, предоставленных для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства. В частности, не могут установить публичный сервитут для размещения на таких участках инженерных сооружений. Исключением являются, например, случаи, когда его необходимо установить для эксплуатации или реконструкции существующих инженерных сооружений.
Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства.
Ходатайство заявитель может подать на бумажном носителе лично, по почте или направить электронный документ на электронную почту уполномоченного органа.
С ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться (в рамках своей компетенции):
1) субъекты естественных монополий (например, для размещения инженерных сооружений, необходимых для деятельности субъекта);
2) организации связи (например, для размещения линий или сооружений связи);
3) владельцы объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения (например, для размещения автомобильной дороги в туннеле);
4) организации, подавшие ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, для реконструкции инженерного сооружения, переносимого в связи с таким изъятием. Перечень организаций, имеющих право на такое ходатайство, указан в п. 1 ст. 56.4ЗК РФ;
5) иные лица, уполномоченные на основании правовых актов РФ, субъекта РФ или договоров (соглашений) с органами государственной власти или местного самоуправления осуществлять деятельность, для которой возможно установить публичный сервитут.
Если порядок подачи ходатайства нарушен (например, оно подано в целях, в которых установление публичного сервитута не предусмотрено, либо к ходатайству приложены не все обязательные документы), уполномоченный орган возвращает его без рассмотрения в течение пяти рабочих дней.
Уполномоченный орган в срок не более семи рабочих дней со дня поступления ходатайства должен совершить действия по выявлению правообладателей земельных участков и их извещению о возможном установлении публичного сервитута. В частности, он размещает сообщение на своем официальном сайте и сайте соответствующего муниципального.
Если права на земельный участок не зарегистрированы в ЕГРН, то для участия в процедуре обременения вам нужно в течение 30 дней со дня опубликования сообщения подать в уполномоченный орган заявление об учете прав на участок, а также подтверждающие документы и указать способ связи с вами.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган направляет его копию правообладателю земельного участка, обладателю публичного сервитута и в орган регистрации прав, а также размещает решение на своем сайте и публикует его в установленном порядке. В случае отказа копия решения с указанием всех оснований отказа (например, не соблюдены условия установления публичного сервитута) направляется заявителю в тот же срок.
Публичный сервитут считается установленным со дня, когда сведения о нем внесены в ЕГРН.
Обладатель публичного сервитута и правообладатель земельного участка, в отношении которого установлено обременение, должны заключить соглашение в письменной форме. В него необходимо включить, в частности, такие условия:
· реквизиты решения об установлении публичного сервитута;
· цель установления публичного сервитута;
· кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение;
· срок публичного сервитута;
· размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения;
· права и обязанности обладателя публичного сервитута.
В отношении государственных и муниципальных земель, не обремененных правами третьих лиц, соглашение не заключается.
Обладатель сервитута направляет правообладателю земельного участка:
· проект соглашения об осуществлении публичного сервитута;
· сведения о его границах;
· отчет об оценке для определения размера платы за обременение.
Эти документы направляются одним из способов:
· заказным письмом:
— по адресу, указанному в заявлении об учете прав, в выписке из ЕГРН;
— по адресу земельного участка или объекта недвижимости на нем (при отсутствии других почтовых адресов);
· в электронном виде — по адресу электронной почты, указанному правообладателем земельного участка или приведенному в ЕГРН;
· под расписку.
Правообладатель земельного участка направляет обладателю сервитута подписанное соглашение, уведомление об отказе в его подписании либо в течение 14 дней со дня получения проекта направляет обладателю сервитута предложение о заключении соглашения на иных условиях. В течение 10 дней со дня получения предложения о новых условиях соглашения обладатель сервитута обязан направить правообладателю участка подписанное на новых условиях соглашение или уведомление об отклонении его предложения.
Правообладатель может оспорить в суде решение об установлении публичного сервитута в течение 30 дней со дня получения соглашения о его осуществлении.
Если в течение этого срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. При этом обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (в частности, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения).
Правообладатель может понудить обладателя публичного сервитута заключить соглашение в судебном порядке. В данном случае суд определит условия соглашения и размер платы за обременение, и оно будет считаться заключенным с момента вступления решения суда в законную силу.
Если установление публичного сервитута сделало невозможным использование правообладателем земельного участка или объекта недвижимости на нем в течение срока, превышающего срок, установленный в решении, можно потребовать от владельца публичного сервитута их выкупа по рыночной стоимости и возмещения убытков, а в отдельных случаях (например, аренде, безвозмездном пользовании) — только возмещения убытков, возникших в связи с обременением земельного участка)
При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель по общему правилу обязан вносить плату.
Плата за публичный сервитут для земельных участков в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1% кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более.
Уполномоченный орган может издать правовой акт и определить общий порядок платы за публичный сервитут в отношении определенных земель. Например, такой порядок утвержден для публичного сервитута в границах полос отвода автомобильных дорог (кроме частных), который устанавливается в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации. Размер ежегодной платы составляет 0,12% кадастровой стоимости земельного участка.
Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или арендованных государственных (муниципальных) участков определяется на основании отчета об оценке. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Такая плата может определяться в соглашении об установлении обременения в виде единовременного платежа или периодических платежей, она рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в его границах. Ее можно вносить правообладателю земельного участка или в установленных случаях в депозит нотариуса. При этом в депозит нотариуса вносится единовременный платеж.
При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная плата не подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением об осуществлении обременения.
В ряде случаев публичный сервитут должен быть безвозмездным, например при размещении автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях.
Публичный сервитут, установленный в специальном порядке, прекращается на основании решения уполномоченного органа, когда:
— деятельность, для которой он установлен, не осуществляется на протяжении двух и более лет;
— плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
— не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам или юрлицам:
— в течение шести месяцев со дня получения правообладателем участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута (при единовременном платеже);
— более двух раз подряд по истечении срока платежа, установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута (при периодических платежах);
— обладатель публичного сервитута отказался от него.
По решению суда публичный сервитут, установленный в специальном порядке, может быть прекращен по вашему требованию, например, когда обладатель публичного сервитута ведет деятельность с нарушениями соглашения об осуществлении сервитута и (или) законов и технических регламентов.

Вам может понравиться =>  Электронный паспорт РФ: порядок его получения и сроки

Заявителю отказали в регистрации сервитута, потому что данных о части земельного участка не было в ЕГРН. И порекомендовали:

  • провести кадастровые работы,
  • определить координаты характерных точек границ части участка,
  • поставить на кадастровый учет часть земельного участка.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды рассматривают:

  • экономические споры;
  • дела с участием ЮЛ и ФЛ, осуществляющих предпринимательскую
  • деятельность без образования юридического лица и имеющих статус ИП;
  • дела с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов и т.д..

Сервитут запрашивается в отношении недвижимого имущества, которое можно использовать для предпринимательской деятельности:

  • если у сторон спора есть статус предпринимателей,
  • если спор идёт между ИП в отношении земли, не используемой для предпринимательской деятельности.

Верховный суд в пример приводит определение районного суда. Он прекратил производство по иску об установлении сервитута. Истец имел статус индивидуального предпринимателя и просил установить сервитут в отношении земли. Сервитут ему был нужен, чтобы обеспечить доступ к принадлежащему ему земельному участку и нежилым помещениям.

Заявитель обратился последовательно в несколько судов, но везде проиграл. Наконец, дело дошло до окружного суда. Его постановление отменило решения предыдущих судов, потому что в Законе о государственной регистрации прав нет обязательного требования о кадастровом учёте части земельного участка при заключении соглашения о сервитуте.

Процедура установления публичного сервитута

Однако в области современной правовой системы этот термин немного изменил своё значение. Но смысл его остался прежним — это обременение чужого имущества в целях обеспечения качественного функционирования имущества тех лиц, которые выступают инициаторами обременения.

Однако в том случае, если о необходимости установления такого обременения государство просят заинтересованные в этом владельцы участков, находящихся в худшем положении, нежели обременяемый участок, сервитут будет установлен именно в интересах этих лиц, но путем издания соответствующего нормативного акта.

И в том, и в другом вариантах весь процесс обжалования будет начинаться с подачи соответствующего заявления с просьбой отменить установление сервитута. Однако в случае с обращением в суд, оформление заявления должно происходить в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

  1. Подачи заявления в уполномоченные органы заинтересованными лицами об установлении сервитута;
  2. Рассмотрение заявления уполномоченными органами и вынесение решения о назначении публичных слушаний. Такое решение должно быть облечено в форму нормативного акта;
  3. Проведение публичных слушаний с обязательным заполнением протокола, на которые будут приглашены все стороны, заинтересованные в установлении публичного сервитута, а также владельцы обременяемых участков. На проводимых слушаниях необходимо выслушать мнения обеих сторон-участниц возможного соглашения, а также сформировано решение об издании нормативного акта соответствующего содержания;
  4. Издание нормативного акта об установлении публичного сервитута. Такой нормативный акт должен пройти обязательную регистрацию в соответствующих органах государственной власти, чтобы он мог полноценно вступить в силу;
  5. Государственная регистрация установленного сервитута в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Такая регистрация является обязательной, так как только после получения соответствующего свидетельства сервитут вступает в силу.

Порядок установления сервитута

Земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению граждан или через суд. Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом для обеспечения государственных нужд. Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества. Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным. В случае перехода или передачи прав на землю, обремененную сервитутом, все обязательства по обременению переходят новому владельцу. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен. При наличии спора относительно размера платы за сервитут он может быть определен в судебном порядке. Основания для установления земельного сервитута являются: нормативно-правовые акты; договор между собственниками; судебное решение. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Для установления сервитута по соглашению сторон требуются следующие документы:
заявление на государственную регистрацию;
документ-основание для установления сервитута.
При представлении заявления о государственной регистрации посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Размер госпошлины составляет: 1500 рублей для физического лица и 6000 рублей для юридического лица. Сервитут считается действительным с момента его регистрации, устанавливается как на бессрочный период, так и на определенный срок. Прекращение действия сервитута возможно по обоюдному соглашению владельцев, при исчезновении условий, ставших причиной введения сервитута. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Вам может понравиться =>  Тест на охранника 4 категории 2022 г

На заметку владельцам земельных участков: все об установлении публичного сервитута

  • Беспрепятственный проезд или проход через участок.
  • Возможность проведения дренажных работ.
  • Осуществление рыболовства, охоты.
  • Возможность получения неограниченного доступа к прибрежной полосе.
  • Временное использование для проведения исследований или иных изыскательских работ.
  • Возможность прогона скота на прямую через участок.

После того, как было принято решение об установлении сервитута, основной вопрос встаёт о составлении соглашения. Это документ, в котором стороны прописывают условия сотрудничества, ответственность, также условия оплаты.

  1. Обладатель публичного сервитута имеет право приступить к осуществлению использования земельного надела с момента заключения соглашения.
  2. Если публичный сервитут был установлен в отношении земельных наделов, который является государственной или муниципальной собственностью, то обладатель публичного сервитута может использовать надел только после того, как будет внесена соответствующая оплата.
  3. Лицо имеет право получить доступ к земельному наделу.
  4. Осуществлять на его территории строительные работы или реконструкцию.
  5. Может складировать, осуществлять доставку или наоборот, вывоз строительных материалов.
  6. Есть возможность осуществлять консервацию или наоборот, снос сооружений.
  7. Когда на участке расположены какие-либо недвижимые объекты и постройки, то обладатель сервитута также приобретает права на данные вещи, если иное не установлено соглашением между сторонами.

Земельное законодательство предусматривает, что общественные слушания не имеют право издавать локальные нормативно-правовые акты. Решения, которые были приняты в ходе таких собраний носят лишь рекомендательный характер, и не могут быть приняты к сведению в полном объёме.

  1. Это изданный акт Российской Федерации, который имеет нормативно правовой характер.
  2. Акт, который издан субъектом Российской Федерации.
  3. И наконец, локальный акт от органа местного самоуправления, который тоже имеет нормативный характер.

Сервитут на земельный участок

Использование сервитутного права подразумевает наименее обременительные условия для владельца собственности, в отношении которой оно устанавливается. Если сервитут применяется к землям сельскохозяйственного назначения, то законодательством рекомендовано учитывать требования об обеспечении рационального использования таких земель.

Сервитут устанавливается в интересах государства или общества, а также в интересах ограниченного круга частных лиц. Основная цель, которой служит сервитут — обеспечить доступ к чужому (обычно соседнему) участку для прохода, проезда по нему или для проведения коммуникаций.

Да, право пользования чужим имуществом в большинстве случаев не бесплатно. В случае частного сервитута между участниками соглашения устанавливается договоренность о размере компенсационных отчислений, которые могут быть как разовые, так и ежемесячные, за весь период вмешательства на чужую территорию.

В соглашении указываются кадастровые номера обоих земельных участков, учетный номер части земельного участка, к которой устанавливается сервитут, сведения о сторонах, цели, основания и срок действия сервитута, размер, порядок и срок выплат, права и обязанности сторон.

Также это могут быть следующие причины: размещение на участке межевых знаков, государственных геодезических, гравиметрических пунктов, забор водных ресурсов из водоемов, рыбная ловля, прогон сельскохозяйственных животных, охота. Строительство, эксплуатация и реконструкция линейных объектов ЖКХ, временная установка строительной техники для расширения или строительства магистральных сетей также требуют установления сервитута.

В случае когда комиссия принимает положительное решение, но хозяин участка всё равно отказывается идти на уступки может быть принято решение о передаче дела в суд. В такой ситуации публичный сервитут будет установлен судом и упрямый хозяин уже ничего не сможет поделать. Когда сервитут начнёт действовать, то заявитель получит законное право распоряжаться землёй.

Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.

  1. Заявление от человека или группы лиц, в пользу которой будет произведена установка сервитута.
  2. Удостоверение личности заявителя. Если речь идёт о лице юридического типа, то потребуется доверенность, документы учредительного типа и выписка из ЕГРЮЛ.
  3. Бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  4. Соглашение, в котором приписана процедура установления сервитута.
  5. Ещё понадобятся акты, выданные органами федерального или муниципального типа, также может быть представлено решение суда.

Если бумага была принята в производство, то в специально уполномоченный отдел, занимающийся этим делом, приглашается хозяин земли. Его информируют о том, что его участок будет ограничен и сообщают причины, на основании которых данное действие будет произведено.

  1. Производство работ строительного типа на соседнем участке, являющемся смежным. Сервитут устанавливается если требуется организовать перевозки строительных материалов или техники именно по этой земле.
  2. Если появится необходимость установить вдоль движения различные инфраструктуры инженерного типа. Это также может касаться коммуникаций и прочих объектов линейного типа, которые должны пролегать по выделенной земле.
  3. Установление указателей геодезического типа.
  4. Производство дренажных работ на почвах входящих в состав участка.
  5. Если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, то участок могут выделить для выпаса скота, сенокоса или прогона скотины по данному месту.
  6. Проведение работ изыскательного типа, например, геологоразведочных.
  7. Постройка дорог, тротуаров и т.д.
  • дeйcтвитeльныe pacxoды влaдeльцa зeмeльнoгo yчacткa — пoддepжaниe cocтoяния дopoги, oчиcткa пpoxoдa к иcтoчникy, ocвoбoждeниe мecтa пoд зaклaдкy кoммyникaций;
  • xapaктep иcпoльзoвaния зeмли, нa кoтopyю нaклaдывaeтcя oбpeмeнeниe;
  • paзмep пoнeceннoгo yщepбa;
  • yпyщeннaя выгoдa.
  • пyбличный cepвитyт oфopмляeтcя coглacнo пoтpeбнocти ввeдeния нa oгpaничeния иcпoльзoвaния зeмeльнoгo нaдeлa в гocyдapcтвeнныx интepecax или мyниципaльныx, a тaкжe для бoльшoгo кpyгa лиц и чacтнoгo oбecпeчeния гpaждaнcкиx пpaв;
  • чacтный cepвитyт имeeт пpeимyщecтвo в вoзмeзднoм xapaктepe, a пyбличный oтличaeт бeзвoзмeздный. Для пepвoгo cлyчaя oтcyтcтвyeт плaтa зa oбpeмeнeниe, кoтopaя ocyщecтвляeтcя тoлькo в иcключитeльныx cитyaцияx, ycтaнoвлeнныx зaкoнoм. Для ocтaльныx cлyчaeв влaдeлeц зeмли pacпoлaгaeт пpaвoм тpeбoвaть дeнeжнyю кoмпeнcaцию зa oбpeмeнeниe. Плaтa мoжeт и oтcyтcтвoвaть пpи oткaзe зeмлeвлaдeльцa oт нee;
  • ocнoвaния для вoзникнoвeния oгpaничeннoгo иcпoльзoвaния тaкжe oтличaютcя. Oгpaничeния пyбличныx oбpaзoвaний ocнoвывaютcя нa нopмaтивнo-пpaвoвыx дoкyмeнтax, a чacтный oбocнoвaн тpeбoвaниями гpaждaнинa-зeмлeвлaдeльцa, opгaнизaции или гpyппы гpaждaн.
  1. Pacпoлoжeниe нa yчacткe пpиpoднoгo oбъeктa, нaпpимep иcтoчникa ключeвoй вoды. Oбъeкт нe являeтcя coбcтвeннocтью влaдeльцa зeмли, a пpинaдлeжит гocyдapcтвy и oтнocитcя к oбщeмy пoльзoвaнию, пoэтoмy вoдy мoгyт нaбиpaть вce жeлaющиe. B тaкoм cлyчae coбcтвeнник имeeт пpaвo ycтaнoвить oгpaничeния и пoтpeбoвaть пpaвo пpoxoдa к иcтoчникy зa oпpeдeлeннyю плaтy.
  2. Cтpoитeльныe paбoты пo пpoклaдкe кoммyникaциoнныx тpyб к yчacткy дoлжны пpoвoдитьcя чepeз coceднюю тeppитopию. 3aкoнный пpaвooблaдaтeль имeeт пpaвo нaлoжить oбpeмeнeниe в фopмe cepвитyтa и yкaзaть кoнкpeтнoe мecтo для paзpeшeния пpoклaдывaния тpyб.

Cepвитyт зeмли — чтo этo нa пpaвoвoм языкe? Coглacнo 3eмeльнoмy кoдeкcy в cтaтьe 23 дaнный дoкyмeнт пpeдcтaвляeт coбoй oфициaльнoe paзpeшeниe нa oгpaничeннoe пoльзoвaниe тeppитopиeй. Пpaвo влaдeния зeмлeй дaeт вoзмoжнocть пoлнocтью или чacтичнo oгpaничить дocтyп к тeppитopии тpeтьим лицaм.

  • cpoчный — тpeбyeтcя для peгиcтpaции oпpeдeлить тoчный cpoк дeйcтвия oбpeмeнeния. Нeoбxoдимocть в дoгoвope вoзникaeт, кoгдa тpeбyeтcя cpoчнaя пpoклaдкa кoммyникaциoнныx кaбeлeй, тpyб. Пocлe выпoлнeния cpoчныx paбoт oбpeмeнeниe cнимaeтcя;
  • пocтoянный — oфopмляeтcя, кoгдa тpeбyeтcя иcпoльзoвaть нaдeл нa пocтoяннoй ocнoвe (нaпpимep, нa yчacткe pacпoлoжeн гocyдapcтвeнный пpиpoдный oбъeкт);
  • пocтoяннo-вpeмeнный — фaктичecкoe иcпoльзoвaниe тeppитopии вoзникaeт в oпpeдeлeнный мoмeнт в тeчeниe бeccpoчнoгo пepиoдa.

В случае положительного решения вопроса об установлении обременений на участок в интересах неопределенного круга лиц в нормативном акте уполномоченного органа указывается период, в течение которого будет предоставлено право пользования наделом. Четко регламентированных сроков в данных обстоятельствах законом не предусмотрено.

Гарантом установления публичного сервитута вправе выступать только государство в лице уполномоченного органа. Оформляется подобное обременение нормативным актом субъекта, в ведении которого находится обремененный земельный участок. В документе излагаются причины определения ограничений на участок, цель применения сервитута и период времени действия обременений.

Установление публичного сервитута относится к одному из видов ограничений прав собственника земельного участка. Отличительная черта публичного сервитута в том, что он устанавливается по инициативе государственного органа в интересах широкого круга лиц и не предполагает изъятие земельного надела.

Договоренность о проведении обременения земельного участка в публичных целях может быть оформлена соглашением между собственником имущества и лицами, претендующими на получение сервитута. Также законодательством предусмотрена возможность предоставления сервитута исходя из содержания завещания собственника (владелец указал на необходимость предоставления сервитута определенной группе лиц или государственному органу).

Владелец участка вправе обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об изъятии земельного участка с предоставлением компенсации, если размещение сервитута мешает реализации его прав. В таком случае, в обязанности государственного органа входит возмещение владельцу земли убытков за причиненные ему неудобства или выделение равноценного надела в собственность.

Учитывая, что публичный сервитут так или иначе ограничивает права собственника земельного участка в его использовании, п. 7 установлены способы защиты интересов правообладателя земельного участка (при этом Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ было исключено право собственника требовать изъятия земельного участка в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования такого земельного участка, что обусловлено отсутствием правового регулирования такого изъятия). Так, собственник земельного участка вправе требовать соразмерную плату в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. Вместе с тем, как отмечено в письме Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. N Д23-3607, порядок определения такой платы в настоящий момент не установлен. Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17 марта 2004 г., не были зарегистрированы Минюстом России и опубликованы в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», и решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N АКПИ14-1093 были признаны недействующими. Соразмерность платы за пользование земельным участком (в случае ее установления) представляет собой ее соответствие тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник земельного участка в связи с использованием его участка обладателем сервитута. При этом размер такой платы может быть определен на основании материалов оценки в соответствии с правилами Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Вам может понравиться =>  Какую сумму выплачивают ветеранам труда г.уфа

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлен перечень случаев, когда допускается установление публичного сервитута. В зависимости от цели установления публичного сервитута эти случаи можно разделить на две категории: 1) в целях предоставления права прохода (проезда) через земельный участок (п. п. 1, 6, 10); в целях обеспечения осуществления определенных работ (иных действий) на земельном участке (п. п. 2 — 5, 7 — 9).

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

  • пп. 2 «использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры»
  • пп. 9 («временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ».
  • добавлен пп. 8 («использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса»).

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Основа регулирования публичных сервитутов
Госрегистрация публичного сервитута
Определение понятия публичный сервитут в законодательстве
Установление публичного сервитута. Порядок. Цели
Публичный сервитут и общественные слушания
Основания (цели) установления публичного сервитута
Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора
Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Новое: нормы ЗК РФ о публичном сервитуте с 1 сентября 2022 года

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.09.2022г.) публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. В соответствии со статьей 23 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2022 года) публичный сервитут устанавливается не законом (иным нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления), а административным правовым актом — решением соответствующего органа.

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ

Как установить публичный сервитут на земельный участок

  1. Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
  2. Назначение общественных слушаний и их проведение.
  3. Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
  4. Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
  5. Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.

При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.

  • заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
  • акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
  • кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
  • паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
  • протокол общественных слушаний.
  1. Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
  2. Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
  3. Главная отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
  4. Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.
  1. При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
  2. При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
  3. Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.

Кроме этого, публичный сервитут может быть прекращен в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка. Это может быть, например, в случаях, когда из-за осуществления публичного сервитута правообладатель не имеет возможности использовать свой участок.

В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган, например, орган местного самоуправления, и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.

Также есть отдельные цели (не относящиеся к перечисленным), для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке, например, для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях. Но мы в нашей статье специальный порядок не описываем.

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • размещения межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
  • охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).

Как правило, публичный сервитут устанавливается, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом сервитут можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование.

На практике нередко происходит нарушение достигнутого сторонами соглашения. В подобной ситуации необходимо оформить акт о неисполнении условий сервитута, который заверяется правоохранительными или контролирующими органами. Дальнейшие действия по защите прав пострадавшей стороны предусматривают подачу искового заявления в суд.

  • предмет соглашения;
  • данные об участниках сделки;
  • сроки действия договора;
  • возмездный или безвозмездный характер (в первом случае обязательно указываются условия и величина оплаты);
  • другие важные моменты заключаемого соглашения.
  • удовлетворить потребности другим способом не получается;
  • введение судебным порядком в случае невозможности урегулировать противоречия мировым досудебным соглашением;
  • запрет на лишение владельца права пользоваться принадлежащей ему землей;
  • разумный минимум ограничений, накладываемых на собственника;
  • сервитуарий (лицо, получившее временный доступ к участку) обязан поддерживать объект недвижимости в надлежащем состоянии.

Основанием для введения сервитута становится решение суда, документальное соглашение между владельцем участка и третьими лицами, официально оформленные нормативно-правовые акта местных властей. Инициатором сервитутного права могут выступать следующие лица — как юридические, так и физические:

  • предоставление площадей для сенокоса, выгула и прогона скота, рыбалки;
  • использование водоемов и, прежде всего, прибрежной части;
  • проведение исследований на земле, например, археологических;
  • прокладка транспортных магистралей, пешеходных дорожек или других элементов благоустройства территории;
  • прокладка систем дренажа и канализации.
Adblock
detector