Сдача экологической отчетности в 2022 году

Сроки сдачи экологической отчетности в 2022 году

Перечень отчетов, которые обязан представить субъект НВОС, определяется его категорией. Принадлежность к МСП здесь роли не играет. В зависимости от степени негативного воздействия, организации и ИП делятся на 4 категории (ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

  • отсутствуют стационарные источники выбросов в атмосферу;
  • нет выбросов в водные объекты, канализацию, в недра или на поверхность земли, а водопользование производится только в бытовых целях;
  • деятельность, для которой характерно отрицательное влияние на окружающую среду, не ведется.
  • Приказ Минприроды от 01.09.2011 № 721, утвердивший порядок учета в области обращения с отходами (журнал движения отходов);
  • Приказ Минприроды от 08.07.2009 № 205, которым были введены отчетные по учету забора водных ресурсов и объема сброса сточных и дренажных вод собственниками и пользователями водных объектов (формы 3.1, 3.2, 3.3);
  • Приказ Минприроды от 16.02.2010 № 30, устанавливающий для субъектов МСП обязанность по подаче отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (отчет МСП).

Остается спорным вопрос, нужно ли сдавать указанные отчеты по итогам 2022 года: с одной стороны, отчетные периоды приходятся на 2022 год, когда приказы были актуальны, с другой, срок представления отчетов выбивается за рамки периода актуальности – 11 и 15 января 2022.

В общем случае платить экологический сбор и сдавать отчетность должны компании и предприниматели, которые в отчетном году произвели либо импортировали товары, подлежащие обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Перечень таких товаров (в том числе упаковки) утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.20 № 3721-р.

Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.

Если помещение передано в аренду, возникает вопрос: кто обязан оформить договор с региональным оператором — арендодатель или арендатор? Ответ зависит от того, кто является собственником мусора. Как правило, этот момент четко прописывают в документах по аренде.

ВНИМАНИЕ. Не исключено, что юрлицо или ИП эксплуатирует не только объекты IV категории, но и других категорий (I, II или III). Тогда плату за НВОС нужно вносить по всем объектам, в том числе по тем, которые относятся к IV категории. Если же объекту не присвоена ни одна из категорий, но он оказывает негативное воздействие на окружающую среду (например, на нем образуются отходы, не относящиеся к ТКО), вносить плату за НВОС необходимо.

  • для должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.;
  • для организаций — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 500 000 руб.

Сдача экологической отчетности в 2022 году

Необходимо обращать внимание, что если по объекту I категории не получено комплексное экологическое разрешение или по объекту II категории не сдана декларация о воздействии на окружающую среду, то хозяйствующий субъект вправе руководствоваться действующими нормативами и лимитами из разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, документами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Старые разрешения и документы, полученные до 01.01.2022, можно применять пока не истекут сроки их действия либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду. Для объектов I категории также возможно получить новые или переоформить старые разрешения и документы. Таким разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения. Данные нормы установлены статьёй 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Особенности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148.

Разъяснениями по вопросам исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 отчётный год также целесообразно руководствоваться в случае определения платёжной базы по объектам, не подлежащим постановке на учёт в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении отходов, не относящихся к твёрдым коммунальным отходам.

Размер платы, подлежащей внесению в бюджет, определяется в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Правила).

Ставки платы на 2022 год утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.01.2022 N 39 «О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» и от 29.06.2022 N 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Экологическая отчетность 2022; года

  • налоговая отчетность: декларации, расчеты, справки, уведомления, журналы;
  • бухгалтерская отчетность: баланс, отчет о финансовых результатах, движении денежных средств, приложения и пр.;
  • отчетность в ПФР и ФСС: отчеты, расчеты страховых взносов, сведения о застрахованных лицах;
  • статистическая отчетность: все формы для Росстата;
  • экологическая отчетность: формы МСП и 2-ТП, расчет экосбора, декларации НВОС;
  • алкогольная отчетность: ежеквартальные декларации.
  1. Бухгалтерская и налоговая. В календаре отмечен срок сдачи бухбаланса, а также сроки для деклараций, расчетов, справок и других отчетов в налоговую. Например, декларации по земельному и транспортному налогам, НДС, НДПИ и другим направлениям.
  2. По сотрудникам. Бухгалтеры по зарплате и бухгалтеры-кадровики найдут список отчетности по зарплатам, численности сотрудников, страховым взносам, движении кадров и пр.
  3. Статистическая отчетность. У каждой организации или ИП свой перечень отчетов в Росстат. Он зависит от организационно-правовой формы, вида деятельности, масштаба компании и т.д. Мы собрали все самые популярные отчеты, а полный список для себя рекомендуем проверить по ИНН на сайте Росстата.
  4. Экологическая — ее сдают в Росприроднадзор компании и ИП, в том числе производители и импортеры определенных видов товаров и упаковки. Мы добавили в календарь декларации, расчет суммы экосбора, 2-ТП и другие отчеты.
  5. Алкогольная. Сдают организации и ИП из алкогольного бизнеса. Контролирующий орган — ФСРАР. В календаре есть сроки сдачи алкогольной декларации.
  1. Вид отчета: бухгалтерские или налоговый, по сотрудникам, статистический, алкогольный или экологический.
  2. Контролирующий орган: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Росстат, ИФНС, Росприродадзор и служба алкогольного регулирования.
  3. Система налогообложения: общая или упрощенная.
Вам может понравиться =>  Льготы пенсионерам мурманской области в 2022 году

Календарь подходит малому бизнесу без особенностей и компаниям специфических направлений, которые отчитываются по акцизам, экосбору, алкоголю, водному налогу и пр. Также мы учли обязанности компаний и предпринимателей на ОСНО и специальных налоговых режимах.

Календарь поможет вовремя сдать отчеты и заплатить налоги. В нем есть все основные ежегодные, квартальные и месячные отчеты и платежи. Оранжевым отмечены даты, на которые надо обратить внимание: эти дни — крайние сроки. Если не успеть отчитаться или заплатить, будут штрафы и пени.

  • отсутствуют стационарные источники выбросов в атмосферу;
  • нет выбросов в водные объекты, канализацию, в недра или на поверхность земли, а водопользование производится только в бытовых целях;
  • деятельность, для которой характерно отрицательное влияние на окружающую среду, не ведется.
  • Приказ Минприроды от 01.09.2011 № 721, утвердивший порядок учета в области обращения с отходами (журнал движения отходов);
  • Приказ Минприроды от 08.07.2009 № 205, которым были введены отчетные по учету забора водных ресурсов и объема сброса сточных и дренажных вод собственниками и пользователями водных объектов (формы 3.1, 3.2, 3.3);
  • Приказ Минприроды от 16.02.2010 № 30, устанавливающий для субъектов МСП обязанность по подаче отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (отчет МСП).

Перечень отчетов, которые обязан представить субъект НВОС, определяется его категорией. Принадлежность к МСП здесь роли не играет. В зависимости от степени негативного воздействия, организации и ИП делятся на 4 категории (ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

Остается спорным вопрос, нужно ли сдавать указанные отчеты по итогам 2022 года: с одной стороны, отчетные периоды приходятся на 2022 год, когда приказы были актуальны, с другой, срок представления отчетов выбивается за рамки периода актуальности – 11 и 15 января 2022.

Новое в экологическом законодательстве с 2022 года

Новым порядком установлены требования к организации и ведению юрлицами и ИП учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах за исключением радиоактивных, биологических, медицинских отходов, выбросов (сбросов) вредных веществ в атмосферу и водные объекты.

Новым порядком установлены требования к составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I — IV классов опасности. Паспортизацию отходов обязаны осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности.

Материалы учета используются для сдачи отчетности в контролирующие органы. Учет может вестись в электронном виде или на бумажном носителе. Данные учета обобщаются ежегодно по состоянию на 1 января в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом.

Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Учет ведется отдельно по каждому объекту НВОС I — IV категории и (или) по юрлицу, ИП в целом. Учитываются все виды отходов I-V класса опасности, которые хозяйствующие субъекты образуют сами или получают от других с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов). Сдать бумажный отчет можно, принеся его в соответствующий орган или отправив по почте (с уведомлением и описью вложения).

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали сумму платежа. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.

Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (пп. 4, 5 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Представление на бумаге допускается, но, скорее, как исключение для случаев, когда у отчитывающегося лица:

  • по выбросам в атмосферу от стационарных источников (раздел 1);
  • по продуктам от сжигания или рассеивания попутного газа нефтяных месторождений в пределах допустимого его объема (раздел 1.1) и сверх этого объема (раздел 1.2);
  • по сбросам в водные объекты (раздел 2);
  • за размещение отходов, образующихся на объектах (раздел 3) и размещаемых операторами (раздел 3.1).
  • отсутствует электронная подпись;
  • нет технической возможности для подключения к интернету;
  • размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 тыс. руб. (но и здесь желательна параллельная подача данных на электронном носителе).
Вам может понравиться =>  Ст 2281 Ч 5 В 2022 Году

Особенности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148.

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 N 1624 в Правила внесены изменения, касающиеся разграничения расходов на реализацию мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа и расходов на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Следует обращать внимание, что за отчётный период 2022 года к ставкам платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов (за исключением ставки платы за размещение твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 на 2022 год, применяется дополнительный коэффициент 1,08.

Также следует учитывать, что сроки действия разрешений и лимитов на выброс или сброс загрязняющих веществ в отношении объектов I категории, истекающие с 15.03.2022 по 31.12.2022, с 01.01.2022 по 31.12.2022 продлены на 12 месяцев (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2022 N 440).

Полный швах с экологической отчетностью

Обновленный сервис не позволяет включить в один отчет несколько объектов, даже когда это прямо предусмотрено нормативными актами. Отсутствуют нужные отчетные формы —отчет ПЭК, формы для экосбора. Ясности, как их сдавать у территориальных органов РПН нет, но ведомство всячески старается не принимать отчеты на бумаге.

Декларация о плате за НВОС появилась только 10 февраля, когда до последнего срока сдачи одного из самых сложных и объемных отчетов оставался ровно месяц. А ведь еще нужно успеть внести плату, значит, все расчеты нужно завершить до 1 марта 2022. При этом сервис сырой, не позволяет сформировать отчет по требованиям законодательства (например, произвести расчет выбросов по источникам, а сбросов — по выпускам). Не говоря уже о пренебрежении деловой стилистикой и русским языком. Так, в разделе 3 графа 8 вместо «Обезврежено в отчетном периоде» значится «Обезьяны в отчетном периоде».

Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).

Значительная часть природопользователей формирует и сдает отчетность через операторов ЭДО долгие годы. Позвольте компаниям продолжить взаимодействие с операторами. В идеале, если ведомство предоставит программный интерфейс (API), то есть сервис, куда информация будет поступать прямо из информационной системы хозяйствующего субъекта, это выгодно и бизнесу, и государству.

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

Под обязательную подачу этой отчетности попадают объекты I и II категорий НВОС. Технический отчет нужно разрабатывать исходя из НООЛР компании. В п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ пояснена необходимость получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов I категории и подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы являются неотъемлемой частью КЭР.

В случае получения разрешительных документов до 2022, допускается подать заявку на КЭР или декларацию НВОС до окончания срока действия этих разрешений. Полученные ранее документы будут действительны до получения КЭР или подачи декларации НВОС в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2022 N 496-ФЗ.

  • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
  • Указать их количество;
  • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
  • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

Наступил Новый год, а значит пора изучить нововведения в законодательной базе, чтобы не пропустить сроки подачи экологической отчётности. Мы собрали всю необходимую информацию в одной статье. Давайте разберемся куда, когда и как необходимо ее предоставлять в 2022 году.

Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Сдача экологической отчетности в 2022 году

Новое в экологической отчетности в 2022 году. Новый личный кабинет природопользователя: порядок заполнения и взаимодействия с РПН. Новая форма декларации о плате за НВОС (Приказ МПР № 1043 от 10.12.2022). Новое в статистической отчетности 2-ТП. Новый порядок представления отчетности о выполнении нормативов утилизации (ПП РФ № 2010 от 03.12.2022). Новая форма расчета экологического сбора (Приказ РПН № 920 от 13.07.2022).

Регистрация участников производится по многоканальному телефону: (495) 771-22-40 или по электронной почте: stepanova@kodeks.msk.ru. Для регистрации необходимо сообщить ФИО и должность участника(ов), название организации, контактный телефон и электронную почту.

Вам может понравиться =>  Страховая Выплата Перелом Плюсневой Кости Сумма

Новое в категорировании и нормировании объектов НВОС. Изменение категорий объектов НВОС с 01.01.2022 (ПП РФ № 2398 от 31.12.2022). Последствия изменения категорий для выданных ранее разрешений на выбросы и сбросы. Преимущества и риски разработки Программ повышения экологической эффективности и Планов мероприятий по ООС. Особенности установления и получения разрешений на ВРВ и ВРС в 2022 году.

Расчет платы за НВОС в 2022 году. Ставки платы на 2022-2022 годы. Авансовые платежи в 2022 году: способы расчета для объектов I-III категорий. Применение повышающих и стимулирующих коэффициентов в 2022 году. Изменения в расчете платы для бескатегорийных объектов. Зачет и возврат платы с учетом исковой давности. Льготы по плате и авансовым платежам (проект).

Организации, являющиеся природопользователями, обязаны сдавать экологические отчетные документы каждый календарный квартал. Плата за проведение выбросов, сбросов, хранение и захоронение вредных отходов должна производиться не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (за исключением представителей малого и среднего предпринимательства, которым необходимо вносить плату 1 раз в год).

Экологическая компания «АЭКО» это команда профессионалов — экологов и юристов, которые могут провести экологические работы и разработку необходимой документации для предприятий или проектов самой высокой степени ответственности. Мы проведем консультацию и поможем решить любой вопрос, касающийся экологии и экологической документации:

Отчеты в обязательном порядке сдаются в те сроки, которые устанавливает природоохранное законодательство. Департамент природопользования и охраны окружающей среды по г. Москве и Департамент Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу согласовывают экологическую отчетность.

Статистическую отчетность по форме 2-ТП отходы не предоставляют только те организации, деятельность которых связана с управлением, культурой и искусством, физической культурой и спортом, образованием и просвещением, финансово-кредитными и страховыми операциями. Данный документ необходим для составления статистических наблюдений. Если ЮЛ отчетность не представлена, на организацию налагается штраф в размере 3-5 тысяч рублей .

Согласно природоохранному законодательству, невнесение платежа за выбросы отходов в окружающую среду влечет за собой наложение штрафных санкций. Для должностных лиц экологический штраф составляет 3-6 тысяч рублей , для юридических лиц – 50-150 тысяч рублей .

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее — санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Сдача экологической отчетности в 2022 году

3.Всем строительным объектам ( если продолжительность строительных работ более 6 месяцев то категорий объекта будет присвоена 3-ая, в случае если строительный объект завершит свои работы до 6 месяцев то будет присвоена категория 4-ая.)
Когда это необходимо сделать?

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

• В течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объектов негативного воздействия —если данные объекты были введены в эксплуатацию после 1 января 2015 года (п. 3 ст. 11 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, ст. 69.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Тип категории
При постановке на учет управление Росприроднадзора присваивает объектам одну из четырех категорий — в зависимости от степени воздействия на окружающую среду (п. 3 ст. 4.2 от 21.07.2014 ФЗ-219, Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 №2398 ):
• первая категория — для объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду,
• вторая категория — для объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие,
• третья категория — для объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие,
• четвертая категория — для объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие.

ОБРАЗЦЫ ПЛАТЁЖНЫХ ПОРУЧЕНИЙ
передвижные выбросы (Санкт-Петербург)
передвижные выбросы (Ленинградская область)
размещение отходов
сбросы в водные объекты (Санкт-Петербург)
сбросы в водные объекты (Ленинградская область)
стационарные выбросы (Санкт-Петербург)
стационарные выбросы (Ленинградская область)
Бланки расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
Порядок сдачи расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717» Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу по поручению центрального аппарата Росприроднадзора организовывает и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу.

Ежегодная отчетность по экологии в Росприроднадзор в 2022 году

В течении года необходимо подавать отчеты по экологии, которые делятся на ежегодные и ежеквартальные. Отчетность по экологии должны подавать юридические лица и индивидуальные предприниматели, не зависимо от формы собственности и размера. У каждого отчета, есть свои сроки подачи, а так же требования по предоставлению данных отчетов. Если отчетность не подается вовремя или не подана, то это может повлечь штрафные санкции и стать поводом для проведения внеплановой проверки.

На особом контроле у Росприроднадзора организации, которые ранее подавали отчеты в Росприроднадзор или согласовывали документацию. В данном случае организация внесена в базу Росприроднадзора и сотрудниками ведомства отслеживаются факты нарушения установленных сроков подачи отчетности. Мы подготовили сводный перечень отчетов, которые необходимо подавать по истечению каждого календарного года.

Adblock
detector