Проблемы Земельного Права России

Основные проблемы земельного права

Во-вторых, огромное количество положений, взятых их земельного законодательства СССР, которые отчасти до сих пор регулируют некоторые вопросы, так или иначе связанные с земельным правом, по сей день. Это указывает на существование огромных пробелов в системе земельного законодательства и необходимость их заполнения путем целостной реконструкции земельного российского земельного права.

Также хотелось бы, чтоб при реформировании появились более прозрачные, то есть менее коррумпированные способы получение земельных участков, в особенности для производственных нужд и промышленную застройку. Ввиду того, что проблема коррупции не менее остра чем все вышеизложенные, но напрямую к земельному праву отношения не имеет.

Проблемы земельного законодательства и пути их устранения

Есть случаи, когда с требованием о приобретении земельных участков в собственность обращаются юридические лица, которым эти участки выделены в бессрочное пользование до введения в действия Земельного кодекса: например, для строительства на них коттеджей с целью продажи их физическим лицам, проведения соответствующих работ, использования по определенному целевому назначению (разработки карьеров, добычи торфа) и т.п. При разрешении споров в таких ситуациях не всегда могут быть применены единообразные правовые подходы.

Данное право исключительное, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого недвижимостью, при выработке позиции, касающейся осуществления этого исключительного права, следует исходить из того, что установленный п. 1 ст. 5 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации такими юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.

Установление сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.

В силу статьи 222 ГК РФ здание, строение или сооружение, возведенные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольными постройками.

Тенденции развития и некоторые проблемы земельного законодательства Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности; Право

Правовой анализ внесенных в ЗК РФ изменений позволяет сделать вывод о том, что в немалой степени они обусловлены изменением и развитием иных отраслей законодательства и направлены на обеспечение соответствия ЗК РФ иным нормативным правовым актам. В связи с этим можно сделать вывод о нестабильности земельного законодательства Российской Федерации на современном этапе, несистемности вносимых изменений, которая обусловлена несогласованным и непоследовательным подходом к регулированию общественных отношений ввиду отсутствия общей четкой согласованной долгосрочной концепции развития всего российского законодательства, в том числе учитывающей одновременное развитие нескольких его отраслей. Иными словами, вносимые в ЗК РФ изменения призваны обеспечить его соответствие иным отраслям законодательства, которые развиваются автономно, без учета необходимости комплексного подхода к соответствующим изменениям, обеспечивающим стабильность законодательства на долгосрочную перспективу.

Вам может понравиться =>  С Какого Возраста Родители Не Отвечают За Детей

Дифференцированный подход к правовому регулированию управления и распоряжения земельными участками различными публично-правовыми образованиями Еще одной немаловажной тенденцией развития земельного законодательства Российской Федерации на современном этапе является дифференцированный подход законодателя к правовому регулированию управления и распоряжения земельными участками различными публично-правовыми образованиями -Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе создание различных по юридическому объему правомочий в указанной сфере. Такой подход существовал ранее, однако начал активно развиваться с принятием и вступлением в силу Закона № 171-ФЗ.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

— об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.

Основное сходство земельного и иных природоресурсовых отраслей права (водного, горного, лесного), за которыми признаётся самостоятельное значение, состоит в том, что они регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обуславливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта.

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного права наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во много определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Проблемы Земельного Права России

Типичными нарушениями при осуществлении государственного земельного надзора являются:
1. Изменение фактических границ земельных участков, в результате которых увеличивается площадь земельного участка за счет занятия земель, принадлежащих смежным правообладателям.

В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют границам земельного участка, содержащимся в ЕГРН, и не пересекают границ смежных земельных участков. В случае если в сведениях ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ используемого земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет кадастровые работы, в результате которых будет определено местоположение границ земельного участка, а также будут подготовлены документы для обращения с заявлением о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН.

Земельные новости

Для обеспечения льготников жильем и ведения ими личного подсобного хозяйства органы местного самоуправления получили право бесплатно предоставлять земельные участки. Перечень таких территорий и категорий граждан, относящихся к определенным видам профессий, будет устанавливаться отдельно региональным законодательством.

Получить землю без торгов смогут и юридические лица, если они будут строить социально важные объекты: дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки, или такие специфические сооружения, как электростанции, гидротехнические объекты, промышленные предприятия .

Примеры подобного рода можно приводить и далее, поскольку количество вариантов соотношения прав на здание (собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление) и прав на земельный участок (собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное бессрочное пользование, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование) по российскому праву насчитывает не менее 11. Трудность решения таких коллизий заключается в том, что в действующем гражданском и земельном законодательстве хотя и провозглашены, но в полной мере не проводятся в жизнь два других римских правила, действовавших применительно к земельному участку: а) «superficies solo cedit» (все, что на поверхности земли, следует за землей); б) «accesorium sequitur principale» (придаточная вещь следует за главной). Первый из этих принципов действовал в отношении расположенных на земельном участке зданий, иных сооружений, водоемов, растений и т.п., которые рассматривались в качестве составной части земельного участка. Второй принцип действовал в отношении группы вещей, которые являлись движимыми и составляли принадлежности земельного участка (сельскохозяйственный инвентарь, скот и иные вещи). В обоих случаях земельный участок признавался вещью главной (доминирующей) над остальными, что в целом соответствовало соотношению земли и расположенных на ней предметов в природе и в обществе.

Вам может понравиться =>  Выплаты многодетным семьям в 2022 году в краснодарском крае

Необходимо отметить, что в силу упомянутых причин в настоящее время количество судебных споров из «соседских» отношений еще невелико. Даже в тех случаях, когда спор был вызван нарушением прав соседей посредством, например, пристройки к жилому дому другого многоквартирного дома, иск был подан о признании недействительным постановления главы администрации, предоставившего этот участок, а не из нарушения норм гражданского права*(55). Однако то, что споры между собственниками земельных участков о запрещении воздействия газа, дыма, пара, запаха, копоти, тепла, шума, иных вредных воздействий, происходящих с соседнего участка; о запрещении возведения на соседнем участке здания или сооружения, в отношении которого есть основания предполагать, что оно угрожает соседнему земельному участку; о запрещении углублять соседний участок таким образом, чтобы участок самого собственника потерял необходимую подземную опору; о праве общей долевой собственности на общую между участками стену и о порядке пользования ею; о праве на те ветки, корни и плоды деревьев и кустарников, которые простираются над соседним земельным участком, и т.п., будут иметь место, является бесспорным*(56).

Земельное право России

Общая теория права определяет метод правового регулирования как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право. В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера. В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами.

Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами.

Тенденции и проблемы развития земельного законодательства»

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации:
исходя из значения земли как об одного из основных ресурсов устойчивого социально-экономического развития общества, главной составляющей биосферы, сложного и многопланового объекта общественных отношений рекомендовать разработать принципы и подходы к определению государственной земельной политики, а также концепции земельного законодательства;
при совершенствовании земельного законодательства исходить из обоснованности, непротиворечивости и рациональности правового регулирования, необходимости соблюдения баланса публичных и частных интересов в использовании земель, согласованного использования земель в различных целях, сохранения земельных ресурсов для устойчивого развития настоящих и будущих поколений;
обеспечить соблюдение последовательного и концептуально проработанного соотношения земельного, градостроительного, природоресурсного, гражданского законодательства и законодательства о стратегическом планировании в Российской Федерации;
разработать принципы развития законодательства о землеустройстве;
признать необходимость дальнейшего развития земельного законодательства субъектов Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и федерального земельного законодательства в целях обеспечения регионального социально-экономического развития.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
обеспечить совершенствование взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в части координации управления земельными ресурсами;
рассмотреть возможность создания специального федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами;
обеспечить реализацию положений земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации недвижимости в части совершенствования кадастрового учета и регистрации земельных участков и границ зон с особыми условиями использования территорий;
ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «О признаках неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушение законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации», разработанного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Вам может понравиться =>  Компенсация За Неиспользованный Отпуск При Увольнении В 2022 Году Уменьшает Усн

Реферат: Проблемы земельного права

Земельные участки и все, что прочно связано с землей, относятся к объектам недвижимости. Участниками гражданско-правовых сделок с земельными участками могут быть субъекты гражданского права, обладающие правоспособностью и дееспособностью: граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Сделки с землей и другой недвижимостью по своей сути являются перераспределением собственности законным путем. Они определяются волей как частных лиц, так и организаций – хозяйствующих субъектов и служат их интересам. Но, как бы то ни было, частноправовая в своей основе природа сделок с недвижимостью не должна заслонять их общественной значимости.

Проблема соотношения норм земельного и гражданского права: пути решения

Напомним, что существует определенная разница между категориями «земельное право» и «земельное законодательство». Под последним, согласно ст. 2 Земельного кодека РФ, понимаются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, то есть ограниченный круг нормативных актов. Земельное право понимается как совокупность норм, регулирующих общественные отношения по поводу использования земли, то есть любые нормы, регулирующие земельные отношения в любых нормативных актах.

Стоит отметить что, в решении коллизии, лежат два аспекта. Первый исходит от правоприменителей, которые считают, что в имущественном обороте главной вещью является земельный участок, а принадлежностью служит расположенные на нем объекты, в том числе и недвижимость, из этого можно сделать вывод, что при коллизии норм Гражданского и Земельного кодексов, следует применять нормы Земельного кодека РФ.

Актуальные проблемы в сфере регулирования права собственности в России

Существуют определенные трудности в трактовке разрозненных правовых норм: нередко возникает «коллизия норм» гражданского, земельного, бюджетного и налогового законодательства. Судья действует, полагаясь на «собственную волю и чувство справедливости», самостоятельно трактует закон на основании прецедентов и схожих дел, опираясь на компетентное мнение Президиума Верховного суда РФ, и выбирает надлежащую по его собственному мнению норму права.

  • недобросовестное исполнение обязательств застройщиками;
  • отсутствие реального контроля над деятельностью застройщиков и над их финансовым состоянием со стороны органов государственной власти;
  • несовершенство действующего законодательства.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

Противоположная позиция состоит в том, что передача участка из земель общего пользования в аренду не противоречит п. 12 ст. 85 ЗК РФ, в случае, если такая передача не исключает возможности общего пользования. И данное толкование также находит примеры практического применения. В частности, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 26.03.2013 г. 103 В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации 104 территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации. Так как территории общего пользования предназначены для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц, то указанные участки могут находиться только в государственной и муниципальной собственности и предоставляться лишь во временное пользование (бессрочное пользование, аренду, субаренду). Поддерживает данную позицию и Постановление ФАС Центрального округа от 25.05.2011 г. 105 , в котором суд пришел к выводу, что законом не запрещено сдавать в аренду земельные участки общего пользования.

Позднее, 20 августа 1918 года, советское правительство утвердило Декрет «Об отмене частной собственности на землю в городах» 34 . Если Декрет от 26 октября 1917 года имел в основном сельскохозяйственную направленность, то вновь принятый Декрет отменил частную собственность на все без исключения участки в пределах городских поседений 35 .

Adblock
detector