Проверка исполнения трудового законодательства прокуратурой

Приказ Генпрокуратуры России от N 196; Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан

2.7. Мерами прокурорского реагирования обеспечить исполнение законодательства о занятости населения, в том числе о квотировании рабочих мест для инвалидов, соблюдение прав граждан на бесплатное содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, получение мер социальной поддержки на период поиска подходящей работы.

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства.

2.5.3. В целях определения общей суммы просроченной задолженности по заработной плате, погашенной в первом полугодии и по итогам года вследствие применения соответствующих мер реагирования, анализировать результаты работы органов прокуратуры, государственных инспекций труда в субъекте Российской Федерации (далее — инспекция), службы судебных приставов, следственных органов и арбитражных управляющих. Устанавливать конкретные размеры погашенной задолженности в результате принятия в рамках компетенции мер каждым из указанных субъектов, а также по итогам их совместного реагирования.

9. Деятельность подчиненных прокуроров с учетом их функциональных обязанностей оценивать исходя из своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных законом полномочий в целях устранения нарушений закона, восстановления прав, привлечения виновных к ответственности.

3. Обеспечить при наличии оснований подачу в суд исков (заявлений) в защиту трудовых прав граждан, а также привлечение к административной ответственности виновных лиц (в том числе арбитражных управляющих организаций-банкротов, имеющих задолженность по заработной плате). Проверять законность судебных актов по делам указанных категорий, инициированным прокурором.

Санкции: за наличие задержки прокуратура направит информацию в Роструд, который в свою очередь оштрафует компанию на сумму от 30 000 до 100 000 р. (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП). Руководителю, задерживающему выплаты в своих корыстных целях, грозит штраф в размере 120 000 р. и даже отстранение от работы на 1 год, принудительные работы на 2 года или заключение в тюрьму на 1 год (п. 1 ст. 145.1 УК).

Проверяющие контролируют и то, вовремя ли работодатель выплачивает зарплату сотрудникам. Если в локальных документах заявлены одни сроки, а по факту зарплату задерживают, то работодателю не избежать штрафов. Более того, проверяющих интересует не только сам факт задержек, но и их причины. Если выяснится, что руководитель не выплачивал зарплату вовремя в своих личных целях, то это основание подать на него в суд.

Напоминаем, что законодательство устанавливает обязанность для всех работодателей проводить спецоценку условий труда своих сотрудников. Подробнее читайте в этой статье. Если в вашей компании спецоценка еще не проводилась, то рекомендуем озаботиться этим вопросом как можно скорее. Кроме того, проверяющие будут заинтересованы в том, доплачивают ли работникам за вредные условия труда и проходят ли сотрудники медосмотры (ст. 213 ТК, п. 2.6 приказа № 196). Неиспользованные отпуска за несколько лет также являются нарушением.

В первую очередь проверьте, все ли сотрудники получают зарплату не ниже МРОТ. Также напоминаем про необходимость каждый год индексировать суммы заработка работников вашей организации, это касается все работодателей без исключения. Прокуратура будет проверять локальные документы компании на предмет соблюдения порядка индексации (п. 2.5.2 приказа Генпрокуратуры от 15.03.2022 № 196).

Прокуратура продолжает отправлять рабочие группы для проверок зарплат и условий труда в компаниях. В первую очередь проверки коснулись тех организаций, на которые поступали жалобы от работников и других лиц. Но даже если претензий нет, компаниям следует озаботиться возможными визитами госорганов и проверить кадровые документы. Подробности читайте далее.

Прокурорские проверки ограничили

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Юристы компании «МКДЭКСПЕРТ», клиентом которой является УО, в соответствии с запросом направили в прокуратуру все необходимые документы. Одновременно они составили и направили в прокуратуру Ямало-Ненецкого автономного округа жалобу. В ней юристы указали, что в данной ситуации орган прокуратуры вышел за пределы имеющихся у него полномочий, сославшись на:

  • ч. 2 ст. 21 № 2202-1;
  • постановлении ВС РФ от 06.06.2003 № 86-В03-2;
  • ст.ст. 353, 356 ТК РФ;
  • актуальную судебную практику.

Каждая управляющая организация сталкивается с проверками прокуратуры. Ведомство проверяет, как компания ведёт претензионно-исковую работу, соблюдает ли требования закона о защите персональных данных, правильно ли делает начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и много другое.

В силу ч. 3 ст. 21 № 2202-1, решение о проведении надзорных мероприятий принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя организации не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются её цели, основания и предмет.

При этом, как отмечаетсяв ч. 2 ст. 21 № 2202-1, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. При этом в повседневной деятельности управляющих организаций нередко возникают ситуации, когда органы прокуратуры проводят проверки на предмет нарушения трудового законодательства.

Нередко УО сталкиваются с проверками, которые в их отношении проводят органы прокуратуры. Случается, что предмет контроля вызывает у управляющих домами вопросы. Читайте, вправе ли прокуратура по собственной инициативе проверить, как управляющая организация соблюдает требования трудового законодательства.

Вам может понравиться =>  Встречный Иск На Моральный Ущерб Банку

При анализе причин и условий несвоевременого выполнения субъектами хозяйствования обязательств в области трудовых правоотношений прокуроры изучали принятые нанимателями меры по выплате заработной платы, оценивали участие местных исполнительных и распорядительных органов, а также других заинтересованных ведомств в решении данных вопросов.

Справочно. Согласно информации государственной статистической отчетности на протяжении I квартала 2022 года ежемесячно около 100 субъектов хозяйствования имели просроченную задолженность по заработной плате. На 1 мая 2022 года 32 организации не смогли своевременно оплатить труд работников.

В I квартале 2022 года прокуроры провели 149 проверок исполнения законодательства о труде, по выявленным нарушениям внесли более 400 актов надзора, после рассмотрения которых 576 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Чтобы минимизировать случаи несоблюдения сроков выплаты заработной платы и ее получения в неполном объеме, прокуроры наладили взаимодействие с профсоюзными организациями. Для оперативного реагирования и восстановления нарушенных прав работников в практику вошли совместные приемы граждан, что будет способствовать более эффективной защите конституционных прав граждан на труд и гарантированную долю вознаграждения от его экономических результатов.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

12. При отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих текущему году), тяжелого травматизма (за год, предшествующий текущему году), факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий текущему году) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 — 4 статьи 5.27 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного за год, предшествующий текущему году, категория риска, присвоенная деятельности работодателя, подлежит снижению до следующей категории риска.

Кз — индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год, равный 0,3. При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год Кз равен 0;

постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 1914 «О внесении изменения в пункт 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 98).

фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;

17. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии с положениями статьи 46 Закона о контроле (надзоре) по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При этом суд указал, что основания направления запроса типа «в связи с необходимостью рассмотрения дела» и «необходимые для осуществления своих полномочий» (аналогично «в связи с возникшей необходимостью») не могут быть рассмотрены в качестве мотивировки требования. По мнению суда, законодатель вкладывал в термин «мотивированное требование» иное содержание цели предоставления сведений и информации, не связанное с необходимостью исполнения полномочий государственного органа в связи с рассмотрением дел об административных нарушениях. Это означает, что мотивировка запроса не должна представлять собой просто отсылку к полномочиям государственного органа, в рамках исполнения которых необходимы запрашиваемые документы и указание на номер дела. Мотивировка запроса должна быть описана отдельно и обязательно содержать сведения, обосновывающие необходимость направления запроса и предоставления запрашиваемой информации.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 ФЗ-294 положения данного федерального закона не распространяются на проверки, проводимые при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).

Полагаю, что не каждая информация, поступившая в органы прокуратуры, может быть достаточным основанием для проведения проверки. Информация должна содержать в себе данные, позволяющие сделать вывод о фактах нарушения законодательства в деятельности хозяйствующего субъекта. В противном случае такая информация не будет являться надлежащим основанием для проведения проверки.

Кроме того, на основании анализа данного судебного решения можно сделать вывод о недопустимости расширения объема проверки, определенного рамками поручения прокурора. В практической деятельности можно встретить ситуации, когда, проводя проверку по поручению прокуратуры, контролирующий орган проверяет еще и другие вопросы, входящие в его компетенцию.

Как следует из адресованной прокурору Самарской области жалобы гр. Ж., послужившей поводом для проведения проверки, последняя указывает на нарушения ее трудовых прав в связи с неполной выплатой заработной платы при ее увольнении из нотариальной палаты Самарской области, а также на нарушения трудовых прав иных сотрудников нотариальной палаты Самарской области.

Как Роструд проверяет работодателей

1. Проверьте документы ревизоров. Изучите удостоверения сотрудников, приказ и запрос с перечнем документов для проверки. В приказе должно быть указано, кто проводит проверку, по каким причинам, что будут делать сотрудники Роструда. Вместе с ними могут прийти другие эксперты — проверьте их документы тоже. Сверьте фамилии и должности сотрудников Роструда из приказа с данными удостоверений.

Вам может понравиться =>  Сотрудникам Фсин Ппо Инвалидности

1. Подготовьте документы. Инспектор сам собирает документы для проверки в Роструде, но, если чего-то не будет хватать, вам пришлют запрос вместе с копией приказа о плановой проверке. У вас есть десять дней на то, чтобы ответить. Роструд не может требовать у вас документы, которые касаются других ведомств, например, Роспотребнадзора или налоговой.

Вам сообщат о времени и месте вручения акта по почте, по телефону или электронным письмом. Если вы откажетесь принимать акт, его пришлют заказным письмом с уведомлением. Если вы захотите получить акт в электронном виде, Роструд отправит документ по электронной почте с электронной подписью.

6. Следите за сроками. На малом предприятии инспекторы не должны находиться в общей сложности дольше 50 часов, на микропредприятии — дольше 15 часов. Проверку можно продлить, но решение об этом руководитель Роструда должен подписать за три дня до конца проверки. Получается, что решение о продлении проверки инспекторы должны написать ещё до её начала. Если проверку продляют, вам должны отдать копию такого решения.

3. Проверьте акт проверки. Сотрудники Роструда составляют акт в двух экземплярах, один из них отдают вам под расписку. В акте проверки должен быть результат — список нарушений. Если нарушений нет — только список документов, которые проверил инспектор. К акту могут прилагаться различные документы. Если вы не согласны с актом или с тем, что делал при проверке инспектор, сделайте об этом запись в акте.

Участие прокурора в трудовых спорах

1) работодатель в течение суток обязан направить в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая извещение при групповом (два и более человека), тяжелом или несчастном случае со смертельным исходом (абз. 3 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ). Акт о расследовании такого несчастного случая также направляется в прокуратуру (ч. 2 ст. 230.1 ТК РФ). Это необходимо для проведения последующей прокурорской проверки по факту произошедшего несчастного случая с целью выявления лиц, виновных либо причастных к данному событию;

  • нарушений работодателями трудового законодательства (в частности, требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты (других выплат), либо установлению зарплаты ниже МРОТ);
  • уклонения от оформления (ненадлежащего оформления) трудового договора или заключения гражданско-правового договора вместо трудового (ч.8 ст.360 ТК РФ);

8) прокуроры в рамках своих полномочий осуществляют административное и уголовное преследование лиц, в том числе по делам, связанным с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 1 Закона о прокуратуре).

Осуществляя надзор за защитой трудовых прав граждан прокурор имеет право предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах пострадавших. Согласно требованиям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако законом предусмотрены случаи, когда прокурор может обратиться в суд в защиту нарушенных трудовых прав, если даже отсутствуют обстоятельства, препятствующих самостоятельно обращаться в суд за защитой своих трудовых прав (защита семьи, материнства, отцовства, детства, социальной защиты). Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

Установлено, что в государственном бюджетном учреждении «Рутульская центральная районная больница» по состоянию на 01 декабря 2016 года образовалась задолженность по выплате заработной платы работникам.
При этом главным бухгалтером учреждения в органы статистики Рутульского района представлены недостоверные статистические сведения об отсутствия задолженности по заработной плате, что повлекло за собой искажение данных статистического учета.

  • соблюдение права на своевременное и в полном объеме право на выплату заработной платы;
  • соблюдение прав работников при увольнении в связи с ликвидацией или сокращением численности или штата;
  • надзор за деятельностью государственной инспекции труда;
  • реализация службами занятости программ трудоустройства и обучения профессиям, особо нуждающимся в социальной защите граждан;
  • соблюдение органами занятости преимущественного права безработных, состоящих на учете свыше 6 месяцев, на участие в общественных работах;
  • факты несвоевременной выплаты пенсий и пособий гражданам кредитными учреждениями.

По итогам проверки прокуратура в отношении главного бухгалтера больницы возбудила административное производство по ч. 1 ст.13.19 КоАП РФ (непредставление первичных статистических данных). По результатам его рассмотрения территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан нарушителю назначен административный штраф.

Одним из самых злободневных нарушений, с которыми сталкиваются работники является несоблюдение работодателями права на своевременное и полное вознаграждение за труд, что служит основанием для принятия прокурорами мер реагирования. Складывающаяся в государстве обстановка диктует необходимость использования новых методов и подходов при прокурорском надзоре за исполнением законодательства о труде. Одной из основных целей прокурорского надзора в указанной сфере является своевременная и в полном объеме выплата заработной платы работнику за его труд. Времена, когда невыплата зарплаты в России была вполне обыденным и повсеместным явлением, прошли. Однако и сегодня работодатели зачастую допускают задолженности. Инструментами борьбы прокуратуры с нарушениями трудового законодательства, выразившимися в невыплате полагающихся работнику средств, являются в первую очередь акты прокурорского реагирования. В целях погашения задолженности прокурор наделен полномочиями обратиться в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Направление таких заявлений часто носит массовый характер. На предприятии, в штате которого состоит значительное число работников, редко образуется задолженность перед одним или несколькими работниками. Заявление прокурора о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности является довольно эффективной мерой реагирования. В случае уклонения от погашения задолженности перед работниками по решению суда в отношении должника органами ФССП возбуждается исполнительное производство. Так, прокуратура Рутульского района провела проверку соблюдения требований трудового законодательства в части оплаты труда работников.

Прокуратура проверяет исполнение трудового законодательства

Прокуратура якобы по чьей-то устной жалобе решила провести в нашей организации проверку исполнения трудового законодательства. Запросили следующие документы: список работников предприятия, копии всех трудовых договоров, копию приказа о назначении на должность руководителя организации, лок. норматив. Акты по зарплате, ведомости о выплате з/п за март-июль 2012 г., расчетные листы, график отпусков на 2012 г., приказы о предаст-и плач. Отпусков за 2011-2012 г., платеж. Вед. о выплате отпускных, приказы об увольнении за тот же период и ведомости о выплате расчетов, журнал вводного инструктажа по ТБ, удостоверение об обучении по охране труда рук-ля.

3) указывают, что якобы мы не предупреждали работника о начале отпуска за 2 недели. Цитирую: . в нарушение п. 3 ст. 123 ТК РФ, согласно которому о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала, работники ООО. уведомлены о времени начала отпуска с нарушением вышеуказанного срока (ФИО работника: дата начала отпуска-20.02.2012 г., дата извещения — 20.02.2012 г.).

НО, в дате извещения они указали дату приказа о предаставлении отпуска. А насколько я понимаю, приказ по отпуску и уведомление о начале отпуска — это разные вещи. Уведомление составляется в произвольной форме. А в перечне документов, которые запрашивал прокурор эти уведомления не поименованы, поэтому копировать мы их не стали. Дата уведомлений конечно стоит раньше даты начала отпусков.

Вам может понравиться =>  Ч 1 Ст 228 Амнистия 2022 Г

Добрый день! Прокуратура якобы по чьей-то устной жалобе решила провести в нашей организации проверку исполнения трудового законодательства. Запросили следующие документы: список работников предприятия, копии всех трудовых договоров копию приказа о назначении на должность руководителя организации, лок. норматив. акты по зарплате ведомости о выплате з/п за март-июль 2012 г., расчетные листы, график отпусков на 2012 г., приказы о предост-и оплач. отпусков за 2011-2012 г., платеж. вед. о выплате отпускных приказы об увольнении за тот же период и ведомости о выплате расчетов, журнал вводного инструктажа по ТБ, одостоверение об обучении по охране труда рук-ля. Копии всех документов были предоставлены в срок. 2 октября прокуратура выдает постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП, в котором указывает: 1) в трудовых договорах отсутствует указание на место заключения трудового договора (нарушение ст. 57 ТК РФ); 2) в некоторых трудовых договорах, хранящихся у работодателя, не имеется подписи работников, подтверждающих получение экземпляра трудового договора (нарушение ч. 1 ст. 67 ТК РФ); 3) указывают, что якобы мы не предупреждали работника о начале отпуска за 2 недели. Цитирую: . в нарушение п. 3 ст. 123 ТК РФ, согласно которому о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала, работники ООО . уведомлены о времени начала отпуска с нарушением вышеуказанного срока (ФИО работника: дата начала отпуска-20.02.2012 г., дата извещения — 20.02.2012 г.). НО, в дате извещения они указали дату приказа о предоставлении отпуска А насколько я понимаю, приказ по отпуску и уведомление о начале отпуска — это разные вещи. Уведомление составляется в произвольной форме. А в перечне документов, которые запрашивал прокурор эти уведомления не поименованы, поэтому копировать мы их не стали. Дата уведомлений конечно стоит раньше даты начала отпусков. Прокуратура направила это постановление для рассмотрения по существу Гос. инспекцию труда. Прошу разъяснить: 1) как грамотно ответить прокурору, что мы не представляли ему уведомления о начале отпуска, т. к. их не было в перечне? 2) что будет проверять трудовая инспекция? Только то, что в постановлении, или что-то еще могут проверить? 3) неужели за такие нарушения могут дать штраф 30-50 тыс. руб.? 4) являются ли данные нарушения малозначительными? ведь формально это нарушения, но никому никакого вреда это не принесло. Все это исправим. Как тут поступить? Спасибо.

Оценивая возможность применения подобных мер, следует понимать, что такие действия работодателя противоречат нормам морали и нравственности, а самое главное — нарушают действующее законодательство. А ведь сотрудники, которые в период перед увольнением ведут себя подобным образом, зачастую только и ждут, когда работодатель нарушит закон. Увольняемые работники могут, например, осуществлять запись всех переговоров, связанных с отстранением их от обычной работы. И, несмотря на то, что в большинстве случаев правоохранительные и контролирующие органы относятся к подобным «доказательствам» скептически, такая информация может быть принята к сведению и использована в дальнейших проверках вашей организации.

Но механизм обжалования, конечно же, существует. Это следует из принципа централизации надзорного ведомства; ст. 10 указанного Закона, устанавливающей обязанности прокуратуры разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; положений ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На практике многие работодатели, чтобы обезопасить себя от возможных негативных последствий, действительно, изолируют таких сотрудников от остального коллектива, например предоставляя им отдельные помещения для исполнения служебных обязанностей до момента окончательного расчета и выдачи трудовой книжки. Довольно часто такие конфликтные работники отстраняются от участия в основной деятельности организации, реализация ответственных проектов и важная документация при этом передаются другим сотрудникам. Нередки случаи, когда служба безопасности организации или иное подобное подразделение при необходимости фиксирует всех посетителей данного сотрудника, просматривает отдельные документы, связанные с его деятельностью, контролирует его телефонные переговоры и переписку по электронной почте.

Обратите внимание! Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» обязывает прокуроров осуществлять личный прием граждан. Этот нормативный акт позволяет работнику обратиться в прокуратуру за консультацией и просьбой разъяснения законодательства, регламентирующего процедуру увольнения

Для многих руководителей актуальным остается вопрос о непосредственных полномочиях прокуратуры по проведению проверок. Это во многом обусловлено проверочными мероприятиями иных контролирующих органов, которые периодически проверяют исполнение юридическими лицами трудового, налогового, экологического и иного законодательства. Ввиду плановости надзорной деятельности многие работодатели уже привыкли к посещениям проверяющих и зачастую готовы к их приходу. Но в случае приезда представителей прокуратуры с целью проверки тех же материалов (фактов, событий), которыми незадолго до их визита занимался, скажем, инспектор ГИТ, у работодателя возникает закономерный вопрос: с чем связана повторная проверка и законно ли ее проведение?

Прокурорская проверка по охране труда

Поскольку в процедуре может участвовать большое число людей, о ее начале работодатель должен быть извещен заранее. Стартом можно считать момент, когда представитель прокуратуры показал свое служебное удостоверение и документы, послужившие обоснованием для ее инициирования. В случае, когда они не предъявляются, проверку можно считать незаконной. Фирма имеет право от нее отказаться. На ней в обязательном порядке также присутствует руководство фирмы.

Представитель государственных органов в письменном виде берет объяснения у связанных с предметом ревизии должностных лиц и других граждан. Он проверяет только документацию и материалы, освещающие поступившую информацию о нарушениях. Копии с них снимаются только по запросу.

Прокурор не имеет права привлекать юридическое или должностное лицо к административной ответственности. Он уполномочен выдать определение, в котором будут указаны время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Постановления и протоколы выписывают инспекторы ГИТ в пределах установленных в КоАП размерах штрафов.

От прокурорской проверки по охране труда не застрахован ни один работодатель. Прокуроры уполномочены проверять, как исполняются на предприятии положения трудового законодательства. В процедуре могут участвовать представители ГИТ, Ростехнадзора, Росприроднадзора, Роспотребнадзора и остальных надзорных органов.

Не только выводы, но и сам факт проведения контрольных мероприятий могут нанести существенный ущерб. Не зная, как правильно действовать, и не умея найти общий язык с представителями госорганов, можно серьезно усугубить ситуацию. В нервозной обстановке легко совершить множество досадных ошибок:

Adblock
detector