Психологические Характеристика Ребенка Из Приемной Семьи

С другой стороны – бесконечные требования, капризы и истерики, особенно первое время пребывания в семье, которые вводят замещающих родителей в ступор и отчаяние. Истерики происходят именно там, где отсутствует терпение и от ребёнка требуются дополнительные усилия, чтобы что-то делать или остановиться.

Результат такого мышления – отсутствие ощущения стабильности, определённости будущего. Как можно позволить себе спокойно жить, если опасность подстерегает буквально повсюду? У ребенка могут проявляться в крайней степени такие черты характера, как подозрительность, замкнутость, зависимость, зацикленность, экзальтированность, агрессивность.

Второй особенностью, о которой я хочу здесь рассказать – это отсутствие в детском доме личного пространства. Эта особенность самого государственного учреждения становится основой наиболее частного обращения к психологу приёмных родителей — «не понимает, что чужое брать нельзя,… что за своими вещами нужно смотреть, беречь их». Частным проявлением может стать воровство. Для начала здесь важно понять, что в детском доме в силу нескольких причин (первой из них является обеспечение безопасности самого ребёнка) у ребёнка нет места, где хранятся только его вещи, и никто кроме него не имеет доступа к ним; грязные вещи отдаются в прачечную, их стирает специальный человек, и нет гарантии, что после стирки они вернуться именно их владельцу, а не другому ребёнку, поэтому зачем о них заботиться и т.д.

Например, парадоксом (для обычных людей) становится уход ребёнка от контакта с новыми людьми, когда по идее он должен желать его и всячески это демонстрировать – впервые увидев, бежать со словами – « Мама, папа, я знаю, вы за мной пришли». Хотя поведение вполне объяснимо – оно защищает ребёнка от новых (ожидаемых) разочарований, новых разрывов. Но при этом потребность быть в контакте у ребёнка (да и не только ребёнка, но и взрослого) сохраняется. Вот только для того, чтобы пробиться к её прямому проявлению, удовлетворению у ребёнка с нарушенными привязанностями приёмному родителю может понадобиться время и терпение. Следует отметить, что это только один из примеров проявления нарушения привязанностей. Её форму у конкретного ребёнка определяют врождённые и приобретённые особенности психики (типичные реакции на стрессовые ситуации) и личный опыт. Поэтому для будущих приёмных родителей становится важным — внимательно изучить личное дело ребёнка, поговорить с воспитателями, узнать как можно больше о его прежней жизни, эти его типичные реакции, кем были эти близкие для него люди, сколько их было, и что это были за отношения. Все это позднее позволит лучше понять ребёнка, его поведение.

Во-вторых, это дети, которые пришли из семьи, они представляют себе, что это такое — жить дома, и поэтому легче адаптируются. Среди них большинство из неблагополучных семей, им многое пришлось пережить: беспробудное пьянство родителей, голод, холод, жестокое обращение. И все-таки даже такому ребенку легче войти в новую семью, какой бы непутевой и бессердечной ни была их мать: когда-то она его любила. В жизни маленького человека были минуты, когда его брали на руки, целовали, говорили ласковые слова, каким бы ничтожным ни был такой опыт, он хранится в памяти как нечто драгоценное и помогает полюбить новых родителей, пусть и не кровных. Кроме того, такие дети знают, что мама и папа должны ходить на работу, что дома у каждого есть свои обязанности, и чем дольше ребенок находится в учреждении, тем труднее ему стать членом семьи. Он постепенно привыкает жить в ином мире, где есть слово «мама», но оно адресовано любой воспитательнице, и есть крыша над головой, но нет родного очага, говорить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, намного чаще других детей страдают нарушениями психического развития, было бы неправильно. Но приемным родителям необходимо иметь представление о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться, знать, на что в поведении детей надо обязательно обращать внимание [2, с. 203-209].

Вам может понравиться =>  Проездной Для Многодетных Родителей Спб

в том, что родители его оставили, что его поведение стало причиной отказа от него. В этом случае вызвать ребенка на откровенность бывает проще. Но не всегда приемные родители могут решить такие проблемы самостоятельно. Стоит воспользоваться психологической помощью специалистов.

Психологические Характеристика Ребенка Из Приемной Семьи

Результаты наблюдений за состоянием их здоровья, успеваемости, достижений в классной и внешкольной жизни, обследование жилищных условий находят отражение в психолого-педагогической характеристике опекаемого ребенка. Данные обновляются ежегодно. Для так называемых социальных сирот возникает необходимость написания дополнительной характеристики на ученика в органы опеки и попечительства с рекомендацией на оформление опеки либо в суд в случае лишения или ограничения родительских прав. Читать далее >>>

В материале дан образец характеристики ученика, находящегося на учёте социально-педагогической службы школы. Особенностью этой характеристики является прослеживание положительных изменений одного и того же ребёнка, в течение учёбы в начальной школе. В характеристике описываются учебные успехи и неудачи ребёнка, его внеклассная деятельность, особенности, в которых живёт ребёнок в школе и дома. Данная разработка будет интересна учителям, в чьём классе есть ученик с аналогичными проблемами.

Психологические особенности приемных детей

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребенка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения. Когда ребенок растет в семье, где его любят и заботятся о нем, удовлетворяют его потребности, разговаривают с ним, у него формируется первичная эмоциональная привязанность к взрослым. Привязанность – это способность и потребность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми. В семье ребенок чувствует себя защищенным, он учится доверять окружающему миру. Ребенок умеет правильно строить отношения с детьми и с взрослыми, прислушивается к советам и спокойно реагирует на замечания в свой адрес.

Говорить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, намного чаще других детей страдают нарушениями психического развития, было бы неправильно. Но приемным родителям необходимо иметь представление о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться, знать, на что в поведении детей надо обязательно обращать внимание.

Дисциплина, в общем, хорошая, но Эльвире нравится все делать в удобном для себя темпе. Она адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все, что от нее требуется. Ей бывает трудно заставить себя делать то, что ей не по душе, но она всё равно всё сделает, т.к. девочке неудобно отказывать другим людям.

У Эльвиры хороший словарный запас, выражать свои мысли получается одинаково хорошо как в устной, так и в письменной форме. Также отмечу, что речь у неё связная, старается говорить полными предложениями. Конечно, это не литературная речь, наполненная различными оборотами, прилагательными и т.п., но Эльвира старается говорить красиво и связно.

Оказаться в новом доме, с новыми незнакомыми людьми, чужими правилами и традициями – это шок для ребенка. И как бы дети не желали жить в любящей семье, избежать стресса вряд ли получится. Самым сложным бывает первый день. Многие неопытные приемные родители совершают одну и ту же ошибку – нового члена семьи встречают все родственники. Это неправильно. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться, привыкнуть новому образу жизни и новым людям?

Вам может понравиться =>  Ужесточение Ответственности Собаководов

Адаптация ребенка в новой семье так же является серьезной проблемой и не всегда проходит гладко и так, как хотелось бы приемным родителям. Это усложняется тем, что как правило, при определении ребенка в приемную семью происходит и смена учебного заведения. Здесь так же происходит адаптация к новому коллективу, новым правилам, что может усилить стрессовое состояние.

В детском доме ребенок постоянно взаимодействует с одной и той же довольно узкой группой сверстников. Это приводит к тому, что здесь отношения в группе складываются по типу родственных. С одной стороны, это положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. Но, с другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения с незнакомыми людьми, способности адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. [1]

Даже в тех случаях, когда благодаря подвижнической работе происходило развитие интеллекта, сохранялись серьезные нарушения личности и общения с другими людьми. На первых этапах «перевоспитания» дети испытывали очевидный страх перед людьми. Впоследствии боязнь людей сменялась непостоянными и слабо дифференцированными отношениями с ними. В общении таких детей с окружающими бросалась в глаза назойливость и неутолимая потребность в любви и внимании. Проявления чувств характеризовались, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой аффективной окрашенностью. У них практически отсутствовали высшие чувства, связанные с глубоким переживанием искусства, нравственных коллизий. [12]

Специалистам, работающим с детьми, необходимо иметь четкое представление о том, как развиваются привязанности между детьми и родителями, и что происходит с ребенком, когда они нарушаются, как влияет недостаток нормальной привязанности на психическое развитие ребенка.

При этом если наиболее существенные задачи социализации остаются на данном возрастном этапе нерешенными, то это приводит к задержке развития личности, делает неполноценным ее развитие. Возможно и скрытое проявление этого явления, когда задача социализации не решена на каком-то возрастном этапе, но внешне это не сказывается на развитии личности в данный период, а через определенный промежуток времени она проявляется, что приводит к немотивированным поступкам и решениям.

— Вопрос почему ребенок бежит из семьи — это главный вопрос. То есть он не может доверять, не может открыться, взаимодействовать. Что с этим делать? Ну, пытаться решать этот вопрос с органами опеки. Куда он убегает? Если он занимается бродяжничеством, то нужно узнать, как давно он этим занимается. Если это ребенок из интернатного учреждения, то, может, он не имеет опыта семейного проживания, выполнения элементарных семейных обязанностей по дому. Опять же, все это индивидуально.

— Ну, вообще, изначально, об этом нужно было как-то договариваться, ребенка подготовить. Причем для него это даже больший стрессовый этап, нежели для родителей, потому что у него не было такого опыта решения и теперь если появится сложный ребенок, то ему придется адаптироваться и подстраиваться, и он часто лишается той заботы, которая у него была. Здесь надо все внимательно взвешивать и воспринимать каждого ребенка как единственного и ни в коем случае не сравнивать, потому что это будут разные дети по опыту, это разные люди.

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0,931

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье [2].

Вам может понравиться =>  Акт На Невыполненные Работы Образец

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

1. В относительно устойчивой и эмоционально безучастной среде ребенок будет пассивным, вялым, апатичным, не заинтересованным в общении с людьми. Воспитатели на них не обращают внимания, что способствует усилению аутистических черт их личности, задержке развития речи и психического развития в целом.

Воспитанники специализированных учреждений, как правило, испытывают затруднения в общении с членами семьи, не сразу «вписываются» в сложившуюся систему семейных отношений. Они глубоко обижены кровной семьей, не умеют сопереживать другому человеку, проявлять любовь к нему, не доверяют окружающим, сохраняют дистанцию при взаимодействии с ними. Им трудно контролировать поведение, видеть последствия своих поступков, быстро освоить правильный тон общения. Первое, что они хотят понять, попадая в новое место, — это «почему я здесь?», «долго ли я тут пробуду?», «что будет со мной в дальнейшем?» [16]

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2022

Социальное сирот­ство с середины XX века приобрело огромные масштабы. Рост социального сиротства отмечался в различных странах, в частности, развитых. В России в данное время социальные сироты составляют большинство детей, оставшихся без попечения ро­дителей (95 %), из них рожденных матерями в возрасте от 16 до 19 лет 60 % [28, с. 33].

Специалисты Центра после устройства ребенка в приемную семью посещают ее ежемесячно, интересуются состоянием приемного ребенка, проводят анкетирование, как приемных родителей, так и самого ребенка по вопросам взаимоотношения, трудностей, с которыми они сталкиваются. ПО результатам посещения приемной семьи, а также анкетирования, специалист Центра разрабатывает программу социально-психологической адаптации для родителей и ребенка.

Психолого педагогическая характеристика ученика под опекой пример готовый

Родитель уделяет внимание в плане воспитания ( сотрудничает с учителем- посещает школу, звонит по телефону). Контролирует выполнение домашнего задания. При возникновении каких-либо проблем реагирует и пытается найти пути решения. Она покупает школьные принадлежности . Следит за внешним видом девочки.

По обучению грамоте: изученные буквы вспоминает ,опираясь на образы изученных букв. Научилась читать по слогам. С помощью определяет количество и последовательность звуков в слове. На поставленные вопросы старается отвечать полным предложением. Сюжетная линия при составлении рассказа не прослеживается. Объем словаря не соответствует возрастной норме. По письму стала понимать рабочую строку. Старается писать буквы каллиграфически правильно, но не всегда это получается. Пишет изученные буквы под диктовку. Путает схожие по написанию буквы. У Маши появился интерес к учебе. Особенно стала нравиться заниматься математикой.

Поэтому проблема направленная, на эмоциональную сферу ребенка в приемной семье, очень актуальна и важна, так как эмоциональная сфера ребенка — это основа его поведения. Все дети разные, но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этого.

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста в приемной семье будет эффективной, если психолого-педагогического сопровождение будет осуществляться поэтапно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса: педагогами, психологами.

Adblock
detector