Рао Российское Авторское Общество Bynthytn Hflbj

РАО и ВОИС: как вещать легально

Сообщение для всеобщего сведения музыкальных произведений, исполнение, фонограмм, в том числе – в сети интернет, осуществляемое не-интерактивным способом (в виде «потока», без доступа к конкретным объектам) допускает использование особой правовой конструкции – коллективного управления, предусмотренного статьёй 1244 Гражданского кодекса РФ. Коллективное управление предусмотрено в отношении тех способов использования Объектов, когда заключение прямых договоров с правообладателями затруднено. Радиовещание как раз относится к такой сфере. Коллективное управление осуществляется специальными организациями – ОКУПами, имеющими государственную аккредитацию. ОКУПы собирают, распределяют и выплачивают вознаграждения в пользу правообладателей. Заключение лицензионных договоров с аккредитованными организациями (ОКУПами) даёт возможность радиовещателю правомерно использовать произведения, исполнения, фонограммы без заключения договоров с каждым отдельным правообладателем. То есть, в пользу ОКУПа может быть выплачено вознаграждение за использование Объектов независимо оттого, есть ли у ОКУПа договор с конкретным правообладателем или нет. В рамках этой правовой конструкции работают все радиостанции, независимо оттого, осуществляется вещание в эфире или в сети интернет.

При осуществлении потокового радиовещания в сети интернет вещатель использует охраняемые объекты интеллектуальной собственности – музыкальные произведения, исполнения, фонограммы (далее – «Объекты»). Использование этих объектов без разрешения правообладателей (авторов, наследников, исполнителей, изготовителей фонограмм) влечёт для нарушителя гражданско-правовую и уголовную ответственность, предусмотренную статьями 1250, 1252, 1253, 1301, 1311 Гражданского кодекса РФ, а также статьёй 146 Уголовного кодекса РФ. Что должен сделать радиовещатель, чтобы избежать претензий правообладателей и обеспечить правомерное (легальное) использование аудио-треков в эфире своей радиостанции? Возможность договориться с каждым из правообладателей мы не рассматриваем ввиду того, что такая конструкция просто невыполнима. И здесь нам на помощь приходит правовая конструкция – коллективное управление авторскими и смежными правами.

Однако ввиду ситуации в нашей стране и во всем мире в связи с распространением новой вирусной инфекции, изменением условий, форматов и графиков работы людей и организаций, закрытием и простоем многих отраслей бизнеса, в т.ч. в культурной, досуговой, развлекательной сферах, РАО испытывает затруднения с получением необходимых для распределения авторского вознаграждения документов и сведений, в т.ч. от иностранных организаций по управлению правами на коллективной основе. Процессы взаимодействия между многими организациями замедлились или приостановились, что существенно отражается на деятельности РАО.

РАО и другие общества по коллективному управлению правами уже ощущают падение сбора вознаграждения по многим категориям пользователей. Американское общество по управлению правами авторов ASCAP официально заявило своим членам и партнерам о негативном воздействии пандемии на выручку организации по всем категориям сборов вознаграждения (www.mooscle.com).

Вещание большинства радиостанций немыслимо без песен, инструментальной музыки и других произведений авторов. Именно музыкальные и иные произведения авторов, наравне с ведущими радиоэфира, формируют имидж радиостанции и поднимают ее рейтинг. Величина
аудитории радиостанции далеко не в последнюю очередь зависит от той музыки, которая звучит в ее эфире. Следует отметить, что музыкальные произведения используются и в эфире информационных радиостанций. Это и музыкальное сопровождение различных
программ, а также музыка, используемая в рекламе и оформлении радиоканалов (заставки и музыкальные позывные).

По вопросам, связанным с использованием произведений путем сообщения в эфир и (или) по кабелю, в том числе путем ретрансляции, по радио, а также заключением соответствующих лицензионных договоров, вы можете обращаться по телефону: +7 (495) 988-68-70
доб. 12045 и 12027 или электронной почте trk@rao.ru

То есть, для того чтобы пустить в ротацию, к примеру, треки, нужно всего лишь указать имя создателя и название. Ну и разумеется, не забыть о распространении только в ознакомительных целях.
Но ведь создатель может резко вспомнить об охране интеллектуальной собственности, в соответствии с «Правом на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Что тогда?
Все гениально — просто. Стоит только удалить треки из ротации, и проблема решена. Вы не используете собственность, а значит и награждать Вам создателя не за что.
Именно с этой проблемой я уже сталкивалась и такое решение последующих проблем не вызывает.

В данной ситуации возникает резонный вопрос: а верно ли считать все онлайн-проекты такого плана средствами СМИ? Изучая Закон, в котором нигде не упоминается о распространении информации через радио-потоки интернета, создается впечатление, что лицензия и правда не нужна. И вроде бы все славно и хорошо, но попасть на этом деле можно очень серьезно. А между тем есть еще один подводный камень — Авторское право.

Авторские отчисления в РАО и ВОИС

Работа обеих организаций регламентирована статьей 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что они «вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе». Поэтому когда представители РАО и ВОИС приходят с проверкой в то или иное общественное заведение, они действуют строго в рамках своих полномочий. Также и авторские отчисления РАО и ВОИС получают от пользователей, распределяют и выплачивают правообладателям, действуя по закону.

Вам может понравиться =>  Сообщение Административная Ответственность Кратко

Но можно выбрать другой вариант, который не исключает РАО и ВОИС полностью из схемы организации музыкального оформления, но упрощает взаимодействие с ними для бизнеса. Мы говорим о заключении договора с компаниями, профессионально занимающимися проектированием фоновой музыки для общественных заведений. FONMIX организует музыкальное оформление бизнеса по всей России и не только; мы работаем с любыми компаниями, создаем плейлисты и не только для гостиничной, развлекательной и бьюти-индустрий, ритейла, деловых и офисных пространств, работаем на крупных мероприятиях любой направленности.

Российское авторское общество

Почему и в каких случаях необходимо заключать лицензионные договоры на использование музыкальных произведений и отрывков музыкально-драматических
произведений?
Разъяснение о порядке исполнения пользователями условий лицензионных договоров.
По вопросам, связанным с использованием произведений путем сообщения в эфир и (или) по кабелю, в том числе путем ретрансляции, по радио, а также заключением соответствующих лицензионных договоров, вы можете обращаться по телефону: +7 (495) 988-68-70
доб. 12045 и 12027 или электронной почте trk@rao.ru

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Авторского Совета РАО
№ 2 от «04» июля 2017 года в редакции,
утвержденной Постановлением Авторского
Совета РАО № 4 от «21» марта 2022 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о ставках авторского вознаграждения за сообщение по радио в эфир и (или)
по кабелю (в том числе путем ретрансляции) обнародованных произведений,
коллективное управление правами на которые осуществляет РАО
Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Уставом РАО и
устанавливает ставки и порядок выплаты авторского вознаграждения за предоставление права использования
способом сообщения по радио в эфир и (или) по кабелю (в том числе путем ретрансляции) обнародованных
произведений, коллективное управление правами на которые осуществляет РАО1
(далее – «произведения»).
I. Плательщики авторского вознаграждения
1.1. Плательщиками авторского вознаграждения за предоставление права использования способом
сообщения по радио в эфир и (или) по кабелю (в том числе путем ретрансляции) произведений, являются
юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, а также органы государственной власти и
местного самоуправления, осуществляющие сообщение по радио в эфир или по кабелю (в том числе путем
ретрансляции) произведений (далее по тексту – «Пользователи»).
II. Ставки авторского вознаграждения
2.1. Ставка и порядок расчета авторского вознаграждения для каждого Пользователя устанавливаются
лицензионным договором, заключаемым между РАО и Пользователем, исходя из размера ставки и
минимальных сумм авторского вознаграждения, определенных в порядке, установленном настоящим
Положением.
2.2. Размер авторского вознаграждения за сообщение по радио в эфир и (или) по кабелю (в том числе
путем ретрансляции) произведений определяется в зависимости от процентного соотношения хронометража
использования произведений с общим хронометражем сообщаемых или ретранслируемых радиопередач и
рассчитывается от общей суммы дохода Пользователя за отчетный период (календарный квартал).
Под сообщением в эфир (и) или по кабелю для целей настоящего Положения понимается сообщение
произведений для всеобщего сведения по радио (в том числе путем ретрансляции, то есть прием и
одновременное сообщение полной и неизменной радиопередачи либо ее существенной части, сообщаемой
организацией эфирного или кабельного вещания), посредством которой произведение становится доступным
для слухового восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении
произведения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции
на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до
всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.
2.3. Размер ставки авторского вознаграждения, подлежащего выплате Пользователями, составляет:

Платить ли РАО за музыку в кафе или ресторане

Алгоритм работы РАО очень прост. Как правило, специалисты под видом клиентов приходят к вам в заведение, делают скрытую видеозапись, пробивают чек на незначительную сумму для подтверждения, что они находились в определенное время в определенном месте, а затем предлагают собственникам заключить с ними лицензионный договор. Ставки у них варьируются в зависимости от вида деятельности организации (расчет, как правило, складывается из фиксированного платежа, и ставки, зависящей от площади, либо количества посадочных мест, либо процент от продажи билетов и прочие вариации). Если собственник платить не хочет, то получает судебный иск и требование о взыскании компенсации 10 000 рублей за каждое произведение, которое попало на видеозапись.

↗️ Публичным исполнением признается представление музыкального произведения вживую или с помощью технических средств (радио, ТВ, Интернет) в месте, открытом для свободного посещения или где присутствует значительное число лиц (ст.1270 ГК РФ). Поскольку музыкальное произведение является объектом авторских прав, то здесь неминуемо встает вопрос о правомерности использования чужого объекта. Использование правомерно, если оно осуществляется с согласия правообладателя, причем следует помнить, что отсутствие запрета правообладателя не является разрешением на использование произведения.

Рао Российское Авторское Общество Bynthytn Hflbj

Я являюсь владельцем небольшого сайта, посвященного аниме http://www.nya-journal.ru/. Сайт некоммерческий и никакой прибыли мы с него не получаем. Там содержатся написанные нашими же авторами статьи, скриншоты из аниме и официальный арт, предназначенный именно для бесплатного распространения. Также есть небольшое радио, которое слушает 5 человек.

Вам может понравиться =>  Сокращение Департамента 336 Газпром

Не поручусь за ваш случай, но есть значительно более «смешной» прецедент. Моим партнёрам принадлежит «веб-студия» в Питере, коих легион. Недавно им (а по слухам и многим другим студиям) пришли аналогичные требования — предоставить документы чуть ли не на весь «клипарт», используемый в дизайне разрабатываемых сторонних сайтов. Смешно же потому, что конкретно эта студия никогда стороннюю графику вообще не использует — исключительно работы собственных художников (т.е. имеет на руках и все сорцы: от SVG до XCF). На этот довод представители РАО предложили с ними заключить договор (т.е. «вступить в их шайку» и оплатить взносы), якобы для защиты уже прав студии (т.е. для регистрации каждой грёбаной иконки). Однако, небольшое расследование показало, что данная организация скорее всего не имеет отношения даже к РАО, отказываясь предоставлять свои реквизиты юрлица и банковского счёта, предлагая вместо этого переводить «на деревню дедушке» Яндекс-деньги или Вебмани.

Очередной попыткой анальной оккупации российской сцены стало выуживание денег из хора ветеранов ВОВ в Самаре, которые на бесплатных концертах исполняли фронтовые песни, а у РАО разрешения не спросили. Вот тут-то и накрылась медным тазом бравая организация, ибо за приставание к ветеранам в преддверии 9 мая можно очень не слабо схлопотать по ебальнику, ибо святотатство. Зюганов обещал поставить оккупантов к стенке, Жирик поспешил раздать благодарности ветеранам, а самоё РАО хотели было затащить в Думу на публичное побивание камнями, но сабжевая ОПГ попыталась отфлюродросить перед главной ОПГ этой страны, дабы избежать анального наказания. Анального наказания избежать удалось, да еще и гендир был награждён медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» за активную работу с ветеранами, участие в патриотическом воспитании граждан и большой вклад в подготовку и проведение юбилея Победы. Ёбаный стыд.

Имея ввиду копирастический закон о публичном воспроизведении, который обязывает согласовывать (и платить за) почти любое воспроизведение музыки, которое слышит хоть кто-нибудь посторонний, РАО требовало денег и за прослушивание этого нашего блатняка в маршрутках пассажирами. Опуская весь маразм, связанный с тем, что нормальный человек заплатил бы скорее за то, чтобы не слышать Мишу Круга по дороге домой, остается удивляться, почему пативэны не приезжают за людьми, телефоны которых исполняют MP3-звонки в общественных местах. Хотя эта идея уже витает в воздухе. Местные клоуны наподобие РАО уже озаботились.

«Все авторские и смежные права на музыку взяты нами у правообладателей, а значит, они уже «очищены», и дополнительно платить нам просто не за что. К Российскому авторскому обществу у меня вообще сложное отношение, я не считаю, что это цивилизованная форма рыночных отношений. Сервис фактически установлен «по умолчанию» и навязывается даже тем авторам, которые ни о чём таком не просили. Кроме того, стопроцентный перенос офлайновой системы управления правами в онлайн работать в любом случае не будет, это другая медиасреда. Загрузка файла пока ещё не приравнена к публичному показу кинофильма, а видеохостинг не приравнен к СМИ», — прокомментировал «Часкору» свою точку зрения гендиректор Tvigle.ru Егор Яковлев.

А ещё ОКУПы хотели бы, чтобы нормы отчислений устанавливались правительством. Тогда больше никто не будет пытаться рядиться с РАО, сколько именно платить с «метров озвучиваемой территории». Правда, в этом случае может возникнуть подозрение, что тем самым де-факто произойдёт введение нового налогового сбора, но ОКУПы это не беспокоит.

Но реальная цена вопроса по финансам для РАО — меньше мизера, денег у интернет-радиостанций просто нет ни на что — не только на отчисления. 99,9% станций вообще делается себе в убыток, о доходах даже не мечтается. Это разновидность филантропии, энтузиазма на пустом месте.

Тем более, что вообще непонятно, как брать деньги, по каким ставкам. Станцию вообще могут не слушать месяцами, так часто бывает с крошечными сайтиками. Лицензии на такую деятельность не нужно. Аудитория неизвестна. Даже чтобы снять комнату, нужно платить деньги и есть финансовый оборот. В случае с интернет-радио финансовый оборот, с которого хочет брать мзду РАО, отсутствует как факт у подавляющего большинства интернет-сайтов.

Кто защитит?
Вопрос в том, кто может в Государственной думе лоббировать интересы радио и телевизионной индустрии. К сожалению, НАТ, заключив в свое время генеральное соглашения с РАО, проявила необъяснимо слабую позицию в отстаивании индустриальных интересов. Я думаю, что представителям РАО при заключении соглашения можно было бы поставить те же вопросы, которые были поставлены выше. Более того, ведь НАТ могла бы создать собственную организацию по защите авторских прав или же сотрудничать с другой авторско-правовой организацией, которая в отличие от РАО представляет обладателей не только авторских, но и смежных прав. Или использовать всю мощь членов НАТ (телевидение и радио) для продвижения своих же собственных интересов. Делать нужный «белый» либо «черный» PR у нас многие умеют.
Может, что-то способен сделать свежесозданный Индустриальный комитет?
Если ничего не изменится и поправки к закону об авгорском праве будут приняты и том виде, в котором они прошли первое чтение в Госдуме, нужно организовать информационную структуру, позволяющую объединить, минуя РАО, авторов с радиостанциями и телевидением. Возможно, это должен быть специальный сайт, где можно было бы публиковать отчеты радиостанций и телепрограмм об использованных произведениях. Тогда авторы смогут по закону требовать полноценных и своевременных выплат за свою продукцию.
И было бы неплохо, если бы нашлась компетентная организация, которая могла бы провести квалифицированную комплексную проверку РАО.

Вам может понравиться =>  Социальная Транспортная Карта Для Пенсионеров Как Положить Деньги На

Я почти десять лет работаю директором региональной радиостанции «Радио-Рейтинг» в небольшом стотысячном городе. Как у любого радиовещателя, у нас в разные периоды в разных сочетаниях был обширный набор внутренних и внешних проблем: материальная часть, квалификация персонала, проблемы менеджмента, промоушна, траффика, ремонта, взаимодействие с властями, постоянные изменения в законодательстве, налоги, аренда, конкуренция. В общем, обычное сочетание неограниченных расходов и ограниченных доходов. Ежедневная борьба шла обычным путем, пока года полтора тому назад вдруг резко не активизировалась общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО).
С РАО мы тесно работали в 1997-1998 гг., отчисляя им положенные деньги. Потом они пропали на пару лет, и так как договора с РАО имели годичный срок действия, который истек, мы заключили договор с новым партнером — «Национальным агентством по авторским и смежным правам».
Во всем мире отчисляют авторские. Мы тоже были готовы это делать. И если честно, нам было все равно кому. В середине-конце 90-х проблема авторского права была далеко не самой важной для российского радиобизнеса. С юридической точки зрения все прикрыто и слава богу.
В 2001 г. РАО неожиданно вернулось. Нам доходчиво объяснили, что необходимо снова начать платить РАО. На все их притязания мы отреагировали. Между радиостанцией и РАО было подписано новое лицензионное соглашение «на сообщение перечня обнародованных произведений, относящихся к репертуару Общества (РАО)».
Я был уверен, что теперь никаких проблем у меня не будет. По российскому законодательству заключение лицензионного соглашения только с РАО не позволяет решать в полном мере вопрос использования музыки и иных объектов авторско-правового регулирования. РАО представляет только обладателей авторских прав, и, соответственно, пользователям произведений необходимо еще заключать соглашение с организацией, занимающейся смежными правами, к которым относятся права исполнителей, производителей фонограмм и т.д. Имея два договора — и с РАО, и с «Национальным агентством по авторским и смежным правам», — я решал эти юридические тонкости.
Мы, готовые платить, попросили РАО предоставить нам список произведений из указанного в соглашении репертуара РАО и стали ждать ответа. В молчании прошло несколько месяцев. И вдруг неожиданно появляется инспектор РАО и строго требует: два отчета — финансовый и содержательный, денег за отчетный период, а в случае любой задержки начинает грозить штрафными санкциями и в конечном счете — судом.
Моя многолетняя практика взаимодействия с поставщиками, потребителями, рекламодателями и партнерами никогда не приводила к таким суровым взаимоотношениям.
Слегка недоумевая, я решил уточнить правомочность столь жестких притязаний. Меня заинтересовало: за что организация берет деньги, у кого, сколько, кому отдает, чьи права защищает и каков уровень компетенции ее сотрудников. В поисках ответов я сначала попробовал вступить в мирную переписку.

В настоящее время российское законодательство не предполагает авторских отчислений для интернет-радиостанций. Однако РАО уже не первый год пытается пролоббировать введение поправок, которые заставят интернет-радио платить отчисления наравне с эфирными радиостанциями.

Online Radio 101.ru — первое и самое популярное интернет-радио в России, входящее в один из крупнейших отечественных медиахолдингов ВКПМ. Каждый месяц более 1 500 000 человек подключается к проекту. На сегодняшний день на Online Radio 101.ru работают 146 музыкальных станций всех стилей и направлений — от джаза до хип-хопа, от поп-музыки до тяжелого рока.

Радиовещание в заведении: как не нарушить закон

Существуют два типа организаций по управлению правами на коллективной основе: аккредитованные и неаккредитованные (ст. 1244 ГК РФ). Главное отличие состоит в том, что организация по управлению правами, аккредитованная при уполномоченном органе, имеет право заключать договоры и собирать вознаграждение (а также требовать компенсацию с нарушителей) в пользу всех обладателей авторских и смежных прав, за исключением тех, кто сам направил организации отказ от услуг по управлению правами.

Следует помнить, что РАО и ВОИС вправе собирать вознаграждение в пользу неограниченного круга правообладателей, как российских, так и зарубежных (в отношении охраняемых в России произведений) на основании аккредитации и п. 1 ст. 1326 ГК РФ. Поэтому отсутствие произведения в их реестрах не исключает возможность предъявления требования о выплате вознаграждения.

Собранное, но нераспределенное в течение трёх лет авторское вознаграждение, хранящееся на счетах организации по коллективному управлению, не должно облагаться налогами. Соответствующее решение было принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по заявлению РАО 19 ноября 2013 г. >>>

Конституционный Суд остался в стороне от разрешения правовой коллизии – противоречий между положениями Гражданского кодекса РФ и международным договором ВТО (Всемирная торговая организация) в части бездоговорного коллективного управления авторскими правами, но определил обязательства >>>

Adblock
detector